| Кончина | ||
| Пять
      лет пробыл о. Назарий в Саровской
      пустыне, и скончался 23 февраля 1809 году,
      семидесяти двух лет от рождения, в своей
      келии, на берегу речки Саровки по
      течению ее на правой стороне. 23 февраля
      1809 года. Братия застала его у в живых, но
      он уже не мог сказать ни слова. Скончался
      он в 6-ом часу по полудни. Тело его
      погребено у алтаря теплой церкви; близ
      его духовника иеросхимонаха Варлаама. Над
      ним был поставлен памятник со следующей
      надписью: “Назарий
      прахом здесь душею в небесах: И
      будет незабвен в чувствительных сердцах, В
      которых он вместил священны те таланты, Пред
      коими ничто мирские адаманты. Покойся
      Отче зде без скорби и рыданья, Доколь
      наступит день комуждо воздаянья”.   Путешественник
      Муравьев посетивший Саровскую пустынь
      так пишет об отце Назарии: «А старец
      Назарий, о котором конечно вы много
      слышали в столице, после долгого
      настоятельства в обители Валаамской,
      погребен у алтаря теплой церкви, и вы
      видите его памятник отсюда». Свидетельством
      этому - предание, что вовремя морского
      сражения с Шведами, бывшего близ
      Петербурга, в царствование
      Благочестивейшей Государыни
      Императрицы Екатерины II-й[1],
      когда в большой страх приведены были
      жители Петербурга и преосвященный
      митрополит Гавриил заключился в
      уединении, внезапно пришел старец
      Назарий и требовал, чтоб о нем доложили
      преосвященному. Келейный отвечал, что
      владыка никого не велел принимать к себе.
      «Это дело иное, отвечал Назарий, меня не
      нужно ему принимать, я просто подойду к
      нему, и хотя может быть, ему и не до меня,
      да мне теперь есть дело до него». Быв
      наконец допущен, о.Назарий решительно
      представлял Владыке, чтоб он утешился от
      скорби надеждою победы и безопасности, и
      даже указав ему на небо к стороне моря,
      показал на светлых облаках восходящие
      на небо души воинов, положивших живот
      свой за Церковь, Царицу и Отечество.
      Предание прибавляет, что митрополит
      Гавриил немедленно, лично или письменно,
      обратился к императрице с утешительным
      и обнадеживающим словом, и что в
      последствии, когда слово оправдалось
      событием, Она милостиво приняла вместе с
      митрополитом и старца Назария. Отец
      Назарий однажды был по делам
      монастырским в Петербурге и шел с другим
      старцем по Выборгской стороне. В это
      время Великий Князь Павел Петрович (Впоследствии
      Император), выехал за Неву реку. Увидав
      старце в убогом рубище, он спросил:
      откуда вы и что за старцы? И узнав, что
      один из них был игумен Назарий,
      благодарил его за успешное
      восстановление Валаамского монастыря;
      так как он уже слышал много доброго о
      старце Назарии, славившимся духовной
      опытностью и попечительностью о благе
      обители. Еще
      об одном случаи рассказывал келейник
      преосвященного Гавриила Мельхисидек,
      бывший впоследствии архимандритом
      Спасо-Ефимиева Суздальского монастыря и
      келейник о.Назария, иеромонах Иларион. В
      царствование Государя Императора
      Александра Павловича, однажды старца
      Назария в Петербурге пригласили в дом
      сановника К., в то время подпавшего
      немилости Государя Императора. Супруга
      сановника просит о.Назария: помолись о.Назарий,
      чтобы дело мужа моего получило добрый
      исход. «Хорошо, - отвечал Назарий, - надо
      помолиться Господу, чтобы наставил
      Государя, но надо попросить и
      приближенных Его». Супруга сановника
      думая о начальниках своего мужа, говорит:
      мы уже всех просили, да что-то надежды
      мало. «Да вы не тех и не так просите. Дай
      мне несколько денег». Та вынула
      несколько золотых монет. «Нет, эти мне не
      годятся; нет ли медных, или маленьких
      серебренных». Она велела подать тех и
      других. О.Назарий взял денег и ушел из
      дома. Целый день ходил по улицам и местам,
      где полагал найти бедных и нищих и
      раздавал милостыню. К вечеру явился в
      дом К., и с уверенностью говорит: «Слава
      Богу, обещали, все Царские приближенные
      за вас». Обрадованная жена идет сообщить
      больному от скорби мужу, и сам К.,
      призывает к себе и благодарит о.Назария
      за ходатайство пред вельможами. Еже
      Назарий не отошел от постели К., как
      приходит известие о благополучном
      окончании дела. К. от радости
      почувствовал облегчение от болезни, и
      спросил о.Назария: кто из приближенных
      Государя был к нему более благосклонен?
      Тут он узнал, что это были нищие –
      приближенные Господа, по словам Назария.
      Глубоко тронутый благочестием Назария,
      он навсегда сохранил к нему
      благоговейную любовь.  К
      нему за духовным советом обращался
      будущий оптинский старец, архимандрит
      Моисей: «Поблагодарите за почтенные
      писании ко мне бывшего игумена Назария,
      отца моего Илариона, отца Владимира. Я
      постараюсь все, то исправить о чем
      писано отцем игуменом…»  Так
      игумен Антоний (Бочков),настоятель
      Малоярословецкого монастыря писал
      игумену  Саровской
      пустыни: «…Просил
      у Вас о жизнеописании преподобного отца
      Назария, игумена Валаамского; о коем и
      ныне прошу Вас и молю утешить меня
      присылкою онаго, за что Вам смиренной
      мой поклон будет лицом до земли…». «Чувствительно
      благодарю Вас батюшка за присланные
      жизнеописания Великих старцев Назария и
      Серафима, которых я не видевши ни разу
      душевно чту, и поминаю.»   
 [1] В данном случае речь идет о Гоголандском морском сражении которое состоялось в ходе русско-шведской войны 1788-1790 гг. между русской и шведской эскадрами в районе о.Гогланд (Финский залив), 6 июля 1788 г.. Шведская эскадра вошла в Финский залив, чтобы блокировать Кронштадт и разбить русский флот, а затем атаковать Петербург. Русская эскадра вышла из Кронштадта навстречу противнику и в 17 ч. 6 июля началась артиллерийская дуэль с ним. Однако уступить должна была шведская эскадра, скрывшиеся в Свеаборге. Потери сторон были примерно равны (русские потери составили 349 чел. убитыми, 644 ранеными и 754 пленными). Победа сорвала планы шведов – высадить десант и атаковать столицу России. | ||
| Вернуться обратно | Перейти в начало | |