Кончина |
||
Пять
лет пробыл о. Назарий в Саровской
пустыне, и скончался 23 февраля 1809 году,
семидесяти двух лет от рождения, в своей
келии, на берегу речки Саровки по
течению ее на правой стороне. 23 февраля
1809 года. Братия застала его у в живых, но
он уже не мог сказать ни слова. Скончался
он в 6-ом часу по полудни. Тело его
погребено у алтаря теплой церкви; близ
его духовника иеросхимонаха Варлаама. Над
ним был поставлен памятник со следующей
надписью: “Назарий
прахом здесь душею в небесах: И
будет незабвен в чувствительных сердцах, В
которых он вместил священны те таланты, Пред
коими ничто мирские адаманты. Покойся
Отче зде без скорби и рыданья, Доколь
наступит день комуждо воздаянья”. Путешественник
Муравьев посетивший Саровскую пустынь
так пишет об отце Назарии: «А старец
Назарий, о котором конечно вы много
слышали в столице, после долгого
настоятельства в обители Валаамской,
погребен у алтаря теплой церкви, и вы
видите его памятник отсюда». Свидетельством
этому - предание, что вовремя морского
сражения с Шведами, бывшего близ
Петербурга, в царствование
Благочестивейшей Государыни
Императрицы Екатерины II-й[1],
когда в большой страх приведены были
жители Петербурга и преосвященный
митрополит Гавриил заключился в
уединении, внезапно пришел старец
Назарий и требовал, чтоб о нем доложили
преосвященному. Келейный отвечал, что
владыка никого не велел принимать к себе.
«Это дело иное, отвечал Назарий, меня не
нужно ему принимать, я просто подойду к
нему, и хотя может быть, ему и не до меня,
да мне теперь есть дело до него». Быв
наконец допущен, о.Назарий решительно
представлял Владыке, чтоб он утешился от
скорби надеждою победы и безопасности, и
даже указав ему на небо к стороне моря,
показал на светлых облаках восходящие
на небо души воинов, положивших живот
свой за Церковь, Царицу и Отечество.
Предание прибавляет, что митрополит
Гавриил немедленно, лично или письменно,
обратился к императрице с утешительным
и обнадеживающим словом, и что в
последствии, когда слово оправдалось
событием, Она милостиво приняла вместе с
митрополитом и старца Назария. Отец
Назарий однажды был по делам
монастырским в Петербурге и шел с другим
старцем по Выборгской стороне. В это
время Великий Князь Павел Петрович (Впоследствии
Император), выехал за Неву реку. Увидав
старце в убогом рубище, он спросил:
откуда вы и что за старцы? И узнав, что
один из них был игумен Назарий,
благодарил его за успешное
восстановление Валаамского монастыря;
так как он уже слышал много доброго о
старце Назарии, славившимся духовной
опытностью и попечительностью о благе
обители. Еще
об одном случаи рассказывал келейник
преосвященного Гавриила Мельхисидек,
бывший впоследствии архимандритом
Спасо-Ефимиева Суздальского монастыря и
келейник о.Назария, иеромонах Иларион. В
царствование Государя Императора
Александра Павловича, однажды старца
Назария в Петербурге пригласили в дом
сановника К., в то время подпавшего
немилости Государя Императора. Супруга
сановника просит о.Назария: помолись о.Назарий,
чтобы дело мужа моего получило добрый
исход. «Хорошо, - отвечал Назарий, - надо
помолиться Господу, чтобы наставил
Государя, но надо попросить и
приближенных Его». Супруга сановника
думая о начальниках своего мужа, говорит:
мы уже всех просили, да что-то надежды
мало. «Да вы не тех и не так просите. Дай
мне несколько денег». Та вынула
несколько золотых монет. «Нет, эти мне не
годятся; нет ли медных, или маленьких
серебренных». Она велела подать тех и
других. О.Назарий взял денег и ушел из
дома. Целый день ходил по улицам и местам,
где полагал найти бедных и нищих и
раздавал милостыню. К вечеру явился в
дом К., и с уверенностью говорит: «Слава
Богу, обещали, все Царские приближенные
за вас». Обрадованная жена идет сообщить
больному от скорби мужу, и сам К.,
призывает к себе и благодарит о.Назария
за ходатайство пред вельможами. Еже
Назарий не отошел от постели К., как
приходит известие о благополучном
окончании дела. К. от радости
почувствовал облегчение от болезни, и
спросил о.Назария: кто из приближенных
Государя был к нему более благосклонен?
Тут он узнал, что это были нищие –
приближенные Господа, по словам Назария.
Глубоко тронутый благочестием Назария,
он навсегда сохранил к нему
благоговейную любовь. К
нему за духовным советом обращался
будущий оптинский старец, архимандрит
Моисей: «Поблагодарите за почтенные
писании ко мне бывшего игумена Назария,
отца моего Илариона, отца Владимира. Я
постараюсь все, то исправить о чем
писано отцем игуменом…» Так
игумен Антоний (Бочков),настоятель
Малоярословецкого монастыря писал
игумену Саровской
пустыни: «…Просил
у Вас о жизнеописании преподобного отца
Назария, игумена Валаамского; о коем и
ныне прошу Вас и молю утешить меня
присылкою онаго, за что Вам смиренной
мой поклон будет лицом до земли…». «Чувствительно
благодарю Вас батюшка за присланные
жизнеописания Великих старцев Назария и
Серафима, которых я не видевши ни разу
душевно чту, и поминаю.»
[1] В данном случае речь идет о Гоголандском морском сражении которое состоялось в ходе русско-шведской войны 1788-1790 гг. между русской и шведской эскадрами в районе о.Гогланд (Финский залив), 6 июля 1788 г.. Шведская эскадра вошла в Финский залив, чтобы блокировать Кронштадт и разбить русский флот, а затем атаковать Петербург. Русская эскадра вышла из Кронштадта навстречу противнику и в 17 ч. 6 июля началась артиллерийская дуэль с ним. Однако уступить должна была шведская эскадра, скрывшиеся в Свеаборге. Потери сторон были примерно равны (русские потери составили 349 чел. убитыми, 644 ранеными и 754 пленными). Победа сорвала планы шведов – высадить десант и атаковать столицу России. |
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |