Легенды 18-19 вв |
Вернуться обратно |
Каменные
глыбы использовались для строительства
фундаментов местных домов. Один из
камней чуть не стал пьедесталом для
знаменитого “Медного всадника” Этьена
Фальконе. Скульптор придавал особое Все же в июне 1768 года Академия художеств объявила о розыске камня-скалы для постамента “конной статуи”. Откомандированный для этого каменных дел мастер Андрей Пилюгин вёл поиски на побережье Балтики “от Санкт-Петербурга до Красной Горки, Ямбурга, Нарвы по берегу моря и от оного в гору”. 27 августа в своём рапорте он сообщал, что сыскано шесть камней. Но две особо большие глыбы были уже давно известны на северных островах Ладожского озера — это так называемые Пипокиви (“Камень-трубка”) и “Токарь-камень”. Как писал в 1839 году в своём историческом обзоре капитан В. П. Соболевский, “первый из них, Пипокиви, лежит у самой воды на острове Хидолосари; второй находится недалеко от Кронебурга (Куркиёки) на берегу Ладожского озера, на склоне горы, поросшей лесом, сажен 15 выше горизонта озера”. Это “величайшие каменные глыбы, какие случалось нам встретить в Финляндии… Обе массы гранитовые, и каждая из них в несколько раз больше камня, употреблённого для памятника”. “Токарь-камень” оказался “трещиноватым” и поэтому после осмотра его забраковали. “Камень-трубка” тоже не подошёл для пьедестала. “Токарь-камень” и располагался в заливе Токкарлахти в деревне Соскуа. Интересная легенда связана с каменным крестом на о. Путсаари. На камне, который является постаментом для этого креста, выбиты следующие надписи. Надписи
на верхнем блоке: Восточная сторона:
Северная сторона: ЭТОТЪ ОСТРОВЪ СЪ 1869г. НОСИТЪ ИМЯ ОСТРОВЪ СВ. СЕРГIЯ ДО СЕГО ВРЕМЕНИ У ФИННЪ ОНЪ НАЗЫВАЛСЯ ПУТСААРИ Западная сторона: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ СЛАВИМЪ. Южная сторона: ПОСТАНОВЛЕНЪ СЕЙ КРЕСТЪ ВЪ ПАМЯТЬ УТВЕРЖДЕНIЯ СЕГО ГЕЙМАТА ЗА ВАЛААМСКИМЪ МОНАСТЫРЕМЪ В 1878 г. ГОСУДАРЕМЪ ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ НИКОЛАЕВИЧЕМ ВСЕЯ РОССIИ Надписи
на среднем блоке: Восточная сторона: СООРУЖОН ВЪ 1879 ГОДУ Северная сторона: ВЕЛИЧАЕМЪ ТЯ ЖИВОДАВЧЕ ХРИСТЕ И ЧТЕМЪ КРЕСТЪ ТВОЙ СВЯТЫЙ. ИМЪ ЖЕ НАСЪ СПАСЪ ЛЪ ЕСИ ОТЪ РАБОТЫ ВРАЖIЯ. Западная
сторона: СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ, ПОБЂДЫ БЛАГОВЂРНОМУ ИМПЕРАТОРУ НАШЕМУ [ИМЯРЕКЪ] НА СОПРОТИВНЫЯ ДАРУЯ, И ТВОЕ СОХРАНЯЯ КРЕСТОМЪ ТВОИМЪ ЖИТЕЛЬСТВО. Южная сторона: ВОЗНЕСЫЙСЯ НА КРЕСТЪ ВОЛЕЮ ТЕЗОИМЕНИТОМУ ТВОЕМУ НОВОМУ ЖИТЕЛЬСТВУ ЩЕДРОТЫ ТВОЯ ДАРУЙ, ХРИСТЕ БОЖЕ, ВОЗВЕСЕЛИ СИЛОЮ ТВОЕЮ, БЛАГОВЂРНАГО ИМПЕРАТОРА НАШЕГО [ИМЯРЕКЪ] ПОБЕДЫ ДАЯ ЕМУ НА СОПОСТАТЫ, ПОСОБIЕ ИМУЩУ ТВОЕ ОРУЖIЕ МИРА, НЕПОБЂДИМУЮ ПОБЂДУ. Появление креста на острове и надписи предшествовала следующая история. В 1866 г. игумен Дамаскин приобрел остров для монастыря, устроил на нем скит во имя основателя монастыря Святого Сергия и начал добычу гранита. Однако финские власти возбудили судебное дело о расторжении сделки, опираясь на финские законы, по которым монастырям приобретать землю на территории Финляндии, было запрещено. Судебные разбирательства длились до 1869 г., когда в дело вмешался сам император Александр II. Так как он был правителем Великого княжества Финляндского, то, разумеется, имел право владеть финскими землями. Он приобрел остров на свое имя и затем передал его Валаамскому монастырю. |
Вернуться обратно |