| В Астрахани | ||
| Услыхав
      о подвижнической жизни астраханского
      епископа Мефодия, Николай отправился к
      этому владыке. Мефодий I, епископ Астраханский и
      Ставропольский, родился в 1700 году. С юных
      лет он жил в монастыре, в числе
      послушников. В 18 лет он принял
      монашество. 10 мая 1758 года архимандрит
      Мефодий был посвящен во епископа в
      городе Казани, а 12 августа прибыл в
      Астрахань. Со дня пострижения в
      монашество и до самой смерти он вел
      самую строгую иноческую жизнь. Будучи и
      монахом, и архимандритом, он не
      пропускал ни одной службы, ни утрени, ни
      литургии, ни малой вечерни, ни
      всенощного бдения, кроме случаев тяжкой
      болезни. Простота его обращения с людьми
      и во всей его жизни простиралась до того,
      что он сам участвовал во всех
      монастырских работах как простой монах;
      в одной свитке, с заступом или с лопатой
      в руках, он копал гряды, сажал
      виноградные растения наряду с другими
      монахами, так что трудно было узнать, кто
      из них епископ. И при таких трудах он
      никогда не пропускал ни церковного, ни
      келейного правила, мало давая себе
      отдыха. Особенно же епископ Мефодий
      прославился своим милосердием к бедным,
      без различия звания и вероисповедания.
      Обремененный преклонными летами и
      многосложными трудами, епископ Мефодий
      возымел решительное намерение оставить
      астраханскую кафедру и поселиться в
      Саровской пустыни, чтобы остаток дней
      посвятить окончательно, на служение
      Богу, но Господь ссудил ему иначе
      окончить жизнь. 29 мая 1776 года объезжая
      свою епархию, епископ Мефодий скончался. 
      В 1801 году его гроб был
      освидетельствован при епископе Платоне,
      причем тело его и все его облачение
      найдены нетленными. 20
      декабря 1761 года Николай был пострижен в
      монашество в приписном к Архиерейскому
      Архиерейскому Дому  Покровском
      монастыре, крестовым иеромонахом
      Никифором в присутствии преосвященного
      епископа Мефодия. Через год 22 октября 1762
      года о.Назарий был тем же епископом
      рукоположен во иеродиаконы. Послушание
      он нес при епископе в качестве келейника.
      Отца Назария по праву можно назвать
      учеником владыки Мефодия, который
      впоследствии в своих письмах в
      Саровскую пустынь называет его своим
      воспитанником. 26
      января 1764 года епископ Мефодий
      согласился на перевод иеродиакона
      Назария. Сохранилось
      одно письмо иеросхимонаха Варлаама о.
      Назарию, написанное им в Астрахань: «Честный
      отец иеродиакон Назарий спасися о
      Господе. Доброе твое и благое желание
      намерение возимел еси, что со
      всеусердием желаеши в нашу общежител[ь]ную
      пустынь душевнаго ради и вечнаго
      спасения. Не токмо б нам монахом, но и
      всем и мирским всякому человеку,
      всеусердно желать себе вечнаго спасения
      и душевнаго покоя. И всегда б на всяк
      день и час помышлять и разсуждать
      каковым путем шествовать которой б путь
      ближайши и удобнейши был ко спасению тем
      путем и шествовать до Царства Небеснаго.
      Аще царю или архиерею всем бо о вечном
      своем спасении всеусердно пещися
      подобает. Все бо тамо будут в равнем
      достоинстве кийждо бо от своих дел или
      прославится или постыдится. Доброе
      бо твое намерение, что из грацких
      обителей желаеши в пустынной монастырь
      токмо нечево тебе сказывать. Пустынной
      монастырь требует бол[ь]шаго терпения (требует).
      И нечево тебе писать о нашей пустыни, сам
      ты у нас жил годы с три как, еще лет
      пятнадцети был, а ныне ты уже муж
      совершен и более можеши уразумети, что к
      лучшей пол[ь]зе душевной, то и твори. А
      где нам ни жить, а треба воздержание
      иметь языку и чреду. И всеусердное и
      смиренное житие проходить, без смирения
      бо и терпения невозможно и спастися
      всякому человеку. Воспреимителя
      преосвященнейшаго Мефодия епископа, что
      в таковом высоком сане, а таковое к Богу
      всеусердное и смиренное житие проходит.
      Ибо и нашего достоинства смиряя себе.
      Вся бо наша братия слышавша таковое
      смиренное и вселюбезное писание от его
      преосвященства было порадовалися и
      велию пол[ь]зу восприяли душам своим от
      смиреннаго и вселюбезнаго писания от
      его преосвященства к нашему убожеству и
      еще от искрения своея к нам любве довол[ь]ною
      милостию награждает нас. Как ныне так и
      напред сего и мы видя склонность и
      любовь от его преосвященства к нашой
      пустынной обители и отеческое его к нам
      милосердие, смелость восприяли о тебе
      писать к его преосвященству. И ты брате
      не отлагай доброе и богоугодное свое
      намерение на много время милостивой
      отеческой себе отпуске получа, от своего
      преосвященнаго. Неизвесть бы мы
      утрешняго дне доживем или не доживем и
      пока мы живы, поживем друголюбно, якоже
      пророк глаголет: коль добро и коль
      красно еже житии братий вкупе. И обще
      попещися о своем спасении и вкупе
      всеусердно послужити создателю своему
      отцу и чадолюбцу друг от друга пол[ь]зу
      восприемлюще. Якоже писано есть: ибо
      брат братом подкрепляем пол[ь]зою
      духовною яко град твердее и подпора. Что
      бо есть наше житие, точию сень и сон ныне
      живем, а утре во гробе гнием, и всуе
      мятется всяк земнородный призирая
      вечное свое спасение. Вси  бо мы от Бога сотворены в мир сей
      на малое время и токмо чтоб спастися, а
      дом наш и вечное житие по апостолу на
      небесех есть с самим Богом и со ангелы
      его, идеже празднующих глас
      непрестанный от всех девяти чинове
      пресладчайшаго ангельскаго пения. О
      сподоби же, сподоби всех нас таковыя
      вечныя славы и радости и неизреченныя
      сладости получить во Царствии Небесном
      со всеми святыми, аще бо по Бозе житие и
      прискорбное и тесное житие проходить, но
      по Господню гласу тесная врата вводят в
      жизнь блаженную и вечную, а пространная
      врата и широк[и]й путь вводит в пагубу, а
      по словеси Господню, кая пол[ь]за
      человеку, аще бо и весь мир приобрящет, а
      душу свою вещь безсмертную и
      предражайшую искупленную неоцененною
      кровию Христовою, а ежели мы за леность
      свою и за невоздержанно житие и за скоро
      преходящее, отщетим и погубим, то гор нам,
      горе тамо будет вовеки бо веков тамо
      будем вечно мучитися и плакать и рыдать,
      но безпол[ь]зы, якоже пророк глаголет во
      аде же кто исповесть тебе ибо по
      апостолу ныне время благоприятно ныне
      день спасения приуготовляти себе на
      безконечное и блаженное житие и аще нам
      брате когда прилучится временем и
      унывно и прискорбно и горестно, то
      потерпим Бога ради и Царствия Его
      Небеснаго вечнаго в нем блаженства и
      радости и веселия  не
      вкусят бо нам какого не вкусить и не
      видать сладкаго до Царствий Небесном же
      Господь наш глаголет есть яко многими
      скорбми подобает нам войти в Царство
      Небесное и паки в терпении вашем стяжите
      души ваша туне бо зде потрудится Бога
      ради якоже апостол глаголет не[…] бо
      суть страдания нынешняго времене и
      хотящей слове открытися аможе бо
      преобразит тело смирения нашего яко
      быти сему со[…]ну телу славы его. О
      таковыя чести достоинства и пре[…]цества
      яко телу телесному сообразну быти телу
      Христову маловременныя труды подвиги и
      сие прекратя остаюсь благословения
      твоего прошу и всенижайший поклон отдаю
      Саровский пустыни, иеромонах Варлаам. 1764
      году марта в 16 день». 8
      сентября 1764 иеродиакон Назарий
      переходит  по
      увольнению из астраханской епархии, по
      указу епископа Павла Владимирского, в
      Саровскую пустынь. В это время Саровской
      пустынью управлял шестой строитель,
      иеромонах Ефрем. 19
      ноября 1765 года, епископ Мефодий писал
      ему: «Честный иеродиакон Назарий в Богом
      спасаемой пустыни спасися и о нас
      помолися. Письмо ваше получил, прочетьши
      усмотрил, что по желанию вашему [в]
      общежительной пустыни жить в ней
      получил. Спасая спасися и о нас помолися.
      Аще Бог восхощет живы будем, то и мы к вам
      будем. От келейника моего Мирона верно
      известился о равноангельном житии вашей
      пустыни, всегда из мысли моей не выходит,
      и дух мой да пребудет с вами. Просто в
      надежде пишу, иеродиакон Назарий, за
      отлучением моим, от посещени[я] во епархи[и].
      Ныне винограднаго вина на служение, […]
      весною пришлю. Да отпиши ко мне, чем бы
      услужить вашей обители от рыбы, от икры.
      Угодно ли им будет ежели, что в угоду
      хотя бы человека какова прислали и своим
      коштом [… ]отправлю. Ты яко сын наш того
      ради к тебе и пишу о всем, ко мне отпиши
      чтобы и […], но сугубо отправлю. За сим
      смиренное наше постырское
      благословение посылаю и молитв прошу.
      Мефодий епископ Астраханский. 1765 году
      ноября 19 дня». В
      1770 году 4 мая иеродиакон 
      Назарий бежал, как свидетельствует
      летопись Саровской обители. Тотчас был
      послан доклад в Святейший Синод, именно
      благодаря ему у нас сохранилось
      описание о.Назария, «Иеродиакон Назарий
      , ростом великоват, волосом светлорус,
      лицом чист, сухощав, глаза серые, борода
      невелика, от роду 29 лет». После
      возвращения о.Назария, было учинено
      разбирательство. Вот как данное событие
      описывается в указе 
      консистории: «4 мая взявши о.Назарий
      из трапезной хлеба, не спросясь тебя
      строителя и не сказавши никому, пошел из
      той пустыни в лес, где ходя заплутался и
      ходил дней с девять. А как где нашедши
      дорогу, пришел  в
      пустынь обратно, то услышав от работника
      тоя пустыни, что о побеге ево в
      консисторию представлено, убояся
      истязания и пошел паки в лес. И отшедши
      от пустыни верст с 30 сделал себе шалаш и
      с июня месяца средних чисел. А на пищу
      получал от работающих в том лесу
      крестьян, а потом занемог и вышед из
      показанного шалаша пришел обратно в
      пустынь». Наказанием о.Назарию
      определили: «на полгода в черную работу,
      в которую употреблять ево в те времена,
      когда он от священослужения свободен
      будет, да через то время давать ему в
      среды и пятки сухоядение, а в церкви
      вовремя литургии класть ему по
      пятьдесят земных поклонов». В
      1773 году о.Назарий нес послушание,
      исполняя чреду священнослужения, в
      церкви нес клиросное послушание и шил
      для братии камилавки. В 1776 году о.Назарий
      был посвящен во иеромонаха епископом
      Владимирским Иеронимом. По ведомости
      значилось, что он исправляет
      священнослужение, а по немощи временно
      исполняет послушание в вязании четок
      для братии, а к другим трудам он за
      немощью был не способен. Строгое
      исполнение иноческого устава было
      всегдашней заботой отца Назария. Вся
      жизнь его была подвигом. Душа его так
      была проникнута мыслью и Божественных
      предметах, чтобы единственным предметом
      его бесед было слово о пользе души. О
      делах мирских он не знал и слов, как
      говорить о них. Но если отверзал свои
      уста, чтобы говорить о подвигах против
      страстей, о любви к добродетели, то его
      беседа была неиссякаемым источником
      сладости. И как сам он, так и слушающие,
      забывали часы и время в усладительной
      беседе. Слова его были правы, прямы и
      резки. Без Слова Божия как основания не
      любил он и начинать разговоров, - так
      учил и других, чтобы душеспасительные
      советы основывать не на своем разуме, но
      на слове Божием. Строгий и как бы
      недоступный по виду, он своими словами
      привлекал сердца всех к любви и
      послушанию к нему. Смиренный сам, он и
      всех, которые просили у него наставления,
      прежде всего, учил смирению. Жизнь
      проводил неизменяемо постническую и
      нестяжательную; едва только не рубище
      употреблял для одежды своей. Келейник
      митрополита Гавриила, архимандрит
      Феофан (Соколов) так вспоминал об отце
      Назарии: «А вот еще о.Назарий был человек
      простой, неученый, писать не умел.
      Преосвященный Гавриил спросил однажды
      отца Назария: кто у него хуже всех? – он
      отвечал: все хороши. – «Ужели – то нет
      никого худого?» - Владыко святый, я один».
      Случилось о. Назарию ехать через одно
      селение, играют дети: он остановился,
      созвал их и испрашивает: «что, кто из вас
      лучше всех?» Дети указали на одного
      мальчика: « вот этот лучше всех!» – «Почему?»
      спрашивает он: - «он смирен, отвечают ему:
      ты его бранишь, а он ничего». – «Так и вы
      перенимайте у него», сказал о. Назарий.
      Он жил в пустыне 7 лет, - я бывал у него. Он
      сапоги по 6-ти лет нашивал, платье носил
      рубищное. Ему страшилища были в пустыне.
      Он рассказывал, что ему однажды пришла
      мысль насеять репы; вот, дескать, будут
      приходить усердствующие, брать ее и
      получат исцеления. Как только он это
      подумал, вдруг почувствовал, что кто-то
      ударил его как будто палкою по голове, и
      так сильно, что он не мог на ногах
      удержаться, упал, и почувствовал такой
      смрад и зловоние в воздухе, и ползком кое-как
      до обители дошел. Об
      отце Назарии митрополит Гавриил узнал
      следующим образом. В 1780 году 5 декабря «о.Назарий
      с товарищи в Москву отправился», - как
      писал преосвященный епископ
      Владимирский Иероним. Видимо именно в
      это время они посетили Соловецкую
      обитель. Увидев запустение Анзерского
      скита, о.Назарий обратился в Святейший  Правительствующий Синод, с
      покорнейшим доношением, в котором он
      описывал условия жизни Анзерского скита,
      Соловецкого монастыря и о его
      запустении:  «Ныне
      уведомился я, что оной скит по внове
      учиненному о монастырях штату оставлен
      в том же игуменском звании. И находится
      под ведомством Соловецкого монастыря.
      Которой незнаемо для чего мне же
      уповательно, что за малоимением к
      жительству в том острове охотных людей
      как то и в мое недавно для поклонения в
      Соловецком монастыре и во оном
      Анзерском скиту святым мощам, бытность
      находилось только четыре человека.
      Представлял неоднократно Святейшему
      Правительствующему Синоду, дабы
      благоволил оной Анзерский скит из
      ведомства их исключить. В рассуждении,
      чего я всенижайший как, будучи о сем
      острове довольно известен, то желаю в
      нем препровождать свою жизнь охотно».
      Далее он указывает тех братий, которые
      пожелали бы с ним отправится в указанный
      скит. В
      начале 1781 года в письме к строителю
      Саровской пустыни иеромонаху Пахомию
      митрополит Гавриил просил о высылке
      иеромонаха Назария для восстановления
      Валаамского монастыря и для заведения в
      оном устава Саровского. Отец Пахомий как
      видно на это не совсем охотно соглашался,
      между прочим  выставлял
      на вид и малообразованность братии.
      Равно и о.Назария представлял как
      человека малоумного и неопытного в
      духовной жизни. Преосвященный Гавриил
      проник в тайну смирения Назариева: «У
      меня много своих умников - отвечал им, -
      пришлите мне вашего глупца». Таким
      образом о. Пахомию невольно пришлось
      отпустить смиренного подвижника,
      избранного Промыслом Божиим 
      через Архипастыря в оружие к
      восстановлению древнего Валаама. В
      1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий
      был потребован в Санкт-Петербург, где по
      убеждению митрополита Гавриила
      определен в строители в Валаамский
      монастырь для устройства в нем
      общежития и порядка по уставу Саровской
      пустыни. 8
      сентября 1781 года Владимирский епископ
      Иероним писал игумену Саровской пустыни:
      «Получил я преосвященного
      новгородского краткое письмо о
      увольнении Назария с Иоакимом в
      Петербург; полюбопытствовал, нет ли
      изъяснения в Вашем письме, -  для чего они требуются, - 
      для того и распечатал оное. Но как
      нашел в нем ту же неизвестность, то прося
      в дерзновении прощении прилагаю в сем
      письме оное открытое. Мне сие много
      потревожило да и удивило! Если Назарий у
      вас не (в) пустыне, то где она? 
      Спросите его, чего он хощет поискать
      там, откуда люди присылаются к вам на
      исправление. Остаюсь (…) и к Вам и
      любезной братии доброжелателен». В
      январе 1782 г. игумен Назарий с учениками,
      посетил Коневский монастырь. Через
      год преосвященный Гавриил писал к
      владыке Виктору Владимирскому: «Благодарю
      за увольнение отца Назария; он в
      Валаамском монастыре устроит порядок
      пустынный». В
      грамоте, данной о.Назарию по случаю
      назначения настоятелем, митрополит
      Гавриил объясняет, «что остров Валаам,
      по пустынному положению своему и
      святости жизни первых своих тружеников,
      самим Промыслом Божиим определенный к
      пребыванию на нем иноков, требует
      восстановления селений праведных на
      непреложных правилах, существующих в
      Саровской пустыни, и тем самым
      принесения жертвы Спасителю. Призывая
      для сего честного отца иеромонаха
      Назария, известного подвигами своими и
      усердием для утверждения
      монашествующих в спасительной жизни, мы
      преклоняем колени и сердца наши пред
      Господом, да даст им, по богатству
      благости и Славы Своей, укрепиться Духом
      Его Святым и да сохранит в сердцах
      любовь и мир Божий о Христе Иисусе». | ||
| Вернуться обратно | Перейти в начало | |