| Попечение игумена Назария о возрождении Российских обителей | ||
| Вслед
      за Валаамским монастырем митрополит
      Гавриил начал преобразовывать по
      общежительному уставу и некоторые
      другие монастыри, где была для того
      подходящая почва. Игумен
      Назарий был помощником митрополиту
      Гавриилу по устроению общежительного
      порядка и в других монастырях. Келейник
      преосвященного Гавриила, иеромонах
      Феофан, в письме от 22 декабря 1788 года
      писал строителю Саровской пустыни,
      иеромонаху Пахомию: «Батюшка, отец
      Назарий из Валаама сюда в Петербург
      приехал… К общему сожалению, что
      монашество мало-помалу уничтожается, а
      паче от соблазнов. Батюшка отец Назарий
      докладывал его высокопреосвященству,
      чтоб в Сергиевской пустыни, на
      Петергофской дороге, состоящей в 15
      верстах от Петербурга, завесть
      общежитие и тем монашеское звание
      поправить не заслужить ли другое
      внимание, нежели какое ныне мирские
      имеют. Его высокопреосвященство
      благоволил и приказал о сем к Вам,
      батюшка, писать, чтоб дал  настоятеля и братию человек до
      десяти. Отец Назарий рекомендовал отца
      иеромонаха Илария в настоятели - не
      астраханского, а другого - и братии же
      одного или двух иеромонахов, одного
      иеродиакона или двух, послушников пять
      человек. Отец Назарий приказал написать:
      если дадите братию, то монашество устоит,
      а если не дадите. говорит, то уничтожится.
      Сие могу сказать и я, что справедливо.
      Ибо многие на Сергиеву пустынь
      соблазняются, а паче из господ, из чего
      заключают, что монахи тунеядцы и не
      полезные обществу. Сие то побуждает нас
      стараться поддерживать монашество и
      избавить от злословий в прочем с нашим к
      вам усердием пребудем. Вашего
      преподобия усердные доброжелатели -
      недостойный иеромонах Феофан, убогий
      старец Назарий, требуя молитв и
      благословения». В 1795 году в Троице-Сергиевой
      пустыни был заведен общежительный
      порядок. Такой же порядок был заведен в
      новгородских монастырях Иверском,
      Тихвине Большом, Клопском, Отенском, в
      Филиппо-Ирапской пустыни.
      Таким образом постепенно общежительное
      житие было заведено в десяти монастырях
      Новгородской епархии и в двух
      монастырях епархии Санкт-Петербургской. По
      поручению митрополита Гавриила, отец
      Назарий объезжал общежительные обители
      и наблюдал за их состоянием. В марте 1796
      году отец Назарий после такой поездки
      доносил преосвященному: «По воле вашего
      высокопреосвященства в прошлом и
      нынешнем 1796 года был я во многих
      общежительных монастырях, в коих слышал
      от настоятелей жалобы на
      новопостриженных монашествующих, что
      многие по пострижении, не выжив в том
      монастыре года, переходят в другой
      монастырь, а при том и без согласия
      настоятеля, но и тем бывают недовольны, и
      в том поживше полгода, просятся в третий,
      чего как в нашем Валаамском, так и в
      новгородских монастырях происходит
      довольно; от чего происходит
      неустройство и делаются неспособными к
      продолжению монастырской жизни. Того
      ради вашему высокопреосвященству
      благопочтеннейше донося, всепокорнейше
      прошу повелеть особым вашим приказанием
      снабдить все общежительные монастыри
      Санкт-Петербургской и Новгородской
      епархии, чтобы по пострижении монаху в
      том монастыре жить не отменно три года;
      по прошествии же трех годов хотя
      переведен будет в другой, но и в том
      также должен жить три же года, от чего и
      может быть каждый монастырь в
      соответствующим благосостоянии; а равно
      и монах, выжив на одном месте три года,
      удобнее может быть к продолжению
      монашеской жизни. Переводить же из
      монастыря в другой как по желанию
      просителей, так и по воле обоих
      монастырей настоятелей. А паче чаяния
      окажутся таковые,  кои,
      не хотя жить означенного термина, будут
      делать неблагопристойные поступки, как
      то противиться настоятелю и с прочими
      входят в ссоры, а другие и пьянствуют, от
      чего наводят на все монашество
      подозрение и бесчестие; таковых
      повелите при рапортах высылать вашему
      высокопреосвященству для
      препровождения в Соловецкий монастырь,
      где могут быть удобнее смиряемы».
      Митрополит Гавриил на этом докладе отца
      Назария положил резолюцию: «сие
      представление наблюдать консистории».
      Консистория разослала предписания по
      всем монастырям. Помимо
      монастырей Санкт-Петербургской и
      Новгородской епархии, отец Назарий
      наблюдал и за российскими монастырями.
      Так в 1794 году в деле афонского
      иеромонаха Арсения, сохранилась
      докладная записка:  «Ваше Высокопреосвященство,
      Валаамский игумен Назарий всенижайше
      просит соблаговолить в Святейшем Синоде
      напамятовать: 1. О иеромонахе Арсении
      святогорском и молдавском. 2. О
      учреждении в Курском коренном
      общежительном монастыре больничного
      штата. 3. О утверждении всех
      общежительных монастырей и пустынь
      общественных заведений, синодальными
      указами». Здесь
      нами приведены лишь немногие факты
      попечения игумена Назария о русских
      обителях, но по ним можно ясно увидеть
      труды старца в деле возрождения
      монашества, и его по праву можно назвать
      отцом русского монашества. | ||
| Вернуться обратно | Перейти в начало | |