Лахденпохский район. От каменного века до наших дней. |
||
Карелы и Новгород. |
||
К началу 12 в. Новгород становится мощным государственным образованием. Новгородцы освоили обширную территорию и создали независимую торговую республику. Новгород контролировал торговые пути, ведущие в страны Средней Азии и Византии. Новгород был членом торгового Ганзейского союза. Новгород не был однонациональным государством. Наряду со славянами в новгородское государство входили многочисленные финские племена и другие народы. Политика Новгорода в отношении соседних народов заключалась в следующем: начать выгодную торговлю, заключить политический союз, привлечь к совместным военным действиям, привлечь выборных к совместному управлению государством. Новгородцы, без нужды не создавали на новых землях своей администрации и не строили военных укреплений.
Новый рынок вызвал появление новых товаров. Так, в берестяной грамоте, найденной в Новгороде, говорится о торговле с карелами. Карелы торговали куньими, бобровыми и беличьими шкурками, конями, северными оленями, соколами, лососями. Торговля с Новгородом очень обогатила карельских купцов. В 12 в. главным торговым партнером карел становиться Новгород. Вероятно, торговые связи быстро переросли в культурные, а затем и в военные. Культура карел многое переняла от новгородцев, а общность торговых интересов привела и к военному союзу. В новгородских летописях 12 в. появляются сообщения о совместных военных походах карел и новгородцев. Карельские купцы часто бывали в Новгороде. Наверно новгородские православные храмы произвели на них сильное впечатление. Вероятно, и новгородские купцы бывали в гостях у карел. Они также рассказывали карелам о христианской вере. Поэтому, вполне вероятно, что первые христиане появились среди карел уже в 11 в. Однако, наиболее близкая духовная связь устанавливается во время борьбы с совместной опасностью. Поэтому именно 12 в. становится переломным в духовной жизни карел. В это время карелы и новгородцы становятся постоянными военными союзниками.
О том, что карелы приняли христианство от новгородцев говорит и лингвистика. Многие религиозные термины в карельском языке происходят из русского языка: risti — крест, skitta — скит, pappi — поп. Интересно, что это характерно и для финского языка. Топонимы основанные на русских религиозных терминах широко распространены не только на территории Карелии, но и Финляндии. Связь между военным братством и крещением карел видно и из хронологии событий. Зимой 1226-1227 г., новгородский князь Ярослав Всеволодович, отец святого благоверного князя Александра Невского совершил с карелами совместный поход в землю племени Хямь. По возвращении из этого похода, летом 1227 г. и произошло крещение карел: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди…». Известный историк Хейкки Киркинен, описывая это событие, писал: «важно отметить, что это был не крестовый поход, а решительно проведенная миссионерская работа». И в этом было принципиальное отличие в подходе Новгорода и Швеции. Крещение карел новгородцами было основано на прочном фундаменте взаимных интересов и боевого товарищества. О распространении православия говорят и карельские топонимы. Часто встречающееся название «Риеккала», происходит от карельского слова «крейкала», то есть место, где жил греческий монах. И действительно, на о. Риеккала в г. Сортавала была одна из древнейших церквей в Приладожье, а в заливе Риекала в Куркиекском районе была старейшая в районе часовня. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».
Активное участие карел в Новгородских делах выразилось в участие в выступлении новгородцев против своего князя Ярослава в 1270 г.: «...И совкупися в Новъгород вся волость Новгородьская, пльсковичи, ладожане, Корела, Ижера, Вожане; и идоша в Голино от мала и до велика, и стояша неделю на броде, а Ярославль полк об ону сторону…». Другое участие в антикняжеской партии против князя Дмитрия окончилось для карел карательной экспедицией князя в 1278 г.: «…Князь Дмитрий с новгородци и со всею Низовьскою землею казни Корелу и вся землю их на щит…». Судя по всему, не позднее 12 в., Карелия вошла в состав новгородских земель. Однако при этом за Карелией по-прежнему признавалась известная автономность. Об этом можно судить по тексту торговых договоров между Новгородом, Ганзой и Готландом от 1262-1263 гг. в которых Новгород не гарантирует безопасность купцов на территории Карелии: «…А отправится немец или гот гостить в Корелу и учинится ему что, Новгороду дела до того нет…». В середине 12 в. начинается проникновение Швеции на территорию Юго-Западной Финляндии, где в то время проживал народ сумь. Начинается столкновение шведских торговых, а затем и политических интересов с Новгородом и Карелией. Борьба с новой опасностью привела к окончательному военному союзу карел и новгородцев. После закрепления шведов в Юго-Западной Финляндии, они продолжают наступление далее на народ хямь. В 1249 г. шведы захватили земли хямь и вышли на границы Карелии, которые проходили в то время по р. Кюмийоки и далее на север. При этом происходил захват карельских купцов на их традиционных торговых путях.
В дальнейшем ситуация в Карелии еще более обостряется. Летописи 12 – 14 в. пестрят известиям о столкновении карел со своими врагами. Это и сражение в 1228 г., с проникшей в Ладожское озеро Хямью, и участие в походе Александра в 1241 г. на Копорье, и битва за Псков в 1253 г. Военные походы следуют все чаще. Агрессивная шведская политика поддерживается католической церковью, стремящейся утвердится на новых землях. В 1256-1257 гг., папа римский Григорий X, игнорируя то, что карелы уже были крещены в православную веру, издал буллу с призывом к крестовому походу против язычников-карел. В 1293 г., глава шведского государства Торгильс Кнутсон и шведский епископ Петер Вестеросский организовали третий крестовый поход шведских рыцарей на карельскую землю, в результате которого были захвачены три карельских погоста Яскис, Эурепя, Саволакс и заложен Выборгский замок. С этого времени Выборгский замок становится опорой шведской экспансии на восток. Этот поход имел для Швеции огромное значение и подробно описан в стихах в исторической поэме «Хроника Эрика». В 1295 г. отряд из 200 шведов во главе с воеводой Сигурдом Локке захватил г. Корелу и попытался заложить там замок, но быстро подошедшие силы новгородцев отбили город и полностью уничтожили шведский отряд: «В лето 1295. Поставиша Свея с воеводою своим Сигом город в Кореле; новгородци же, шедши, город розгребоша, а Сига убиша, не пустиша ни мужа». Это первое упоминание в летописи г. Корелы. Надо заметить, что люди в то время считали, что своими победами они обязаны не себе, а Господу. В ознаменовании этой победы, в 1296 г. в Новгороде была заложена надвратная церковь Воскресения Христова: «В лето 1296. Постави архиепископ Новгородский Климент (церковь) каменну Воскресение Христово, на градных каменных воротех, по сему завету, что Бог пособил Немец Новгородцам побить и город Корелу разграбить». В 1300 г. шведы попытались повторить выборгский успех и организовали крупный поход в устье Невы. На острове при впадении Охты в Неву, была заложена крепость Ландскрона. Но весной следующего года новгородцы захватили крепость, разрушили ее и уничтожили весь шведский гарнизон.
Однако постоянное присутствие новгородских войск вызывало и недовольство некоторой части карел. Содержание войск легло дополнительным бременем на карельских правителей. Вероятно, были допущены и злоупотребления новгородскими воеводами. Это вызвало восстание в Кореле в 1314 г. Восстанием попытались воспользоваться шведы, но вовремя подошедшие новгородские войска отбили город: «В лето 6822. Избиша Корела городчан, кто был Руси в Корельском городке, и въведоша к собе Немець; новгородци же с наместникомь Федоромь идоша на них, и передашася Корела, и избиша новгородци Немець и Корелу переветников». В 1318 г. новгородцы снова захватили и разграбили г. Або и сожгли резиденцию епископа. Город был разграблен. В качестве добычи был захвачен церковный налог со всей Финляндии за 5 лет, который готовили к отправке в Рим. В 1322 г. борьба обострилась - шведы предприняли попытку захватить г. Корелу, а новгородцы - Выборг. Обе попытки окончились неудачно: «Тогда же приходиша Немци ратью к Корельскому городку и не взяша его. Того же лета поиде князь великыи Юрьи с новгородци к Выбору, городу немецьскому; и биша и 6-ю пороков, тверд бо бе, и избиша много Немець в городе, а иных извешаша, а иных на Низ поведоша; и стоявше месяць, приступиша и не взяша его». После этого стало очевидно, что ни одна сторона не может добиться перевеса.
Ореховецкий договор представляет огромный интерес по многим причинам. Это был первый договор между Русью и Швецией. То, что в договоре рассматривались именно взаимоотношения Руси и Швеции следует из многих обстоятельств. В тексте договора стоит титул: «Великий князь Юрий Данилович». В Новгороде Юрий был просто князем, «великим князем» Юрий был во Владимирском великом княжестве, т. е. во всей федерации русских княжеств. Именно так воспринимали договор и шведы, которые впоследствии называли договор: «великого конунга Юрия грамота». Огромное значение Ореховецкого договора видно и из того, что ни до того, ни долго еще после того не заключала Россия «договора о вечном мире», то есть постоянного соглашения с другой страной. Граница установленная договором между двумя странами прошла по р. Сестре, затем по р. Сае (сейчас Волчья) до впадения ее в Вуоксу. Далее граница прошла на север до оз. Сайма и далее до берега Ботнического залива (Каяно море) от оз. Пюхяярви по р. Пюхяйоки. Граница определенная Ореховецким Договором юридически продержалась 270 лет, однако на практике шведы сразу же стали захватывать новые земли. Одной из целей дальнейшей шведской экспансии стало устье реки Оулуйоки. Эта река издревле использовалась карелами для выхода в Ботнический залив (Каяново море). В 1365 г. шведский король запретил карельским судам плавание по Ботническому заливу, а в 1377 г. в Швеции был издан документ, в котором устанавливались границы Упсальской епархии по р. Оулуйоки. Вероятно к этому времени река была захвачена шведами. В этом же году карелы во главе с Валитту попытались захватит шведскую крепость в устье реки, но безуспешно.
Политика шведов на захваченных землях по обращению карел в католичество вызвала массовое их бегство на русскую сторону. И хотя по условиям договора беглецы подлежали возвращению обратно, но бегство из-за религиозных притеснений считалось веской причиной, что отражено в строках летописи: «…если к вам наши побежат, секите их или вешайте, если ваши к нам, то поступим так-же, чтобы не сорили нас друг с другом. А этих карел не выдадим, они крещены в нашу веру. И без того их мало осталось, а то все погибли гневом Божиим…». Для содержания постоянного войска требуется все больше крестьян. Шведы начинают расселять на новой территории поселенцев из Финляндии. В результате этого карельское население на шведской территории все более растворяется в среде новых поселенцев, утрачивая свои этнические черты. Произошли большие изменения и в новгородской части Карелии. Новгородцы построили на новой границе крепости и стали содержать постоянные войска. В крепости Корела в 1364 г. была сооружена первая каменная башня: «В лето 1364 ... А в Корельском городке посадник Яков постави костер камен». Из-за постоянных нападений шведов, пришла в упадок карельская торговля. Карелы стали все более зависеть от Новгорода экономически и в военном отношении. Карелия из самостоятельной территории становится провинцией русского государства.
Заключение Ореховецкого мирного договора между Русским государством и Швецией в 1323 году положило начало новому этапу в жизни Приладожской Карелии. Однако желанный мир был недолгим. Отряды шведов часто нарушали границу и грабили мирное население.
В 1470 г. шведы построили на своей восточной границе, в области Саво, новую крепость Олафсборг (Нейшлот, Олавилинна). Эта крепость стала постоянной угрозой для Карелии. |
||
вернуться в начало | ||