В Астрахани |
||
Услыхав
о подвижнической жизни астраханского
епископа Мефодия, Николай отправился к
этому владыке. Мефодий I, епископ Астраханский и
Ставропольский, родился в 1700 году. С юных
лет он жил в монастыре, в числе
послушников. В 18 лет он принял
монашество. 10 мая 1758 года архимандрит
Мефодий был посвящен во епископа в
городе Казани, а 12 августа прибыл в
Астрахань. Со дня пострижения в
монашество и до самой смерти он вел
самую строгую иноческую жизнь. Будучи и
монахом, и архимандритом, он не
пропускал ни одной службы, ни утрени, ни
литургии, ни малой вечерни, ни
всенощного бдения, кроме случаев тяжкой
болезни. Простота его обращения с людьми
и во всей его жизни простиралась до того,
что он сам участвовал во всех
монастырских работах как простой монах;
в одной свитке, с заступом или с лопатой
в руках, он копал гряды, сажал
виноградные растения наряду с другими
монахами, так что трудно было узнать, кто
из них епископ. И при таких трудах он
никогда не пропускал ни церковного, ни
келейного правила, мало давая себе
отдыха. Особенно же епископ Мефодий
прославился своим милосердием к бедным,
без различия звания и вероисповедания.
Обремененный преклонными летами и
многосложными трудами, епископ Мефодий
возымел решительное намерение оставить
астраханскую кафедру и поселиться в
Саровской пустыни, чтобы остаток дней
посвятить окончательно, на служение
Богу, но Господь ссудил ему иначе
окончить жизнь. 29 мая 1776 года объезжая
свою епархию, епископ Мефодий скончался.
В 1801 году его гроб был
освидетельствован при епископе Платоне,
причем тело его и все его облачение
найдены нетленными. 20
декабря 1761 года Николай был пострижен в
монашество в приписном к Архиерейскому
Архиерейскому Дому Покровском
монастыре, крестовым иеромонахом
Никифором в присутствии преосвященного
епископа Мефодия. Через год 22 октября 1762
года о.Назарий был тем же епископом
рукоположен во иеродиаконы. Послушание
он нес при епископе в качестве келейника.
Отца Назария по праву можно назвать
учеником владыки Мефодия, который
впоследствии в своих письмах в
Саровскую пустынь называет его своим
воспитанником. 26
января 1764 года епископ Мефодий
согласился на перевод иеродиакона
Назария. Сохранилось
одно письмо иеросхимонаха Варлаама о.
Назарию, написанное им в Астрахань: «Честный
отец иеродиакон Назарий спасися о
Господе. Доброе твое и благое желание
намерение возимел еси, что со
всеусердием желаеши в нашу общежител[ь]ную
пустынь душевнаго ради и вечнаго
спасения. Не токмо б нам монахом, но и
всем и мирским всякому человеку,
всеусердно желать себе вечнаго спасения
и душевнаго покоя. И всегда б на всяк
день и час помышлять и разсуждать
каковым путем шествовать которой б путь
ближайши и удобнейши был ко спасению тем
путем и шествовать до Царства Небеснаго.
Аще царю или архиерею всем бо о вечном
своем спасении всеусердно пещися
подобает. Все бо тамо будут в равнем
достоинстве кийждо бо от своих дел или
прославится или постыдится. Доброе
бо твое намерение, что из грацких
обителей желаеши в пустынной монастырь
токмо нечево тебе сказывать. Пустынной
монастырь требует бол[ь]шаго терпения (требует).
И нечево тебе писать о нашей пустыни, сам
ты у нас жил годы с три как, еще лет
пятнадцети был, а ныне ты уже муж
совершен и более можеши уразумети, что к
лучшей пол[ь]зе душевной, то и твори. А
где нам ни жить, а треба воздержание
иметь языку и чреду. И всеусердное и
смиренное житие проходить, без смирения
бо и терпения невозможно и спастися
всякому человеку. Воспреимителя
преосвященнейшаго Мефодия епископа, что
в таковом высоком сане, а таковое к Богу
всеусердное и смиренное житие проходит.
Ибо и нашего достоинства смиряя себе.
Вся бо наша братия слышавша таковое
смиренное и вселюбезное писание от его
преосвященства было порадовалися и
велию пол[ь]зу восприяли душам своим от
смиреннаго и вселюбезнаго писания от
его преосвященства к нашему убожеству и
еще от искрения своея к нам любве довол[ь]ною
милостию награждает нас. Как ныне так и
напред сего и мы видя склонность и
любовь от его преосвященства к нашой
пустынной обители и отеческое его к нам
милосердие, смелость восприяли о тебе
писать к его преосвященству. И ты брате
не отлагай доброе и богоугодное свое
намерение на много время милостивой
отеческой себе отпуске получа, от своего
преосвященнаго. Неизвесть бы мы
утрешняго дне доживем или не доживем и
пока мы живы, поживем друголюбно, якоже
пророк глаголет: коль добро и коль
красно еже житии братий вкупе. И обще
попещися о своем спасении и вкупе
всеусердно послужити создателю своему
отцу и чадолюбцу друг от друга пол[ь]зу
восприемлюще. Якоже писано есть: ибо
брат братом подкрепляем пол[ь]зою
духовною яко град твердее и подпора. Что
бо есть наше житие, точию сень и сон ныне
живем, а утре во гробе гнием, и всуе
мятется всяк земнородный призирая
вечное свое спасение. Вси бо мы от Бога сотворены в мир сей
на малое время и токмо чтоб спастися, а
дом наш и вечное житие по апостолу на
небесех есть с самим Богом и со ангелы
его, идеже празднующих глас
непрестанный от всех девяти чинове
пресладчайшаго ангельскаго пения. О
сподоби же, сподоби всех нас таковыя
вечныя славы и радости и неизреченныя
сладости получить во Царствии Небесном
со всеми святыми, аще бо по Бозе житие и
прискорбное и тесное житие проходить, но
по Господню гласу тесная врата вводят в
жизнь блаженную и вечную, а пространная
врата и широк[и]й путь вводит в пагубу, а
по словеси Господню, кая пол[ь]за
человеку, аще бо и весь мир приобрящет, а
душу свою вещь безсмертную и
предражайшую искупленную неоцененною
кровию Христовою, а ежели мы за леность
свою и за невоздержанно житие и за скоро
преходящее, отщетим и погубим, то гор нам,
горе тамо будет вовеки бо веков тамо
будем вечно мучитися и плакать и рыдать,
но безпол[ь]зы, якоже пророк глаголет во
аде же кто исповесть тебе ибо по
апостолу ныне время благоприятно ныне
день спасения приуготовляти себе на
безконечное и блаженное житие и аще нам
брате когда прилучится временем и
унывно и прискорбно и горестно, то
потерпим Бога ради и Царствия Его
Небеснаго вечнаго в нем блаженства и
радости и веселия не
вкусят бо нам какого не вкусить и не
видать сладкаго до Царствий Небесном же
Господь наш глаголет есть яко многими
скорбми подобает нам войти в Царство
Небесное и паки в терпении вашем стяжите
души ваша туне бо зде потрудится Бога
ради якоже апостол глаголет не[…] бо
суть страдания нынешняго времене и
хотящей слове открытися аможе бо
преобразит тело смирения нашего яко
быти сему со[…]ну телу славы его. О
таковыя чести достоинства и пре[…]цества
яко телу телесному сообразну быти телу
Христову маловременныя труды подвиги и
сие прекратя остаюсь благословения
твоего прошу и всенижайший поклон отдаю
Саровский пустыни, иеромонах Варлаам. 1764
году марта в 16 день». 8
сентября 1764 иеродиакон Назарий
переходит по
увольнению из астраханской епархии, по
указу епископа Павла Владимирского, в
Саровскую пустынь. В это время Саровской
пустынью управлял шестой строитель,
иеромонах Ефрем. 19
ноября 1765 года, епископ Мефодий писал
ему: «Честный иеродиакон Назарий в Богом
спасаемой пустыни спасися и о нас
помолися. Письмо ваше получил, прочетьши
усмотрил, что по желанию вашему [в]
общежительной пустыни жить в ней
получил. Спасая спасися и о нас помолися.
Аще Бог восхощет живы будем, то и мы к вам
будем. От келейника моего Мирона верно
известился о равноангельном житии вашей
пустыни, всегда из мысли моей не выходит,
и дух мой да пребудет с вами. Просто в
надежде пишу, иеродиакон Назарий, за
отлучением моим, от посещени[я] во епархи[и].
Ныне винограднаго вина на служение, […]
весною пришлю. Да отпиши ко мне, чем бы
услужить вашей обители от рыбы, от икры.
Угодно ли им будет ежели, что в угоду
хотя бы человека какова прислали и своим
коштом [… ]отправлю. Ты яко сын наш того
ради к тебе и пишу о всем, ко мне отпиши
чтобы и […], но сугубо отправлю. За сим
смиренное наше постырское
благословение посылаю и молитв прошу.
Мефодий епископ Астраханский. 1765 году
ноября 19 дня». В
1770 году 4 мая иеродиакон
Назарий бежал, как свидетельствует
летопись Саровской обители. Тотчас был
послан доклад в Святейший Синод, именно
благодаря ему у нас сохранилось
описание о.Назария, «Иеродиакон Назарий
, ростом великоват, волосом светлорус,
лицом чист, сухощав, глаза серые, борода
невелика, от роду 29 лет». После
возвращения о.Назария, было учинено
разбирательство. Вот как данное событие
описывается в указе
консистории: «4 мая взявши о.Назарий
из трапезной хлеба, не спросясь тебя
строителя и не сказавши никому, пошел из
той пустыни в лес, где ходя заплутался и
ходил дней с девять. А как где нашедши
дорогу, пришел в
пустынь обратно, то услышав от работника
тоя пустыни, что о побеге ево в
консисторию представлено, убояся
истязания и пошел паки в лес. И отшедши
от пустыни верст с 30 сделал себе шалаш и
с июня месяца средних чисел. А на пищу
получал от работающих в том лесу
крестьян, а потом занемог и вышед из
показанного шалаша пришел обратно в
пустынь». Наказанием о.Назарию
определили: «на полгода в черную работу,
в которую употреблять ево в те времена,
когда он от священослужения свободен
будет, да через то время давать ему в
среды и пятки сухоядение, а в церкви
вовремя литургии класть ему по
пятьдесят земных поклонов». В
1773 году о.Назарий нес послушание,
исполняя чреду священнослужения, в
церкви нес клиросное послушание и шил
для братии камилавки. В 1776 году о.Назарий
был посвящен во иеромонаха епископом
Владимирским Иеронимом. По ведомости
значилось, что он исправляет
священнослужение, а по немощи временно
исполняет послушание в вязании четок
для братии, а к другим трудам он за
немощью был не способен. Строгое
исполнение иноческого устава было
всегдашней заботой отца Назария. Вся
жизнь его была подвигом. Душа его так
была проникнута мыслью и Божественных
предметах, чтобы единственным предметом
его бесед было слово о пользе души. О
делах мирских он не знал и слов, как
говорить о них. Но если отверзал свои
уста, чтобы говорить о подвигах против
страстей, о любви к добродетели, то его
беседа была неиссякаемым источником
сладости. И как сам он, так и слушающие,
забывали часы и время в усладительной
беседе. Слова его были правы, прямы и
резки. Без Слова Божия как основания не
любил он и начинать разговоров, - так
учил и других, чтобы душеспасительные
советы основывать не на своем разуме, но
на слове Божием. Строгий и как бы
недоступный по виду, он своими словами
привлекал сердца всех к любви и
послушанию к нему. Смиренный сам, он и
всех, которые просили у него наставления,
прежде всего, учил смирению. Жизнь
проводил неизменяемо постническую и
нестяжательную; едва только не рубище
употреблял для одежды своей. Келейник
митрополита Гавриила, архимандрит
Феофан (Соколов) так вспоминал об отце
Назарии: «А вот еще о.Назарий был человек
простой, неученый, писать не умел.
Преосвященный Гавриил спросил однажды
отца Назария: кто у него хуже всех? – он
отвечал: все хороши. – «Ужели – то нет
никого худого?» - Владыко святый, я один».
Случилось о. Назарию ехать через одно
селение, играют дети: он остановился,
созвал их и испрашивает: «что, кто из вас
лучше всех?» Дети указали на одного
мальчика: « вот этот лучше всех!» – «Почему?»
спрашивает он: - «он смирен, отвечают ему:
ты его бранишь, а он ничего». – «Так и вы
перенимайте у него», сказал о. Назарий.
Он жил в пустыне 7 лет, - я бывал у него. Он
сапоги по 6-ти лет нашивал, платье носил
рубищное. Ему страшилища были в пустыне.
Он рассказывал, что ему однажды пришла
мысль насеять репы; вот, дескать, будут
приходить усердствующие, брать ее и
получат исцеления. Как только он это
подумал, вдруг почувствовал, что кто-то
ударил его как будто палкою по голове, и
так сильно, что он не мог на ногах
удержаться, упал, и почувствовал такой
смрад и зловоние в воздухе, и ползком кое-как
до обители дошел. Об
отце Назарии митрополит Гавриил узнал
следующим образом. В 1780 году 5 декабря «о.Назарий
с товарищи в Москву отправился», - как
писал преосвященный епископ
Владимирский Иероним. Видимо именно в
это время они посетили Соловецкую
обитель. Увидев запустение Анзерского
скита, о.Назарий обратился в Святейший Правительствующий Синод, с
покорнейшим доношением, в котором он
описывал условия жизни Анзерского скита,
Соловецкого монастыря и о его
запустении: «Ныне
уведомился я, что оной скит по внове
учиненному о монастырях штату оставлен
в том же игуменском звании. И находится
под ведомством Соловецкого монастыря.
Которой незнаемо для чего мне же
уповательно, что за малоимением к
жительству в том острове охотных людей
как то и в мое недавно для поклонения в
Соловецком монастыре и во оном
Анзерском скиту святым мощам, бытность
находилось только четыре человека.
Представлял неоднократно Святейшему
Правительствующему Синоду, дабы
благоволил оной Анзерский скит из
ведомства их исключить. В рассуждении,
чего я всенижайший как, будучи о сем
острове довольно известен, то желаю в
нем препровождать свою жизнь охотно».
Далее он указывает тех братий, которые
пожелали бы с ним отправится в указанный
скит. В
начале 1781 года в письме к строителю
Саровской пустыни иеромонаху Пахомию
митрополит Гавриил просил о высылке
иеромонаха Назария для восстановления
Валаамского монастыря и для заведения в
оном устава Саровского. Отец Пахомий как
видно на это не совсем охотно соглашался,
между прочим выставлял
на вид и малообразованность братии.
Равно и о.Назария представлял как
человека малоумного и неопытного в
духовной жизни. Преосвященный Гавриил
проник в тайну смирения Назариева: «У
меня много своих умников - отвечал им, -
пришлите мне вашего глупца». Таким
образом о. Пахомию невольно пришлось
отпустить смиренного подвижника,
избранного Промыслом Божиим
через Архипастыря в оружие к
восстановлению древнего Валаама. В
1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий
был потребован в Санкт-Петербург, где по
убеждению митрополита Гавриила
определен в строители в Валаамский
монастырь для устройства в нем
общежития и порядка по уставу Саровской
пустыни. 8
сентября 1781 года Владимирский епископ
Иероним писал игумену Саровской пустыни:
«Получил я преосвященного
новгородского краткое письмо о
увольнении Назария с Иоакимом в
Петербург; полюбопытствовал, нет ли
изъяснения в Вашем письме, - для чего они требуются, -
для того и распечатал оное. Но как
нашел в нем ту же неизвестность, то прося
в дерзновении прощении прилагаю в сем
письме оное открытое. Мне сие много
потревожило да и удивило! Если Назарий у
вас не (в) пустыне, то где она?
Спросите его, чего он хощет поискать
там, откуда люди присылаются к вам на
исправление. Остаюсь (…) и к Вам и
любезной братии доброжелателен». В
январе 1782 г. игумен Назарий с учениками,
посетил Коневский монастырь. Через
год преосвященный Гавриил писал к
владыке Виктору Владимирскому: «Благодарю
за увольнение отца Назария; он в
Валаамском монастыре устроит порядок
пустынный». В
грамоте, данной о.Назарию по случаю
назначения настоятелем, митрополит
Гавриил объясняет, «что остров Валаам,
по пустынному положению своему и
святости жизни первых своих тружеников,
самим Промыслом Божиим определенный к
пребыванию на нем иноков, требует
восстановления селений праведных на
непреложных правилах, существующих в
Саровской пустыни, и тем самым
принесения жертвы Спасителю. Призывая
для сего честного отца иеромонаха
Назария, известного подвигами своими и
усердием для утверждения
монашествующих в спасительной жизни, мы
преклоняем колени и сердца наши пред
Господом, да даст им, по богатству
благости и Славы Своей, укрепиться Духом
Его Святым и да сохранит в сердцах
любовь и мир Божий о Христе Иисусе». |
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |