Островок православия |
|
И. В. Петров, М. И. Петрова. | |
В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород. Мы снова возвращаемся к этим строкам летописи, в которых впервые упоминается территория нашего района. В 1396 г. на территории современного Лахденпохского района было два новгородских погоста: Кюрьерский с центром на месте современного поселка Куркиеки и Кюлолаский. Центр Кюлолаского погоста располагался на берегу ладожского залива Пеконлахти. В 15 в. это место уже стало называться Тиврола (Тиурула). Современный поселок Тиурула находится в другом месте, ближе к о. Кильпола, а на месте старого центра погоста осталось кладбище, которое используется местными жителями и по сей день. В летописи 14 века не сказано, какую церковь «немцы сожгоша». Некоторые считают, что Куркиекскую, а историк Х. Киркинен считает, что именно Кюлоласкую. Во всяком случае, в центре погоста в 14 в. уже обязательно стояла православная церковь. И по всей вероятности стояла она на высокой горе над заливом, где и все последующие православные церкви до самого 20-го века. Следующее упоминание о Тиурульской церкви мы находим в обыскной книге 1571 г. В ней сказано: «церковь Воздвиженья Креста Господня в Тиврола». 16 век был веком, когда в нашем районе было построено множество церквей и часовен. К этому времени территория района стала называться Кирьяжским погостом и простиралась от современной границы с Ленинградской областью до границы Сортавальского района. В 1695 г. Кирьяжский погост был разделен на 9 приходов. В каждом приходе была большая церковь, священник, дьякон, пономарь, проскурница. Тиврольский приход был одним из них. Кроме того, почти в каждой деревне была своя часовня. В среднем на каждых 500 жителей приходилась одна часовня или церковь. В 1617 г., по Столбовскому мирному договору Кирьяжский погост оказался под властью шведов. По условиям договора местному православному населению предоставлялась свобода воли, однако сразу же шведское государство начинает насаждать лютеранство. Православные церкви разрушались или передавались лютеранам. Так например были переданы лютеранам православные церкви в Отсанлахти, в Вейяла, в Йоукио, в Тюрья и Уукониеми. В это тяжелое для православных время, Тиурульская церковь продолжала действовать. В этом была заслуга Родиона Лукьяновича Лобанова. Родион Лобанов перешел на сторону шведов, был другом и соратником знаменитого шведского полководца Якова Делагарди. Он отличился в войне и за свою службу в 1618 г. получил в дар от шведского короля Тиурула и его окрестности. Одно время он был писарем в Кексгольме, затем фогтом Северного Кексгольмского лена, затем богатым купцом. В Стокгольмском архиве сохранилась налоговая книга Тиурульского погоста от 1637 г. составленная Лобановым. Лобанов изменил своей Родине, но не вере и до конца жизни защищал православие в своих землях. Шведский король в виде исключения разрешил Лобанову сохранить православный приход на своей земле. Родион Лобанов умер в 1670 г., но и после его смерти православная церковь в Тиурула продолжала действовать. Шведские архивы сохранили нам имена Тиурульских священников 17 века. 1618 г. - Панкратий Ермолаев. 1629 г. - Фомка Панкратьев Кярккяйнен. После него было 2 священника, имена которых не сохранились. 1656 г. - Михаил Тимофеев. 1677 г. - священник Стефан уехал в Россию, вторым священником был Петр. В 1683 г. из Олонца прибыл Василий Яковлев, который прослужил 11 лет. После этого долгое время не было священника и дьякон Яков Иосифов получил благословение от епископа проводить некоторые службы. В 1711 г. Тиурула была освобождена русскими войсками, а в 1721 г. по Ништадскому мирному договору Приладожская Карелия была возвращены России. Однако за 100 лет гонений, в Приладожье осталось только 5 % православных. Петр I терпимо относился к любой вере и не стал чинить препятствий лютеранскому населению Приладожья. Однако гонения на православных прекратились. В 20-х годах 18 века на месте прослужившей более 100 лет ветхой Тиурульской церкви была построена новая. Эта церковь простояла до 1785 года, когда она сгорела от молнии. В это время Тиурула принадлежала баронессе Скотт (или по другим источникам Шкотт). Баронесса на свои деньги построила новую церковь. Интересно, что русские землевладельцы не делали различия между своими крестьянами лютеранами и православными. Ранее, в 1777 г. баронесса Скотт построила в Ильме, где у нее тоже были земли, лютеранскую кирху, которая еще в 1980 г. была в неплохом состоянии. Эта Тиурульская церковь простояла до 1831 г., когда тоже сгорела. В 1832 г. на деньги прихожан была построена новая церковь. Постройка обошлась в 7.736 руб. 10 коп. ассигнациями. История этой церкви хорошо описана ее настоятелем Петром Аннинским в 1875 году. В этот период в церкви служили следующие священники. Евфимий Клементьев из местных причетников с 1778 по 1780 год. Емельян Иванов с 1780 по 1787 год; в 1789 году был лишен места, а в 1794 году и священнического сана. Евфимий Клементьев с 1787 - 1795; умер 5 мая 1795 г. С 1795 года, с мая-месяца по март 1796 года, священника не было, и требы исправлял Сердобольский священник. Федот Львов с 1796 до 1798 года, переведен в Шуйстама. Иван Емельянов с 1798 по 1804; перемещен в полк. Димитрий Иларионов с 1804 до 1809 года, умер 5 февраля 1809 года. Антоний Семенов, в 1810 году перемещенный к Кронштадтскому собору. Стефан Марков, в 1811 году поменявшийся с салминским священником Петром Ивановым. Петр Иванов, в 1824 году переведенный в Нейшлот. Иоанн Зотиков, из дьячков Выборгского собора, служивший до1863 года. При нем выстроен новый, деревянный храм; им приобретены священные, серебряные, 84 пробы, сосуды. Евангелие и напрестольный крест и устроено новое облачение, вместо прежних, изорванных риз, Иоанн Зотиков умер 19 декабря 1864 года. Церковь была построена по проекту архитектора Арппе. Эта церковь уже была освящена во имя Вознесения Господня. Когда церковь поменяла свое название неизвестно. Петр Аннинский, при нем устроен новый одноярусный иконостас, сделаны зимние рамы и новая крыша, исправлен потолок и печи, выконопачены стены, приобретены многие новые облачения, также - плащаница, хоругви, сребропозлащенные сосуды и несколько образов и пополнен круг Богослужебных книг. В 1914 и эта церковь сгорела и была построена новая церковь по проекту Антона Койвула из Сортавала. По воспоминаниям современников церковь была красивая, с золочеными куполами. Эта церковь сгорела от молнии в 1917 году. В 1922 году из п. Лоунатйоки Выборгского района была перевезена готовая построенная церковь. 24 декабря 1922 церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского. В 1933 г. в п. Куркиеки строится церковь во имя Успения Богородицы. После этого, центр православной общины переместился в п. Куркиеки. В начале 20-го века Тиурульская община включала православное население Хийтола, Куркиеки, Париккала, Кирву, Каукола, Ряйсяля, Пюхяярви, Сааре. В 1932 г. общины Ряйсяля и Пюхяярви присоединились к общине г. Кякисалми (Приозерск), а затем к ней присоединилась и община Сааре. В 1939 г. численность православного прихода была 1700 человек, в том числе в Хитйтольской волости – 400 чел или 4% населения. Больше всего из этого числа было в следующих деревнях: Кильпола – 79, Мустола – 77, Тиурула – 40. Во время военных действий 1941 г. церковь в Тиурула сгорела. В наше время православная традиция была продолжена. В память о древней православной церкви, 3 июня 1998 г. был установлен памятный крест в Тиурала на фундаменте старой церкви. Крест был освящен в сослужении настоятелем прихода г. Лахденпохья священником Георгием и начальником подворья Коневецкого монастыря в г.Приозерске иеромонахом Виссарионом. На освящении креста присутствовали руководство Лахденпохского и Приозерского районов. 1 августа 1999 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, в п. Хийтола была освящена церковь во имя преподобного. Церковь освятили епископ Петрозаводский и Карельский Мануил в сослужении благочинного Приладожского округа, Настоятеля Никольской церкви г. Сортавала протоиерея Александра, секретаря Петрозаводской и Карельской епархии Настоятеля церкви Александра Невского г. Петрозаводска протоирея Иоанна, Настоятеля подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в г. Санкт – Петербурге иеромонаха Исидора, Настоятеля православного прихода г. Лахденпохья священника Георгия. После освящения состоялась первая божественная литургия. |
|
Вернуться обратно | В начало статьи |
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркийоки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |