Корельский уезд

Выборгский замокВ 1293 г., глава шведского государства Торгильс Кнутсон и шведский епископ Петер  Вестеросский организовали третий крестовый поход шведских рыцарей на карельскую землю, в результате которого были захвачены три карельских погоста Яскис, Эурепя, Саволакс и заложен Выборгский  замок. С этого времени Выборгский замок становится опорой шведской экспансии на восток. Этот поход имел для Швеции огромное значение и подробно описан в стихах в исторической поэме «Хроника Эрика».

В 1295 г. отряд из 200 шведов во главе с воеводой Сигурдом Локке (Сигом) захватил г. Корелу и попытался заложить там замок, но быстро подошедшие силы новгородцев отбили город и почти полностью уничтожили шведский отряд. Погиб и воевода Сиг. В ознаменовании победы в 1296 г. в Новгороде была заложена надвратная церковь Воскресения Христова. Это первое упоминание в летописи г. Корелы.

До этого момента новгородцы не имели на карельской земле своих постоянных войск. Однако теперь ситуация изменилась. Постоянная военная угроза, исходящая от Выборга вынудили новгородцев принять ответные меры. В 1310 г., тверской князь Борис Константинович, приглашенный новгородцами для обороны Карелии, возводит замок в г.Корела (Приозерск). Вероятно, с этого момента в крепости появляется постоянный гарнизон, а в городе  новгородская администрация.

Замок Корела (Приозерск)Однако постоянное присутствие новгородских войск вызывало и недовольство некоторой части карел. Содержание войск легло дополнительным бременем на карельских правителей. Вероятно, были допущены и злоупотребления новгородскими воеводами. Это вызвало восстание в Кореле в 1314 г. Восстанием попытались воспользоваться шведы, но вовремя подошедшие новгородские войска «избиша немець и корелу переветников».

В 1318 г. новгородцы захватили и разграбили г. Або и сожгли резиденцию епископа. В 1322 г. борьба обострилась - шведы предприняли попытку  захватить г.Корелу, а новгородцы - Выборг. Обе попытки окончились неудачно. После этого стало очевидно, что ни одна сторона не может добиться перевеса. В 1323 г., в крепости Ореховец (Орешек ) заложенной в этом же году на острове у истоков Невы из Ладожского озера, был заключен Ореховецкий мирный договор. По этому договору к Шведам  отошли 3 карельских погоста, а новгородцам остались 14. В договоре была официально установлена граница, разделившая шведское и русское государство. То, что в договоре рассматривались именно взаимоотношения Руси и Швеции следует из многих обстоятельств. В тексте договора стоит титул: «Великий князь Юрий Данилович». В Новгороде Юрий был просто князем, «великим князем» Юрий был во Владимирском великом княжестве, т. е. во всей федерации русских княжеств. Именно так воспринимали договор и шведы, которые впоследствии называли договор: «великого конунга Юрия грамота».

Огромное значение Ореховецкого договора видно и из того, что ни до того, ни долго еще после того не заключала Россия «договора о вечном мире», то есть постоянного соглашения с другой страной. Договор действовал на протяжении 270 лет до 1595 г., когда со Швецией был заключен другой - «Тявзинский» договор.

Граница установленная договором между двумя странами прошла по р. Сестре, затем по р. Сае (сейчас Волчья) до впадения ее в Вуоксу. Далее граница прошла по границе Кирьяжского погоста, затем на оз. Сайма и далее до берега Ботнического залива (Каяно море) от оз. Пюхяярви по р. Пюхяйоки: "От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее … Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море...". Хотя договор и не привел к реальному миру, и установленная им граница неоднократно нарушалась, но юридически эта граница существовала 270 лет и неоднократно подтверждалась очередными мирными соглашениями.

Интересно, что граница 1323 г. была проведена таким образом, что у карел остались их водные пути на север вплоть до Оулу, тем самым признавалась их важность.

 

Описание границы 1323 г.

 

Это был первый раздел Карелии. Установленная им граница разделила единый народ на две части. По-разному сложилась их судьба. Три карельских погоста отошедшие к Швеции подверглись коренной перестройке. Карел стали насильно обращать в католичество. Следствием этого стало массовое бегство карел со шведской территории. Бегство происходило по религиозным мотивам. Это видно из переписки шведских и карельских чиновников: «…а про Корилу тако ркоша: «аще к вам наши бежат, секите их или вешайте; или ваши к нам, мы же тако им створим, дажь не польстят промежю нами; а сих не выдадим: крещени суть в нашю веру; а и бес того мало бе их осталося, а то вси помроша гневом божиим»…».

Вместо бежавших карел, шведы начинают расселять на новой территории поселенцев из Финляндии. В результате этого карельское население на шведской территории все более растворяется в среде новых поселенцев. Однако следы проживания здесь карел сохранялись вплоть до 20 в., в местном диалекте и в некоторых этнических особенностях местного населения.

Из оставшихся у новгородцев карельских погостов был образован Корельский уезд с административным центром в г. Корела. По-видимому власть новгородской администрации не распространялась далеко от г. Корела. Карелами продолжали править свои собственные правители, которые стали называться «корельскими детьми», вероятно по аналогии с «детьми боярскими».

Несмотря на мирный договор мир со шведами не наступил. Шведские отряды постоянно вторгались на карельскую территорию. Вскоре грабежи соседей стали традиционными. Почти ежегодно отряды жителей Саво грабили карельские земли, а карелы нападали на земли Саво. Война была очень жестокой. При нападениях не щадили ни женщин, ни детей.

В Новгороде найдена берестяная грамота с жалобой жителей Кирьяжского погоста на действия шведов: «Бьют челом корелы из погостов Кюлолакского и Кирьяжского господину Новгороду. Обижены мы с немецкой половины. Земля отцов наших и дедов… У вымолцов господа отняли кречетов… Верши рыболовные пограбили, а сами мы…». Возможно, что именно об этом событие упоминает и Новгородская Первая Летопись: «В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескый и Кюлоласкый, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород.» В этой летописи впервые упоминается название Кирьяжского (Кюрьерского) погоста.

Одной из целей дальнейшей шведской экспансии стало устье реки Оулуйоки. Эта река издревле использовалась карелами для выхода в Ботнический залив (Каяново море). В 1365 г. шведский король запретил карельским судам плавание по Ботническому заливу, а в 1377 г. в Швеции был издан документ, в котором устанавливались границы Упсальской епархии по р. Оулуйоки. Вероятно к этому времени река была захвачена шведами. В этом же году карелы во главе с воеводой Валитту попытались захватить шведскую крепость в устье реки, но безуспешно.

Интересная страница истории связана с правлением в Корельском уезде литовских князей. Новгородцы, пытаясь укрепить свою границу со шведами, пригласили литовских князей с дружиной. Корельский уезд был отдан литовцам в кормление с тем, чтобы они защищали его от шведов. Первым стал литовский князь Наримонт, который правил в Кореле с 1346 г. С 1383 по 1386 гг. Корелой правил сын Наримонта – Патрикий. В 1389 г. в Новгород прибыл литовский князь Лунгвен из рода Гедеминасов. Лунгвен принял православие и имя Симеон. Симеон, с небольшим перерывом, управлял Корельским уездом до 1412 г.. С 1438 г. по 1444 гг. Корельским уездом правил сын Симеона – Юрий. С 1444 по 1458 гг. Корельский уезд был отдан в правление королю литовскому и польскому – Казимиру IV. С 1458 по 1471 гг. – снова правил Юрий.

Крепость в СавонлиннаВ 1470 г. шведы построили на своей восточной границе, в области Саво, новую крепость Олафсборг (Нейшлот, Олавилинна). Эта крепость стала постоянной угрозой для приладожских погостов.

В 1478 г. произошло присоединение Новгородских земель к Москве, и Карелия становится частью русского государства. Полагают, что именно к этому времени относится образование пятин на бывших новгородских землях. Корельский уезд вошел в состав Водской пятины.

Смена власти сопровождалась и земельным переделом. Земли новгородских бояр были конфискованы. Появились новые землевладельцы из числа московских служилых людей. Лишился большинства своих земель и новгородский архиепископ.

В связи с земельным переделом была проведена первая полная перепись Карельских земель. Корельский уезд был переписан в 1500 г. Дмитрием Китаевым. Эта писцовая книга сохранилась до нашего времени и содержит уникальную информацию о людях и землях того времени.

Около четверти земель в то время принадлежали так называемым «чернокунцам». Чернокунцы это потомки карельской знати. Они были свободными, владели землей и платили только оброк великому князю. Название их происходит с того времени, когда оброк платили мехами «кунами». Около 60% земель принадлежали непосредственно великому князю. Крестьяне, жившие на этих землях, также были лично свободными, но платили наместнику князя арендную плату за свои земли. Около 10% земли принадлежали монастырям, в основном Валаамскому и Коневскому.

На протяжении 16 в. переписи следовали регулярно. До нашего времени сохранилась «Обыскная книга Федора Калитина 1571 г.». Кроме того, в шведских архивах сохранился «Список дымов 1590 г.» составленный шведами после оккупации Приладожья в 1581 г. 

Очень интересные выводы позволяет сделать изучение Обыскной книги 1571 г. Обыскная книга отличалась от писцовой тем, что в ней были описаны не существующие налогоплательщики, а разоренные хозяйства. Часто приводятся и причины разорения. Сам обыск был предпринят ввиду чудовищного разорения карельской земли. Так сравнение книг 1500 и 1571 гг. показало, что к этому времени около 90 % пашенных угодий было заброшено.

Среди причин запустения указываются: «хозяина громом убило, детишки с голоду примерли, дворишко распалось», «утонул на ловле в Ладожском озере», «двор сгорел», «немцы убили, хоромишка сожгли, дети сошли безвестно», «бежал безвестно от царевых податей, двор сожгли опришные», «одолжав от государевых податей, сам умер, дети по дворам волочатца». Среди причин разорения на первом месте стоит разорение от непосильной подати, на втором разорение от шведов и на третьем бытовые.

Началось массовое бегство карел от непосильных налогов и нашествий шведов. Налоги с 1500 г. по 1568 г. возросли  шестикратно. Бегство карел началось после реформы местного самоуправления Ивана Грозного в 1556 г., и усилилось с введением опричнины в 1566 г. Опричники устраивали настоящие погромы в карельских деревнях. Так в 1570 г. опричники напали на Кирьяжский погост. При этом они сожгли 14 домов, убили 30 человек, 13 человек подвергли пыткам и разграбили 21 дом.

Бегут в основном в Беломорскую Карелию, где власть еще была слаба, и от налогов можно было уклониться. Значительная часть беглецов осела на северо-востоке Иломанского погоста.

В начале 16 в. в Приладожье происходит строительство многочисленных церквей. В среднем на 500 человек населения приходилась одна церковь. Однако священников не хватало и один священник обслуживал 4-5 церквей. Главная церковь погоста имела огромное значение. В ней приносили клятвы выборные лица, в ней хранились меры длины и веса, в ней собирались на праздники и проводили собрания. По имени церкви погосты носили второе название: Богородицкий Кирьяжский, Никольский Сердовольский и т. д.

Увеличилось и количество монастырей. Из переписной книги 1500 г. известно, что в это время  г. Корела было три монастыря - Никольский, Георгиевский и Иоанна Предтечи.

Крупнейшими монастырями в Приладожье были Валаамский и Коневский.

 

Кирьяжский погост в 16 в.

 

Однако, в быту карел еще долго сохранялись пережитки язычества. Это проявлялось в обращениях к колдунам, знахарям и ворожеям. Так, в 1534 г. новгородский архиепископ Макарий писал в Москву: «… Здесь мне сказывали, что деи в ваших местех многие христиане з женами и с детми своими заблудили от истинныя христианския православныя веры. О церкве деи божии и о церковном правиле не берегут, к церквам к божественному пению не ходят и к вам деи, к отцом своим духовным, ко игуменом и попом на покаянье не приходят. А молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю. И среды деи, и пятка, и святых постов не чтят, не хранят. И в петров деи пост мнигие ядят скором, и жертву деи и питья жрут, и пиют мерзким бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев чудцкых. И мертвых деи своих они кладут в селах по курганом и по коломищем с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят сохраняти…»

Для борьбы с этим явлением он в этом же году послал в Карельский уезд иеромонаха Илию с двумя детьми боярскими. Летописи говорят, что Илия два года вел борьбу с язычеством.  В 1548 г. архиепископ новгородский Феодосий отправляет священника Никифора: «искоренять злые обычаи и научать вере чистой и праведной».

В память об этой борьбе, на многих жертвенных камнях до нашего времени сохранились высеченные кресты.

В 1540 гг. вновь начинаются пограничные столкновения. Благоприятные годы вызвали рост населения, особенно на шведской стороне. Управляющие приграничных территорий старались самостоятельно расширить свои владения за счет карельских земель. В 1547 г. комендант крепости Олавлинна Густав Финк захватил земли новгородских карел. Он совершил также несколько нападений на Приладожье, дойдя до Кирьяжского погоста. Ответом стало нападение карел на Саво.

В 1555 г. в необъявленной войне приняли участие и регулярные войска с обеих сторон. Постоянные набеги разоряли приграничные земли и в 1556 г. комендант крепости Корела Федор Карпов и комендант Олавлинна Густав Финк заключили временное перемирие. В 1557 г. был заключен новый мирный договор, подтвердивший границу Ореховецкого договора.

Вернуться обратно