В. П. Судаков |
|||
КРЕПОСТЬ КОРЕЛА Замес
легенды с тяжкой одой калён
истории огнём. Её
вложили в эти своды, и
камень башен — из неё. ...Чадили
дальние погосты, горел
ремесленный посад. Пали!
Непрошеные гости железом
невдали бренчат. В
детинец! Там прицельны пушки, стрельцы
готовы. Эй, туда! Глядь,
сам Иван Михайлыч Пушкин. Ну,
встретим свеев мы тогда! И
стены огнем отвечали и
встречным боем через лаз. Едино
гладу град сдавали, да
злой измене — только раз! И
снова штурм! Одна награда: не
тронь отеческих оград! Как
щит Олегов на Царьграде, обивка
врат — из шведских лат. |
..Мелка
владычная Вуокса, Узьерва,
коль на русский лад, и
крепостца наивна ростом мне,
современнику громад. Но
здесь карел и русич — каждый!
— знал
род и честь свою на ять. Заросшей,
крохотной, отважной, ей
бы игрушечкой стоять, являть
пример веков бездонных вперёд
еще на сотни лет. ...У
бывших грозных бастионов — помойка.
Рядом туалет. 1985 г.
|
||
|
|||
КОЛОКОЛЬНАЯ
ЗЕМЛЯ (Хроника, 2001 год)
I.
Валаамский роспев По
народным приметам дом, на стенах
которого гнездятся ласточки, —
счастливый. На Святых воротах
Валаамского монастыря, ниже надвратной
церкви Петра и Павла, лепятся гнёзда
этих птиц. Без
рыбачьих моторок вода — не
кончается русская драма, но,
клубясь, облаков невода тяжелеют
твердыней Валаама. Суетилась
на пирсе толпа: ждали
Путина и Патриарха, а
моя заповедна тропа — сквозь
ворота небесного страха. По
родной Палестине пройду: гефсиманские
яблоки рыжи[1]. Знать,
извечны измены в саду, но
с горы — я свой берег увижу, «Красной
площади»[2]
жухлый наряд и
монаха на велосипеде. …В
нижней церкви[3]
две свечки горят — об
отце и о деде. Не
прощай меня вовсе, Господь, — я
однажды забыл о их боли. Упокой
их душевную плоть, мя
пусти по земле колокольной, чтобы
выбрести путь до конца по
высоким утёсам Андрея[4] и
коснуться песка Коневца, что
иных чернозёмов добрее, и
обнять этот малый простор, где
саднят якимварские[5]
раны, куркийокский
сигнальный костёр[6], знак
Варашев…[7]
Видать, ещё рано опускать
на колени бразды и
подсказки выслушивать слева, но
уже не забыть до звезды валаамского
эха-роспева: будто,
стоя — под купол лечу, и
над ним, и над лесом, и выше… Прижимается
дочка к плечу — и
она тоже слышит! |
II.
Молчащие предания На Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны. Т.
Швиндт. «Народные
предания Северо-Западного Приладожья,
собранные летом 1879 года» (перевод с
финского Марины
Петровой) Народ
ушёл, его сказанья дышат, и
горизонт крестами сосен вышит… —
А вон за той, безлесый мыс, горою был
монастырь. Но грянул шведский гром. Тогда
монахи тёмною порою свезли
сюда священное добро и
тут под берег опустили в воду. Со
дна звенели их колокола! — экскурсовод
Марина пальцем водит и
— в камень наподобие седла. Сквозь
тёплый дождь, упавший с неба трижды, заливы
в скалах — бронзовая тишь, и,
вроде, не на родину глядишь ты, а
пред картиной вечною стоишь. Пусть
выйдет великан-метелиляйнен, Ступнёй
тяжёлой гору сотрясёт! А
не выходит что-то на поляны. Нема
трава, недвижен полог вод. Земля
моя — родная, горевая, трём
сыновьям[8]
взрастившая крыла!.. Иль
отчина немилой не бывает? Но
почему ж молчат колокола? И
вкруговую ходят злые тучи? И
не сыскать на родине родни? Но
обернись: как и тогда, на кручах опять
горят сигнальные огни. Что
знает Журавлиная река[9] и шепчет городам издалека?
|
||
III.
Тиверский городок В лето 6919 <1411 год. — В. С.> пришед Свея воиною и взяша пригород Новгородскыи Тиверскыи… Новгородская
первая летопись младшего извода Во
мне соединились времена и
разомкнулись небеса и почва… От
груза разрешились рамена — так
полегчало, хоть завой по-волчьи. Я
не привык без тяжести страны, иначе
я зачем, мужик и воин? И
за её родительские сны всей
кровью отвечаю, всей судьбою. А
тут — не колыхнулась и свеча, и
дом мой полнят речи, речи, речи: «И
кто с мечом!..»
Пришли к нам без меча. Точней,
с мечом безверья и беспечья. Теперь,
смотрите, зажалеют нас, потом
захвалят — обопьёмся брагой. Нам
бы себя понять, в который раз, и
заострить последнюю отвагу, не
отпуская душу на торги! Не
жди покуда, берегиня-лада! На
стены поздно: на дворе враги, неотличимы,
но узнать их надо: победные
к лицу им шаг и стать, нам
— поражений ведома дорога. …Кричат
с байдарки: «Где тут нам пристать?» Неужто припоздавшая подмога?
|
IV.
Корела или Кексгольм? Стены Кексгольмской крепости шведы
сложили из камня разобранных ими
нескольких окрестных православных
церквей. Из
рассказа музейщика Андрея Дмитриева Низенький,
в яблонях, сей городок с
древним ядром крепостцы на отлёте, с
кирхою…
Как вы его назовёте, так
и сдадите экзамен-урок: Кόрела
или Кексгольм, наконец? Шведам
российская слава не снится, время
смешало сказаний страницы. Круг
её стен — как исторьи венец. Мимо
кузнечика в тёплой траве водит
Андрей от варяг к декабристам[10]. Плотно
слежались эпохи, бугристо — то-то
работы ещё голове! Сердце
ж глядит из бессонных бойниц. Камни
алтарные стёрты губами, небо
— и тоже родное! — над нами, но
пораскрыты ворота столиц. Смута
в державе, и ворог вокруг. Что
теперь стены, пусть даже святые! «Отче
Сильвестре, боярин, а тыи, в
Тиверске, град не испустят из рук? Надо
подмочь. Нешто мы напоказ! Киснет
душа, и на думах короста. Вдем
под Узьерву, взойдем — за Вуоксой. Знаю упрятанный лаз…»
|
||
V.
Площадь Посмотришь
в зеркало — заглянешь на тот свет,
увидишь душу свою и умрёшь. Б. А. Рыбаков.
«Язычество
древних славян» Пройти
меж двух зеркал, не
глядя ни в одно: пусть
отраженья в них друг
друга не узнают, — старинная
игра, но
выгляни в окно: на
площади навзрыд идёт
игра земная. На
двух её концах восстали
два вождя[11], поднявших
на дыбы (на
дыбу) мать-Россию. За
этот общий грех кровавого
дождя им
не дано сынов, а
нам — что мы просили. И
мы живём меж них, держа
двойной удар, а
тут — терпи, душа, праотчую
крапиву. Сегодня
праздник здесь: открылся…
Да базар! Дымки
от сигарет, «продвинутое»
пиво[12]. Вот
день календаря — что
новый век и год, когда
поёт для всех Буланова[13]
бесплатно! И
до утра гордись, пляши,
честной народ! Но
гаснет за ларьком круг неразменный злата.
|
Послесловие Ты
вези меня, автобус, вези из
ночных садов в полуденный час… Ты
прости меня, Елена, за жизнь. Вот
такая она вышла у нас. А
дома повдоль дороги без рам, время
подлое — измены и краж… Никому-то
я тебя не отдам, и
меня ты, знаю я, не предашь. И
накатится зари колесо, новый
день подарит верную весть… Я
тебя люблю-прощаю за всё, потому
что… Потому что ты есть. Посреди
державы тонкая дверь, дочь-росток,
друзей охранный собор… Ты
не плачь, уже я близко теперь — лишь
проехать этот лес, дальний бор. И
совьётся путь-дорога в кольцо, а
земля очертит круг-небосвод… Подними
на стук родное лицо, и
душа к душе навек прирастёт. Август 2001 г. — июнь 2002 г.
|
||
[1] Речь идёт о Гефсиманском ските Валаамского монастыря. [Здесь и далее все подстрочные примечания и биографические преамбулы к стихотворным подборкам составлены А. П. Дмитриевым.] [2] Красной площадью жители Валаама именовали пустырь позади монастырского каре — между бывшей гостиницей, возведённой из красного кирпича («Красным» домом), и так называемым Водопроводным домом. [3] Имеется в виду нижняя церковь главного Спасо-Преображенского собора, где находится рака с мощами основателей обители — Преподобных Сергия и Германа Валаамских. [4] Апостол Андрей Первозванный, согласно монастырскому преданию, освятил место будущей Валаамской обители, водрузив здесь на возвышенном месте крест. [5] Якимвара
(или Яккима — от имени шведского
полководца Якоба
Понтуса Делагарди) — поселение на
месте нынешнего города Лахденпохья в
Карелии, в XIX
в. — центр волости. [6] Сигнальными кострами, которые разводились древними карелами на высоких холмах, они предупреждали друг друга об опасности — прежде всего о появлении врага. [7] Знак
Варашев — большой камень на бывшей
границе между Россией и Швецией,
маркирован как порубежный знак
согласно условиям Столбовского мира
1617 г. (находится на территории
Питкярантского района Республики
Карелия). [8] Имеются в виду три народа, жившие в Северо-Западном Приладожье. [9] Журавлиная река — перевод карельского топонима Куркийоки. В посёлке с этим названием ныне действует Краеведческий центр. Здесь в ходе Швиндтовской конференции состоялась презентация выставки рисунков и поделок детей из Лахденпохского и Приозерского районов. [10] Имеются в виду узники Кексгольмской крепости, участники восстания на Сенатской площади в 1825 г.: 9 офицеров и 392 солдата. [11] Речь идёт о центральной площади Приозерска, на западной стороне которой находится стела 1910 г., увенчанная бюстом Петра I, а на восточной — памятник В. И. Ленину (на постаменте фигура вождя в полный рост), установленный в 1940 г. и обновлённый в 1967 г. [12] «Продвинутое» пиво — рекламная марка так называемого «Клинского пива». [13] В день закрытия конференции (11 августа 2002 г.) в Приозерске было организовано торжественное открытие нового крытого рынка. На площади выступали эстрадные певцы Татьяна Буланова и Сергей Рогожин.
|
|||
|
|||
В начало страницы | |||
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |
||