Лахденпохский район. От каменного века до наших дней. |
||
В составе Швеции. |
||
После прихода шведов долгое время продолжалась партизанская война. В Корельском уезде действовал отряд под руководством Максима Рясянена, сына Луки Рясянена. Однако постепенно шведские войска жестоко подавляли сопротивление. Новые
земли шведы стали раздавать во владение
своим полководцам. В 1612 г. Кирьяжский
погост был отдан во владение Клаусу Бойе. В июле 1615 г. комендант Кексгольма Ханс Мунк готовил военный поход на Олонец. Он находился в Куркиёки, где поджидал подхода ополченцев и судов. Уже собрался отряд около 1000 чел. 27 июля он получил сведения, что в Кирьяжский погост движется из Лопских погостов отряд из 400 стрельцов во главе с двумя полковниками. Русские плыли на судах по привычному торговому пути, начинавшемуся от Кеми и ведущему к Ладожскому озеру. В Кирьяжском погосте к ним присоединился отряд состоявший из 200 казаков, 50 поляков и 100 местных крестьян. Мунк выдвинул свой отряд на встречу противнику. Русские отступили к своим судам, которые находились на оз. Пюхяярви. Здесь на берегу озера вблизи дер. Ристилахти (Лахденпохский р-н.) и произошло сражение. При первом натиске Мунку удалось сбросить русских в озеро. При этом было убито 30 чел., 15 попало в плен, несколько человек утонуло при попытке добраться до своих судов, 3 ладьи были потоплены и захвачены 2 знамени. Но затем русские высадились на берег в другом месте. Мунк снова напал на них, но русские укрепились на пересеченной местности и дали сильный отпор. Сам Мунк был тяжело ранен. После этого шведы отступили в Куркиёки, а русские погрузились на суда и покинули Кирьяжский погост. В результате этих действий поход русских был сорван, но не состоялся и поход шведов на Олонец. В 1615 г. начались мирные переговоры и 27 февраля 1617 г., в деревне Столбово, между Швецией и Россией был подписан мирный договор. По этому договору Швеция получила не только Карелию, но и Ингерманландию. Столбовский мирный договор круто изменил судьбу Приладожской Карелии. Шведы жесткой рукой стали вводить новые порядки. Корельский уезд не получил прав других шведских земель. Уезд не имел представителей в риксдаге и не давал рекрутов для службы в армию. На территории уезда было особое управление, и действовала особая налоговая система. Из Корельского и Ореховецкого уездов сначала было образовано генерал-губернаторство с центром в Нарве, а с 1640 г. в г. Ниеншанц, построенном шведами в устье р. Невы. Первым генерал-губернатором стал завоеватель Карелии Якоб Делагарди, который получил эти земли на правах ленного владения. Период владения Делагарди продлился с 1618 по 1630 гг. Корельский уезд был переименован в Кексгольмский лен и поделен на две части северный и южный лен. Лены управлялись фогтами. Первым фогтом северного лена стал Ханну Прусе. При Якове Делагарди фогтом северного лена в 1629 г. стал русский боярин из Тиурула Родион Лобанов. Вторично он был фогтом с 1633 по 1635 гг. В 1635 г. фогтом стал землевладелец из Терву Ефим Семенов. Он пользовался большим авторитетом у местного населения и был фогтом до 1645 г. В 1645 г. он был смещен со своей должности, а в 1648 г. он бежал в Россию. Причиной было следующее. У Ефима Семенова возник конфликт с местным православным священником Якимом Терентьевым. Тереньтьев требовал от своих прихожан перехода в лютеранство. Ефим Семенов будучи православным возмутился этим. Терентьев же был хорошо знаком с губернатором Финляндии Питером Брахе и подал ему жалобу. В результате Ефим был снят со своего поста и подвергся преследованиям. Погосты также были поделены и переименованы. Кирьяжский погост был сначала переименован в Куркиекский, а в 1625 г. разделен на погосты Куркиеки, Тиурула, Уукуниеми и Йоукио (Париккала). В свою очередь погосты делились на приходы. В Куркиеки входили приходы Куркиеки, Терву, Лапинлахти, Сорола и Микли. В Тиурула входили приходы Тиурула и Вейяла. В Уукуниеми входили Укуниеми и Тюрья. В Йоукио вошли Йоукио Ильмее и Самматлампи. К 1630 г. был образован приход в Яккима, в который вошли Микли и некоторые деревни из Сортавала и Уукуниеми. В дальнейшем центр прихода переместился в Сиекслахти (Лахденпохья). После войны Куркиекский погост сильно обезлюдел и шведы стали приглашать поселенцев из Финляндии. Основная масса переселенцев была из района Яаски (сейчас п. Лесогорский под Выборгом). Переселенцы получали в аренду землю и на 5 лет освобождались от налогов. Из старых землевладельцев помещиков остались только Симо Весимаа в Хельмелянлахти в окрестностях п. Терву и Родион Лукьянович Лобанов в Тиурула. Симо Весимаа участвовал в качестве переводчика при заключении Столбовского договора. Родион Лобанов был доверенным лицом Якоба Делагарди. За службу шведам Родион Лобанов в 1617 г. получил грамоту подтверждающую его права на земли и деревни в Тиурула, Кильпола и Руммунсуо. Многие земли в Тиурула были разделены между рустгалтами. Рустгалтом называлось имение, которое в случае война должно было выставить конного воина. Эти имения раздавались в основном старым солдатам. Чиновники Кексгольмского лена получали жалование. Жалование губернатора Кексгольма было 700 талеров в год, вахмистр получал 41 талер, кузнец – 31, стрелок – 26, колесник – 31, пастор – 150, писарь – 170, православный священник – 40, почтальон – 6. После 1630 г. король Густав II прекратил практику раздачи земель и весь Кексгольмский лен стал считаться королевским владением. Однако после его смерти королева Кристина снова начала раздавать земли. 10.11.1651 г. большая часть территории Куркиекского и Яккимского погостов указом шведской королевы Кристины была преобразована в графство и пожалована графу Туру Габриэлю Оксенштерну с правом наследования по мужской линии. На его землях было 673 крестьянских хозяйств. Крестьяне обязаны были отработать на графа каждую шестую неделю. По условиям мирного договора 1617 г. население Карелии имело право свободно исповедовать православную веру, и должно было входить в Новгородскую епархию. Однако шведское правительство стало всеми способами бороться за обращение православных в лютеранство. Всем православным монахам, боярам, и мещанам предписывалось покинуть шведскую территорию. Крестьянам же и православным священникам было запрещено уходить на Русь. В 1618 г. была учреждена лютеранская епархия в Выборге, в подчинении которой оказался и Кексгольмский лен. Лютеранскому епископу были подчинены и православные приходы на завоеванных землях. В то время еще сохранились 26 православных прихода и 13 действующих церквей. В 1622 г. шведское правительство обязало Выборгского епископа искоренить православные службы и обратить православных в лютеранство. Началось активное строительство лютеранских церквей. Часто под лютеранские церкви использовали бывшие православные. В 1625 г. в Стокгольме была открыта русскоязычная типография. В 1628 году Ханну Флёрих издал в Стокгольме лютеранский катехизис на славянском языке. Он специально предназначался для православных священников и дьяконов. Землевладелец из Терву Ефим Симонов (Симо Весимаа) перевел лютеранский катехизис на карельский язык. Ему в помощь было дано 2 писаря. 2.09.1643 г. Наместник Метстаке извещал Питера Брахе о том, что рукопись готова и к следующему году будет издана. По этому лютеранскому катехизису православных священников принуждали обучать прихожан. Если они отказывались – за этим следовал штраф, затем заключение под стражу. С 1645 года введено было обязательно обучение лютеранскому учению после служб. Если священник уклонялся от этого, в первое воскресенье следовал штраф в 2 серебряных марки, во второе – 4, в третье – 6 и т.д. Дьяконам вменялось в обязанность обучать лютеранскому учению детей и подростков по всем деревням 2 раза в год. В случае уклонения родители подвергались штрафу. За обучение дьяконам полагалось вознаграждение. Так, за обучение катехизису 20 детей предполагалось вознаграждение – 4 бочки зерна и земельный участок под посев этого зерна. В 1640 г. управляющий Ниерот отметил, что несколько православных священников обучают лишь 20 карел катехизису. Катехизис был издан также на шведском, финском и карельском (латинскими буквами) языках. В последнем случае это было сделано для того, чтобы лютеранский священник мог контролировать, правильно ли читает православный священник. Православный священник должен был раз или два раза в год приглашать лютеранского священника для того, чтобы тот обучал катехизису женщин и детей. С 1632 года было распоряжение, что если православный священник умирал или его место освобождалось, то из-за границы запрещалось приглашать другого священника. По распоряжению епископа Выборгского Николауса Магния Карелиуса в каждый православный приход был назначен кроме православного священника и лютеранский пастор, которого должен был содержать приход. Так как большая часть населения понимала финский язык, православным священникам было указано читать проповеди на финском языке, вторую проповедь читала лютеранский пастор. Затем был издан приказ, чтобы все, кто понимает финский язык перешли в лютеранство. Многие случаи притеснения православных сохранились в судебных архивах тех лет. Описаны разные случаи глумления над святынями и издевательства над православными. Так, один православный прихожанин, житель Лапинлахти Тимофей Омельянов в виду отсутствия православного священника обратился к Куркиекскому лютеранскому пастору Петрусу Петринусу и его помощнику Нило Кроку с просьбой отслужить молебен в церкви Успения Богородицы. Они согласились, но войдя в церковь на глазах у прихожан сорвали храмовую икону и растоптали ее со словами “Вот что осталось от вашей русской веры”. Судебный заседатель из Ойнаанваара Петр Ляяпери отвез новорожденного ребенка в Россию, чтобы окрестить его по православному обряду. После возвращения, он вместе с женой был заключен в тюрьму в Кексгольм. Все усилия шведских властей не давали результата. Уже в 1633 г. население возмущалось и требовало разрешения приглашать православных священников из России, чтобы вести службы, крестить детей и отпевать покойных. Притеснения православных карел вызвало их массовое бегство в Россию. До 1656 существовало соглашение между Россией и Швецией о выдаче беглых карел. Однако русское население старалось укрыть беженцев и возвращали их редко. Борьба местного населения за право исповедовать православную веру отцов постепенно переходила в вооруженную форму. В 1656 г. Россия предприняла попытку отвоевать территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому договору. Основные боевые действия велись в Прибалтике. Православное население Приладожской Карелии воспользовалось этим чтобы выступить против притеснителей. Религиозный характер восстания был настолько ясно выражен, что в шведских летописях война получила название «война за веру». Православное население встречало русские войска как освободителей и всячески помогало им. В Тохмаярви, Липери и Иломантси вспыхнули восстания против шведов. Шведы и лютеранское население бежало из всей Приладожской Карелии. 3 июля 1656 г. русские войска численностью 2500 человек осадили крепость Кексгольм. За лето были предприняты несколько неудачных попыток взять крепость, и 26 сентября осада была снята. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви, разоряя дома православных карел, уничтожая скот. В этом же году была сожжена церковь Пресвятой Богородицы в Куркиеках и на этом месте больше не восстанавливалась. Вместе с русскими войсками бежало и большинство православных карел. Если до войны в Тиурула было 49 % православных карел, то после войны стало 9 %. В Куркиеках было 51 %, стало 6 %. В было Яккима 58 %, стало 4 %. До войны 1656 г. из Кексгольмского лена бежало 11000 человек, вместе с отступавшими войсками ушло еще 15000 человек. Всего, в XVII в. Приладожскую Карелию покинуло 30000 православных карел. Большая их часть была расселена в Бежецком и Валдайском районах. Часть их осела в районах Новгорода, Белого озера и Вологды. Карельские беженцы образовали компактное поселение в Тверских землях в районах Торжокском и Бежецком, получившем в дальнейшем название Тверской Карелии. Многие беженцы из Тиурула нашли приют в районе Тихвина. Беженцы расселялись на государственных, вотчинных и монастырских землях. В частности Иверский монастырь пригласил карел селиться на его землях в Деревской пятине. После этой войны православные карелы на шведской территории составили около 5%. После заключения в 1661 г. Кардисского мира, Швеция стала требовать возвращения беженцев, но Россия отказалась. Переговоры о беженцах велись очень долго и в результате Швеция удовлетворилась выплаченным за них выкупом. После 1661 г. на территории Куркиекского погоста остался только один православный приход и одна православная церковь в Тиурула. Интересная страница истории Приладожской Карелии связана с деятельностью раскольников – старообрядцев. Во второй половине XVII в. по всей территории Русской Карелии происходила яростная борьба со старообрядцами. Сюда в глухие леса бежали многие выдающиеся проповедники раскола. Раскольники пытались обосноваться и на шведской территории в Приладожской Карелии. В судебных записках 80-х годов XVII в. есть много дел, посвященных деятельности раскольников. Так, в одном из них рассказывается история семьи Ляяпери. Семья была православная и сначала бежала в Россию. Петр Ляяпери, в России ушел в монастырь, где провел 12 лет. Затем Пекка (Петр) Ляяпери вернулся и построил в лесу скит у д. Ойнаанваара в Якимском приходе. Келья были хорошо замаскирована ветвями деревьев. Своей проповедью он привлек к себе множество людей, особенно молодежь. Образовалась община. Члены общины не ели мяса, питаясь в основном ягодами, горохом и рыбой. Жили очень скромно. Петр совершал службы перед распятием и иконами привезенными из России. Петр требовал от всех постоянного произнесения Иисусовой молитвы и сам совершал ее по четкам 600 раз утром, 1000 раз до обеда, 300 раз после обеда и 500 раз вечером, кроме того вечером он клал 150 земных поклона. Когда шведские власти узнали о существовании общины, был послан отряд для их ареста. При приближении отряда 5 человек, находящихся в келье, подожгли скит и сгорели заживо. Но Петр Ляяпери в это время отсутствовал и уцелел. Он с группой оставшихся последователей построил новый скит на р. Сювяноройоки в Лемписуо. Община действовала еще год, после чего власти снова узнали о местонахождении скита и послали отряд для ареста членов общины. Прибывший отряд окружил скит, но члены общины заперлись изнутри. Началась стрельба, был убит один член общины, а остальные подожгли себя. Сгорело 11 человек, в том числе и Петр Ляяпери. После бегства православных карел, шведские власти пригласили переселенцев из Финляндии. Часто на новых землях селились освобожденные преступники и отставные солдаты. Однако хозяйство постепенно восстанавливалось. Благодаря энергичной деятельности графа Оксенштерна, Куркиекское графство быстро богатело. 20 мая 1668 г. по ходатайству графа Куркиеки получили статус торгового города и новое название - Кроноборг. Сам граф постоянно жил в Швеции, но у него было два больших имения - на правом берегу реки в Куркиеки, и в Терву. Большие дома в стиле барокко со стеклами в окнах и изразцовыми печами поражали окрестных крестьян. Здание было в 3 этажа и множеством комнат. Куркиекское графство приносило большой доход. Так в 1663 г. он составил 6377 серебряных талера. С 1668 по 1675 г. имуществом графа управлял Ниило Принтц. А после его смерти с 1680 г. его сын Хенрих Принтц. Ранее с 1650 г. Ниило Принтц был бургомистром в Кексгольме. Граф Туур Оксенштерн приходился племянником канцлеру Швеции Акселю Оксенштерну. Родился граф в 1604 г. В 1621 г. он поступил в университет в Упсала. 2.10.1631 г., во время войны в Германии, при штурме крепости в Вюртсбурге, граф вынес тяжело раненного шведского короля с поля боя. При этом граф был ранен двумя пулями в плечо. Сохранилось описание посещения графом Кроноборга в 1667 г. Граф прибыл в декабре. В Кексгольме граф купил пиво для угощения крестьян и пожертвовал 100 талеров на кирху. При прибытие граф пожаловал освобождение от налогов своим крестьянам на год. Жил граф в своей усадьбе в Кроноборге. На рождество граф устроил бесплатное угощение самодельной водкой для всех желающих и раздавал деньги своим слугам. Туур Оксенштерн умер 1669 г. После этого графство Кроноборг наследовал его сын Габриэль. После обретения статуса города, в Кроноборг переселилось много новых купцов. Много купцов переселилось из Выборга и даже Германии. В это время в Кроноборге проживало 500 человек, около 100 человек из них были купцами. В Кроноборге были две церкви, школа, государственный кабак и парикмахерская. Парикмахер одновременно являлся и хирургом. На государственной службе находились приставы, писари, пастор, стражники и служащие, надзирающие за состоянием мостов и дорог. Кроме того, были чиновники, выдающие разрешения на охоту и рыбалку и следящие за использованием земли. Если землей распоряжались не по-хозяйски, то по земельному кодексу арендатор лишался права пользования участком. Официальные документы составлялись на трех языках - шведском, русском и немецком. В Кроноборге, Тиурала и Терву были суды. Суд проходил при участии выборных заседателей. Заседателей могло быть от 8 до 12. Если их было меньше, то староста назначал заседателей из числа местных жителей. Кроме большого поместья Оксенштерна, в Кроноборгском графстве были и другие землевладельцы. В 1654 г. Оксенштерну принадлежало 770 крестьянских хозяйств, а всем остальным – 504. В Микли землями с 33 дворами владел Борье Олави Бураеус из рода Кронберг. Он был соратником Магнуса Делагарди и получил землю в 1651 г. Умер он в 1673 г. После его смерти, в 1675 г. в Микли прибыл его наследник. Он был верующим лютеранином и вот что он написал о Микли: «Пасторов здесь нет, одни православные попы. Крестьяне в основном православные и занимаются своим колдовством». По этой причине он отказался от наследства и уехал в Швецию. В 1651 г. земли вокруг Лахденпохья, Яаккиманваара, Мийнола, Оппола получил государственный советник барон Кустаа Ниилон Бьельке. После его смерти в 1686 г. земли перешли к его дочери Маргарет вдове маршала Пенттихорна. Управляющим у них был с 1675 г. Яакко Хоппенстонг. Центральное имение было в Куренранта неподалеку от Лахденпохья. Хоппенстонг был хозяином рачительным, но с крестьян драл три шкуры. В 1670 г. его крестьяне возмутились высокими налогами. Делегация из 8 человек во главе с Антти Мартин Синкконеном явились в усадьбу с жалобой. Однако здесь их схватили, посадили на два дня в цепи, а затем дали по 150 палок каждому. В районе Терву, по берегам Хельмелянлахти от Киискансалми до Ихоярви находились владения Симо Весимаа. Весимаа был русским боярином перешедшим в шведское подданство. Свои владения он получил в 1630 г. от Якоба Делагарди за особые заслуги. В 1651 г. он получил еще земли в других погостах. В 1659 г. во время войны Весимаа с сыном были убиты. Другим русским боярином получившим шведское подданство был Родион Лукьянович Лобанов. В 1618 г. по распоряжению Густава II он получил земли в районе Тиурула. В 1647 г. за особые заслуги королева Кристина добавила ему еще земель. Его имение располагалось в Уласканниеми в Тиурула. Лобанов был известным человеком и участвовал в составлении налоговой книги Тиурульского погоста. Умер он в 1670 г. Его сын Парамон лишился владений отца в 1673 г. Их отобрал таможенный чиновник из Ниеншанца Антти Линдеман. Самым большим землевладельцем был Якоб Делагарди. В 1614 г. он получил в ленное владение весь Тиурульский погост. В 1632 г. и в 1651 г. его права на эти земли были подтверждены. Умер он 1652 г. Его сын Казимир погиб на войне в Дании в окрестностях Копенгагена в 1658 г. Его владения перешли к его вдове Еве Спарр. После ее смерти в 1662 г. земли в Хийтола, Вейяла, Кюлянлахти, Райваттала и Асила получил генерал-губернатор маршал барон Якко Юхан Таубе. Он прославился в войнах в Польше и Дании. С 1664 по 1681 гг. он был генерал-губернатором в Тарту, Кексгольме и затем в Ингерманландии. В 1668 г. Таубе выселил всех жителей из Асила и построил там большую усадьбу. Умер он в 1695 г. После его смерти земли перешли к его сыну Густаву Адаму Таубе. Большие военные расходы вызвали в Швеции повышение налогов. В 1655 г. Карл X обложил всех землевладельцев «четвертиной». Все должны были платить налог в пользу короля ¼ часть урожая. Однако в Приладожье в это время шла война и в Кроноборге и Тиурула налог был введен в 1669 г. Однако Швеция все больше нуждалась в деньгах для ведения войны. Поэтому в 1680 г. Карл XI издал указ по которому все поместья приносящие годовой доход более 600 талеров забирались в казенное владение. Для управления казенными имениями назначались управляющие. Кроноборгское графство перешло к короне, а государственным управляющим стал управляющий Оксенштерна - Хенрик Принтц. В 1684 г. было принято решение о передаче Кроноборгского графства в аренду. Большую часть получил в аренду Х. Принтц, остальное получили другие арендаторы. Арендаторы немедленно стали драть с крестьян три шкуры, и в 1685 г. крестьяне Кроноборгского графства подали королю жалобу на Х. Принтца. Король передал жалобу генерал-губернатору Кексгольма. Тот разобрался, назвал арендаторов кровопийцами, но крестьян примерно наказал, чтоб неповадно было жаловаться через его голову. В 17 в. в Куркиеках на смену подсеки приходит трехполье. По этой системе сажали сначала рожь, затем - овес, а на третий год земля находилась под паром. Затем цикл повторялся. Однако в 1637 г. еще около 79 % хозяйств использовало подсечную систему земледелия. Землю обрабатывали бороной-суковаткой и деревянной сохой с железным наконечником, сохой с железным лемехом. Плуг был большой редкостью. Во второй половине 16 в. начинается осушение болот. В Куркиекском погосте уже с 16 в. основной пищевой культурой была рожь. Озимую рожь сеяли 10 - 24 августа и получали урожай 1 к 9. Выращивали также репу, ячмень, овес, гречиху и бобы. Нормой посева было 200 литров ржи и 400 литров ячменя на гектар. Из ржи пекли хлеб, а из ячменя варили пиво, готовили кашу и лепешки. Овес шел на корм лошадям. В небольших количествах выращивали пшеницу. Ячмень составлял 20 % от общего посева. Гречиху выращивали на песчаных склонах. Для производства пива выращивали хмель. Вероятно, также выращивали и другие овощи и зелень. В архивах сохранилась записка с перечнем товаров выборгского купца, где среди прочего перечислены семена латука, майорана, свеклы, моркови, пастернака. До появления в Карелии картофеля важным продуктом питания была репа. Репу сажали в большом количестве, и сеять ее было большим искусством. Семена сначала пропитывали еловой живицей, чтобы их не склевали птицы, а затем сеятели шли по полю, равномерно выплевывая изо рта семена. Хорошие сеятели славились по всей округе. Из технических культур выращивали лен и коноплю. В районе было 12 частных мельниц и несколько казенных. Мельницы строили на реках и ручьях, но было и несколько ветряков. Многие мельницы были оборудованы пилами, на которых пилили бревна на доски. Самая крупная мельница была в Асила и принадлежала Родиону Лобанову, а затем и другим людям. Графу Оксенштерну принадлежали 3 мельницы. Мельниц было так много, что зерно для помола привозили из других мест. Было также развито и животноводство. В Куркиеках Тиурула и Яккима в 1637 г. было 2055 коров, 1471 телок, 1002 овец, 18 коз, 303 свиньи. Весной овец вывозили на острова и оставляли их на все лето. Свиней иногда выращивали до 6-7 лет. Держали также кур для яиц. Много было гусей. Копченых гусей вывозили в Стокгольм. Молоко не пили, но использовали для производства простокваши и творога. Большое значение уделялось коневодству. Было принято, что в хозяйстве должно быть столько же лошадей, сколько взрослых мужчин. Лошади использовались в хозяйстве, а также специально выращивались на продажу за границу. Куркиекские лошади славились на рынках России и Прибалтики. Большой ущерб хозяйству приносили волки, и все крестьяне должны были участвовать в облавах на них. Дополнительный доход давала охота и рыбная ловля. Рыбу ловили сетями, вершами и мережами. Охотники мариновали дичь в уксусе и пряностях и продавали на рынках в городах. Рыбаки ловили рыбу неводом и с баркасов. В 1637 г. в Куркиеках было 39 неводов и 27 больших рыболовных баркасов. В устье реки Хиитоланйоки находился королевский лососевый промысел. Лосося ловили в течение трех недель после схода льда (с 8 по 24 мая). Улов составлял около 1,5 тонн. Рыбу солили в бочках и отправляли в Стокгольм шведскому королю. Сети для рыбалки плели изо льна. Все предметы домашнего обихода производились на месте. В то время летом носили одежду изо льна, а зимой из шерсти со льном. Женщины в каждом доме ткали и шили самостоятельно. Были также и профессиональные ткачи и портные. На ярмарках в Выборге особенно славились Куркиекские кнуты и хомуты. Железные предметы ковались деревенскими кузнецами. Эта профессия была очень сложной. Кузнец получал право работать самостоятельно только после 8-10 лет обучения. Большое рудное производство и кузницы находились в Сандалакше в районе п. Терву. Железо добывали из местной болотной руды. В Куркиекском погосте очень важным было производство дегтя и смолы. Производством дегтя занимались артели. Одна артель в год производила до 300 бочек дегтя для местных нужд и на продажу. За качеством следил специальный чиновник, который ставил на бочку специальное клеймо - знак качества. Куркиеки имели судоверфь, на которой строили большие и малые суда. Большие суда были водоизмещением до 1500 ластов (водоизмещение в 3000 т.). Местные моряки ходили по всему Балтийскому морю. Крестьяне также были хорошими мореходами и торговали своими товарами по всей Ладоге. Шведские законы запрещали торговлю на селе. Это также подрывало основы благосостояния карел, которые традиционно жили торговлей. Запрет постоянно нарушался и в 1627 г. королевским указом было разрешено торговать в деревнях на территории Кексгольмского лена. В Куркиеках снова стала процветать торговля. В то время здесь проходили две ярмарки в году - весной и осенью. На ярмарки приезжали купцы из Кексгольма, Ниеншанца и Олонца. В 1662 г. владелец Сиеклахти Густав Биелке обратился с просьбой разрешить проведение у себя ярмарки. Его просьбы была удовлетворена и раз в году ярмарка стала проходить и в Сиеклахти. Куркиекские купцы ездили с товарами в Ниеншанц, Олонец, Выборг, Стокгольм, Нарву и по всему Балтийскому морю. Для местного плавания использовали суда водоизмещением в 50 т. В Ниеншанце у куркиекских купцов был свой склад и постоянный торговый представитель. Купцы должны были брать специальный патент для скупки и перепродажи товара, а крестьяне могли продавать только свою собственную продукцию. Основными предметами торговли были зерно, масло, воск, деготь, меха, лен, конопля и шерстяная пряжа. За границей славились Куркиекские лошади. Привозили в Куркиеки соль, пшеницу, пряности, табак, олово, текстиль. О повышении уровня жизни местных жителей говорит то, что на ярмарках появилось оконное стекло и голландские изразцы для печей, что по тем временам было очень престижным товаром. Поскольку Куркиекское графство располагалось вблизи границы с Россией, местные жители должны были входить в ополчение, и в Кроноборге стояла пограничная стража. Каждый житель должен был иметь ружье, нож, бердыш и по вызову являться к месту сбора. В Куркиекском графстве процветала контрабанда из России. Контрабандисты на судах под покровом ночи приходили из Олонца и разгружали в укромных местах свой товар. Предметами контрабанды были соль и табак и деготь (на деготь было государственная монополия). Большой доход приносила торговля спиртными напитками. Кабаки были казенными, а кабатчик получал 1/14 часть от прибыли. Торговали пивом и крепкими напитками. Пиво кабатчики варили сами. Доход от одного кабака составлял 200-500 талеров в год. Кроноборг имел свою пожарную команду. Пожары случались часто. В 1635 г. было 15 пожаров, в 1645 - 9, в 1646 - 11, в 1651 - 13. От Ниеншанца в Кроноборга шла хорошая грунтовая дорога, проходившая через Лемпаала (Лемболово), Рауду (Сосново) и выходила к южному берегу оз. Суванто (Суходольского) в районе Тайпале. Далее продолжали путь зимой по льду озера, а летом на лодках до Кивиниеми (Лосево) на северном берегу озера. Далее дорога шла по западному берегу оз. Пюхяярви (Отрадное) к Кексгольму. Некоторые предпочитали от Тайпале продолжить путь по Ладожскому озеру до Кексгольма. От Кексгольма к Кроноборгу дорога проходила через Асила и Мустола. Далее из Кроноборга шли дороги в Савонлинна, Тюрья и Уукуниеми. От Кроноборга до Яккима хорошей дороги не было. Плохая дорога шла через Отсанлахти, Рунгонсуо, Тевоярви, Кумола. Оживленное движение было от Кроноборга к Терву. В Терву вела хорошая широкая дорога. Далее на судах продолжали путь в Сиеклахти и Микли. От Микли дорога шла через Реускула в Сортавала. На дороге располагались постоялые дворы, в которых путники могли получить сменных лошадей, пищу и ночлег. Постоялые дворы были в Тиурула и Копсала (Березово). В Кроноборге постоялых дворов было много. Стоимость проезда была 6 эре за шведскую милю (10 км.). Ямщики должны были брать специальный патент. Почта начала действовать в Финляндии с 1638 г. С 1642 г. появилась почта и в Куркиеки. Доставка письма из Кексгольма в Ниеншанц стоила 2 эре. С 1646 г. почта стала отправляться 1 раз в неделю. Содержать дорогу в порядке должны были местные жители. Следил за этим специальный чиновник, который мог также привлечь крестьян для ремонта дороги или моста. Сохранились судебные дела в которых крестьяне штрафовались за плохое содержание дороги. В 17 в. платили много разных налогов деньгами и натурой. Основной налог был 1.66 талера в год с взрослого мужчины. Платили также налог с урожая зерновых, с приплода скота, с улова рыбы. Существовали также налоги на содержание суда, школы, мостов и дорог. Кроме государственных налогов, крестьяне платили арендную плату графу Оксенштерну и другим землевладельцам. Налоговое бремя было очень тяжелым. Часто случались неурожаи. Причиной могли быть заморозки, засуха, дожди и вредители. В 1695 г. дождливое лето погубило почти весь урожай. Следующие два года также были неблагоприятными. Начался голод. В летописях эти годы получили название «годы голодной смерти». От голода умерло 25 % населения. Однако шведские власти продолжали жестоко взимать налоги. Начались крестьянские волнения. Куркиекский крестьянин Лаури Килаппа возглавил делегацию к шведскому королю. Однако король крестьян не принял. Начался бунт. Крестьяне убивали сборщиков налогов и государственных чиновников. Для подавления бунта были посланы войска. Они жестоко подавили бунт. Килаппа был схвачен и казнен в Кексгольме. После этих голодных лет правительство разместило казенные зернохранилища в Тиурула и Куркиеках. В 1683 г. все земли в Кексгольмском лене были переданы короне и бывшие владельцы превратились в арендаторов. |
||
вернуться в начало | ||