| Выписки отца Назария | ||
| Поучение и воспоминание житий всех
      святых, воспиминаем комуждо в души своей,
      подобает и яко не отлагати время за
      время и како и чем и которыми
      доородетелми спасошася вси святи, яко
      неосабно подвзавшася и до смерти
      страдаша. Глава
      1. Благослови отче.Не
      отлагай любимая душе моя лета от лета и
      месяц от месяца и время за время и день и
      за днем ожидая Дане егда убо воздохнеши
      от сердца и с тобою скорбящаго не
      обрящеши. От колико терзатися начнеши
      плача и рыдая и сетуя и каяся безуспеха.
      Могущей ти днесь добро сотворити не
      отлагай на утренний день понеже не веси,
      что родит утренний день егда бо и нощь
      сию, что люто постигнет тя не веси ныне
      время терпению душе моя ныне время
      скорби терпети, ныне время заповеди
      Господни сохраняти, ктому не взирай
      напитающих тело свое и угождающих ему
      негою и разширяющихся и ботеющи плотию и
      хотящих идти прежде реченным тесным и
      скорбным путем внити в Царство Небесное
      не приемлет бо таковых. Ниже мощно одоле
      бо плоть душею якоже и сам веси сия
      быаемая такови бо работают, паче телу
      своему, а не душе. О
      человече, зрящих ради на лице твое, да
      ублажит, красоту твою еже глаголю в мире
      сем. Силен и благообразен, лице имея
      румяно, не может бо нас похвала
      человеческая избавити муки вечныя и
      безконечныя. И подати рай светлый, ниже
      может погрузити нас в муце вечней, и
      отъяти радость будущую, похуление их
      мирское и всячески уничижающее и
      хулящее и поношающе житие спасительное. А
      погибельное свое житие хвалят, всякое
      украшение человеческое. Красота лица,
      льстит в веце сем. Яко повапленным
      лицеем и ризами и ступанием и взором
      блазнит и зажигает и ловит и погибель
      душам малодушным и малоумных человек в
      безконечную муку влечет. Себо есть жен
      сеть живая бесовская на человеки и
      видими беси. И второе пиянство весь мир
      погуби. О
      человече, аще хощеши спастися и внити в
      Царство Небесное и приятии жизнь вечную
      – уточни плоть свою и укуси похоть. Воспомяни
      онаго старца, иже бе затвори себя
      мужествене, и терперливне, в келии своей,
      пребываше бо не исходя ис келии своея
      лет 20 и вящше, паче же и прикован на цепи
      бяше яко же скот безсолвесный и окован
      всюду железом, тяжким ядяше же единова
      днем зело суху пищу и не умолча язык его
      в молитве дни и нощи, якоже смочаше и
      место потом, идеже стояще на молитве.
      Такоже ученик его беяше, на цепи и окован
      железом тяжким всюду, дондже и ребра его
      претрошася от толикия тягости и крови
      текущи довол[ь]но, нози же его бяше
      затекоша и разседошася и пасок текущи из
      них, якожеужасно есть и зрети, тело его
      точию кости и жилы. Воспомяни
      душе моя Анастасия мниха иже имея таков
      обычай первее церковное пение стояти
      неподвижно с места на место и никакоже
      седшу, но з[а]нже ему бяше яко древо сухо
      по поясь, одебелеша от стояния. Терпи
      скорби лютыя якоже  и
      вси святи вкусиша и претерпеша. Воспомяни
      душе моя, пророки, апостолы и мученики и
      святители и преподобнии и уродивые, где
      обрела вси святых, котории неповинуша
      плоть духови или нестраждуще в бедах,
      лютых скорбех жестоких, но на всяк день
      тмами беды приемлющее. Предложу ти душе
      моя всех святых подвиги и страдании. Воспомяни
      душе моя святых отец, пребывание и
      подвиги и прослезися о своем нерадении
      поистине. Спасе мой, якоже рекл еси многи
      обители в дому отца моего яко же многи
      реки, но воедино море текут, такоже и
      многи пути, нов един град. Суть вси ведут
      по истине многи суть и добродетели
      угоднико Христовых, душе моя, якоже лоза
      плодовита, ново едино Царство вводят,
      слыши паки подробну, что глаголю о
      человече. Воспомяни
      душе моя Максима и Василия, Исидора
      юродивых, якоже и самой земли от мрази
      разседаются тии же нази и боси и глади.
      Максим убо ни мраза, ни зноя нечюяше.
      Василии же вопрошаем от неких людей
      бываше, како отче терпиши нужу сию, он же
      глаголаше: умилне егда рече взалчем или
      жаждем или озябнем, то Господа подобает
      терпети и паки лютее того стужими будем,
      паки подобает терпети. Таже и облечевати
      начент стужение болезни. Сице навыкнути
      терпению и впротчих добродетелех.
      Исидор же глаголаше к себе се нужа душе
      моя, терпи же Царствия ради Небеснаго.   Поучения
      о. Назария монахиням «Велия высота - смирение! Знатное
      достоинство и честь - смиренномудрие!
      Нет смиренного выше, и худшего у Христа -
      славнее по свидетельству истины. Не сущу
      свету, вся темна; не сущу смирению. Вся
      тщетна и неполезна и ко Христу
      недерзновенна.  Ничто
      же тако полезно, яко же самоукорение: от
      самоукорения - самопознание; от
      самопознания - кротость. Самоукорение: «злодейка
      я, ленивая, тунеядица, грабительница: -
      разграбляю сама у себя душевное
      спасение; смотри-ка, грешу и делом-то и
      словом и помышлением и всех оскорбляю».
      От сего укорения родится самопознание.
      Ум и сердце собрать воедино, глаза
      закрыть, мысленные очи вознести ко
      Господу. «О сладчайший и дражайший
      Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Я
      великая грешница; но и я то незабвенна в
      Твоей милости; и на меня то льется
      благодать Твоя и отеческое призрение!
      Достойна ли я помянута быть пред Тобою?»
      От чего родится умиление и кротость.  Если
      кто укорит всячески, сотвори пред ним
      поклон до земли. «Да, подлинно я такая, -
      согрешила, виновата, обезумела, -
      прощения прошу» Если придут тебе слезы,
      умиление, радость душевная или от
      человеков любовь: то пади пред Богом и
      молись: «О Сладчайший, Дражайший Иисусе!
      Стою ли я, что мне послал радость и слезы?
      Пред Тобой недостойна я, такого умиления;
      не заслужила Тебе ничем. Может ли такая
      Твоя благодать в таком скверном сосуде
      поместиться? Не умею сего сохранить,
      растеряю; пошли тому, кто Тебе заслужил; -
      а я стою скорбей и скуки, чтобы все меня
      не любили, а мне даруй всех любить;
      скорби и напасти с терпением нести». И
      Бог за такое смирение более пошлет. А то
      мы, как малые дети обрадуемся умилению,
      схватим охапку сена более себя, и
      растеряем: так и умиление скоро отходит
      от нас. А как придет скорбь, печаль,
      уныние, - пади пред Богом, молись: «Господи!
      Это моя доля, моя часть: я только этого-то
      и достойна; только это у Тебя и заслужила.
      Дай ты мне, Господи, чтоб я была кроткая,
      смиренная, молчаливая; не оставь Ты меня,
      научи Ты меня - Спаситель мой, я Твое
      создание».  А
      скорби и напасти, как подарки и гостинцы
      принимать от Сладчайшего Иисуса. «Хочу,
      говорит Он, да верные ученики Мои в
      скорбях и напастях пребывают».  А
      во грехах не унывать; грешники, пока не
      призвали Сладчайшего Иисуса пребывают
      грешниками, а как призвали, - уже не
      грешники. Как дитя запятнается, - плачет;
      мать побьет, и после поцелует, белую
      рубашку наденет: так и мы, - воззопием к
      Нему: «осквернились мы, обмой нас; Ты,
      Спаситель, очисти: - исповем на мя
      беззаконие мое, и Ты оставил еси
      нечестие сердца моего». Ни о чем же так
      не радуется Господь, как о покаянии
      грешника.  Поется
      ирмос: тристаты крепкия, Рождейся от
      Девы... Тристаты крепкия - три части души,
      взойдите-ка в сие: - яростное, похотное и
      словесное. Яростное должны мы
      употреблять на бесов, гневаться на свою
      плоть. На свои страсти; а мы творим на
      ближнего, да на Бога ропщем; а ропщай
      творит дерзновение. Неблагодарный горше
      разбойника. Нет на земли тяжелее
      неблагодарного человека. Похотная часть
      - любительная, должна быть первая к Богу:
      всею крепостью и всем помышлением; а нас
      занимают сласти, страсти и всякие
      прихоти, неполезные пристрастия. А уже
      словесная часть самовластная,
      богоподобная. Ум в голове, любовь в
      сердце; а сия часть - словесная , высокая,
      и должна возвышаться и надлежит
      почитать за низость - врагу покоряться,
      или какой страсти поработиться.
      Гордиться над бесами; а у нас сию заняла
      высокая гордость презрения, зазрения,
      ближнего уничижение, зависть. Скорбь
      бывает смотрительная, наказательная и
      от бесов, - смирительная. Когда не
      покорится, не смирится человек, то
      Промысл, или наказание Божие. Предает
      его на искушение.  Есть
      путь просвещающий, и очищающий, и с самим
      Богом соединяющий, - когда сам человек
      ищет, старается. Отсекает свою волю, - и
      просвещает его Господь. Очищающий -
      скорби, напасти, болезни, ссылки; все
      мученики в очищающем пути; а соединяющий,
      на нем совершенные святые, - еще здесь
      соединяются умною молитвою.  Помолимся
      духом, помолимся и умом. Взойдите-ка в
      слова Апостола Павла: хощу рещи пять
      слов умом, нежели тысячу языком.
      Изобразить не могу, сколько мы счастливы,
      что сии пять слов удостоились говорить.
      Что за радость!   «Господи Иисусе Христе, помилуй
      мя грешного». Вообразите-ка: Господи!
      Кого я называю? Создателя Творца всего,
      Кого вся силы трепещут; - Иисусе Христе,
      Сыне Божий! Ты ради меня кровь Свою
      излиял, спас меня, сошел на землю; -
      Христе - послушлив был даже до смерти,
      смерти крестныя; помилуй и меня грешную,
      прости за Себя виновную во всем».
      Отражай всякие помыслы, ратующие на тебя
      - именем Иисуса.  Прилог,
      сочетание, сложение, пленение. Сперва
      придет прилог, - малый помысл как
      младенец: он только тебя беспокоит, а
      повредить не может. Как станешь с ним
      разглагольствовать, - сие сочетание уже
      юноша, может тебя ударить; а как
      согласился с ним, - сие сложение уже муж, -
      может тебя убить и до смерти; а там
      паление - страсть.  Как
      кастрюлька-то кипит на огне, ни какое
      насекомое не может в горячую попасть; а
      как остынет, - и мухи, и всякая гадина
      повалится: так и наше сердце, аще горит к
      Богу, чисто от страсти и помыслов.  Царь
      Давид говорит: не вознесеся сердце мое,
      ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в
      великих, ниже в дивных паче мене. Аще не
      смиренномудрствовах. Но вознесох душу
      мою. Яко отдоенное на матерь свою тако
      воздаси на душу мою (Псал. 130). Взойди-ка,
      каковы сии слова? Я изобразить не могу!
      Он говорит: велик я был Пророк и дивен, я
      был Царь; но я не превознесся, и не
      занялся сим ум и сердце мое. И даждь мне
      Господи, чтоб я так Тебе прилеплен был,
      как дитя к своей матери, - при наказании
      не оскорблялся, и при награждении не
      возвышался.  Бога
      ради обучайтесь, старайтесь пустынныя
      горлинки! Пустыня что значит? - Совесть
      незазорная; ум очищенный молитвою.,
      поста не теряй; а пост, с молитвою. Труда
      не теряет. Блажен садяй сады в душе своей!
       Сколь
      добро и сколь красно, еже жити братии
      вкупе! Я не знаю. Как вы, а я себя так
      чувствую. Что пред всеми я должен и всем
      я виноват: можно ли после сего на кого
      оскорбиться? И трех или четырех любим
      очень, - какая это малость! безделица!
      Лучше всех на свете любить; у меня
      любезная простота, всем отверсты
      сердечные врата; а хотя кто мне и не рад,
      да я ему рад.  Монах
      значит уединен; инок - иное одеяние, и
      нрав, и обычай, и иное житие. Чернец -
      черное платье, траур по душе, день и ночь
      должно плакать.  Я
      три года не знал скорби, и столь навык
      посту, неизглаголанному удручению плоти,
      что думал - в том вся добродетель. Как
      пришли ко мне три сестрицы: - уныние,
      скука, печаль; тут-то познал и не знал как
      угостить их. Стал, изнемогать, - потом
      научился, говоря: гости мои дорогие!
      Милости прошу, пожалуйте, я вас угощу;
      вот зажгу свечку, помолимся - поплачем,
      попоем, - и завопию: «Боже милостив буди
      мне грешному! Создавый мя, Господи
      помилуй: без числа согреших, Господи
      прости мя! Како воззрю к Твоей благости?
      Кое начало положу исповедания?
      Владычица Богородица! Помяни раба
      Твоего!» Гостьи мои бегом, а я говорю:
      матушки, погостите! Нет, уже не догонишь!
      Когда придет вам горячий дух молиться
      много, то немного молитесь и четки от
      себя положите: а когда леность: тогда-то
      подлинно до поту молиться полезно.  А
      как к матери нужно будет идти, -
      помолитесь: Господи, благослови меня
      идти к матушке, научи меня, чтоб она у
      меня грешной выслушала, и скажи: «матушка,
      вот я чего желаю, но не делай по воле моей,
      а по воле своей». А если с сестрой
      надобно говорить, - возведи ум свой к
      Господу; благослови меня, мой Спаситель,
      с  сестрой поговорить, и научи меня,
      и чтоб она приняла слова от меня грешной.
      А то вы все своей силой делаете.  Вот
      я было, ехав к вам, совсем утонул; но став
      тонуть, ум, сердце собрал воедино: «О
      Сладчайший, о Дражайший, Прелюбезный
      Господи! Если хочешь, спаси меня, а не
      хочешь, - ко дну пойду, а я с Тобою не
      разлучусь!» Потом было в пропасть упал,
      да, к счастью, как полетел, успел на лету
      сказать: « О Господи!...Но как такое имя
      помянул, чему быть тут? Не как в пропасть,
      но как на мягкую постель попал...  Если
      тоска придет, якобы Бог оставил, -
      читайте сей Псалом: Живый
      в помощи Вышняго... дойдете до сего
      слова: с ним есмь в
      скорби, изму его, - веруйте, что Господь
      не оставит! .» Если о грехах: плачем, - как 
      рабы; а если от благодарности, - как
      сыны. От больного Господь требует только
      молитвы со смирением, с терпением, с
      благодарением.     
       Как
      Сладчайший, Спаситель ваш в горнем
      Иерусалиме, в немерцающем свете, поведет
      вас к Отцу небесному скажет : « Отче
      небесный! Вот плоды Моего страдания».
      Там-то будет нам праздник! Какая нам
      честь будет, - сказать невозможно.  А
      вы все мои слова пишите на скрижалях
      сердца, в незабвенную память. Высших
      ищите, идеже есть Христос... горняя
      мудрствуйте, а не земная; делайте,
      дондеже день есть. Да тьма вас не
      постигнет. Боголюбивому человеку ничто
      же потребно, кроме Бога: если Бога
      приобрящет, довлеет ему. Один Святой
      вечно плакал: «покой ты мой, покой
      небесный! Где тебя найти?... только в
      Кресте, да во Христе! | ||
| Вернуться обратно | Перейти в начало | |