ГОРОД КОРЕЛА — ЦЕНТР ПРИЛАДОЖСКОЙ КАРЕЛИИ |
||
(по археологическим данным) |
||
А.
И. Сакса |
||
Вернуться обратно | ||
В данной статье под Приладожской Карелией понимается восточная часть Карельского перешейка и северо-западное Приладожье (Ладожская Карелия) в отличие от западной Выборгской части | ||
Формирование
в северо-западном Приладожье к XI—XII
вв. этнокультурной области, сложившейся
к концу XIII—XIV
вв. как административно-территориальное
образование Карельская земля, происходило
в несколько этапов. Это развитие
определялось как географическим
положением района, что ставило его в
зависимость от общей ситуации в регионе,
так и внутренними процессами, которым
было свойственно сохранять и укреплять
элементы местной культуры. Результат
этого развития — самобытная и яркая
карельская культура XII—XIV
вв. Довольно
долго, на протяжении нескольких
столетий железного века (вплоть до
середины I тыс.
н. э.), население приладожской Карелии
существовало в условиях сохранения
традиционных для предшествующего,
каменного века промыслов. Охота и
рыболовство, направленные на добычу
пропитания для собственных нужд, не
стимулировали интенсивное развитие
промысловой техники и орудий промысла.
О такой преемственности в экономике и
культуре древнего населения
приладожской Карелии говорят материалы
целого ряда поселений в районе пос.
Каукола (ныне Севастьяново), где, наряду
с гребенчатой керамикой каменного века,
встречается керамика с примесью
асбеста конца эпохи неолита, а также
текстильная керамика, бытовавшая в
эпоху бронзы и раннего железного века В
поселке Ряйсяля (ныне Мельникове) на
холме Калмистомяки в конце XIX
— начале XX в.
исследовано поселение, содержавшее
керамику с примесью асбеста, украшенную
шнуровым орнаментом, и текстильную
керамику. Там же найдена и керамика
позднего железного века, связанная с
могильником, существовавшим здесь в
первой половине II тыс. н. э. С керамикой бронзового века
на холме Калмистомяки сопоставляется
фрагмент литейной формы топора
ананьинского типа, найденный на этом же
поселении.[1] Холм
Калмистомяки сохранил свидетельства
существования на нем поселения и в
раннем железном веке. Найденная при
раскопках текстильная керамика
доримского железного века дала
основание К Ф. Мейнандеру выделить
оставившее ее население в отдельную
группу — группу Калмистомяки, одну из
четырех основных групп населения
Финляндии и примыкающей к Ладоге
Карелии в эпоху доримского железного
века (Meinander
1969, 67). К
этому же времени относится втульчатый
топор из Ряйсяля Ламмасмяки. Первые
века новой эры в приладожской Карелии
отмечены целым рядом отдельных находок
вещей — наконечников копий,
топоров, каменных блоковидных кресал,
свидетельствующих о пробуждении
интереса к пушным ресурсам района со
стороны жителей более развитых
районов Финляндии, Эстонии и, возможно,
верховьев Волги. Эта эпоха промыслового
освоения Карельского перешейка
продолжалась вплоть до VII в., после чего начинается
формирование центров оседлого
населения. Таким образом, в при-ладожской
Карелии в первой половине — середине I тыс. н. э. существовали как бы
две культуры: культура местного
населения, продолжавшая традиции
предшествующего времени, и культура пришлых
промысловых охотников, представленная
упомянутыми изделиями из металла и
каменными блоковидными кресалами. В
целом же население этой части
Приладожья существенно не отличалось
по уровню своего развития от населения
обширных таежных районов,
расположенных на север, восток и юг от
Ладожского озера. Ближайшие районы,
население которых культивировало производящие
формы хозяйства и обладало развитым
ремесленным производством, находились
в упоминавшихся выше Финляндии, Эстонии
и верхнем течении Волги, где найденные в
приладожской Карелии вещи имеют
прямые аналогии (Nordman 1924, 94; Моога 1938, 508, 570—571; Salmo 1938, 207, 211—212, 342, 344; Salo 1968, 89, 106, 164; Кочкуркина 1981, 13, 18—24; Saksa 1994, 30—32). Эта наконечники копий,
топоры и блоковидные кресала, найденные
в количестве около 20 экз., тяготели к
руслу Вуоксы, что указывает на ее важную
роль как транспортной магистрали в
освоении Карельского перешейка уже на
этом раннем этапе. Погребение в Нукутталахти на
острове Риеккала неподалеку от г.
Сортавалы, относящееся к VI
в., свидетельствует, по нашему мнению, о
существовании, наряду с охотничьими
промысловыми поездками в приладожскую
Карелию, практики обмена продуктов
местных промыслов на украшения (Saksa
1994, 32). Именно этим можно объяснить
попадание в каменную насыпь украшений
западного и восточного происхождения (Kivikoski
1939, 1—11). Второе из наиболее древних
погребений железного века обнаружено
в пос. Лапинлахти (ныне Ольховка) на
южном берегу оз. Суходольского.
Датируется оно временем около 800 г. (Europaeus
1923, 66—75; Kivikoski 1944, 2—3). Погребение,
содержавшее большое количество
предметов вооружения, орудий труда и
украшений, фиксирует, как нам
представляется, начало зарождения к
концу эпохи меровингов поселенческих
центров, обозначая совершенно новую
ситуацию, при которой определяющим
фактором становится внутреннее
развитие в рамках территорий, на
которых по каким-то причинам
складывается постоянное население.
Помимо Лапинлахти, к таким центрам
концентрации населения следует отнести
Ряйсяля (Мельникове), Ховинсаари (п-ов
Большой на оз. Вуокса) и Кякисалми (Приозерск),
в которых были сделаны находки вещей
эпохи меровингов. Это
развитие с наступлением эпохи викингов
приобрело новые черты. Могильники и
места отдельных находок вещей первой половины
эпохи викингов (IX в.) не связаны, как правило, с зарождающимися
поселенческими центрами древности; они
происходят из мест, где на это время не
фиксируются следы постоянного населения. Могильники IX
— первой половины X в. —
это воинские погребения. Значительную
часть отдельных находок составляют
также предметы вооружения, реже
украшения. Карта распространения погребений
и отдельных находок вещей этого времени
хорошо ложится на Вуоксу, что
указывает, по всей видимости, на военно-торговое
использование этой водной системы уже в
начале эпохи викингов (Saksa 1984, 93—94). Конец
эпохи викингов в приладожской Карелии
знаменует, в сущности, наступление
новой эпохи. Возникают новые могильники
в Метсяпиртnи
Коукунниеми, Лапинлахти Наскалинмяки и
Лапин-лахти Хеннонмяки, Куркиёки
Кууппала, Сортавала Хелюля. Существенно,
что эти могильники, в отличие от
воинских одиночных захоронений
предшествующего времени,
использовались на протяжении
длительного времени. Резко возрастает
количество отдельных найденных вещей,
которые исчисляются уже многими
десятками. Значительно возросла доля
украшений (около 40 экз.). Все это указывает
на то, что в XI
в. наступают перемены, вследствие
которых население приладожской Карелии
пошло по пути развития к той социально-экономической
модели, для которой характерны высокоразвитые
сельское хозяйство, ремесло и торговля,
что предполагает формирование
устойчивых центров (Saksa 1994, 38—43). Несмотря на различные этапы в
использовании Вуоксы («пушной», «торгово-военный»),
обусловленные в значительной мере
внешними факторами, существует ряд
центров концентрации населения,
которые демонстрируют возможность
существования местного развития начиная
с эпохи меровингов. Это уже упомянутые
выше Саккола Лапинлахти (Ольховка),
Ряйсяля (Мельникове), Ховинсаари (п-ов
Большой) и Кякисалми-Корела-Приозерск. Конец
эпохи викингов (IX—XI вв.)
и начало эпохи крестовых походов (1050—1300
гг.) — это не только начало формирования
структуры местного земледельческого
населения в приладожской Карелии, но и
время активного зарытая кладов,
свидетельствующих об интенсивной
торговой деятельности в XI
в. Эти клады найдены в окрестностях
Рауту (Сосново), Хейнйоки (Вещево),
Куркиёки, Кякисалми (Приозерск), а также
Выборга (Кочкуркина 1981, 25—29; Talvio
1979, 5—20; Талвио 1984, 176—181). В состав кладов
входят как куфические, так и
западноевропейские монеты. Подавляющее
количество монет из клада в Хейнйоки
чеканено в области Фризия, что служит
основанием для утверждения наличия
прямых связей между Карелией и Фризией (Talvio 1979, 15—20). Процесс
внутренней организации
древнекарельского общества
продолжается в XII
в., достигнув своего расцвета к XIII—XIV
вв. Археологический материал этого
периода свидетельствует о наличии в XIII
в. четкой системы расселения,
включавшей небольшие, преимущественно
однодворные, деревни и примыкавшие к
ним могильники, а также общий
культовый центр (Сакса 1984, 112—117). В
определенный момент развития
элементами этой системы расселения и
организации населения становятся
укрепленные поселения, часть из которых
выросла в города. Когда могли сложиться
предпосылки для этого, когда это
произошло и есть ли ответ на этот вопрос?
Достаточно ли имеется археологического
материала для ответа на него? При
раскопках ранних городов на Карельском
перешейке, к которым относят Тиверский
городок, Выборг и Корелу, был выявлен
целый ряд вещей, относящихся ко времени,
предшествовавшему исторически
засвидетельствованному факту
основания города на данном месте. Это
ставит проблему первоначального
поселения на месте будущего города, его
характера и структуры. Не случайно, что
все упомянутые города возникли вдоль
русла Вуоксы, причем Выборг и Корела —
на обоих исходных точках этого водного
пути, а Корела и ей предшествующий
карельский Кякисалми, как и Тиверский
городок, построены были у порогов. Но к
какому этапу использования Вуоксы
следует отнести возникновение этих
ранних городов? Наиболее
ранние находки обнаружены при
раскопках на Тиверском городке, а также
на городищах Хямеенлахти и Паасонвуори
в северо-западном Приладожье (Appelgren
1891, 98—106, 126—136; Кочкуркина 1981, 30—62, 68—72,
73—87; Taavitsainen
1990, 239— 245). Относятся они к X—XII вв. Однако характер этих
находок не совсем ясен: имеют ли они
отношение к культурному слою либо, что
вполне вероятно, происходят из
разрушенных могильников, находившихся
на месте будущего поселения? Некоторую
ясность могли бы внести исследования
оборонительных укреплений. В тех
случаях, когда исследования валов
проводились, обнаружилось, что под ними
имеются следы проживания или
деятельности человека в период до их
возведения. На Тиверском городке при
раскопках С. И. Кочкуркиной под валом, в
его основании, обнаружено зольно-углистое
пятно, оконтуренное мелкими камнями, в
пределах которого найдены ладейные
заклепки, фрагменты гончарной керамики,
кости животных (Кочкуркина 1981, 45—46).
Автор раскопок связывает сооружение с
жертвенником, предназначенным для
предохранения вала от разрушения (с
оберегом). Заполнение вала состоит из
культурного слоя городища. Вал
неоднократно обновлялся (Кочкуркина
1981, 45—47). Время возникновения Тиверских
укреплений, а следовательно, и крепости,
является предметом дискуссии. По мнению
Кочкуркиной, возникновение укреплений
относится к периоду между 1293 и 1323 гг. (1981,
59). А. Н. Кирпичников относит основание
Тиверского городка к концу 1330-х гг. и
связывает это с деятельностью
упомянутого в летописи Валита-корелянина
(1984, 145—146). Нам представляется последняя
точка зрения более обоснованной как
археологическим материалом, так и
исторической обстановкой после
закладки шведами Выборга в 1293 г. До
возведения вала и каменной стены на
острове уже существовало в XIII
и начале XIV в.
древнекарельское поселение (Кочкуркина
1981, 45, 59). Вероятность его существования
в еще более раннее время также не
исключается. Свидетельства
существования поселений на берегу
залива Хямеенлахти в Куркиёках до
возведения валов обнаружены нами в ходе
работ 1986—1987 гг., когда под валом были
выявлены следы выплавки железа и
фрагменты гончарной керамики. Вероятно,
и в этом случае укрепления возникли не
ранее XIII,
а возможно, и XIV в. Такая
же ситуация, как на Тиверском городке,
прослеживается в материалах раскопок
Паасонвуори. Здесь также до
возникновения городища существовал,
возможно, могильник X—XI вв.
(Кочкуркина 1981, 76—77). Собственно
укрепленное поселение датируется XII—XIV вв. На
это же время падает функционирование
дошведского Выборга Автор раскопок в
Выборге В. А. Тюленев относил существование
на Замковом острове карельского
поселения к XII—XIII вв.
(1984, 122—124). Суммируя
сказанное, можно заключить, что в ряде
мест следы человеческой деятельности
относятся к X—XI (XII) вв.
и связаны, на наш взгляд, с этапом, когда
функция торгово-военного пути по Вуоксе
отошла на второй план и на Карельском
перешейке начинают возникать
поселения и могильники, связанные с
местным постоянным населением, а не с
проходящими по этому пути пришельцами.
На это указывает характер ранних
находок на поселениях. В
период расцвета карельской культуры
все эти поселения также испытывали
расцвет. Однако события конца XIII — XIV в.
обрекли многие из них на гибель. В
результате шведских походов были захвачены
или разрушены Выборг (1293 г.), Кякисалми
(1294— 1295 гг.), Тиверский городок (1411 г.),
Хямеенлахти (вероятно, в ходе похода
шведов в 1396 г.), Паасо (вероятно, в XIV в.). Из этих ранних
карельских поселений лишь Кякисалми,
заново отстроенный в 1310 г. как Корела,
продолжил свое существование и достиг
расцвета в эпоху средневековья. Выборг,
являвшийся важным звеном на
Вуоксинском пути в период, когда Вуокса
выполняла функции внутреннего
карельского водного пути (XI—XIII
вв.), с конца XIII в.
становится шведским форпостом в
Карелии. Таким
образом, Кякисалми, возникший в ряду
других аналогичных поселений
летописной корелы на перешейке и северо-западном
Приладожье, с конца XIII
в. приобретает стратегическое значение
не только в силу расположения в устье
важнейшей водной артерии, но и в
качестве городского и
административного (позднее, вероятно
самое позднее — с первой половины XV в., и религиозного) центра
приладожской Карелии. Раскопки 1989—1990 п
приоткрыли тайну возникновения
поселения на крепостном острове.
Обнаруженные нами ранние слои в виде
горизонта лежащих на материке бревен
датируются XII—первой половиной XIII
в. (Ле-3810, SU-2084, SU-2085, SU-2088).[2]
Так же четко выделяются горизонт конца XIII
— начала XIV в.
и более поздний, относящийся ко второй
половине XIV
в. (Saksa,
Kankainen,
Saarnisto,
Taavitsainen
1990, 65—68; Saksa 1992,
5—17); о более ранних раскопках см.: (Кирпичников
1979, 52— 73). В слое песка, перекрывавшего
нижний горизонт, найдено большое
количество вещей, в том числе бус и
украшений из бронзы и серебра, а также
оплавленные кусочки бронзы — следы
бронзоплавильного производства. Среди
этих большей частью карельских
украшений XII —XIII вв.
при раскопках в крепости были найдены
две целые равноплечные фибулы VII в.
и фрагмент третьей, а также более
десятка надежно датирующихся украшений
эпохи викингов. Несомненно, эти вещи
относятся к наиболее раннему этапу,
предшествовавшему строительству
крепости в начале XIV
в. Неясно, происходят ли древнейшие вещи
из могильника или все они связаны с
древнекарельским поселением,
существовавшим на острове до прихода
шведов и затем новгородцев в конце XIII в. В
любом случае Кякисалми, а затем и Корела
— это явление, отразившее линию
местного развития карельского общества
от эпохи меровингов до этапа расцвета
карельской культуры в XII— XIV вв.
На всех этапах исторического развития
поселение в устье Вуоксы играло
ключевую роль, чем обусловлена его
жизнестойкость.
[1] Раскопки А М Тальгрена в 1914 г [2] Датирование произведено в радиоуглеродных лабораториях ИИМК РАН и геологической службы Финляндии
|
||
ЛИТЕРАТУРА 1
Кирпичников А Н
Историко-археологические
исследования древней
Корелы («Корельский город» XIV
в)//Финно-угры и славяне
Л, 1979 С
52—73 2
Кирпичников А Н Каменные
крепости Новгородской земли
Л , 1984 3
Кочкуркина С И Археологические
памятники корелы V—XV
вв Л ,
1981 4
Сакса А И Комплекс
археологических памятников у д
Ольховка (Лапинлахти) //Новое в
археологии СССР и Финляндии Л , 1984
С 112—117 5
Талвио Т
Монеты из захоронений эпох
викингов и крестовых походов в Финляндии//Там
же С 176—181 6
Тюленев В. А. К вопросу о
дошведском поселении на месте Выборга//Там
же С 118—125 7
Europaeus A
Mumaistutkimuksen tehtäviä
Karjalassa//Kalevalaseuran
Vuosikirja (Porvoo) 1923
№ 3 8
Appelgren Hj Suomen
muinaislinnat // SMYA 1891 XII 9
Kivikoski E Svenskar
l osterled under 500-talet // FM
1939 № 46
S 1—11 10
Kivikoski E
Zur Herkunft
der Karelier
und Ihrer
Kultur//Acta Archaeologica
(Kobenhavn) 1944
Fol 15
Fask 1—2 11
Meinander C F
Davits En
essa om forromersk järnalder // FM
1969 12
Moora H Die
Eisenzeit m Lettland bis etva 500 n
Chr Tartu,
1938 13
Nordman C A
Karelska jamaldersstudier//SMYA
1924 XXXIV
3 14
Saksa A I
Medieval Karelia on European Trade Rcutes//ISKOS 4
1984 S
93—97 15
Saksa A Kankainen
T Saarnisto M Taavitsainen J -P Käkisalmen linna
1200-luvulla //Geologia Helsinki,
1990 S
65-68 16
Saksa A I
Käkisalmen maasta esun kaivettu historia // Viipurin
Suomalaisen Kirjallisuusseuran toimitteita
10 Helsinki,
1992 S
5—17 17
Saksa A Rautakautinen
Karjala—Karjalan synty//Kahden Karjalan välillä
Studia Carelica Humanistica 5
Tampere, 1994 S 29—45 18
Salmo H Die
Waffen der Merowingerzeit in Finnland // SMYA
1938 42
l 19
Salo U
Die Fruromische Zeit m Finnland//Ibid
1968 № 67 20
Talvio T
Entisen Suomen
Karjalan esihistorialliset
rahaloydot//SM 1979
№ 86 S
5—20 21 Taavitsainen J-P
Ancient Hillforts of Finland//SMYA
1990 № 94 |
||
Вернуться обратно | ||