Братство обители |
||
Со
времени вступления отца Назария в
управление Валаамским монастырем,
действительно начинается эпоха
внутреннего возрождения обители.
Известность добродетельной его жизни и
опытность в подвижничестве в скором
времени собрали на Валаам под его мудрое
управление значительное братство. В
1790 годов братство обители составляло 12
человек. По ведомости было 4 иеромонаха,
два иеродиакона, четверо служебных и
рядовых монахов. Число иноков при нем
возросло в 1796 году до 55 человек: было 10
иеромонахов, 24 монаха и 16 рясофорных и
трудники. Число это превзошло ожидания
самого старца Назария, который нашедши
монастырь почти без братства, считал за
особенную милость Божию, если соберется
к нему братии человек до тридцати. Благодаря
непоколебимому основанию, заложенному
отцом Назарием, Валаамская обитель
достигла своего расцвета в середине XIX столетия. Святитель Игнатий
Брянчанинов так писал об обители в 1846
году: «По устройству своему, в
монашеском отношении, Валаамский
монастырь – верный снимок с монастырей
первенствующей Церкви христианской. Он
имеет монашествующих всех видов
Восточной, Православной Церкви; имеет и
общежитие, и скит, и пустынников, и
отшельников». А в начале XX
века в нем уже насчитывалось более
тысячи насельников. За два столетия со
времени настоятельства отца Назария
обитель воспитала множество
подвижников, обязанных своим духовным
процветанием великому старцу, который и
поныне не оставляет своей обители
молитвенным предстательством,
ходатайствует у Престола Божия о
нынешнем ее братстве. Между
братией о. Назарий ввел строгий порядок
монашеской жизни; более же всего
требовал он смирения, как основного
камня христианских добродетелей,
согласно глаголу Евангелия: блажени
нищии духом, яко тех есть царство
небесное, и, желая не одними словами,
но и примером действовать на
подчиненных, он трудился и рыл гряды
наравне с прочими; сам ездил за сбором,
лечил, навещал больных и печальных,
беспрестанно учил всех или объяснял им
слово Божие; он основал также и скит
неусыпаемых, где несколько отшельников
попеременно день и ночь читали псалтирь
по усопшим; зная же, что самонадеянность
и уверенность в собственной святости
часто возмущает умы не только простых
иноков, но и схимников, постановил, чтобы
все они для избежания духовной гордости,
исповедывали ошибки и тайные помыслы
свои друг другу. Слава
о сем распространилась даже за границы
России, так что из Афонских гор
приходили иные в Валаам, и с удивлением
смотрели на устройство сей обители,
которую предпочитали даже монастырям
Афонским. В числе иноков Валаамских
явились многие подвижники благочестия.
Здесь искали себе мирного покоя и
знаменитые ученики Паисия: Клеопа,
Леонид и Феодор. |
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |