Попечение игумена Назария о возрождении Российских обителей |
||
Вслед
за Валаамским монастырем митрополит
Гавриил начал преобразовывать по
общежительному уставу и некоторые
другие монастыри, где была для того
подходящая почва. Игумен
Назарий был помощником митрополиту
Гавриилу по устроению общежительного
порядка и в других монастырях. Келейник
преосвященного Гавриила, иеромонах
Феофан, в письме от 22 декабря 1788 года
писал строителю Саровской пустыни,
иеромонаху Пахомию: «Батюшка, отец
Назарий из Валаама сюда в Петербург
приехал… К общему сожалению, что
монашество мало-помалу уничтожается, а
паче от соблазнов. Батюшка отец Назарий
докладывал его высокопреосвященству,
чтоб в Сергиевской пустыни, на
Петергофской дороге, состоящей в 15
верстах от Петербурга, завесть
общежитие и тем монашеское звание
поправить не заслужить ли другое
внимание, нежели какое ныне мирские
имеют. Его высокопреосвященство
благоволил и приказал о сем к Вам,
батюшка, писать, чтоб дал настоятеля и братию человек до
десяти. Отец Назарий рекомендовал отца
иеромонаха Илария в настоятели - не
астраханского, а другого - и братии же
одного или двух иеромонахов, одного
иеродиакона или двух, послушников пять
человек. Отец Назарий приказал написать:
если дадите братию, то монашество устоит,
а если не дадите. говорит, то уничтожится.
Сие могу сказать и я, что справедливо.
Ибо многие на Сергиеву пустынь
соблазняются, а паче из господ, из чего
заключают, что монахи тунеядцы и не
полезные обществу. Сие то побуждает нас
стараться поддерживать монашество и
избавить от злословий в прочем с нашим к
вам усердием пребудем. Вашего
преподобия усердные доброжелатели -
недостойный иеромонах Феофан, убогий
старец Назарий, требуя молитв и
благословения». В 1795 году в Троице-Сергиевой
пустыни был заведен общежительный
порядок. Такой же порядок был заведен в
новгородских монастырях Иверском,
Тихвине Большом, Клопском, Отенском, в
Филиппо-Ирапской пустыни.
Таким образом постепенно общежительное
житие было заведено в десяти монастырях
Новгородской епархии и в двух
монастырях епархии Санкт-Петербургской. По
поручению митрополита Гавриила, отец
Назарий объезжал общежительные обители
и наблюдал за их состоянием. В марте 1796
году отец Назарий после такой поездки
доносил преосвященному: «По воле вашего
высокопреосвященства в прошлом и
нынешнем 1796 года был я во многих
общежительных монастырях, в коих слышал
от настоятелей жалобы на
новопостриженных монашествующих, что
многие по пострижении, не выжив в том
монастыре года, переходят в другой
монастырь, а при том и без согласия
настоятеля, но и тем бывают недовольны, и
в том поживше полгода, просятся в третий,
чего как в нашем Валаамском, так и в
новгородских монастырях происходит
довольно; от чего происходит
неустройство и делаются неспособными к
продолжению монастырской жизни. Того
ради вашему высокопреосвященству
благопочтеннейше донося, всепокорнейше
прошу повелеть особым вашим приказанием
снабдить все общежительные монастыри
Санкт-Петербургской и Новгородской
епархии, чтобы по пострижении монаху в
том монастыре жить не отменно три года;
по прошествии же трех годов хотя
переведен будет в другой, но и в том
также должен жить три же года, от чего и
может быть каждый монастырь в
соответствующим благосостоянии; а равно
и монах, выжив на одном месте три года,
удобнее может быть к продолжению
монашеской жизни. Переводить же из
монастыря в другой как по желанию
просителей, так и по воле обоих
монастырей настоятелей. А паче чаяния
окажутся таковые, кои,
не хотя жить означенного термина, будут
делать неблагопристойные поступки, как
то противиться настоятелю и с прочими
входят в ссоры, а другие и пьянствуют, от
чего наводят на все монашество
подозрение и бесчестие; таковых
повелите при рапортах высылать вашему
высокопреосвященству для
препровождения в Соловецкий монастырь,
где могут быть удобнее смиряемы».
Митрополит Гавриил на этом докладе отца
Назария положил резолюцию: «сие
представление наблюдать консистории».
Консистория разослала предписания по
всем монастырям. Помимо
монастырей Санкт-Петербургской и
Новгородской епархии, отец Назарий
наблюдал и за российскими монастырями.
Так в 1794 году в деле афонского
иеромонаха Арсения, сохранилась
докладная записка: «Ваше Высокопреосвященство,
Валаамский игумен Назарий всенижайше
просит соблаговолить в Святейшем Синоде
напамятовать: 1. О иеромонахе Арсении
святогорском и молдавском. 2. О
учреждении в Курском коренном
общежительном монастыре больничного
штата. 3. О утверждении всех
общежительных монастырей и пустынь
общественных заведений, синодальными
указами». Здесь
нами приведены лишь немногие факты
попечения игумена Назария о русских
обителях, но по ним можно ясно увидеть
труды старца в деле возрождения
монашества, и его по праву можно назвать
отцом русского монашества. |
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |