На
Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих
местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или
мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы
и финны. Одной из самых распространенных можно считать
легенду о девушке-великанше и пахаре. В ней говорится вот о
чем: девушка-метелиляйнен случайно наткнулась в лесу на
чужака, который пахал землю на лошади. Она побежала к отцу и
все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и,
увидев пахаря, понял: "Нам придется уйти отсюда и оставить
землю пришельцам".
Легенды о метелиляйненах сохранились почти повсеместно, но
особенно много их в Куркийококой волости ("Журавлиная река")[iii].
Вероятно, потому, что в таких местах, как Корписаари
("Остров непроходимой чащи") Отсанлахти ("Залив лба"),
Лапинлахти ("Лопарский залив"), Харви, Кумола, Микли[iv],
- существует немало реальных доказательств деятельности
людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от
времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и
брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в
горах и на островах.
"Здесь, в Яккима[v],
жили лопари, и хоть они были некрещеные, но того же
роду-племени," - рассказывал мне один старик из этого
селения. Подобное мнение слышал я и от других. В деревне
Мёнтсяля, что на Сортавальских островах, говорили, будто
лопари и вепсы[vi]
жили здесь еще до финнов. Не случайно во многих местах
сохранились топонимы с корнем "лаппи", то есть "лопарский".
Вот, к примеру, такая своеобразная группа названий: в
полумиле от Куркийоки, в деревне Похъи ("Основание залива",
или "Начало залива"), есть маленькое болото Лапинсуо
("Лопарское"). Чуть дальше возвышается гора Лапинсуомяки
("Гора лопарского болота").
Неподалеку
образовалась уже другая группа топонимов: Лоухимяки ("Гора с
ущельем"), Импимяки ("Девичья гора"), Ревонлоухет ("Лисьи
скалы") и Руотсинмяки ("Шведская гора"). У подножья
Лоухимяки раскинулась поляна Лоухеналусниттю[vii].
Само болотце Лапинсуо лежит возле двух холмов с названиями
Малая и Большая Лапинлинна ("Лопарская крепость"). В
Куркийокской волости[viii]
есть деревня Лапинлахти ("Лопарский залив"). В той же
Куркийокской и Сортавальской волостях известны два острова с
одинаковым названием Лапинсаари ("Лопарский остров").
Укрепленных возвышенностей, называемых Лапинлинна, кроме уже
упомянутых, существует еще четыре: одна на острове
Корписаари в Куркийокской волости, вторая - в деревне Харвиа
Яккимской волости, третья и четвертая - в Сортавальской
волости: в деревне Мёнтсяля и на острове Лапинсаари
("Лопарском"). В преданиях часто упоминается о том, что во
всех этих местах жили лопари, - после них остались каменные
валы, сохранившиеся до сих пор.
В той части деревни Кумола, которая известна под
названием Леметтилля, тоже есть Линнамяки, а в Осиппала,
как называют окраину деревни Харви, длинной грядой
протянулись оборонительные валы: по преданию, они
сложены либо метелиляйненами, либо лопарями.
В Харви есть Линнамяки ("Укрепленная возвышенность"),
или Лапинлинна ("Лопарская крепость"), которая
представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от
материка, вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из
камней. Причем камни местами - величиной с кубический
локоть и даже больше. Поэтому считают, что такое
сооружение могло быть под силу только метелиляйненам.
Между островами Риеккала и Тулоланосаари есть два
островка: один совсем маленький - Лиеритсаари, а другой
чуть побольше - Хийретсаари ("Мышиный"). На них
сохранились длинные низкие ограждения из камня,
протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого,
имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который
окружает почти весь остров, - причем оба вала
расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С
внутренней стороны кругового вала насыпано много камней
величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены собирали
эти камни для военных целей и во время сражений,
спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга
с острова на остров.
На
островке Лапинсаари ("Лопарском") в Хийенселкя ("Кряж
злого духа"), а точнее - в устье реки Ляскеля, вокруг
озера расположено много валов и их остатков, а также
могил и курганов, которые скорее всего не природного
происхождения, а являются следами человеческой
деятельности.
В деревне Соокуа есть гора Кесякаллимяки, которая почти
вся когда-то была занята под кладбище, но теперь там
построены дома. Я копал в том районе и нашел под плоским
камнем на глубине трех кортелей скелет крупного
человека: череп его лежал немного в стороне, а кость
правого предплечья - около носа. Один старик рассказывал
мне, что здесь хоронили метелиляйненов.
Другой старик вспомнил, что в молодости как-то в
воскресенье он с мальчишками нашел, тоже под плоским
камнем, скелет человека. Этот камень, длиной в сажень и
шириной в локоть, был на другом берегу реки.
В Лапинлахти на горе Ласкеланмяки раньше стояла часовня,
под горой при вспашке были найдены крупные человеческие
кости, и кто-то сказал, что, "может быть, это кости
метелиляйнена".
В той части Терву, которая принадлежит роду Вейала, была
церковная земля. Рассказывают, что "здесь находили кости
метелиляйненов".
[i]
Метелиляйнены - сказочные существа из карельских
легенд. Они отличаются громадным ростом и с
невероятным шумом передвигаются по лесу, отсюда и
произошло их название (от слова "meteli" - шум,
драка). Возможно, это местный вариант "снежного
человека".
[ii]
Лопари (самоназвание - саами) - народ в
Скандинавии и России.
[iii] Здесь
и далее в круглых скобках - там, где это
возможно, - представлен буквальный перевод
топонимов. В тех случаях, когда наша этимология
предположительна или не вполне ясна, сведения о ней
выносятся в комментарии.
[iv]
Микли - предположительно вариант имени Микола. В
XVI - ХVII вв. в Микли была церковь во имя Николая
Чудотворца. (Микола - просторечная форма имени
Николай.)
[v]
Яккима - топоним от имени от имени Яакко.
[vi]
Вепсы (самоназвание - вепся) - народ в России и
Карелии.
[vii]
Лоухеналусниттю - буквально переводится как
"Поляна у подножья горы Лоухи". Лоухи - злобная
колдунья из карельского эпоса "Калевала".
Происхождение ее имени связывают со словом "louhi",
означающим расщелину в земле, где обретается злой
дух.
[viii]
Здесь и далее речь идет только о трех волостях конца
XIX в.: Куркийокcкой, Яккимcкой и
Сортавальcкой. Ныне они соответствуют
Лахденпохcкому и Сортавальскому районам Республики
Карелия.
|