Легенды периода шведских завоеваний

Вернуться обратно

Поле битвы со шведами на КильполаМногие века длилась борьба карелов со шведами. По карельской земле прокатились многие большие и малые войны, и появилось множество легенд связанных с ними.

Часто память о больших сражениях связана с приметной скалой или горой.

На землях Риеккала, недалеко от почтового тракта, идущего из Хийтола в Куркийоки, есть местечко Сакараро, где произошло крупное сражение между шведами и русскими. На поле битвы долго ничего не росло. И до сих пор там лишь кое-где пробивается трава. По другую сторону этого тракта возвышается Хухмармяки, на ее склоне были похоронены солдаты, погибшие в сражении при Сакараро.

На Яркюнмяки были похоронены воины в то время, когда "здесь шла большая война". "Шведы захватили у русских эти земли, жгли церкви, деревни, убивали людей".

На местах сражений часто растет смолевкаВ деревне Силланкорва, в той ее части, что зовется Лукарюхмя, была страшная битва. По преданию, во время сражения воины стояли по колено в крови. В 19в. на этом месте нашли несколько пушечных ядер. Погибшие были похоронены на склонах горы Аромяки.

Многие предания связаны с кладами.

В деревне Риеккала Куркийокской волости рассказывали, что лет 30 назад с русской стороны приходил к ним странник. Он расспрашивал о камнях необычной формы, например, о таких, как Алласкиви ("Корыто-камень"), теперь он называется Куккиви, о Сатулакиви ("Седло-камень") а также о камне на полянке Рахола. Все они плоские и очень приметные. "Наверняка клады искал", - так думали люди.

СатулакивиИ действительно в Приладожской Карелии найдено множество кладов. Так осенью 1866 г. местный житель д. Куппала обнаружил под камнем «несколько сотен серебряных монет». В основном это были монеты немецких княжеств, но были также монеты из Англии и даже из Средней Азии. На о. Кильпола пастушок перевернул камень и нашел клад серебряных вещей завернутый в бересту. В кладе были подковообразная фибула карельского типа, сюкерё, фрагмент цепи, круглая подвеска с крестовидным рисунком и декором в виде листьев.

Сохранились легенды о потайных местах.

Неподалёку, возле ручья Суооя, в скале есть очень Вход в Пирункирккоинтересная расщелина ледникового периода. Она носит название Пирункиркко. Между скал образовалось пространство размером примерно два на три метра, куда можно попасть через полуметровый проход. Стены этой расщелины достигают четырёх метров, и снизу, из глубины её, видны только небо и кроны деревьев. Во время шведских войн местные жители прятались там от неприятеля.

Неподалеку от деревни Микли, на другом берегу озера, есть глубокая, просторная пещера, называемая Миелумяенлоухи. В ней люди укрывались во время войны.

В Сорола есть гора Импваара (Девичья), с нее бросилась в воду девушка, спасаясь от преследования шведов.

Часто легенды были связаны с разорением шведами монастырей и церквей.

В двух верстах от кирхи в Куркийоки находится небольшой остров Каннансаари, называемый также Каннсаари и Каннесаари. Сейчас там лишь поля и луга. К северо-западу от той же кирхи виднеются две горы: Кууттимяки и Ляявямяки, а между ними располагаются гора Лайтурикаллио и долина Лайтурилакс. Здесь когда-то была монастырская пристань. Чуть выше на острове, посреди поля, есть место, именуемое Кирккомаа Поклонный крест на Каннансаари(Церковная земля), и Кирккомаакаллио (Церковная скала). Видимо, тут и стояла церковь. В районе Кирккомаа находили кости и кирпичи. На каменистой горке сохранились две большие ямы. И место захоронений, и берег - все поросло тернием. В разных преданиях упоминается о том, что на острове был либо монастырь, либо церковь.

Вот, что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: «Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли».

Интересные легенды связаны с пограничными камнями.

Рисунок на пограничном камне в ИльмееВблизи п. Ильмее в Хийтольской волости проходила установленная в 1323 г. граница между Швецией и Новгородом. Одним из пограничных пунктов, упоминаемым в договоре была г. Луорикко. По преданию на ней был установлен пограничный камень. В 18 в. на этом камне была сооружена православная часовня. В 19 в. ее разрушили, а камень использовали при строительстве исправительной колонии.

Другая граница установленная в 1721 г. тоже прошла вблизи Ильме. Она также была отмечена знаками, выбитыми на камнях – «ристикиви». На камне выбивались Карельский межевой знак в Лапинлахтикрест, корона и дата 1722. Вблизи Ильмее сохранилось пять таких знаков. Это камень на оз. Пуртунлампи, что между Икала и Васиккала; камень в Хепохарью между Коскенкюля и Хюннеля (около Ильмее); в Лайкокангас на северо-западном берегу оз. Лайколампи; Раякаллио между Паллайтниеми и Саунасопи; пятый камень «ристикиви» в районе Тулисуо в Лайококангас.

Еще один интересный знак есть на камне, на берегу залива Рюхмялахти в волости Лапинлахти. Вероятно, этот знак отмечал владения карельского рода. Такие знаки были наследственными.

Часто границу между волостями (погостами) тоже отмечали на приметных камнях. Обычно это было изображение креста. Сохранилось описание границы между Хийтольской и Куркиекской волостями 18 в. Граница была отмечена крестами, выбитыми на камнях на Кярмеваара, Ристисилта, Лакакаллио, Винкуракиви. На Сууркиви был выбит знак в виде трех крестов.

 

Вернуться обратно