| 
					 На 
					Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих 
					местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или 
					мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы 
					и финны. Одной из самых распространенных можно считать 
					легенду о девушке-великанше и пахаре. В ней говорится вот о 
					чем: девушка-метелиляйнен случайно наткнулась в лесу на 
					чужака, который пахал землю на лошади. Она побежала к отцу и 
					все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и, 
					увидев пахаря, понял: "Нам придется уйти отсюда и оставить 
					землю пришельцам". 
					Легенды о метелиляйненах сохранились почти повсеместно, но 
					особенно много их в Куркийококой волости ("Журавлиная река")[iii]. 
					Вероятно, потому, что в таких местах, как Корписаари 
					("Остров непроходимой чащи") Отсанлахти ("Залив лба"), 
					Лапинлахти ("Лопарский залив"), Харви, Кумола, Микли[iv], 
					- существует немало реальных доказательств деятельности 
					людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от 
					времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и 
					брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в 
					горах и на островах. 
					"Здесь, в Яккима[v], 
					жили лопари, и хоть они были некрещеные, но того же 
					роду-племени," - рассказывал мне один старик из этого 
					селения. Подобное мнение слышал я и от других. В деревне 
					Мёнтсяля, что на Сортавальских островах, говорили, будто 
					лопари и вепсы[vi] 
					жили здесь еще до финнов. Не случайно во многих местах 
					сохранились топонимы с корнем "лаппи", то есть "лопарский". 
					Вот, к примеру, такая своеобразная группа названий: в 
					полумиле от Куркийоки, в деревне Похъи ("Основание залива", 
					или "Начало залива"), есть маленькое болото Лапинсуо 
					("Лопарское"). Чуть дальше возвышается гора Лапинсуомяки 
					("Гора лопарского болота"). 
					 Неподалеку 
					образовалась уже другая группа топонимов: Лоухимяки ("Гора с 
					ущельем"), Импимяки ("Девичья гора"), Ревонлоухет ("Лисьи 
					скалы") и Руотсинмяки ("Шведская гора"). У подножья 
					Лоухимяки раскинулась поляна Лоухеналусниттю[vii]. 
					Само болотце Лапинсуо лежит возле двух холмов с названиями 
					Малая и Большая Лапинлинна ("Лопарская крепость"). В 
					Куркийокской волости[viii] 
					есть деревня Лапинлахти ("Лопарский залив"). В той же 
					Куркийокской и Сортавальской волостях известны два острова с 
					одинаковым названием Лапинсаари ("Лопарский остров"). 
					Укрепленных возвышенностей, называемых Лапинлинна, кроме уже 
					упомянутых, существует еще четыре: одна на острове 
					Корписаари в Куркийокской волости, вторая - в деревне Харвиа 
					Яккимской волости, третья и четвертая - в Сортавальской 
					волости: в деревне Мёнтсяля и на острове Лапинсаари 
					("Лопарском"). В преданиях часто упоминается о том, что во 
					всех этих местах жили лопари, - после них остались каменные 
					валы, сохранившиеся до сих пор. 
						
						В той части деревни Кумола, которая известна под 
						названием Леметтилля, тоже есть Линнамяки, а в Осиппала, 
						как называют окраину деревни Харви, длинной грядой 
						протянулись оборонительные валы: по преданию, они 
						сложены либо метелиляйненами, либо лопарями.В Харви есть Линнамяки ("Укрепленная возвышенность"), 
						или Лапинлинна ("Лопарская крепость"), которая 
						представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от 
						материка, вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из 
						камней. Причем камни местами - величиной с кубический 
						локоть и даже больше. Поэтому считают, что такое 
						сооружение могло быть под силу только метелиляйненам.
 
						Между островами Риеккала и Тулоланосаари есть два 
						островка: один совсем маленький - Лиеритсаари, а другой 
						чуть побольше - Хийретсаари ("Мышиный"). На них 
						сохранились длинные низкие ограждения из камня, 
						протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого, 
						имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который 
						окружает почти весь остров, - причем оба вала 
						расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С 
						внутренней стороны кругового вала насыпано много камней 
						величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены собирали 
						эти камни для военных целей и во время сражений, 
						спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга 
						с острова на остров.  
						 На 
						островке Лапинсаари ("Лопарском") в Хийенселкя ("Кряж 
						злого духа"), а точнее - в устье реки Ляскеля, вокруг 
						озера расположено много валов и их остатков, а также 
						могил и курганов, которые скорее всего не природного 
						происхождения, а являются следами человеческой 
						деятельности. 
						В деревне Соокуа есть гора Кесякаллимяки, которая почти 
						вся когда-то была занята под кладбище, но теперь там 
						построены дома. Я копал в том районе и нашел под плоским 
						камнем на глубине трех кортелей скелет крупного 
						человека: череп его лежал немного в стороне, а кость 
						правого предплечья - около носа. Один старик рассказывал 
						мне, что здесь хоронили метелиляйненов. 
						Другой старик вспомнил, что в молодости как-то в 
						воскресенье он с мальчишками нашел, тоже под плоским 
						камнем, скелет человека. Этот камень, длиной в сажень и 
						шириной в локоть, был на другом берегу реки. 
						В Лапинлахти на горе Ласкеланмяки раньше стояла часовня, 
						под горой при вспашке были найдены крупные человеческие 
						кости, и кто-то сказал, что, "может быть, это кости 
						метелиляйнена". 
						В той части Терву, которая принадлежит роду Вейала, была 
						церковная земля. Рассказывают, что "здесь находили кости 
						метелиляйненов".   
 
							
							
							
							[i] 
							Метелиляйнены - сказочные существа из карельских 
							легенд. Они отличаются громадным ростом и с 
							невероятным шумом передвигаются по лесу, отсюда и 
							произошло их название (от слова "meteli" - шум, 
							драка). Возможно, это местный вариант "снежного 
							человека".  
							
							
							
							[ii] 
							Лопари (самоназвание - саами) - народ в 
							Скандинавии и России.  
							
							
							
							[iii] Здесь 
							и далее в круглых скобках - там, где это 
							возможно, - представлен буквальный перевод 
							топонимов. В тех случаях, когда наша этимология 
							предположительна или не вполне ясна, сведения о ней 
							выносятся в комментарии.  
							
							
							
							[iv] 
							Микли - предположительно вариант имени Микола. В 
							XVI - ХVII вв. в Микли была церковь во имя Николая 
							Чудотворца. (Микола - просторечная форма имени 
							Николай.) 
 
							
							
							
							[v] 
							Яккима - топоним от имени от имени Яакко. 
							 
							
							
							
							[vi] 
							Вепсы (самоназвание - вепся) - народ в России и 
							Карелии.  
							
							
							
							[vii] 
							Лоухеналусниттю - буквально переводится как 
							"Поляна у подножья горы Лоухи". Лоухи - злобная 
							колдунья из карельского эпоса "Калевала". 
							Происхождение ее имени связывают со словом "louhi", 
							означающим расщелину в земле, где обретается злой 
							дух. 
 
							
							
							
							[viii] 
							Здесь и далее речь идет только о трех волостях конца 
							XIX в.: Куркийокcкой, Яккимcкой и 
							Сортавальcкой. Ныне они соответствуют 
							Лахденпохcкому и Сортавальскому районам Республики 
							Карелия.  |