НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО
ПРИЛАДОЖЬЯ,
собранные летом 1879 года
|
Теодор Швиндт |
Жертвоприношения
и другие языческие обычаи[i]
В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя. В
Хямеенлахти на мысу, там, где раньше
жили православные семьи, стоял
деревянный крест, вокруг которого
лежали камни. Это было место для
жертвоприношений. Рассказывают, что,
"когда какой-то пьяный из Париккала
вырвал этот крест из земли, у него
появилась грыжа". В Лапинлахти на горе Ласкеламяки стоял деревянный крест, там приносили в жертву деньги и тому подобное. На острове Руотсаари[ii] тоже был крест, и моряки оставляли под ним деньги. В Ристиниеми ("Крестовый мыс"), в трех верстах от усадьбы Терву, в направлении к острову Хейнисенмаа был крест, прикрепленный к сосне, там моряки оставляли пожертвования. Находились такие люди, которые забирали эти приношения, - тогда их настигали болезни. В
Кумола на двух кладбищах
совершались жертвоприношения. На той
стороне, которая выходит к Терву,
этот обычай сохранился, вероятно, до
сих пор, но, в отличие от прежних времен,
теперь пожертвования в основном только
денежные. Люди русской веры приходили на кладбища для поминок[iii]. Они два раза в год приносили туда пищу: осенью в субботу на праздник Кекри[iv] и на Пасху усопших - во вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения[v]. Угощение ели прямо на кладбище. "В Кумола среди людей русской веры до сих пор немало язычников", - так говорят. Еще 15 лет назад они не пахали по пятницам. В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето. Старики еще помнили те времена, когда люди русской веры приходили на кладбище в Сорола, "молились и просили: "Господи, помилуй""[vi]. В Кирьявалахти, неподалеку от постоялого двора, было кладбище, оно служило местом для жертвоприношений.
[i]
У карел долгое время сохранялись
пережитки язычества. В некоторых
преданиях дохристианские обряды
ошибочно приписываются православным. [ii]
Руотcаари - топоним от слова "ruoto"
- "рыбья кость" или от "ruotsi" -
"шведский". [iii]
В преданиях о кладбищах к рассказу о
православной традиции поминовения
усопших примешиваются сообщения об
обрядах, связанных с языческой
тризной. [iv]
Кекри - старинный праздник,
который отмечался 1 ноября, когда
хозяева рассчитывались с
работниками по окончании
сельскохозяйственных работ. [v]
...во вторник второй недоли после
Светлого Христова Воскресения. -
Речь идет о Радонице -
благочестивом обычае поминовения
усопших, совершаемого Православной
Церковью во вторник Фоминой недели,
следующей после Пасхальной. [vi]
В деревне Сорола в ХV - ХVII вв. была
церковь во имя Георгия Победоносца,
сожженная шведами. Люди по старой
памяти съезжались туда, как в былые
времена на престольный праздник - Юрьев
день, празднуемый
6 мая. |
Метелиляйнены
и лопари
Укрепленные возвышенности и острова, оборонительные валы. Предания времен провинции о Яакко Пунтусе Жертвоприношения и другие языческие обычаи
|