В составе Российской империи (1710-1811) |
||
В
1710 г. русские войска заняли г. Кексгольм и
прилежащие территории. Местное население
присягнуло русскому царю. Шведские
землевладельцы бежали, а финские
крестьяне по большей части остались. Петр
не стал принуждать лютеран к перемене
веры, но гонения на православных
прекратились. На возвращенной территории
началось восстановление православных
приходов и монастырей. Для этого в помощь
епископу Иолю был назначен архимандрит
Варлаамо-Хутынского монастыря Феодосий (Яновский).
Петр I назначает о. Феодосия «духовным
судиею» в присоединенных к России
городах: Ямбурге, Нарве, Копорье,
Шлиссельбурге, строящемся Петербурге. В
1712 г. Феодосий перебрался из Новгорода в
Петербург свое управление стал
осуществлять оттуда. В
1714 г., после кончины Иоиля епископом
Корельским и Ладожским стал Епископ
Аарон (Еропкин). Всего лишь два года, до
кончины своего благодетеля и друга
митрополита Иова в феврале 1716 г.,
преосвященный Аарон мог вести
размеренную жизнь викарного епископа. В
последующие 5 лет он формально заведовал
всей Новгородской митрополией, однако
настоящей самостоятельности и свободы
действий не имел, так как их существенно
ограничивали местоблюститель
Патриаршего престола и Сенат. Еще больше
страдал епископ Аарон от своего же
номинального подчиненного —
архимандрита Феодосия (Яновского),
надменного и всевластного царского
фаворита. Епископ Аарон был распорядительным епархиальным начальником и очень заботился о церковном обустройстве завоеванных у Швеции земель. 17 февраля 1717 г. он отправил на Валаам благословенную грамоту, а когда в восстанавливаемой обители построили первую церковь, выслал три антиминса на освящение трех ее приделов. По его благословению 4 ноября 1719 г. освятили Никольскую церковь, возведенную к тому времени на острове Коневец. После того как с января 1721 г. Феодосий занял Новгородскую архиерейскую кафедру, епископ Аарон стал проситься на покой. 8 июля 1723 г. Св. Синод удовлетворил его прошение и преосвященный уволился на безмолвие в Нило-Столбенскую пустынь. На второй срок к управлению Корельским викариатством Аарона призвали 9 (по другим данным — 29-го) января 1728 г. по просьбе нового новгородского владыки, архиепископа Феофана (Прокоповича), возглавлявшего епархию с 1725 по 1736 год. Однако того ждало разочарование: Аарон сразу же начал процесс о возвращении Юрьеву монастырю его бывших олонецких вотчин, приписанных указом Петра I к Архиерейскому дому. Вскоре у Феофана возникли и другие поводы быть недовольным своим викарием. Так что в 1730 г. преосвященный Аарон «за болезнию и старостою» просился снова в Нилову пустынь и 2 августа был вторично туда отпущен. Но бесстрашный епископ, и живя в обители, досаждал властям неуместной, на их взгляд, защитой старых церковных порядков. Так, в 1735 г. он написал прошение от ниловской братии на Высочайшее имя. Дело в том, что многие монахи пострижены были без указа, что тогда сурово каралось, и этот факт стал известен Св. Синоду. За вмешательство в дело ниловских насельников преосвященный Аарон навлек на себя «строгость усиленного надзора, продолжавшегося до самой его кончины В тот временной промежуток, когда Аарон, не угодивший архиепископу Феодосию, был первый раз уволен на покой в Нило-Столбенскую пустынь и до его нового призвания на архипастырское служение, очередным викарием новгородского владыки был назначен епископ Иоаким. В 1715 г. началось восстановление Валаамского монастыря. Об известно следующее. Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря, Иринарх, поверг Императору Петру I, чрез его любимца князя Меншикова, доклад о восстановлении Валаамского монастыря на прежнем его основании. 1715 года последовал указ Императора о восстановлении монастыря. Донося о такой воле Государя преосвященному Аарону, епископу карельскому и ладожскому, Иринарх просил благословения владыки на то, чтобы на Ладожском озере, на Валаамском острове, отроить вновь монастырь и в нем церковь Преображения Господня с приделами св. апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Получив от епископа благословенную грамоту 1717 г. февраля 17 дня Иринарх письменным прошением убедительнейше приглашал доброхотных дателей к посильным пожертвованиям на восстановление обители. В марте месяце 1717 г. на 11 лошадях прислана была из Кирилова на Валаам церковная утварь, хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. В начале 1719 г. построена была деревянная трехпридельная церковь. Уведомленный об этом, преосвященный Аарон прислал в монастырь три антиминса и, февраля 12-го 1724 г., архимандрит Иринарх, с валаамским строителем Иосифом и с братиею, освятил новоустроенную церковь. О возобновлении Коневского монастыря передается следующее: В 1716 г., марта 24, Коневский остров, вместе с соседним Пюгяярвским погостом, отдан был по указу государя, во владение князю Якову Федоровичу Долгорукову. Но когда Деревяницкого монастыря архимандрит Иоанникий принес всеподданнейшую просьбу Императору Петру I о том, чтобы благоволено было, на Коневском острове, по-прежнему, устроить монастырь, тогда, с согласия князя Долгорукова Высочайшим указом 30 мая 1718 года, последовавшим на имя кексгольмского полковника Леонтьева, Коневский остров утвержден за Деревяницким монастырем и повелено устроить на нем, по-прежнему, обитель. Митрополит Иов послал из деревяницкого монастыря иеромонаха Тихона, в качестве строителя, с немногочисленною братиею, возобновить обитель. По прибытии на остров, Тихон нашел здесь одни развалины фундамента каменной церкви, сохранявшие в себе гробницу преп. Арсения. На развалинах, обросших лесом, возвышалась деревянная часовня, в которой служил белый священник, живший здесь со всем своим семейством. Строитель Тихон, прежде всего, приступил к сооружению храма Божия. Первая церковь была заложена деревянная и небольшая, во имя св. Николая Чудотворца. Иконостас для нее привезен был из Деревяницкого монастыря. По благословению епископа Аарона, церковь освящена 4 ноября 1719 года. Здесь служил Тихон и ему помогал священник, живший с семейством на Святой горе. Пришедшие с Тихоном иноки поместились в деревянных кельях близ церкви. Так восстановлена была обитель Коневская. В 1721 году между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мирный договор, согласно которому Приладожская Карелия вошла в состав России. Присоединенные к России земли с городами Выборг, Кексгольм, Сортавала получили название Русская Финляндия. Новым подданным Петр обещал свободу веры. Десятая статья Ништадтского мирного договора гласила: «Тако ж в таких уступленных землях не имеет никакое принуждение в совести введено быть; но паче евангелическая вера, кирха и школы и что к тому принадлежит, на таком основании, на каком при последнем свейском правительстве были оставлены и содержаны, однако ж во оных и вера греческого исповедания впредь тако ж свободно и без всякого помешательства отправлена быть может и имеет». 25 января 1721 г. был учрежден Священный Синод и Феодосий был назначен архиепископом Великоновгородским и Великолуцким. После этого Ингерменландия и Карелия были вовсе отделены от Новгородской митрополии и в документах официально именовались «С.-Петербургской епархией Святейшего Синода», или «Синодальной областью». Тогда же, 17 апреля, учредили новый административный орган — Тиунское (судное) Духовное правление под ведением Св. Синода — «для управления церковных дел по С.-Петербургу и новозавоеванным городам». Оно было закрыто 13 декабря 1727 г., и надзор по духовному благочинию осуществлялся через канцелярию Св. Синода. Но уже в 1730 г. основали С.-Петербургское Духовное правление, а еще через 12 лет учредили С.-Петербургскую епархию, в состав которой вошла и территория Русской Финляндии. Управление церковными делами осуществлялось через Духовную консисторию, образованную в 1744 г. В
городах Русской Финляндии стали
открываться православные церкви. В
Кексгольме в одном из домов на территории
Новой крепости (бывшем Спасском острове)
была устроена временная гарнизонная
церковь во имя Рождества Пресвятой
Богородицы. В
Выборге по личному распоряжению Петра I
устроили временную Петропавловскую
церковь, 8 октября 1710 г. ее освятил сам
митрополит Иов. Через 22 года в городе уже
была соборная церковь Рождества Христова
с приделом Апостолов Петра и Павла. Под
нее переоборудовали старинный
католический костёл. Однако
несмотря на декларацию равенства
православной и лютеранской религий,
последняя получала всяческие
преимущества. Это было связано с
преобладанием лютеранского населения и
тем, что лютеранское духовенство,
подчиняясь светским властям,
пользовалось в своих действиях большей
свободой, чем православные клиры. Да и
российское правительство в продолжение
всего 18 в. подчас больше поддерживало
лютеранскую церковь в Русской Финляндии,
чем свою православную. Первоначально лютеранские пасторы оказались в ведении Св. Синода, ввиду того что епископские кафедры в Або (Турку) и Борго (Порвоо) были на шведской территории. Синод определял пасторов на места, причем позволял им совершать богослужения и по домам прихожан, что запрещалось православным священникам. При Анне Иоанновне лютеран прямо подчинили светскому начальству. В этот период даже возобновилась миссионерская пропаганда, нацеленная на обращение православных в лютеранскую веру. Так что спохватившимся правительством для предупреждения подобных происков 1 марта 1735 г. был издан специальный манифест «О возбранении духовным особам иностранных христианских вер обращать в оные русских подданных, какого бы закона они ни были, под опасением суда и наказания по законам». Впоследствии стало ясно, что успех лютеранской миссии в 18-19 вв. во многом зиждился на системе школьного образования, развернутой в крае на основе финско-шведской религиозной культуры, под сенью кирх. Русские церковноприходские и народные школы появляются здесь только начиная с периода реформ Александра II Освободителя — когда время было уже упущено. Так, к примеру, в Кексгольме после возвращения территории Карельского перешейка России сначала, в 1745 г., открыли финскую школу (так называемую «педагогию»), соответствовавшую двум начальным классам Выборгского кафедрального училища. Русской же школы в городе долгое время не было. И только в 1788 г. учредили Кексгольмское уездное училище. В 1734 г. архиепископом Корельским и Ладожским был назначен Иосиф. В 1730 г. он был выкуплен из плена у лезгин русским правительством и с 29 августа 1733 г. в Москве уже совершал богослужения. Не проходит и года, как Феофан (Прокопович) решает взять Иосифа к себе викарием и Синодальным указом от 15 мая 1734 г. тому повелевается быть «помощным архиереем, или наместником, и в Юрьеве монастыре иметь власть и титлу архимандрическую». Иосиф ревностно помогал архиепископу Феофану, мало интересовавшемуся делами своей обширной епархии. После кончины Феофана (Прокоповича) до назначения в Новгород в 1740 г. нового владыки, архиепископ Иосиф в течение почти четырех лет самолично управлял всей епархией. Затем Иосиф отбыл из Юрьева монастыря в Москву для священнослужения. 16 октября он был определен архимандритом Московского Знаменского монастыря с жалованьем в тысячу рублей. Последним, шестым епископом из именовавшихся Корельскими и Ладожскими, стал в 1742 г. преосвященный Маркелл (Родышевский). Маркел был сначала другом, а затем самым непримиримым врагом архиепископа Феофана (Прокоповича). Архимандрита Маркелла использовали как орудие борьбы с Феофаном многие могущественные противники этого сподвижника Петра I начиная с архиепископа Феодосия (Яновского). Крутой поворот в жизни о. Маркелла происходит уже после смерти Феофана, при новой императрице Елизавете Петровне. Очередной новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич), правивший с 1740 по 1745 год и известный своей критикой синодальной системы, в октябре 1740 г. открывает в Новгороде Духовную семинарию. 24 января следующего года ее ректором и настоятелем Юрьева монастыря назначается архимандрит Маркелл, а 6 января 1742 г. Маркелл был определен епископом Корельским и Ладожским. Однако был епископом Маркел менее года и вскоре скончался. В царствование Елизаветы Петровны значительно улучшилось положение православия на прибалтийских окраинах страны, в том числе и на Карельском перешейке. Императрица много помогала восстанавливавшимся Валаамскому и Коневскому монастырям. Так, на первую из названных обителей она пожертвовала в общей сложности 8 тысяч рублей серебром. Многие подданные следовали благому примеру своей правительницы, возрождая церкви и монастыри на отвоеванных у Швеции территориях. Таких присоединенных земель стало значительно больше после окончания русско-шведской войны 1741—1743 гг. По Абоскому мирному договору, подписанному 18 августа 1743 г., России досталась немалая часть Финляндии — вплоть до реки Кюммене. Новый край с тремя городами: Фридрихсгамом (Хамина), Вильманстрандом (Лаппеенранта), Нейшлотом (Савонлинна) — и множеством деревень назвали Кюменегорской провинцией. 1 сентября 1742 г., в границах Синодальной области была, наконец, учреждена Санкт-Петербургская и Шлиссельбургская епархия со своим архиереем, епископом Никодимом (Сребницким). Поэтому церковная область, традиционно бывшая в ведении Корельской и Ладожской епархии, видоизменилась, включив значительные территории к северо-западу. В 1744 г. была образована Выборгская губерния в которую вошли Выборгская, Кексгольмская и Кюменгородская провинции. В присоединенном крае проживало немало православных обывателей (главным образом это были купцы и крестьяне), еще больше их стало с приходом русских войск и притоком сюда мещан-торговцев и сельского населения внутренних губерний России. Судя по всему, это и сыграло свою роль при очередном возобновлении новгородского викариатства после перерыва в пятнадцать с половиной лет. В 1710 г. Петр I, заняв Кексгольм, из пристрастия к немецким топонимам не стал восстанавливать древнерусское имя города — Корела. Поэтому название епархии к середине 18 в. выглядело каким-то анахронизмом. Так что при назначении очередного архиерея в помощь новгородскому владыке в апреле 1758 г. викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Успехи православного просвещения здесь были столь значительны, что возникло даже, — правда, не слишком массовое — движение: финны-лютеране присоединялись к Греко-кафолической Церкви (через миропомазание, а не новое крещение). Росла численность приходов и за счет смешанных браков: детей, как правило, крестили в православную веру. Известно, что вскоре, «уже при государыне императрице Екатерине II, финские бургомистры Выборгской губернии писали свои донесения по-русски; еще позднее с русским языком можно было пускаться в путешествие по Финляндии до самой шведской границы. Еще более показательна такая статистика: к концу 18 в. всё православное население Финляндии было разделено на 16 приходов, причем до завоевания края существовали только 6 из них, в том числе Кексгольмский. В 18 в. он насчитывал около тысячи человек, общее же число православных во всех 16 приходах достигало 25 тысяч человек, не считая военных. В самом епархиальном центре Кексгольме было в 18 в. по меньшей мере три или даже четыре православных храма. Но, конечно, начиная с 1710 г. православная жизнь Кексгольма во многом отличалась от того периода, когда город еще назывался Корелой и по праву считался религиозным центром северо-западного порубежья Руси. Первым епископом Кексгольмским и Ладожским стал в 1758 г. Иоасаф (Хотунцевский). Главное дело жизни о. Иоасафа было связано с его миссионерской экспедицией на Камчатку. Она была отправлена Св. Синодом на 7 лет в конце 1742 г. Иоасафа, назначенного ее начальником, посвятили в архимандриты. Отец Иоасаф написал катехизис под названием «Сила Божественного учения, вкратце начертанная». Он лично окрестил 1719 туземцев, а всего за 5 лет это таинство приняли до 5 тысяч камчадалов. 17 апреля 1758 г. он был пожалован во епископа Кексгольмского и Ладожского. За отсутствием документальных подтверждений трудно сказать, ездил ли он обозревать приходы подведомственной ему Приладожской Карелии. Через год, 29 апреля 1759 г., он уже почил о Господе. Следующим Кексгольмским архиереем стал епископ Парфений (Сопковский). Епископ Парфений состоял членом Св. Синода и был известен своей благотворительностью: он содержал в училищах многих сирот, некоторые из которых позже становились его стипендиатами, обучаясь в Московской академии. Но в епархии он пробыл недолго. Не прошло и полутора лет, и 7 марта 1761 г. преосвященный Парфений, «яко весьма к тому способный и достойный», получил самостоятельную Смоленскую и Дорогобужскую кафедру. Следующим епископом Кексгольмским и Ладожским стал Святитель Тихон Задонский. Жизнь святителя Тихона описана очень подробно, но это больше относится к Воронежскому, а не к предыдущему, Новгородскому, периоду его архиерейства. Сан епископа Тихон получил довольно рано — на 37-м году своей жизни. Его хиротония сопровождалась чудесными знамениями. В день Святой Пасхи 1761 г. в С.-Петербурге архиепископ Димитрий (Сеченов) и епископ Парфений (Сопковский) тянули жребий, чтобы избрать викария в Новгород. К именам семи кандидатов преосвященный Парфений просил приписать имя тверского ректора о. Тихона. «"Он молод", — сказал Димитрий, — впрочем, велел написать. Три раза метали жребий, и всякий раз выпадал жребий Тихона. "Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископ, — сказал Димитрий, — не туда я мыслил его назначить"». Вскоре Тихона вызывают в столицу, и 13 мая 1761 г. в Петропавловском соборе состоялась его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского. 3 февраля 1763 г., по кончине епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), Тихон назначен был его преемником. Последним архиереем, облеченным в свое время саном епископа Кексгольмского и Ладожского, был Иннокентий (Нечаев) — впоследствии также видный церковный деятель Екатерининского века. 23 февраля 1763 г. архимандрит Иннокентий был определен епископом Кексгольмским и Ладожским, хиротония состоялась 6 апреля. Кексгольмский период жизни епископа Иннокентия был чрезвычайно краток: он служил в Новгороде всего три с половиной месяца. В том же 1863 г., 28 мая, он получает уже самостоятельную, Тверскую и Кашинскую кафедру. Следующий викарий был назначен в Новгородскую митрополию через год — 15 июля 1764 г. Но его титул был переиначен: владыка теперь именовался епископом Олонецким и Каргопольским. Еще через 23 года взамен этого викариатства было учреждено новое — Старорусское... Одни церкви, принадлежавшие к древним карельским приходам, в 1764 г. перешли в ведение Олонецкого викариатства, другие, в том числе кексгольмские, — были подчинены С.-Петербургскому епархиальному управлению. В конце 18 в. большое внимание стали уделять приладожским монастырям – Валаамскому и Коневецкому. Они должны были стать центрами распространения православия в этих землях. В 80-х годах Екатерина II возвела монастырь во III класс, поставив его таким образом на государственное содержание. В 90-х годах Павел I значительно расширил земельные угодья монастыря. В 1782 году после смерти игумена Ефрема в монастырь был назначен монах Саровской пустыни отец Назарий. Он слыл опытным хозяйственником и строителем, и ему митрополит Гавриил поручил перестройку монастыря — деревянные строения предполагалось заменить каменными. Назарий блестяще справился с порученным делом. Уже к концу XVIII века сложилось ядро каменного монастыря. Центром его стал возведенный на месте деревянной церкви Спасо-Преображенский собор, первый каменный храм на Валааме. К нему примыкали келейные корпуса, составившие внутренний четырехугольник монастырских зданий. За пределами монастыря строился скит, часовни, странноприимный дом — гостиница для богомольцев. К концу 80-х годов XVIII века численность монашеской братии на Валааме превышала 50 человек. Монастырь был организован на основе общежитийного устава по образцу Саровской пустыни. Валаамский монастырь не только полностью восстановил свое былое величие, но и возродил практику помощи другим монастырям. В 1807-1808 гг. игумен Валаамского монастыря Иннокентий обратил внимание на впавшие в нищету некогда славные монастыри восточного Приладожья. Это были Ондрусова и Сяндемская пустыни. Иннокентий добился указа о переводе этих пустыней в монастыри и дал для их восстановления денежные средства. Для руководства пустынями были отправлены лучшие валаамские иноки. К концу 18 в. на многих малых островах Ладожского озера валаамскими монахами были устроены скиты. В 1809 г., в результате очередной войны со Швецией, в состав Российской империи вошла и остальная часть Финляндии. По условия Фридрихгамского мирного договора Финляндия получила наименование Великое княжество Финляндское и относительную самостоятельность. У Финляндии были свой парламент, своя валюта, своя судебная система, своя армия. По сути дела с этого момента Финляндия становится государством. Православные приходы были подчинены Петербургской епархии. |
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |