Легенды 18-19 вв |
Вернуться обратно |
Неподалёку от Куркиёки, на берегах реки Соскуанйоки, раскинулась деревня Соскуа. Впервые в письменных источниках она появляется в 1500 году — в Новгородской писцовой книге — под названием Сошково. Река, длиною в 40 километров, начинается около государственной границы; возле самого устья есть заиленное место и небольшой островок Ластиккалинна. За ним открывается залив Токкаринлахти, шириной 300 метров и длиной полтора километра, в него-то и впадает Соскуанйоки. Устье реки обступают со всех сторон скалистые обрывы со следами древних землетрясений. Каменные глыбы использовались для строительства фундаментов местных домов. Один из камней чуть не стал пьедесталом для знаменитого “Медного всадника” Этьена Фальконе. Скульптор придавал особое значение скале — основанию монумента — в выражении смысла памятника Петру I. Это символ побежденных Петром трудностей. Вначале изготовление пьедестала из единого камня-исполина казалось невозможным. Такой большой “каменной горы сыскать безнадёжно, а хотя бы и сыскался, то по великой тяжести паче в подвозе через море или реки и другие великие затруднения последовать могут”, — докладывал 5 мая 1766 года свое мнение Сенату президент Академии художеств И. И. Бецкой и предлагал собрать постамент “из больших камней со связкой их красной медью и свинцом…” Все же в июне 1768 года Академия художеств объявила о розыске камня-скалы для постамента “конной статуи”. Откомандированный для этого каменных дел мастер Андрей Пилюгин вёл поиски на побережье Балтики “от Санкт-Петербурга до Красной Горки, Ямбурга, Нарвы по берегу моря и от оного в гору”. 27 августа в своём рапорте он сообщал, что сыскано шесть камней. Но две особо большие глыбы были уже давно известны на северных островах Ладожского озера — это так называемые Пипокиви (“Камень-трубка”) и “Токарь-камень”. Как писал в 1839 году в своём историческом обзоре капитан В. П. Соболевский, “первый из них, Пипокиви, лежит у самой воды на острове Хидолосари; второй находится недалеко от Кронебурга (Куркиёки) на берегу Ладожского озера, на склоне горы, поросшей лесом, сажен 15 выше горизонта озера”. Это “величайшие каменные глыбы, какие случалось нам встретить в Финляндии… Обе массы гранитовые, и каждая из них в несколько раз больше камня, употреблённого для памятника”. “Токарь-камень” оказался “трещиноватым” и поэтому после осмотра его забраковали. “Камень-трубка” тоже не подошёл для пьедестала. “Токарь-камень” и располагался в заливе Токкарлахти в деревне Соскуа. Интересная легенда связана с каменным крестом на о. Путсаари. На камне, который является постаментом для этого креста, выбиты следующие надписи. Надписи
на верхнем блоке: Восточная сторона: ПРIОБРЂТЕНЪ ЭТОТЪ ГЕЙМАТЪ УСЕРДIЕМЪ НАСТОЯТЕЛЯ ВАЛААМСКАГО МОНАСТЫРЯ ОТЦА ИГУМЕНА ДАМАСКИНА СЪ БРАТIЕЮ ВЪ 1869 ГОДУ, ПРИ СОДЂЙСТВIИ ЛЕНСМАНА ЯКИМВАРСКАГО ПРИХОДА Г.КРОНБЕРГА И ЗАКРЂПЛЕНЪ КУПЧИМЪ КРЂПОСТНЫМЪ АКТОМЪ СУДЬЕЮ КРОНОБОРГСКАГО СУДЕБНАГО ОКРУГА ГУСТАВОМЪ КРОКОМЪ Северная сторона: ЭТОТЪ ОСТРОВЪ СЪ 1869г. НОСИТЪ ИМЯ ОСТРОВЪ СВ. СЕРГIЯ ДО СЕГО ВРЕМЕНИ У ФИННЪ ОНЪ НАЗЫВАЛСЯ ПУТСААРИ Западная сторона: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ СЛАВИМЪ. Южная сторона: ПОСТАНОВЛЕНЪ СЕЙ КРЕСТЪ ВЪ ПАМЯТЬ УТВЕРЖДЕНIЯ СЕГО ГЕЙМАТА ЗА ВАЛААМСКИМЪ МОНАСТЫРЕМЪ В 1878 г. ГОСУДАРЕМЪ ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ НИКОЛАЕВИЧЕМ ВСЕЯ РОССIИ Надписи
на среднем блоке: Восточная сторона: СООРУЖОН ВЪ 1879 ГОДУ Северная сторона: ВЕЛИЧАЕМЪ ТЯ ЖИВОДАВЧЕ ХРИСТЕ И ЧТЕМЪ КРЕСТЪ ТВОЙ СВЯТЫЙ. ИМЪ ЖЕ НАСЪ СПАСЪ ЛЪ ЕСИ ОТЪ РАБОТЫ ВРАЖIЯ. Западная
сторона: СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ, ПОБЂДЫ БЛАГОВЂРНОМУ ИМПЕРАТОРУ НАШЕМУ [ИМЯРЕКЪ] НА СОПРОТИВНЫЯ ДАРУЯ, И ТВОЕ СОХРАНЯЯ КРЕСТОМЪ ТВОИМЪ ЖИТЕЛЬСТВО. Южная сторона: ВОЗНЕСЫЙСЯ НА КРЕСТЪ ВОЛЕЮ ТЕЗОИМЕНИТОМУ ТВОЕМУ НОВОМУ ЖИТЕЛЬСТВУ ЩЕДРОТЫ ТВОЯ ДАРУЙ, ХРИСТЕ БОЖЕ, ВОЗВЕСЕЛИ СИЛОЮ ТВОЕЮ, БЛАГОВЂРНАГО ИМПЕРАТОРА НАШЕГО [ИМЯРЕКЪ] ПОБЕДЫ ДАЯ ЕМУ НА СОПОСТАТЫ, ПОСОБIЕ ИМУЩУ ТВОЕ ОРУЖIЕ МИРА, НЕПОБЂДИМУЮ ПОБЂДУ. Появление креста на острове и надписи предшествовала следующая история. В 1866 г. игумен Дамаскин приобрел остров для монастыря, устроил на нем скит во имя основателя монастыря Святого Сергия и начал добычу гранита. Однако финские власти возбудили судебное дело о расторжении сделки, опираясь на финские законы, по которым монастырям приобретать землю на территории Финляндии, было запрещено. Судебные разбирательства длились до 1869 г., когда в дело вмешался сам император Александр II. Так как он был правителем Великого княжества Финляндского, то, разумеется, имел право владеть финскими землями. Он приобрел остров на свое имя и затем передал его Валаамскому монастырю. |
Вернуться обратно |