Корельская епархия и ее первый архипастырь Сильвестр. |
|
И. В. Петров, М. И. Петрова. | |
Наступил 1595 год от Рождества Христова. Только что закончилась очередная война со Швецией. Война началась еще 1570 году и была очень жестокой. В народном предании она получила название «долгой ненависти». В 1580 году шведский полководец Понтус Делагарди взял штурмом столицу Корельского уезда город Корелу (ныне г. Приозерск). На 15 лет Корельский уезд оказался захвачен шведами. Горе пришло на карельскую землю. Шведы жгли дома и убивали жителей. Оставшихся в живых шведы обложили тяжелой данью. Но больше всего тяготило карел поругание родной православной веры. Захватив новые земли, шведы решили поразить карел в самое их сердце. Они жгли многочисленные православные церкви и монастыри, убивали священников и монахов. 20 февраля 1578 г. шведы добрались до Валаамского монастыря. В синодике конца 16 века, хранившемся в монастыре, по этому трагическому поводу записано: «В лето 1578 февраля в 20 день побиты от немец на Валааме старцов и слуг...» — и далее следует список из 34 имен. В 2000 г. они были причислены к лику святых и почитаются ныне православной церковью 20 февраля (5 марта н.ст.). Их имена: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Но в этот раз торжество шведов было недолгим. Не затихала партизанская война на карельской земле. А после поражения шведов от регулярных войск, 18 мая 1595 г. в Тявзино был подписан мирный договор. По этому договору Корельский уезд был возвращен России. Страшное зрелище представляла собой карельская земля. Населения осталось чуть больше 10% от прежнего числа. Были сожжены большинство деревень и почти все православные церкви и монастыри. Царствующий в то время Федор Иоаннович и патриарх Иов близко к сердцу приняли скорейшее восстановление Корельского уезда. На 10 лет освобождались его жители от всех налогов, а для восстановления православия, в 1595 году была учреждена Корельская и Орешская епархия. Центром епархии долен был стать административный центр Корельского уезда г. Корела. Первым епископом Корельским был назначен Сильвестр. Мы мало, что знаем о первом карельском епископе. Историк Чистович пишет, что он был родом из Вологодского края. По преданию от местных жителей он научился языку родственному карельскому, а может, и в роду его были финно-угорские корни. В летописи он впервые упоминается в качестве архимандрита подмосковного Симонова монастыря. В сан архиепископа он был возведен 1595 г. при назначении его на Корельскую и Орешковскую епархию. С 1597 г., когда шведы освободили г. Корелу, епископ Сильвестр переносит туда свою резиденцию. Сильвестр энергично взялся за работу. Уже в скором времени были отстроены все приходские церкви. Но на этом он не остановился, и число церквей приумножилось. Это видно на примере Кирьяжского погоста. В 1571 г. на погосте было 9 приходов со своими церквями и причтом. А в ставленой грамоте от 22 мая 1599 г. епископ Сильвестр назначает священника Офонасья Яковлева в новую выставочную церковь Николая Чудотворца в Веелу, которой ранее не было. Восстанавливались при епископе Сильвестре и монастыри. Были возобновлены монастыри Валаамский и Коневецкий. Епископ Сильвестр прославился еще и тем, что учредил множество богаделен и приютов, а в г. Корела открыл церковную школу. Однако мирное время продлилось недолго. В России началось «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор со шведами об оказании помощи против поляков. За эту помощь Швеции должен был достаться Корельский уезд. Однако местные жители отказались признать договор и стали собирать ополчение для защиты родной земли. Духовным вдохновителем этой борьбы стал епископ Сильвестр. В своих проповедях он призывал жителей города Корела и население всего уезда бороться за сохранение родной земли в составе Руси. В частности, именно епископ Сильвестр, по словам шведского историка Видекинда, организовал сопротивление корельских горожан и крестьян выполнению нового царского приказа о сдаче Корелы, привезенного Чулковым, Телепневым и Олофсоном. «Когда кексгольмцы, — рассказывает Видекинд, — услышали, что едут бояре для передачи крепости Карлу Олофсону, то епископ Сильвестр и жители города, соединившись, запретили им въезд, для чего подняли местных крестьян». В середине лета 1610 г. со свержением царя Василия Шуйского кончился первый, мирный этап пребывания шведских войск на русской территории. Экспедиционный корпус под командованием Якова Делагарди приступил к захвату русских земель. И ключом к этому должен был стать Корельский уезд. Получив, вероятно, сообщение о готовящемся походе шведов на Корелу, епископ Сильвестр (и сам лично, и через приходских священников) известил карельских крестьян о приближении врагов и призвал их к вооруженной борьбе против интервентов. Вот как об этом сообщают шведские полководцы: «...Кексгольмцы в подобном же случае сообщили, что они поддерживали своего царя и великого князя Василия Ивановича, который является нашим добрым другом и соседом, но это все был обман. Потому что епископ Кексгольмский Сильвестр возбудил в конце концов множество крестьян, до двух тысяч человек, которые убили наших людей в лагере, однако и им не посчастливилось, а большая часть их должна была поплатиться жизнью...». В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди приступили к осаде крепости Корела. Защитой крепости руководил Иван Михайлович Пушкин, предок нашего знаменитого поэта. Епископ Сильвест духовно укреплял защитников. И. М. Пушкин был храбрым и энергичным руководителем обороны. Он с честью выполнил самую крупную задачу из всех, когда-либо ложившихся на его плечи, — руководство обороной Корелы от великолепно вооруженных шведских войск. Защитники не только успешно обороняли крепость, но и совершали вылазки, в которых захватили знатных шведских полководцев Йорена и Клааса Бойе. Однако к марту 1611 г. силы защитников крепости были на исходе. К тому времени из находившихся в крепости 2500 человек в живых оставалось только около 100. Продолжать оборону при такой численности не было никакой возможности. Тогда защитники крепости заложили пороховые заряды под стены и башни и начали со шведами переговоры о почетной сдаче. Для переговоров 28 февраля в Корелу прибыл губернатор Выборга Арвед Тённессон. Шведы соглашались на все условия защитников, но их ненависть к главному вдохновителю обороны епископу Сильвестру была столь велика, что соглашение о сдаче они внесли специальный пункт. Согласно этому пункту епископ Сильвестр должен был остаться в городе, и вопрос о его судьбе передавался на решение самого короля. Конечно, защитники не могли согласиться с этим, и переговоры зашли в тупик. И только после того, как шведам показали заложенные под стены пороховые заряды, они приняли все условия. Защитники покинули город с оружием и своим имуществом. Они также забрали с собой бумаги воеводской канцелярии и всю церковную утварь, кроме колоколов. После того, как епископ Сильвестр покинул Корелу, его назначили на место умершего епископа Иоасафа в Вологодскую и Великопермскую епархию. И эту епархию постигли разорение и беды. В то время под управлением Вологодской епархией находилась и Сибирь. И воеводы сибирские писали к Вологодскому архиепископу Сильвестру, что «в Тобольске и во всех сибирских городах у многих приходских церквей попов нет и затем стоят без пенья, многие люди без попов помирают без причастья, а младенцы без крещенья, и многие церкви поставлены вново, а стоят неосвящены, для того что в сибирских городах антиминсов нет», почему и просили прислать в Сибирь антиминсов и священников, хотя пять или шесть. А в 1612 году до Вологды добрались банды поляков и черкесов (запорожских казаков). Вот как описывает это историк русской церкви архиепископ Макарий: «При разорении церквей в Вологде польскими людьми и русскими ворами (в сентябре 1612 г.) умерщвлены: 3 протоиерея, 34 священника, 6 диаконов и 6 иноков, в том числе и преподобный Галактион Вологодский. Самого епископа Вологодского Сильвестра злодеи взяли в плен и четыре ночи держали под стражей, много раз приводили к казни и отпустили чуть живого». А вот как описывал это нашествие сам епископ Сильвестр: «нынешнего 1612 г. сентября 24 д. в последнем часу ночи разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христова, Поляки и Литовцы с Черкесами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божия, сожгли город и посады; воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода кн. Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты; меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною, - едва живого отпустили». Дальнейший важный эпизод в жизни епископа Сильвестра мы снова находим в «Истории русской церкви» архиепископа Макария: «В 21-й день февраля 1613 г., в неделю православия, избран был всею Русскою землею новый православный государь, сын Ростовского митрополита Филарета Михаил Федорович Романов. Мая 2-го он торжественно вошел в Москву и вступил на царский престол... Земский Собор определил на утверждение и в память будущим родам написать уложенную грамоту об избрании на царство царя Михаила Федоровича, и эту грамоту в конце того же мая подписали прежде всех три митрополита - Ефрем Казанский, Кирилл Ростовский и Иона Сарский и Подонский, три архиепископа - Герасим Суздальский, Феодорит Рязанский и Арсений Архангельский и два епископа - Иосиф Коломенский и Сильвестр Корельский». Таким образом, под этим важнейшим историческим документом стоит подпись и епископа Корельского. В июне 1613 г. епископ Сильвестр был назначен в Псковскую епархию, куда и прибыл 28 октября. И здесь не минуло епископа военное лихолетье. В июле 1615 года шведский король Густав II Адольф осадил Псков. Сильвестр умер в осажденном городе 1 декабря 1615 года. Место его погребения неизвестно. Корельская епархия была упразднена в 1616 г., и вновь восстановлена только в 1685 г. в качестве новгородского викариатства под новым именем Корельская и Ладожская. |
|
Библиография.
1. Дмитриев. А. П. История Корельской (Кексгольмской) епархии. Приозерский краеведческий альманах «Вуокса». Выпуск первый. Приозерск. 2000. 2. Митрополит Макарий История Русской Церкви. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря М. 1994. 3. Чистович И. А. История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1856. 4. И. Шаскольский Шведская интервенция в Карелии в начале XVII в. Карело-Финская ССР. Петрозаводск. 1950. 5. Юхан Видекинд. История десятилетней шведско-московитской войны. М. Памятники исторической мысли. 2000. 6. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 3 кн. СПб., 1843. (Репр. Изд. М. Книга, 1989) 7.
Карташев А. В. Очерки по истории
Русской Церкви. Париж.
YMCA-Press, 1959. 8. Здравомыслов К. Я. Сильвестр, епископ Псковский и Изборский // РБС. СПб, 1904. 9. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород. 1897. 10. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. Изд. Археогр. Комиссии. СПб. 1877. |
|
Вернуться обратно | В начало статьи |
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркийоки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |