Церковное строительство. (1478-1611гг.) |
||
В 1478 г. произошло присоединение Новгородских земель к Московской Руси, и Карелия стала частью русского государства. Могущественный архиепископ новгородский лишился своих земель и они перешли в собственность Великого Князя Московского. Монастыри же свои земли сохранили и даже приумножили. Новая власть провела в 1500 г. перепись своих новых земель. В «Писцовой книге Дмитрия Китаева 1500 г.» мы находим подробный перечень всех землевладельцев. В книге перечислены главные церкви погостов и их штат. Так по Кирьяжскому погосту сказано: «На погосте церковь Рождества пречистыя, на погосте же не тяглых поп Кузьма, дьяк церковный Гаврилка; пашни у них церковные на три коробьи ржи, а в луки неположены, сторож церковный Лучка, проскурница Орина; пашни у них нет». В дальнейшем переписи следовали регулярно. Новгородское государство состояло из многих народов и новгородцы привыкли терпимо относится к чужим обычаям. Московская власть проводила жесткую централизацию и единообразие по всей своей обширной земле. Дошла очередь и до карел. Если новгородцы относились к карельским арбуям как к знахарям и не мешали карелам соблюдать древние традиции, то московские власти усмотрели здесь угрозу церкви. И вот в 1534 г. новгородский архиепископ Макарий пишет в Москву, что карелы празднуют языческие праздники и обращаются к колдунам. Вероятно Москва приказала прекратить и послал Макарий иеромонаха Илию с двумя детьми боярскими. Причтам было предписано упомянутым циркуляром преосвященнаго Макария, чтобы они по прибытии иеромонаха Илии созвали всех православных, каждый в своем приходе. Народу следовало внушить, дабы он тщательно и единодушно истребил огнем все языческие жертвенники, священныя рощи и камни, знахарей же с их учениками христианам следовало привести к о. Илье для увещания и наставления. Упорных и непослушных знахарей священники должны были сдать под охрану сопутствовавших о. Илье двух боярских детей для доставления в Новгород на суд епископский и гражданский. Вероятно карелы крепко держались за свои обычаи, поскольку в 1548 г. архиепископ новгородский Феодосий снова отправляет священника Никифора: «искоренять злые обычаи и научать вере чистой и праведной». Илья и Никифор усердно искореняли злые обычаи и по сей день можно найти в Карелии множество жертвенных камней с высеченными на них крестами. Но и обычаи карел дожили до наших дней. Так в 19 в. этнограф Т. Швиндт писал: «В Кууппала на кладбище у корней большой черемухи приносилось в жертву первое молоко после отела коровы и первое зерно с нового урожая. Дерево почиталось священным. Почти каждая группа карел имела свое такое место или у корней дерева или у камня. Такие места были в Риеккала, в Соскуа и Савоя». В период правления Ивана IV (Грозного), сначала продолжался расцвет Корельского уезда, но по мере роста налогов наступает запустение и нищета. С введением опричнины, стали практиковаться разбойничьи нападения, с целью выколачивания налогов. Так в 1570 г. опричники напали на Кирьяжский погост. При этом они сожгли 14 домов, убили 30 человек, 13 человек подвергли пыткам и разграбили 21 дом. Большой интерес представляет «Обыскная книга Федора Калитина» составленная в 1571 г. Обыск был проведен ввиду ужасного запустения карельской земли. Среди причин запустения указываются: «хозяина громом убило, детишки с голоду примерли, дворишко распалось», «утонул на ловле в Ладожском озере», «двор сгорел», «хозяина немцы убили, хоромишка сожгли, дети сошли безвестно», «бежал безвестно от царевых податей, двор сожгли опришные», «одолжав от государевых податей, сам умер, дети по дворам волочатца». И. Чернякова проделал анализ причин разорения и приводит следующую последовательность: на первом месте стоит разорение от непосильной подати, на втором разорение от шведов и на третьем бытовые. Особый интерес обыскная книга представляет потому, что данные приведенные в ней должны были заверить выборные власти и погостские священники. Изучив ее мы можем многое сказать о карельских церквях и их настоятелях. Например вот что сказано о Кирьяжском погосте: «…К сим обыскным книгам Егорьевский поп Ермолай Лукин сын Сорольский и брата своего Никольского попа Ельферья Мегельского и в детей своих духовных и в прихожан место руку приложил…». Далее следует перечисление всех священников Кирьяжского погоста. Всего в Кирьяжском погосте в 1571 г. были: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии в Вейяла, Алексий в церкви Рождества Христова в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти. Кроме церквей в которых были свои настоятели было множество небольших церквей и часовен в которых служили от случая к случаю. Была своя церковь на каждом кладбище. По подсчетам И. Черняковой в среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь или часовня. Происходит рост монастырей. Практически все монастырские архивы были уничтожены, поэтому у нас остались мало данных о жизни приладожских монастырей в 16 в. По размеру принадлежавших из земельных угодий, мы можем судить, что по крайней мере Валаамский и Коневецкий монастыри достигали больших размеров и в них было несколько сот монахов. Валаамский монастырь был 12-м по величине новгородским монастырем. Монастыри проводили большую научную работу. В них писались философские трактаты и переписывались книги. Образцом философской мысли может служить «Валаамской беседа» — публицистическое сочинение середины 16 века, направленное против монастырского землевладения и вмешательства церкви в государственные дела. В послесловии к рукописи Валаам назван не иначе как «Честною и великою лаврою Святого Спаса и Боголепнаго Преображения Господа нашего Иисуса Христа, Валаамского острова». Лаврою же называли наиболее крупные и значимые монастыри. Вероятно в Валаамском монастыре была и большая библиотека. До нашего времени среди рукописей Софийско-Новгородской библиотеки сохранился комплект пергаментных рукописей 15 века – миней с пометками: «Сия книга Валаамского монастыря». В это же время на побережье Ладожского озера строится множество скитов. История сохранила имена немногих подвижников. Но они остались в памяти народа и местных названиях. Неподалеку от современного поселка Терву, в п. Артонпохья в 16 в. был скит, в котором жил отшельник Домка Самуилов. В народе он слыл святым, и эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка. Часто анализ современных названий может открыть нам очередную забытую страницу православной истории. Сравнивая названия деревень из писцовых книг и современные названия, часто можно проследить их эволюцию. Так частые названия «спас» от спасителя превратились в «паасо». «Святозеро» превратилось в «Яатьярви». Часто место, где стояла церковь во имя Николая Чудотворца, имело приставку «Микли». Это название происходит от карельского произношения имени Николай. В 1570 г. началась война со шведским королем Юханом III. Война была очень жестокой и получила название «долгой ненависти». В 1527 г. Швеция сменила католическую веру на лютеранскую. Однако ненависть новообращенных лютеран к православным только усилилась. Продолжалось искоренение православия на занятых землях. Уничтожались православные церкви и монастыри. В 1572 г. главнокомандующим шведскими войсками в Карелии был назначен Герман Флеминг. 29 декабря 1572 г. войска Флеминга выступили из Выборга. Флеминг придерживался тактики выжженной земли, уничтожая на своем пути все дома и убивая всех людей. В Кирьяжском погосте им были сожжены центральная слобода, две церкви и монастырь на о. Каннансаари. Сохранились воспоминания об этом походе одного из соратников Германа Флеминга, в которых он описывал Кирьяж как место с двумя красивыми церквями и монастырем. Затем было заключено перемирие, которое продлилось до 1577 г. В 1577 г. возобновились нападения шведских войск на Корельский уезд. В нападениях принимали участие, как регулярные шведские войска, так и добровольцы из округа Саво. Добровольцев было много так, как обычно грабежи мирного населения приносили большую добычу. Был разграблен и Кирьяжский погост. Мирные жители пытались скрыться на островах, но шведы захватили лодки и прочесали все острова. Предания о жестокости шведов сохранились до 19 в. Собиратель народных преданий Т. Швиндт записал в 19 в. со слов местных жителей: «Во время большой войны шведы сожгли много домов и убили много людей. Шведы шли на судах вдоль берега и разоряли все подряд. Высаживались на берегу, заходили вглубь деревень, все жгли, уничтожали, возвращались на корабли и шли дальше. Об этом рассказали беглецы с Куркиниеми. Разорение было настолько жестоким, что из всей деревни остались в живых лишь один человек и одна корова. Этот человека звали Вепся. Он ушел в чащу, натерев хвоей ноги, чтобы собаки не взяли след. Скрывался там на лесном озере». 20 февраля 1578 г. шведы добрались и до Валаамского монастыря. В синодике конца 16 века, хранившемся в монастыре, по этому трагическому поводу записано: «В лето 1578 февраля в 20 день побиты от немец на Валааме старцов и слуг...» — и далее следует список из 34 имен. В 2000 г. они были причислены к лику святых и почитаются ныне православной церковью 5 марта по новому стилю. Их имена: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Три
года спустя при непрекращающихся военных
действиях в северо-западном Приладожье
на Валааме начинается эпидемия: «В
лето 1581 в мор изомроша валаамских старцов
и слуг...» — помянуты священноепископ
Тарасий и 84 монаха. По-видимому, именно в
этот год монастырь был разорен совершенно.
Остатки братии бежали в Антониев Дымский
монастырь под г. Тихвином, где валаамская
община пребывала до конца 1590-х годов. Монахи
Коневецкого монастыря нашли пристанище
в Деревяницкой обители близ Новгорода. Монахи сенного монастыря нашли приют в Лужандозерском монастырьке в Вытегорском погосте, на юго-восточном берегу Онежского озера. К 1580 г. все северо-западное Приладожье оказалось захвачено шведами. Большая часть населения было либо уничтожено, либо бежало в Россию. А в 1583 г. было заключено Плюсское перемирие по которому Корельский уезд был передан Швеции. На опустевшие земли шведы пригласили финских переселенцев из районов Яяске, Яуряпя, Савонлинна. Переселенцы занимали пустующие дома и земли и на 3 года освобождались от всех налогов. На захваченных землях шведы либо уничтожали православный церкви, либо переоборудовали их для лютеранской службы. В Финляндском статс-архиве по отчетам о Кексгольмской губернии с 1580 по 1597 год значится, что к 1589 году были разорены в означенной губернии оследующие деревянные монастыри: монастырь в Саккола, Каннансаарский монастырь в Куркийоки, Гейнисемский в Терву, Валаамский в Сердобольском приходе, Вайнильский в Мёнчеля, Кухасалоский в Либелицах и Оружярвинский в Салминском приходе. Однако в этот раз власть Швеции была недолгой. В 1595 г. был заключен Тявзинский мирный договор по которому Корельский уезд был возвращен России. Возвращенные земли представляли ужасающую картину. Населения оставалось не более 10%, большая часть домов была сожжена, уничтожены были и все православные церкви и монастыри. Необходимо было восстановить хозяйство, вернуть бежавших в Россию карел, создать новую линию обороны против шведов. И начали восстановление Корельского уезда с восстановления православия. Для этого в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию. Шведы окончательно покинули Корелу в 1597 г. и с этого времени кафедра епископа корельского находится в г. Кореле. Епископ Сильвестр развернул энергичную деятельность по восстановлению церквей и монастырей. Был восстановлен Коневецкий монастырь. Были также восстановлены большинство приходских церквей и в них назначены священники. Был также восстановлен Валаамский монастырь. В 1597 году игумен Давид получил жалованную грамоту царя Федора Ивановича, «...игумена Давыда с братиею, или кто по нем в том монастыре иный игумен будет для нужд и терпенья пожаловали: велети тот разореной Валамской монастырь, своею царскою казною, церкви и трапезу устроити и ограду и кельи поставити, по прежнему, и старинною их вотчиною и рыбными ловлями и иными всякими угодьи, по нашим жаловалным грамотам и по писцовым книгам, владети им велети по старине, и лготы им дати, и с тое Валамские вотчины наших всяких даней и посохи имати есмя не велети до нашего царского указу...» Строительство быстро продвинулось вперед и, видимо, было закончено к началу «смутного времени». На освобожденные земли возвращалось карельское население. Жители Корельского уезда на 10 лет освобождались от уплаты налогов, имели право беспошлинной торговли и другие льготы. Интересно, что после ухода шведов, большая часть финских поселенцев осталась. На них также распространялись все льготы. Однако к лютеранской вере русские были столь же нетерпимы, как и шведы к православной и оставшиеся финны поспешно принимали православную веру. Однако мирный период длился недолго. В России наступило «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно секретному приложению к договору, Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек. В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И.М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова. Карельскими ополченцами командовал Григорий Сиркин. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Оставшиеся защитники пообещали взорвать себя вместе с крепость, тогда шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Карелия почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором. Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив. В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь формально епископом Корельским (он этим своим званием подписался под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. Почил владыка Сильвестр в 1615 г. Корельская епархия формально продолжала существовать до 1616 г. Епископом ее был Павел. |
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |