| НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО
        ПРИЛАДОЖЬЯ,собранные летом 1879 года | Теодор Швиндт | 
| МонастыриВ Поземельной книге Кексгольмского лена 1589 - 1593 гг. упоминаются следующие деревянные монастыри: Каннансаари ("Остров-полуостров") и Хейнисенмаа[i] ("Сенная земля") в Куркийокском погосте; Вайвила, или Вайнила, в Сортавальском погосте; Орусъярви в приходе Мёнтсяля Салминского ("Пролив") погоста. О них сохранились немногословные предания. В двух верстах от кирхи в Куркийоки находится небольшой остров Каннансаари, называемый также Каннсаари и Каннесаари. Сейчас там лишь поля и луга. К северо-западу от той же кирхи виднеются две горы: Кууттимяки ("Гора белька[ii] нерпы") и Ляявямяки ("Холм, на котором стоит хлев"), а между ними располагаются гора Лайтурикаллио ("Скала у причала") и долина Лайтурилакс ("Долина у причала"). Здесь когда-то была монастырская пристань. Чуть выше на острове, посреди поля, есть место, именуемое Кирккомаа ("Церковная земля"), и Кирккомаакаллио ("Церковная окала"). Видимо, тут и стояла церковь. В районе Кирккомаа находили кости и кирпичи. На каменистой горке сохранились две большие ямы. И место захоронений, и берег - все поросло тернием. В разных преданиях упоминается о том, что на острове был либо монастырь, либо церковь. Вот, что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: "Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли". Монастырь на острове Хейнисенмаа известен с давних времен. О нем и о его местоположении существует множество легенд, но обычай моряков бросать в воду монетки и табак "на хорошую погоду" именно в южной части острова связан, как полагают многие, с тем, что там и стоял монастырь. Однако из другого предания мы узнаем, что обитель находилась в северной части острова, в глубине бухты Монастеринлахти ("Монастырский залив"). Там до сих пор возвышается длинная пристань, сложенная из камней. Неподалеку от нее видны остатки каменной изгороди и других сооружений, тоже каменных. Монастырь Орусъярви, по преданию, был на том же месте, где теперь стоит деревенская церковь. Несколько десятилетий тому назад на кладбище упала старая ель в три локтя толщиной, которая издавна называлась "монастырской". На соседнем поле плуги пахарей часто выворачивали кусочки сгнивших досок и прочее. Вот, о чем говорится в монастырском предании: "Когда шведы в первый раз пришли на эти земли[iii], они дошли только до того креста, который стоит в полуверсте на дороге, ведущей в Салми. Посовещались и повернули назад, переправились через реку Туломайоки, в которой потом нашли их ружья. Но вот, когда шведы пришли во второй раз[iv], они разорили монастырь. Правда, колокола его, по всей видимости, еще раньше были опущены на дно озера Пункалаярви, и все ценности вывезены на 40 лошадях за 8 верст отсюда к северо-востоку в Орихкивенселкя, где их также утопили в омуте". От монастыря не осталось ничего, кроме деревянного креста, сиротливо приютившегося у монастырской ели. "Когда строили церковь", сюда приезжали монахи о Валаама, они-то и прочитали надпись на кресте, и оказалось, что стоявшему здесь монастырю было 700 лет. По мнению русских верующих, самое святое место на всем Финском побережье[v] - это Орусъярви, - ему покровительствует сам Святой Николай[vi]. О монастыре Вайвила до нас предания не дошли, известно лишь только место его нахождения, Это остров Кирккосаари ("Церковный") в Мёнтсяля. Там есть кладбище и обветшалые стены часовни, но сведений о монастыре взять неоткуда. 
 [i]
            Хейнисенмаа - правильнее:
            Хейнясенмаа. [ii]
            Белек – детеныш некоторых видов
            тюленей, в том числе ладожской нерпы,
            имеющий длинную и густую белую или
            желтоватую шерсть).  [iii]
            Когда шведы в первый раз пришли на
            эти земли... - Речь идет о событиях
            русско-шведской войны 1570 - 1583 гг. [iv]
            ...когда шведы пришли во второй раз...
            - Имеется в виду период военных
            действий 1610 - 1617 гг. [v]
            Финское побережье - вероятно,
            речь идет все же о побережье
            Ладожского озера. [vi]
            Святой Николай - Святитель
            Николай, архиепископ Мир Ликийских,
            чудотворец. | Метелиляйнены
        и лопари Укрепленные возвышенности и острова, оборонительные валы. Монастыри Предания времен провинции о Яакко Пунтусе Жертвоприношения и другие языческие обычаи 
 | 
|  |