Ласанен - Соскуа |
Вернуться обратно |
Ласанен.
В
Куркийокской деревне Риеккала
говорят, что широкие груды камней на
берегу Ладоги сложили еще метелиляйнены. Неподалеку
от поселка есть две древних карельских
крепости, которые защищали его от
набегов врагов. Это крепости на скале
Риуттавуори в заливе Риеккаланлахти и
крепость на горе Ранталиннамяки на о.
Корписаари. Еще
до 60-х годов 20-го века в поселке на горе
Кяряямяки можно было видеть каменный
стол в окружении каменных стульев. Это
было место совета древних карелов. С незапамятных времен в Риеккала жили люди русской веры. Они ушли «в ту сторону, откуда начинается день». На острове Каннансаари, который называется еще и Кирккосаари, у них была церковь. На землях Риеккала, недалеко от почтового тракта, идущего из Хийтола в Куркийоки, есть местечко Сакараро, где произошло крупное сражение между шведами и русскими. На поле битвы долго ничего не росло. И до сих пор там лишь кое-где пробивается трава. По другую сторону этого тракта возвышается Хухмармяки, на ее склоне были похоронены солдаты, погибшие в сражении при Сакараро. В деревне Риеккала Куркийокской волости рассказывали, что лет 30 назад с русской стороны приходил к ним странник. Он расспрашивал о камнях необычной формы, например, о таких, как Алласкиви ("Корыто-камень"), теперь он называется Куккиви, о Сатулакиви ("Седло-камень") а также о камне на полянке Рахола. Все они плоские и очень приметные. "Наверняка клады искал", - так думали люди.
Каннансаари.
Вот, что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: «Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли».
Хямеенлахти.
На берегу залива Хямеенлахти возвышается древняя крепость Линнамяки. Она защищала вход в залив. Наблюдатели, постоянно дежурившие на этой скале, предупреждали жителей Куркиёки о приближении врага. На горе найдены следы множества костров. Во многих кострах были найдены древние украшения, наконечники стрел и лошадиные зубы. Может быть здесь приносили жертвы в языческие времена. Теперь
в Хямеенлахти сохранились лишь
остатки вала длиной в 25 саженей с той
стороны, которая смотрит на остров
Каннансаари, и вал длиной в 5 саженей - с
другой, пологой стороны. На горе Сяссюннямяки ("Часовенная") в деревне Хямеенлахти на берегу была в древности часовня и православное кладбище. Алхо.
Рахола.
Поселок
расположен вдоль долины реки Когда прокладывали дорогу, у горы Синвуори, были найдены человеческие кости, черепа. Наверное, здесь было большое сражение. В деревне Силланкорва, в той ее части, что зовется Лукарюхмя, была страшная битва. По преданию, во время сражения воины стояли по колено в крови. В
той части деревни Силланкорва, которая называется
Лукарюхмя, нашли ядро величиною больше
куриного яйца. Возле большой дороги ведущее в Куркиёки есть поле, которое называется Лакеринпелто. По преданию на этом месте стоял лагерем Яков Делагарди. Подтверждением этому может служить найденное большое пушечное ядро. Куркиёки.
На правом берегу р. Куркийоки, на горе Линнавуори располагалась древняя карельская крепость. На вершине горы за деревянной стеной теснились деревянные дома. Подступы к крепости защищали каменные валы и частокол. Эта крепость служила убежищем для жителей поселка при нападении врагов. У подножия горы найдены захоронения богатых норманнов. Вероятно, здесь на берегу реки, на мысу Рахоланиеми происходил торг между приезжими купцами и местными торговцами. Много карельских захоронений найдено у подножия другой горы – Сякинмяки. О времени шведского нашествия сохранилась такая легенда: «Яакко Пунтус сражался в заливе Лайккаланлахти и дошел до Лююссиня, для этого он навел мостки через болото и преодолел каменные заграждения на дороге». На землях сельскохозяйственного училища, есть долина под названием Лайкаланлакс. Там и сражался Яакко Пунтус с русскими. В Куркийоки, между кирхой и усадьбой пастора, недалеко от дороги, у горы Маммаланмяки сохранилось много захоронений времен войны со шведами. На мысу Рахоланиеми в древности была церковь во имя Рождества Богородицы. Впервые она упоминается в 1396 г., но, вероятно, стояла уже здесь в 12 в. Здесь был административный центр Кирьяжского погоста. Церковь неоднократно сжигалась шведами и восстанавливалась. Последний раз церковь была сожжена в 1658 г. во время «войны за веру». Отсанлахти.
Молодежь любила собираться на горе Папинмяки на Иванов день. На другой стороне залива на полуострове Арокаллио - гора Хаваканмяки. Западный склон очень крутой, под ним, говорят, был зарыт клад. В самом узком месте залива Отсанлахти, на гладкой пологой скале в 1848 г. известный лучше натуралист С. С. Куторга высек метку уровня воды и дату 1848. На противоположном берегу залива, в глухом труднодоступном месте, расположена узкая расщелина, заканчивающаяся двумя большими комнатами. Она носит название Пирункиркко. По преданию это было место языческого капища, а во время войны со шведами в ней укрывались партизаны. В 2003 г. сильно упал уровень воды в Ладоге и на обнажившемся дне Отсонлахти появились загадочные каменные круги. Кууппала.
Многие легенды связывают с лопарями груды камней, которые называются «лапинраунио» (лопарская груда). Такая груда есть и в Кууппала. Она находится на высоком берегу залива. На другом берегу залива на мысу Иивониеми находится множество загадочных каменных куч. С
воды берег Кууппала выглядит очень
скалистым. Посреди деревни гора Нааккавуори, возвышающаяся на 50 м. В самой южной части деревни возвышается на 53 м. гора Яамяки, которая является достопримечательностью не только деревни Кууппала, но и всей волости. Гора вытянута с северо-запада на юго-восток, местами сглажена, а местами расколота со времен ледникового периода. Самая северная часть горы называется Лахденмяки и отделяется от Яамяки ущельем. Склоны очень крутые, но по расщелинам можно подняться наверх, откуда открывается прекрасный вид. На северо-восток и восток открывается вид на гористый вид деревни Соскуа, на юг – леса острова Корписаари и остров Каннансаари. На запад – поля деревни Хямеенлахти и крепость Линнавуори.
На этом достопримечательности Кууппала не заканчиваются. Это и Калмистомяки, каменные валы на Яамяки. Здесь была еще одна древняя карельская крепость. В
Кууппала, на
горе Яамяки
("Ледяной"), по направлению к
местечку Токкари тянутся остатки валов
в 150 саженей длиной и в 2 сажени шириной.
Они соединяют две отвесные скалы и
замыкают расщелины, по которым можно
добраться до вершины. В крутой скале со
стороны озера есть ущелье Паколайнен
("Пещера беженцев"), вероятно
служившее укрытием во время войны со
шведами. Вход в пещеру очень узкий, и
снизу его увидеть невозможно. Сама гора
получила название Ледяной из-за
рассекающего ее ущелья, глубиной в 5 - 6
саженей, - в нем снег и лед не тают вплоть
до августа, поэтому ущелье
называют "ледяным колодцем". На склоне горы Куоквуори найдены пещеры со следами огня, а там же кем-то были сложены камни. В
деревне Кууппала одна бабка примерно в 1866
году нашла клад из 100 серебряных монет. В
деревне Кууппала
и ее окрестностях, говорят, было
несколько десятков кладов. А у подножия
камня Аканкиви нашли горшок, полный
серебра. В
Кууппала во
многих домах хранились "стрелы Укко",
так называли местные жители орудия
труда каменного века. Считалось, что
если такую стрелу положить под порог
дома, или под печь, то в этот дом никогда
не попадет молния. В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались потомки древних карелов. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать.
Соскуа.
Каменные глыбы использовались для строительства фундаментов местных домов. Один из камней чуть не стал пьедесталом для знаменитого “Медного всадника” Этьена Фальконе. В июне 1768 года Академия художеств объявила о розыске камня-скалы для постамента “конной статуи”. Две особо большие глыбы были уже давно известны на северных островах Ладожского озера — это так называемые Пипокиви (“Камень-трубка”) и “Токарь-камень”. Как писал в 1839 году в своём историческом обзоре капитан В. П. Соболевский, “первый из них, Пипокиви, лежит у самой воды на острове Хидолосари; второй находится недалеко от Кронебурга (Куркийоки) на берегу Ладожского озера, на склоне горы, поросшей лесом, сажен 15 выше горизонта озера”. Это “величайшие каменные глыбы, какие случалось нам встретить в Финляндии… Обе массы гранитовые, и каждая из них в несколько раз больше камня, употреблённого для памятника”. “Токарь-камень” оказался “трещиноватым” и поэтому после осмотра его забраковали. “Камень-трубка” тоже не подошёл для пьедестала. “Токарь-камень” и располагался в заливе Токкарлахти в деревне Соскуа. Неподалеку от живописного водопада возвышается гора Линнамяки. На вершине горы можно обнаружить каменные валы, которые являются остатками древней карельской крепости. В той части деревни Соскуа, которая называется Лёюсяннурми, раньше была церковь, и там, на берегу реки, есть поле с названием Могильник. Весенние полые воды до сих пор вымывают тут из земли черепа. В деревне Соскуа есть гора Кесякаллимяки, которая почти вся когда-то была занята под кладбище, но теперь там построены дома. Однажды там под плоским камнем на глубине трех кортелей нашли скелет крупного человека: череп его лежал немного в стороне, а кость правого предплечья - около носа. Старики рассказывали, что здесь хоронили метелиляйненов. Другой старик вспомнил, что в молодости как-то в воскресенье он с мальчишками нашел, тоже под плоским камнем, скелет человека. Этот камень, длиной в сажень и шириной в локоть, был на другом берегу реки. В
Соскуа, на
земле Яакко Контулайнена, рядом с рекою,
нашли ржавое острие копья и меч. |
Вернуться обратно |