Выписки отца Назария |
||
Поучение и воспоминание житий всех
святых, воспиминаем комуждо в души своей,
подобает и яко не отлагати время за
время и како и чем и которыми
доородетелми спасошася вси святи, яко
неосабно подвзавшася и до смерти
страдаша. Глава
1. Благослови отче.
Не
отлагай любимая душе моя лета от лета и
месяц от месяца и время за время и день и
за днем ожидая Дане егда убо воздохнеши
от сердца и с тобою скорбящаго не
обрящеши. От колико терзатися начнеши
плача и рыдая и сетуя и каяся безуспеха.
Могущей ти днесь добро сотворити не
отлагай на утренний день понеже не веси,
что родит утренний день егда бо и нощь
сию, что люто постигнет тя не веси ныне
время терпению душе моя ныне время
скорби терпети, ныне время заповеди
Господни сохраняти, ктому не взирай
напитающих тело свое и угождающих ему
негою и разширяющихся и ботеющи плотию и
хотящих идти прежде реченным тесным и
скорбным путем внити в Царство Небесное
не приемлет бо таковых. Ниже мощно одоле
бо плоть душею якоже и сам веси сия
быаемая такови бо работают, паче телу
своему, а не душе. О
человече, зрящих ради на лице твое, да
ублажит, красоту твою еже глаголю в мире
сем. Силен и благообразен, лице имея
румяно, не может бо нас похвала
человеческая избавити муки вечныя и
безконечныя. И подати рай светлый, ниже
может погрузити нас в муце вечней, и
отъяти радость будущую, похуление их
мирское и всячески уничижающее и
хулящее и поношающе житие спасительное. А
погибельное свое житие хвалят, всякое
украшение человеческое. Красота лица,
льстит в веце сем. Яко повапленным
лицеем и ризами и ступанием и взором
блазнит и зажигает и ловит и погибель
душам малодушным и малоумных человек в
безконечную муку влечет. Себо есть жен
сеть живая бесовская на человеки и
видими беси. И второе пиянство весь мир
погуби. О
человече, аще хощеши спастися и внити в
Царство Небесное и приятии жизнь вечную
– уточни плоть свою и укуси похоть. Воспомяни
онаго старца, иже бе затвори себя
мужествене, и терперливне, в келии своей,
пребываше бо не исходя ис келии своея
лет 20 и вящше, паче же и прикован на цепи
бяше яко же скот безсолвесный и окован
всюду железом, тяжким ядяше же единова
днем зело суху пищу и не умолча язык его
в молитве дни и нощи, якоже смочаше и
место потом, идеже стояще на молитве.
Такоже ученик его беяше, на цепи и окован
железом тяжким всюду, дондже и ребра его
претрошася от толикия тягости и крови
текущи довол[ь]но, нози же его бяше
затекоша и разседошася и пасок текущи из
них, якожеужасно есть и зрети, тело его
точию кости и жилы. Воспомяни
душе моя Анастасия мниха иже имея таков
обычай первее церковное пение стояти
неподвижно с места на место и никакоже
седшу, но з[а]нже ему бяше яко древо сухо
по поясь, одебелеша от стояния. Терпи
скорби лютыя якоже и
вси святи вкусиша и претерпеша. Воспомяни
душе моя, пророки, апостолы и мученики и
святители и преподобнии и уродивые, где
обрела вси святых, котории неповинуша
плоть духови или нестраждуще в бедах,
лютых скорбех жестоких, но на всяк день
тмами беды приемлющее. Предложу ти душе
моя всех святых подвиги и страдании. Воспомяни
душе моя святых отец, пребывание и
подвиги и прослезися о своем нерадении
поистине. Спасе мой, якоже рекл еси многи
обители в дому отца моего яко же многи
реки, но воедино море текут, такоже и
многи пути, нов един град. Суть вси ведут
по истине многи суть и добродетели
угоднико Христовых, душе моя, якоже лоза
плодовита, ново едино Царство вводят,
слыши паки подробну, что глаголю о
человече. Воспомяни
душе моя Максима и Василия, Исидора
юродивых, якоже и самой земли от мрази
разседаются тии же нази и боси и глади.
Максим убо ни мраза, ни зноя нечюяше.
Василии же вопрошаем от неких людей
бываше, како отче терпиши нужу сию, он же
глаголаше: умилне егда рече взалчем или
жаждем или озябнем, то Господа подобает
терпети и паки лютее того стужими будем,
паки подобает терпети. Таже и облечевати
начент стужение болезни. Сице навыкнути
терпению и впротчих добродетелех.
Исидор же глаголаше к себе се нужа душе
моя, терпи же Царствия ради Небеснаго. Поучения
о. Назария монахиням
«Велия высота - смирение! Знатное
достоинство и честь - смиренномудрие!
Нет смиренного выше, и худшего у Христа -
славнее по свидетельству истины. Не сущу
свету, вся темна; не сущу смирению. Вся
тщетна и неполезна и ко Христу
недерзновенна. Ничто
же тако полезно, яко же самоукорение: от
самоукорения - самопознание; от
самопознания - кротость. Самоукорение: «злодейка
я, ленивая, тунеядица, грабительница: -
разграбляю сама у себя душевное
спасение; смотри-ка, грешу и делом-то и
словом и помышлением и всех оскорбляю».
От сего укорения родится самопознание.
Ум и сердце собрать воедино, глаза
закрыть, мысленные очи вознести ко
Господу. «О сладчайший и дражайший
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Я
великая грешница; но и я то незабвенна в
Твоей милости; и на меня то льется
благодать Твоя и отеческое призрение!
Достойна ли я помянута быть пред Тобою?»
От чего родится умиление и кротость. Если
кто укорит всячески, сотвори пред ним
поклон до земли. «Да, подлинно я такая, -
согрешила, виновата, обезумела, -
прощения прошу» Если придут тебе слезы,
умиление, радость душевная или от
человеков любовь: то пади пред Богом и
молись: «О Сладчайший, Дражайший Иисусе!
Стою ли я, что мне послал радость и слезы?
Пред Тобой недостойна я, такого умиления;
не заслужила Тебе ничем. Может ли такая
Твоя благодать в таком скверном сосуде
поместиться? Не умею сего сохранить,
растеряю; пошли тому, кто Тебе заслужил; -
а я стою скорбей и скуки, чтобы все меня
не любили, а мне даруй всех любить;
скорби и напасти с терпением нести». И
Бог за такое смирение более пошлет. А то
мы, как малые дети обрадуемся умилению,
схватим охапку сена более себя, и
растеряем: так и умиление скоро отходит
от нас. А как придет скорбь, печаль,
уныние, - пади пред Богом, молись: «Господи!
Это моя доля, моя часть: я только этого-то
и достойна; только это у Тебя и заслужила.
Дай ты мне, Господи, чтоб я была кроткая,
смиренная, молчаливая; не оставь Ты меня,
научи Ты меня - Спаситель мой, я Твое
создание». А
скорби и напасти, как подарки и гостинцы
принимать от Сладчайшего Иисуса. «Хочу,
говорит Он, да верные ученики Мои в
скорбях и напастях пребывают». А
во грехах не унывать; грешники, пока не
призвали Сладчайшего Иисуса пребывают
грешниками, а как призвали, - уже не
грешники. Как дитя запятнается, - плачет;
мать побьет, и после поцелует, белую
рубашку наденет: так и мы, - воззопием к
Нему: «осквернились мы, обмой нас; Ты,
Спаситель, очисти: - исповем на мя
беззаконие мое, и Ты оставил еси
нечестие сердца моего». Ни о чем же так
не радуется Господь, как о покаянии
грешника. Поется
ирмос: тристаты крепкия, Рождейся от
Девы... Тристаты крепкия - три части души,
взойдите-ка в сие: - яростное, похотное и
словесное. Яростное должны мы
употреблять на бесов, гневаться на свою
плоть. На свои страсти; а мы творим на
ближнего, да на Бога ропщем; а ропщай
творит дерзновение. Неблагодарный горше
разбойника. Нет на земли тяжелее
неблагодарного человека. Похотная часть
- любительная, должна быть первая к Богу:
всею крепостью и всем помышлением; а нас
занимают сласти, страсти и всякие
прихоти, неполезные пристрастия. А уже
словесная часть самовластная,
богоподобная. Ум в голове, любовь в
сердце; а сия часть - словесная , высокая,
и должна возвышаться и надлежит
почитать за низость - врагу покоряться,
или какой страсти поработиться.
Гордиться над бесами; а у нас сию заняла
высокая гордость презрения, зазрения,
ближнего уничижение, зависть. Скорбь
бывает смотрительная, наказательная и
от бесов, - смирительная. Когда не
покорится, не смирится человек, то
Промысл, или наказание Божие. Предает
его на искушение. Есть
путь просвещающий, и очищающий, и с самим
Богом соединяющий, - когда сам человек
ищет, старается. Отсекает свою волю, - и
просвещает его Господь. Очищающий -
скорби, напасти, болезни, ссылки; все
мученики в очищающем пути; а соединяющий,
на нем совершенные святые, - еще здесь
соединяются умною молитвою. Помолимся
духом, помолимся и умом. Взойдите-ка в
слова Апостола Павла: хощу рещи пять
слов умом, нежели тысячу языком.
Изобразить не могу, сколько мы счастливы,
что сии пять слов удостоились говорить.
Что за радость! «Господи Иисусе Христе, помилуй
мя грешного». Вообразите-ка: Господи!
Кого я называю? Создателя Творца всего,
Кого вся силы трепещут; - Иисусе Христе,
Сыне Божий! Ты ради меня кровь Свою
излиял, спас меня, сошел на землю; -
Христе - послушлив был даже до смерти,
смерти крестныя; помилуй и меня грешную,
прости за Себя виновную во всем».
Отражай всякие помыслы, ратующие на тебя
- именем Иисуса. Прилог,
сочетание, сложение, пленение. Сперва
придет прилог, - малый помысл как
младенец: он только тебя беспокоит, а
повредить не может. Как станешь с ним
разглагольствовать, - сие сочетание уже
юноша, может тебя ударить; а как
согласился с ним, - сие сложение уже муж, -
может тебя убить и до смерти; а там
паление - страсть. Как
кастрюлька-то кипит на огне, ни какое
насекомое не может в горячую попасть; а
как остынет, - и мухи, и всякая гадина
повалится: так и наше сердце, аще горит к
Богу, чисто от страсти и помыслов. Царь
Давид говорит: не вознесеся сердце мое,
ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в
великих, ниже в дивных паче мене. Аще не
смиренномудрствовах. Но вознесох душу
мою. Яко отдоенное на матерь свою тако
воздаси на душу мою (Псал. 130). Взойди-ка,
каковы сии слова? Я изобразить не могу!
Он говорит: велик я был Пророк и дивен, я
был Царь; но я не превознесся, и не
занялся сим ум и сердце мое. И даждь мне
Господи, чтоб я так Тебе прилеплен был,
как дитя к своей матери, - при наказании
не оскорблялся, и при награждении не
возвышался. Бога
ради обучайтесь, старайтесь пустынныя
горлинки! Пустыня что значит? - Совесть
незазорная; ум очищенный молитвою.,
поста не теряй; а пост, с молитвою. Труда
не теряет. Блажен садяй сады в душе своей!
Сколь
добро и сколь красно, еже жити братии
вкупе! Я не знаю. Как вы, а я себя так
чувствую. Что пред всеми я должен и всем
я виноват: можно ли после сего на кого
оскорбиться? И трех или четырех любим
очень, - какая это малость! безделица!
Лучше всех на свете любить; у меня
любезная простота, всем отверсты
сердечные врата; а хотя кто мне и не рад,
да я ему рад. Монах
значит уединен; инок - иное одеяние, и
нрав, и обычай, и иное житие. Чернец -
черное платье, траур по душе, день и ночь
должно плакать. Я
три года не знал скорби, и столь навык
посту, неизглаголанному удручению плоти,
что думал - в том вся добродетель. Как
пришли ко мне три сестрицы: - уныние,
скука, печаль; тут-то познал и не знал как
угостить их. Стал, изнемогать, - потом
научился, говоря: гости мои дорогие!
Милости прошу, пожалуйте, я вас угощу;
вот зажгу свечку, помолимся - поплачем,
попоем, - и завопию: «Боже милостив буди
мне грешному! Создавый мя, Господи
помилуй: без числа согреших, Господи
прости мя! Како воззрю к Твоей благости?
Кое начало положу исповедания?
Владычица Богородица! Помяни раба
Твоего!» Гостьи мои бегом, а я говорю:
матушки, погостите! Нет, уже не догонишь!
Когда придет вам горячий дух молиться
много, то немного молитесь и четки от
себя положите: а когда леность: тогда-то
подлинно до поту молиться полезно. А
как к матери нужно будет идти, -
помолитесь: Господи, благослови меня
идти к матушке, научи меня, чтоб она у
меня грешной выслушала, и скажи: «матушка,
вот я чего желаю, но не делай по воле моей,
а по воле своей». А если с сестрой
надобно говорить, - возведи ум свой к
Господу; благослови меня, мой Спаситель,
с сестрой поговорить, и научи меня,
и чтоб она приняла слова от меня грешной.
А то вы все своей силой делаете. Вот
я было, ехав к вам, совсем утонул; но став
тонуть, ум, сердце собрал воедино: «О
Сладчайший, о Дражайший, Прелюбезный
Господи! Если хочешь, спаси меня, а не
хочешь, - ко дну пойду, а я с Тобою не
разлучусь!» Потом было в пропасть упал,
да, к счастью, как полетел, успел на лету
сказать: « О Господи!...Но как такое имя
помянул, чему быть тут? Не как в пропасть,
но как на мягкую постель попал... Если
тоска придет, якобы Бог оставил, -
читайте сей Псалом: Живый
в помощи Вышняго... дойдете до сего
слова: с ним есмь в
скорби, изму его, - веруйте, что Господь
не оставит! .» Если о грехах: плачем, - как
рабы; а если от благодарности, - как
сыны. От больного Господь требует только
молитвы со смирением, с терпением, с
благодарением.
Как
Сладчайший, Спаситель ваш в горнем
Иерусалиме, в немерцающем свете, поведет
вас к Отцу небесному скажет : « Отче
небесный! Вот плоды Моего страдания».
Там-то будет нам праздник! Какая нам
честь будет, - сказать невозможно. А
вы все мои слова пишите на скрижалях
сердца, в незабвенную память. Высших
ищите, идеже есть Христос... горняя
мудрствуйте, а не земная; делайте,
дондеже день есть. Да тьма вас не
постигнет. Боголюбивому человеку ничто
же потребно, кроме Бога: если Бога
приобрящет, довлеет ему. Один Святой
вечно плакал: «покой ты мой, покой
небесный! Где тебя найти?... только в
Кресте, да во Христе! |
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |