| НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО
        ПРИЛАДОЖЬЯ,собранные летом 1879 года | Теодор Швиндт | 
| Жертвоприношения
        и другие языческие обычаи[i]В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя. В
        Хямеенлахти на мысу, там, где раньше
        жили православные семьи, стоял
        деревянный крест, вокруг которого
        лежали камни. Это было место для
        жертвоприношений. Рассказывают, что,
        "когда какой-то пьяный из Париккала
        вырвал этот крест из земли, у него
        появилась грыжа". В Лапинлахти на горе Ласкеламяки стоял деревянный крест, там приносили в жертву деньги и тому подобное. На острове Руотсаари[ii] тоже был крест, и моряки оставляли под ним деньги. В Ристиниеми ("Крестовый мыс"), в трех верстах от усадьбы Терву, в направлении к острову Хейнисенмаа был крест, прикрепленный к сосне, там моряки оставляли пожертвования. Находились такие люди, которые забирали эти приношения, - тогда их настигали болезни. В
        Кумола на двух кладбищах
        совершались жертвоприношения. На той
        стороне, которая выходит к Терву,
        этот обычай сохранился, вероятно, до
        сих пор, но, в отличие от прежних времен,
        теперь пожертвования в основном только
        денежные. Люди русской веры приходили на кладбища для поминок[iii]. Они два раза в год приносили туда пищу: осенью в субботу на праздник Кекри[iv] и на Пасху усопших - во вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения[v]. Угощение ели прямо на кладбище. "В Кумола среди людей русской веры до сих пор немало язычников", - так говорят. Еще 15 лет назад они не пахали по пятницам. В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето. Старики еще помнили те времена, когда люди русской веры приходили на кладбище в Сорола, "молились и просили: "Господи, помилуй""[vi]. В Кирьявалахти, неподалеку от постоялого двора, было кладбище, оно служило местом для жертвоприношений. 
 [i]
            У карел долгое время сохранялись
            пережитки язычества. В некоторых
            преданиях дохристианские обряды
            ошибочно приписываются православным. [ii]
            Руотcаари - топоним от слова "ruoto"
            - "рыбья кость" или от "ruotsi" -
            "шведский". [iii]
            В преданиях о кладбищах к рассказу о
            православной традиции поминовения
            усопших примешиваются сообщения об
            обрядах, связанных с языческой
            тризной. [iv]
            Кекри - старинный праздник,
            который отмечался 1 ноября, когда
            хозяева рассчитывались с
            работниками по окончании
            сельскохозяйственных работ. [v]
            ...во вторник второй недоли после
            Светлого Христова Воскресения. -
            Речь идет о Радонице -
            благочестивом обычае поминовения
            усопших, совершаемого Православной
            Церковью во вторник Фоминой недели,
            следующей после Пасхальной. [vi]
            В деревне Сорола в ХV - ХVII вв. была
            церковь во имя Георгия Победоносца,
            сожженная шведами. Люди по старой
            памяти съезжались туда, как в былые
            времена на престольный праздник - Юрьев
            день, празднуемый 
            6 мая. | Метелиляйнены
        и лопари Укрепленные возвышенности и острова, оборонительные валы. Предания времен провинции о Яакко Пунтусе Жертвоприношения и другие языческие обычаи 
 | 
|  |