Лагерь юных экскурсоводов "Лествица". |
||
Вернуться обратно | ||
Не секрет, что у современных детей, как и в целом в обществе произошло падение нравственных идеалов, нет духовных ориентиров. Название лагеря позаимствовано из книги издавна почитаемого в России древнего подвижника благочестия преподобного Иоанна, в честь своего замечательного творения получившего имя Лествичник. Само название «лествица» в переводе со славянского обозначает «лестница». В книге «Лествица, возводящая на небо» описывается путь непрерывного и трудного восхождения подвижника, по лестнице духовного самосовершенствования, что требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. В программе лагеря большое внимание будет уделено духовному воспитанию молодежи. В Куркиекской средней школе обучаются дети из десяти поселков, расположенных в радиусе 25 км. от центра. Из-за сложившихся социально-экономических проблем большинство этих населенных пунктов находятся в стадии «вымирания» и являются «неперспективными». Многие дети воспитываются в семьях социального риска. На детях, проживающих в этих поселках лежит печать «второсортности». Несмотря на нынешнее свое неприглядное положение каждый поселок имеет богатую историю, множество памятников истории и культуры. В целом край отличается красотой и разнообразием природных ландшафтов, богатством природных ресурсов. Все эти ценности не достаточно используются в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Кроме указанных объективных причин есть комплекс проблем, характерных в целом для современных детей и подростков. Дети мало читают, плохо владеют речью, не умеют свободно излагать материал. Для преодоления этих проблем выбрана особая форма организации летнего отдыха через обучение проведения экскурсий. В программе лагеря большое количество экскурсий и походов, во время которых дети будут изучать свой родной край, свой родной поселок, узнают исторические и природные достопримечательности. Часть лагеря дети провели в Коневском монастыре. Условия жизни в монастыре, в отсутствии электричества, телевидения и других современных факторов позволяют наконец детям увидеть природу такой как она есть. Дети живут простой жизнью, основу которой составляет труд и созерцание. И наконец, после того, как они сбросят с себя суету современного мира, и начнут слышать голос природы, дети начинают посещать монастырское богослужение. Красота богослужения, накладывается на красоту природы Коневца и дает впечатление, которое будет сопровождать детей в течении их последующей жизни. Кроме того дети принимают участие в трудовом процессе монастыря, который дает прекрасный образец того, как наши предки жили в единении с природой. Дети узнают, как в дровяной печи выпекается хлеб, как делаются свечи, как на натуральном льду сохраняются продукты и вообще как можно вести хозяйство без достижений современной цивилизации. Красота природы, труд и монастырское богослужение - три ступени в нашей лествице.
«Лествица» на Коневце.М. И. Петрова Слово лествица по-славянски означает лестница. Такое название было выбрано летнему лагерю юных экскурсоводов, который был организован совместными усилиями Куркиеской средней общеобразовательной школы и муниципального учреждения культуры «Куркиекский краеведческий центр». Программа лагеря, разработанная директором центра М. И. Петровой, прошла конкурс, объявленный Министерством социальной защиты населения Республики Карелия и получила финансовую поддержку. Специалист Лахденпохского территориального управления Е. И. Краснова оказывала консультации при подготовке проекта и помогала преодолевать непредвиденные бюрократически препятствия. Подготовка экскурсоводов была бы немыслимой без самих экскурсий и путешествий. В этом помогли частные лица и Комитет по спорту и туризму РК. Груз ответственности за руководство лагеря взяла на себя М. Н. Артемьева, учитель математики Куркиекской средней школы. Директор школы В. В. Макеева, учителя русского языка и литературы Э. П. Боголюбова, биологии Н. В. Логинова, географии В. А. Шулаев, начальных классов В. В. Сокова, работники столовой и детского сада «Журавлик» и его заведующая Л. А. Багаева, водитель школьного автобуса А. А. Швецов – вот сколько людей принимало участие в подготовке и проведении программы. Летний лагерь «Лествица» стал первой ступенью для участников проекта «Подорожник», поддержанной министерством культуры Республики Карелия в рамках конкурса проектов по развитию культуры в сельской местности. Первую неделю лагерь «Лествица» провел на острове Коневец, расположенном на Ладожском озере, неподалеку от г. Приозерск Ленинградской области. От нашего поселка Куркиеки до Коневца всего 60 километров. Но из нашего залива прямого сообщения пока нет. Поэтому пришлось сначала ехать на автобусе вдоль берега, а затем продолжать путешествие по воде. Из бухты Владимирской мы вышли на военном корабле. На молу из валунов, окатанных ладожским прибоем, белел маяк. Вскоре показался остров. Сначала он был виден как три яркие полосы. Синяя гладь воды, белые барашки волн, золотистой лента песка. Над ними парит сизовато-зеленая бахрома леса. Корабль шел быстро. Посреди зелени показался белоснежный храм с небесно-голубыми куполами, увенчанными золотыми крестами – это собор Рождества Богородицы. Дети спрашивали, а почему купола голубые? По церковным канонам цвета, связанные с праздниками Богородицы синие: это и облачение священнослужителей, и украшение храмов. Сам Коневский монастырь вот уже более 600 лет носит название Рождества Богородицы. С первых же шагов по монастырской земле дети и взрослые почувствовали, что жизнь здесь проходит по строго установленному распорядку, по Уставу. Все делается по благословению (разрешению) старших. За порядок в монастыре отвечает Благочинный Алексий, которого назначил Настоятель монастыря иеромонах Исидор. После благословения на поселение мы разместились в кельях гостиницы для паломников. Вечером экскурсоводы паломнической службы Максим и Анна познакомили нас с островом. Эти первые впечатления от экскурсии будут позже закрепляться на занятиях. Дети будут переписывать сведенья о памятниках архитектуры, о природных достопримечательностях и пытаться делать свои первые сообщения. А сейчас они внимательно слушают о том, что когда паломники вступали на святую землю они первым делом шли в часовню Николая чудотворца, чтобы отслужить благодарственный молебен о благополучном прибытии. Святитель Николай почитается в народе как покровитель плавающих и путешествующих. Именно ему посвящена часовня, стоящая на берегу у причала. За часовней начинается парк из столетних дубов, кленов, лип. Сквозь ажурные кроны белеет гостиница. Песчаная дорожка ведет вверх. Заросли бальзамического тополя окутывают нас ароматным облаком. Позже мы замечаем, что аромат усиливается к вечеру. Дорога приводит нас к воротам монастыря, над которыми возвышается колокольня. Мощная стена в форме четырехугольника окружает собор, дети узнают еще одно новое слово – каре. В каре располагаются трапезная, кухня, библиотека, пекарня, склад, мастерские, хозяйственные помещения, кельи иноков. В угловых башнях каре – небольшие церкви – преподобного Арсения Коневского и Николая Чудотворца. Братия монастыря восстановила церковь прп. Арсения Коневского, в ней читается неусыпаемая Псалтирь, т. е. молитвенное поминовение тех людей, о которых хотят помолиться паломники и братия. Поминовение идет непрерывно, сутки за сутками. Чтение Псалтири осуществляется насельниками монастыря по очереди. Главный собор состоит из двух храмов – нижнего зимнего – Сретенья Господня и верхнего летнего – Рождества Богородицы. В нижнем храме находится рака с мощами преподобного Арсения и чудотворная Коневская икона Божией Матери. Обитель древняя, основана преподобным Арсением в 1393 году. Знала она и годы лихолетья, когда шведы захватили карельскую землю и сожгли православные церкви и монастыри, и годы запустения. Выходим из восточных ворот монастыря и идем по дороге через сосновый бор. Закаленные ладожскими ветрами сосны невероятной толщины. Дорога приводит к часовне Успения Божией Матери. Она построена на пожертвование. Рядом и могила жертводателя. Мы идем в гору, но подъем настолько незаметный, что узнаем об этом лишь дойдя до вершины и обернувшись назад. На Святой горе располагается скит Казанской иконы Божией Матери. Отрадно, что здесь идут реставрационные работы. Проходим через густой ельник. После светлого соснового леса здесь все кажется мрачным и темным, как будто тучи зарыли солнце. Но это впечатление обманчиво. После крутого спуска вниз, где тропинка вьется между выступающими корнями деревьев и остатками выложенной из камней лесенки, мы видим яркие солнечный лучи, просвечивающие сквозь свисающий лапник елей. В лучах света на фоне темно-зеленого ельника особенно ярко выделяется золотистого цвета часовня, возвышающаяся на огромном валуне. Камень настолько велик, что до входа в часовню надо взбираться по деревянной лесенке с несколькими пролетами. Если и на современного человека этот камень производит впечатление чего-то необычного, что говорить о людях, населявших Ладожские берега много веков назад. У карел Приладожья в те времена процветало коневодство. Конями торговали с западной Европой. Коневодство наряду с торговлей мехами было очень прибыльным делом. По традиции карелы вывозили на острова жеребят и коней на вольный выпас на все лето. Здесь были хорошие пастбища, не было волков, да и с острова кони никуда не могли сбежать. По языческим традициям на этом камне коня приносился в жертву. Преподобный Арсений силой своей молитвы, призывая имя Божие отвратил карел от этого пагубного обычая. Из жития святого известно, что злые духи, обитавшие в камне, обратились в стаю ворон, и улетели в сторону материка. Очистив остров от скверны, преподобный Арсений основал здесь небольшую обитель во имя Рожества Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Богородицы была привезена им с Афона. Дорога продолжается вдоль побережья и выводит обратно. Мы еще не раз будем ходить по ней во время учебных экскурсий. Так закончился наш первый день, который по насыщенности событиями показался необычайно долгим. Со следующего дня начались наши трудовые послушания. Конечно, мы как паломники не в полной мере ощутили на себе все строгости монастырской жизни, но придерживались распорядка и правил, о которых нам заранее сообщили. Все дети по желанию могли участвовать в богослужениях, как в утренних, так и в вечерних. Праздных гостей в монастыре нет. У каждого свои обязанности – послушания. После завтрака Благочинный распределяет дневные работы. Каждый день до обеда мы выполняли разные послушания: ворошили сено, помогали на кухне, в гостинице, собирали смородину в саду, чернику в лесу, пропалывали грядки. Однажды нам доверили уборку храма. А после того как хорошо поработали в саду, нам доверили прополку в розарии за алтарной частью собора. У алтаря похоронены прежние настоятели монастыря. Перед их могилами разбиты две клумбы, где собраны диковинные сорта роз. В саду и на огороде нас поражало все. Было много интересных ароматических трав, рос виноград. Помидоры, перцы и баклажаны были просто усыпаны плодами. Грядки с овощами тянулись на десятки метров. По общему мнению, самым интересным было послушание по сбору смородины. В саду растет более 40 сортов разных ягодных кустарников. Нам поручили собирать черную, красную и зеленую смородину. Первый раз мы видели и пробовали зеленую смородину. Вкус ягод и запах листьев у нее как у черной, только цвет ягод зеленый. Детям больше нравилось собирать красную и черную смородину. Ягоды не теряются в листве, глаза не устают. А зеленая, хотя и вкусная, но уж как-то очень однообразная. Маленькие ведерки и кружки быстро наполнялись, пересыпались в 9- литровые ведра, а затем уже в самые большие. Когда работает такая слаженная команда – дело продвигается быстро. Еще не настал обеденный час, как пришел садовник и сказал, что на сегодня - уже достаточно. Остальные ягоды еще должны дня 2-3 дозревать. За три часа мы набрали около 50 кг ягод, чем очень обрадовали садовника. Нас вообще воспринимали с доброй улыбкой. Когда Благочинный отправлял нас на сено, говорил: «Ну, для вас это несложно, как муравьи быстро все разворошите». Так и происходило, наша дружная команда, только появлялась на рабочем месте, как работа уже близилась к концу. После обеда ходили на экскурсии, купались, загорали. Пляжи здесь песчаные, глубина небольшая, дно углубляется постепенно, вода хорошо прогревается. После ужина ходили на берег Ладоги к вечернему костру, в зале гостиницы рисовали, записывали воспоминания, готовились к экскурсиям. На острове нет змей, но есть гора под названием Змеиная. Мы никак не могли выбрать время, чтобы дойти до Змеиной горы. Но вот выдался свободный вечер, и мы пошли уже по знакомым местам. Миновали Успенскую часовню, Казанский скит. Конь-камень с часовней преподобного Арсения и повернули к Змеиной горе. Когда-то ледник нанес причудливую гряду, которая извивается как змея. После отступления ледника эта гряда возвышалась над гладью озера, а потом, когда озеро обмелело, обнажилась и современная поверхность острова. Сейчас гряда поросла лесом, а на плоской вершине раскинулись сенокосные угодья. Пройдя через поля, увидели вдалеке корову с теленком. По дороге назад встретили певчего хора. Мы как раз торопились на встречу с певчими. Вечером они исполнили нам духовные песнопения, а потом по отдельной заявке несколько народных песен. Все были поражены слаженностью и мощью голосов. Дети впервые слышали такие красивые песнопения и впервые так близко видели исполнителей. С северной части острова Ладога выглядит как безбрежный океан. Лишь вдалеке виднеется Приозерский берег со знакомыми трубами комбината. За ним и наш родной мыс Куркиниеми, но его перекрывает Приозерск. По морю тяжело пыхтят огромные черные сухогрузы. Изредка белеют вдалеке пассажирские теплоходы. Когда выдается безветренный день можно стоять на высоком берегу над гладью озера и наблюдать, как ходят мальки и плещется что-то покрупнее. Рыба поднимается к поверхности воды после захода солнца. Впервые мы видели ночную охоту чаек. Они летают молча и лишь иногда вскрикивают. Поначалу мы приняли их за летучих мышей. Так непривычно было видеть, как эти вечно галдящие птицы прорезают воздух крыльями и ни разу не вскрикнут. Вечер близился к закату, когда мы миновали причал и пошли вдоль южного берега к Коневскому скиту. Здесь мы нашли ответ на одну загадку. Когда мы были в храме Рождества Богородицы, обратили внимание на невероятно широкие доски пола, 60-70 сантиметров. И вот перед нами стоят могучие сосны, которые с трудом смогут обхватить два взрослых человека. Эти деревьям около 150 лет. Нас в Карелии деревьями не удивишь, но таких богатырских сосен еще не доводилось видеть. Идем по дороге, слева и справа стоят эти великаны, внизу плещется Ладога, дорога постепенно спускается к берегу. В лучах заходящего солнца валуны приобретают терракотовый оттенок и гармонично оттеняют Коневский скит, сложенный из красного кирпича. Слышен звук работающего механизма. Несмотря на поздний час, реставраторы продолжают трудиться. За стеной скита аккуратно сложены доски. Отрадно видеть, что монастырь постепенно восстает из руин. Теплый вечер уходящего лета, дети притихли у костра, но вот оживление. Среди камней, на песке, на дороге невероятное количество лягушат. Возвращаясь в сумерках, мы внимательно смотрели под ноги, боясь случайно наступить на маленьких путешественниц. Не рассчитав время, мы приблизились к стенам монастыря после 23 часов. Это время когда уже положено соблюдать тишину. Почти во всех окнах было темно, лишь в нескольких окошках гостиницы виден был отблеск свечи. Электричество здесь дают лишь несколько раз в сутки через дизель-генератор. Дети шли, переговариваясь шепотом, боясь нарушить дисциплину. Все убедились, что правила монастыря написаны не только на бумаге. За неделю пребывания на острове мы стали ощущать себя не просто гостями. Дети и взрослые пытались оставить в монастыре хоть маленькую частичку своего труда. Вторая неделя проходила уже дома, в поселке Куркиеки. Здесь были экскурсии и походы по родному краю. На праздник Преображения Господня мы приехали в г. Лахденпохья в храм Илии Пророка, где после богослужения освятили яблоки и другие плоды. Настоятель храма священник Георгий отслужил благодарственный молебен о нашем благополучном возвращении с Коневского монастыря. Дети передали в храм на молитвенную память иконы Коневской Божией Матери, преподобного Арсения и свечи из монастыря. Оставшиеся дни дети изучали достопримечательностями своего края. В поселке Куркиеки ближе познакомились с интересным памятником архитектуры. В окнах виднеются столетние лиственницы. С крыльца открывается вид на древнее городище Линнавуори, подножье которого огибает приток реки Куркиеки. Сама усадьба возвышается над широкой речной долиной и гармонично вписывается в ландшафт. Дом построен в стиле национального романтизма в 1914 г. по проекту известного финского архитектора Ларса Сонка. Наиболее известными творениями Ларса Сонка являются лютеранская церковь в Тампере, Турку, дача Сибелиуса, здание банка в Хельсинки, дача президента Финляндии. Об этом можно узнать из документов и фотографий, собранных хозяйкой усадьбы Лидией Евгеньевной Ивановой. В залах дома размещена выставка «Торговые пути древних карел». Здесь представлены работы учащихся детских художественных школ Лахденпохского и Приозерского района. Остальные дни промчались быстро. Перечислим лишь маршруты наших последних экскурсий: деревня Хямеенлахти, монастырский остров Каннансаари. Крепость эпохи викингов на острове Корписаари, посещение лагерь юных археологов, знакомство с реконструкцией жилья эпохи неолита, ботанический заказник лиственницы и пихты. В последний день состоялась экскурсия к памятному месту - старинной усадьбе в п. Тиурула. Миновав кладбище, мы поднялись на скалистый берег, на котором сохранился фундамент последней православной церкви поселка Тиурула. На этом месте стояли церкви более 600 лет. Знаменательно, что поклонный крест на месте древней церкви был установлен несколько лет назад монахами Коневского монастыря с начальником Приозерского подворья иеромонахом Виссарионом и Настоятелем православного прихода г. Лахденпохья священником Георгием. В кресте закреплена икона Коневской иконы Божией матери. Еще многое связывает наш район с Рождество-Богородичным Коневским монастырем. Также как Коненвский монастырь Кирьяжский, позднее Куркиекский погост носил название Богородицкого, по главному храму Рождества Пресвятой Богородицы, который стоял на берегу реки в центре поселения. Кроме того, В 16-17 веках в Кирьяжском погосте на берегу Ладоги располагались подворья и деревни монастыря с богатыми сенокосными угодьями, мельницами и рыбными тонями. После 1917 года Коневский монастырь был на территории Финляндии. Во время войны, в 1944 году последние монахи вместе с гражданскими лицами во время эвакуации попали под бомбежку. Среди погибших оказался иеромонах Адриан. Он похоронен на куркиекском кладбище. Промыслительно, что похороны состоялись в день празднования памяти преподобного Арсения Коневского 12 (25 по новому стилю) июня. В 90-е годы с приездом священника Георгия, стараниями прихожан, благотворителей началось возрождение православие в Лахденпохском районе. В 1999 г. в поселке Хийтола состоялось освещение нового храма во имя преподобного Серафима Саровского. Храм освещали архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, протоирей Александр, Настоятель Никольской церкви г. Сортавала, Настоятель Ильинского православного прихода г. Лахденпохья священник Георгий и нынешний Настоятель Коневского монастыря иеромонах Исидор. Наши дети и педагоги были очень благодарны отцу Настоятелю, Благочинному и всем насельникам монастыря за предоставленную возможность пребывания на Коневце, за те светлые дни, которые навсегда останутся у нас в памяти. Педагогам хотелось бы надеяться, что дети за это время поднялись хоть на одну ступеньку по пути духовного восхождения. Ведь не напрасно наш лагерь зовется «Лествица». |
||
Вернуться обратно | ||
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |
|