Метелиляйнены и лопари

Вернуться обратно
Каменные орудия трудаКерамика каменного векаОбычно ладожские фиорды связывают с именем народа карелов, которые заселили их в 9-14 вв. Однако карелы не были их первыми обитателями. Археологи находят следы пребывания людей, которые жили здесь 5-7 тысяч лет назад. Какие они были? Мы не знаем. Но прекрасные образцы керамики и каменных орудий несут на себе следы культуры этих людей.

Карелы начали заселять ладожские фиорды в 9 в. Они застали здесь кочевников и сложили о них легенды. Легенды оказались очень живучими и сохранились более тысячи лет. Известный финский этнограф и археолог Теодор Швиндт записал некоторые из них в 1879 г.

 

НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ,

собранные летом 1879 года

Теодор Швиндт

 

Метелиляйнены[i] и лопари[ii]

Девушка метелиляйненНа Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны. Одной из самых распространенных можно считать легенду о девушке-великанше и пахаре. В ней говорится вот о чем: девушка-метелиляйнен случайно наткнулась в лесу на чужака, который пахал землю на лошади. Она побежала к отцу и все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и, увидев пахаря, понял: "Нам придется уйти отсюда и оставить землю пришельцам".

Легенды о метелиляйненах сохранились почти повсеместно, но особенно много их в Куркийококой волости ("Журавлиная река")[iii]. Вероятно, потому, что в таких местах, как Корписаари ("Остров непроходимой чащи") Отсанлахти ("Залив лба"), Лапинлахти ("Лопарский залив"), Харви, Кумола, Микли[iv], - существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах.

"Здесь, в Яккима[v], жили лопари, и хоть они были некрещеные, но того же роду-племени," - рассказывал мне один старик из этого селения. Подобное мнение слышал я и от других. В деревне Мёнтсяля, что на Сортавальских островах, говорили, будто лопари и вепсы[vi] жили здесь еще до финнов. Не случайно во многих местах сохранились топонимы с корнем "лаппи", то есть "лопарский". Вот, к примеру, такая своеобразная группа названий: в полумиле от Куркийоки, в деревне Похъи ("Основание залива", или "Начало залива"), есть маленькое болото Лапинсуо ("Лопарское"). Чуть дальше возвышается гора Лапинсуомяки ("Гора лопарского болота").

Каменные валы на ЛапинмякиНеподалеку образовалась уже другая группа топонимов: Лоухимяки ("Гора с ущельем"), Импимяки ("Девичья гора"), Ревонлоухет ("Лисьи скалы") и Руотсинмяки ("Шведская гора"). У подножья Лоухимяки раскинулась поляна Лоухеналусниттю[vii]. Само болотце Лапинсуо лежит возле двух холмов с названиями Малая и Большая Лапинлинна ("Лопарская крепость"). В Куркийокской волости[viii] есть деревня Лапинлахти ("Лопарский залив"). В той же Куркийокской и Сортавальской волостях известны два острова с одинаковым названием Лапинсаари ("Лопарский остров").

Укрепленных возвышенностей, называемых Лапинлинна, кроме уже упомянутых, существует еще четыре: одна на острове Корписаари в Куркийокской волости, вторая - в деревне Харвиа Яккимской волости, третья и четвертая - в Сортавальской волости: в деревне Мёнтсяля и на острове Лапинсаари ("Лопарском"). В преданиях часто упоминается о том, что во всех этих местах жили лопари, - после них остались каменные валы, сохранившиеся до сих пор.

В той части деревни Кумола, которая известна под названием Леметтилля, тоже есть Линнамяки, а в Осиппала, как называют окраину деревни Харви, длинной грядой протянулись оборонительные валы: по преданию, они сложены либо метелиляйненами, либо лопарями.
В Харви есть Линнамяки ("Укрепленная возвышенность"), или Лапинлинна ("Лопарская крепость"), которая представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от материка, вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из камней. Причем камни местами - величиной с кубический локоть и даже больше. Поэтому считают, что такое сооружение могло быть под силу только метелиляйненам.

Между островами Риеккала и Тулоланосаари есть два островка: один совсем маленький - Лиеритсаари, а другой чуть побольше - Хийретсаари ("Мышиный"). На них сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого, имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который окружает почти весь остров, - причем оба вала расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С внутренней стороны кругового вала насыпано много камней величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены собирали эти камни для военных целей и во время сражений, спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга с острова на остров.

Лопарская кучаНа островке Лапинсаари ("Лопарском") в Хийенселкя ("Кряж злого духа"), а точнее - в устье реки Ляскеля, вокруг озера расположено много валов и их остатков, а также могил и курганов, которые скорее всего не природного происхождения, а являются следами человеческой деятельности.

В деревне Соокуа есть гора Кесякаллимяки, которая почти вся когда-то была занята под кладбище, но теперь там построены дома. Я копал в том районе и нашел под плоским камнем на глубине трех кортелей скелет крупного человека: череп его лежал немного в стороне, а кость правого предплечья - около носа. Один старик рассказывал мне, что здесь хоронили метелиляйненов.

Другой старик вспомнил, что в молодости как-то в воскресенье он с мальчишками нашел, тоже под плоским камнем, скелет человека. Этот камень, длиной в сажень и шириной в локоть, был на другом берегу реки.

В Лапинлахти на горе Ласкеланмяки раньше стояла часовня, под горой при вспашке были найдены крупные человеческие кости, и кто-то сказал, что, "может быть, это кости метелиляйнена".

В той части Терву, которая принадлежит роду Вейала, была церковная земля. Рассказывают, что "здесь находили кости метелиляйненов".

 


[i] Метелиляйнены - сказочные существа из карельских легенд. Они отличаются громадным ростом и с невероятным шумом передвигаются по лесу, отсюда и произошло их название (от слова "meteli" - шум, драка). Возможно, это местный вариант "снежного человека".

[ii] Лопари (самоназвание - саами) - народ в Скандинавии и России.

[iii] Здесь и далее в круглых скобках - там, где это возможно, - представлен буквальный перевод топонимов. В тех случаях, когда наша этимология предположительна или не вполне ясна, сведения о ней выносятся в комментарии.

[iv] Микли - предположительно вариант имени Микола. В XVI - ХVII вв. в Микли была церковь во имя Николая Чудотворца. (Микола - просторечная форма имени Николай.)

[v] Яккима - топоним от имени от имени Яакко.

[vi] Вепсы (самоназвание - вепся) - народ в России и Карелии.

[vii] Лоухеналусниттю - буквально переводится как "Поляна у подножья горы Лоухи". Лоухи - злобная колдунья из карельского эпоса "Калевала". Происхождение ее имени связывают со словом "louhi", означающим расщелину в земле, где обретается злой дух.

[viii] Здесь и далее речь идет только о трех волостях конца XIX в.: Куркийокcкой, Яккимcкой и Сортавальcкой. Ныне они соответствуют Лахденпохcкому и Сортавальскому районам Республики Карелия.

 
Можно только догадываться, кто скрывается под именем "метелиляйнена", а вот лопари - известны под именем саамов до сих пор. Правда сейчас они переселились далеко на север. А вот когда-то они кочевали по ладожским фиордам и были хорошо известны карелам. Об этом говорят многочисленные топонимы: лапинмяки (лопарская гора), лапинсаари (лопарский остров), лапинлахти (лопарский залив) и др. Вероятно это они оставили после себя длинные каменные валы на мысах и множество каменных груд. Вероятно, эти сооружения были как-то связаны с их верованиями.
 
Вернуться обратно
 

"Кирьяж" Краеведческий центр п. Куркиеки. 

 

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru