| Братство обители | ||
| Со
      времени вступления отца Назария в
      управление Валаамским монастырем,
      действительно начинается эпоха
      внутреннего возрождения обители.
      Известность добродетельной его жизни и
      опытность в подвижничестве в скором
      времени собрали на Валаам под его мудрое
      управление значительное братство.  В
      1790 годов братство обители составляло 12
      человек. По ведомости было 4 иеромонаха,
      два иеродиакона, четверо служебных и
      рядовых монахов. Число иноков при нем
      возросло в 1796 году до 55 человек: было 10
      иеромонахов, 24 монаха и 16 рясофорных и
      трудники. Число это превзошло ожидания
      самого старца Назария, который нашедши
      монастырь почти без братства, считал за
      особенную милость Божию, если соберется
      к нему братии человек до тридцати. Благодаря
      непоколебимому основанию, заложенному
      отцом Назарием, Валаамская обитель
      достигла своего расцвета в середине XIX столетия. Святитель Игнатий
      Брянчанинов так писал об обители в 1846
      году: «По устройству своему, в
      монашеском отношении, Валаамский
      монастырь – верный снимок с монастырей
      первенствующей Церкви христианской. Он
      имеет монашествующих всех видов
      Восточной, Православной Церкви; имеет и
      общежитие, и скит, и пустынников, и
      отшельников». А в начале XX
      века в нем уже насчитывалось более
      тысячи насельников. За два столетия со
      времени настоятельства отца Назария
      обитель воспитала множество
      подвижников, обязанных своим духовным
      процветанием великому старцу, который и
      поныне не оставляет своей обители
      молитвенным предстательством,
      ходатайствует у Престола Божия о
      нынешнем ее братстве. Между
      братией о. Назарий ввел строгий порядок
      монашеской жизни; более же всего
      требовал он смирения, как основного
      камня христианских добродетелей,
      согласно глаголу Евангелия: блажени
      нищии духом, яко тех есть царство
      небесное, и, желая не одними словами,
      но и примером действовать на
      подчиненных, он трудился и рыл гряды
      наравне с прочими; сам ездил за сбором,
      лечил, навещал больных и печальных,
      беспрестанно учил всех или объяснял им
      слово Божие; он основал также и скит
      неусыпаемых, где несколько отшельников
      попеременно день и ночь читали псалтирь
      по усопшим; зная же, что самонадеянность
      и уверенность в собственной святости
      часто возмущает умы не только простых
      иноков, но и схимников, постановил, чтобы
      все они для избежания духовной гордости,
      исповедывали ошибки и тайные помыслы
      свои друг другу. Слава
      о сем распространилась даже за границы
      России, так что из Афонских гор
      приходили иные в Валаам, и с удивлением
      смотрели на устройство сей обители,
      которую предпочитали даже монастырям
      Афонским. В числе иноков Валаамских
      явились многие подвижники благочестия.
      Здесь искали себе мирного покоя и
      знаменитые ученики Паисия: Клеопа,
      Леонид и Феодор. | ||
| Вернуться обратно | Перейти в начало | |