| В. П. Судаков | |||
| КРЕПОСТЬ КОРЕЛА  Замес
      легенды с тяжкой одой  калён
      истории огнём.  Её
      вложили в эти своды,  и
      камень башен — из неё.   ...Чадили
      дальние погосты, горел
      ремесленный посад. Пали!
      Непрошеные гости железом
      невдали бренчат. В
      детинец! Там прицельны пушки, стрельцы
      готовы. Эй, туда! Глядь,
      сам Иван Михайлыч Пушкин. Ну,
      встретим свеев мы тогда!   И
      стены огнем отвечали  и
      встречным боем через лаз.  Едино
      гладу град сдавали,  да
      злой измене — только раз!  И
      снова штурм! Одна награда:  не
      тронь отеческих оград!  Как
      щит Олегов на Царьграде,  обивка
      врат — из шведских лат. | ..Мелка
      владычная Вуокса,  Узьерва,
      коль на русский лад,  и
      крепостца наивна ростом  мне,
      современнику громад.  Но
      здесь карел и русич —  каждый!
      —  знал
      род и честь свою на ять.   Заросшей,
      крохотной, отважной,  ей
      бы игрушечкой стоять,  являть
      пример веков бездонных  вперёд
      еще на сотни лет.   ...У
      бывших грозных бастионов —  помойка.
      Рядом туалет.   1985 г. 
 | ||
| 
 | |||
| КОЛОКОЛЬНАЯ 
        ЗЕМЛЯ (Хроника, 2001 год) 
   I.   
        Валаамский роспев   По
        народным приметам дом, на стенах
        которого гнездятся ласточки, —
        счастливый. На Святых воротах
        Валаамского монастыря, ниже надвратной
        церкви Петра и Павла, лепятся гнёзда
        этих птиц.   Без
        рыбачьих моторок вода — не
        кончается русская драма, но,
        клубясь, облаков невода тяжелеют
        твердыней Валаама. Суетилась
        на пирсе толпа: ждали
        Путина и Патриарха, а
        моя заповедна тропа — сквозь
        ворота небесного страха.   По
        родной Палестине пройду: гефсиманские
        яблоки рыжи[1]. Знать,
        извечны измены в саду, но
        с горы — я свой берег увижу, «Красной
        площади»[2]
        жухлый наряд и
        монаха на велосипеде. …В
        нижней церкви[3]
        две свечки горят — об
        отце и о деде.   Не
        прощай меня вовсе, Господь, —  я
        однажды забыл о их боли. Упокой
        их душевную плоть, мя
        пусти по земле колокольной, чтобы
        выбрести путь до конца по
        высоким утёсам Андрея[4] и
        коснуться песка Коневца, что
        иных чернозёмов добрее, и
        обнять этот малый простор, где
        саднят якимварские[5]
        раны, куркийокский
        сигнальный костёр[6], знак
        Варашев…[7]                             
        Видать, ещё рано опускать
        на колени бразды и
        подсказки выслушивать слева, но
        уже не забыть до звезды валаамского
        эха-роспева: будто,
        стоя — под купол лечу, и
        над ним, и над лесом, и выше…   Прижимается
        дочка к плечу —  и
        она тоже слышит!   | II.    
        Молчащие предания   На Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны. Т.
        Швиндт. «Народные
        предания Северо-Западного  Приладожья,
        собранные летом 1879 года» (перевод с
        финского Марины
        Петровой)   Народ
        ушёл, его сказанья дышат, и
        горизонт крестами сосен вышит…   —
        А вон за той, безлесый мыс, горою был
        монастырь. Но грянул шведский гром. Тогда
        монахи тёмною порою свезли
        сюда священное добро и
        тут под берег опустили в воду. Со
        дна звенели их колокола! — экскурсовод
        Марина пальцем водит и
        — в камень наподобие седла.   Сквозь
        тёплый дождь, упавший с неба трижды, заливы
        в скалах — бронзовая тишь, и,
        вроде, не на родину глядишь ты, а
        пред картиной вечною стоишь.   Пусть
        выйдет великан-метелиляйнен, Ступнёй
        тяжёлой гору сотрясёт! А
        не выходит что-то на поляны. Нема
        трава, недвижен полог вод.   Земля
        моя — родная, горевая, трём
        сыновьям[8]
        взрастившая крыла!.. Иль
        отчина немилой не бывает? Но
        почему ж молчат колокола?   И
        вкруговую ходят злые тучи? И
        не сыскать на родине родни? Но
        обернись: как и тогда, на кручах опять
        горят сигнальные огни.   Что
        знает Журавлиная река[9] и шепчет городам издалека? 
 | ||
| III.
        Тиверский городок    В лето 6919 <1411 год. — В. С.> пришед Свея воиною и взяша пригород Новгородскыи Тиверскыи… Новгородская
        первая летопись младшего извода   Во
        мне соединились времена и
        разомкнулись небеса и почва…   От
        груза разрешились рамена — так
        полегчало, хоть завой по-волчьи. Я
        не привык без тяжести страны, иначе
        я зачем, мужик и воин? И
        за её родительские сны всей
        кровью отвечаю, всей судьбою. А
        тут — не колыхнулась и свеча, и
        дом мой полнят речи, речи, речи: «И
        кто с мечом!..»                        
        Пришли к нам без меча. Точней,
        с мечом безверья и беспечья. Теперь,
        смотрите, зажалеют нас, потом
        захвалят — обопьёмся брагой. Нам
        бы себя понять, в который раз, и
        заострить последнюю отвагу, не
        отпуская душу на торги! Не
        жди покуда, берегиня-лада! На
        стены поздно: на дворе враги, неотличимы,
        но узнать их надо: победные
        к лицу им шаг и стать, нам
        — поражений ведома дорога.   …Кричат
        с байдарки: «Где тут нам пристать?» Неужто припоздавшая подмога? 
 | IV. 
        Корела или Кексгольм?   Стены Кексгольмской крепости шведы
        сложили из камня разобранных ими
        нескольких окрестных православных
        церквей. Из
        рассказа музейщика Андрея Дмитриева   Низенький,
        в яблонях, сей городок с
        древним ядром крепостцы на отлёте, с
        кирхою…                     
        Как вы его назовёте, так
        и сдадите экзамен-урок: Кόрела
        или Кексгольм, наконец? Шведам
        российская слава не снится, время
        смешало сказаний страницы. Круг
        её стен — как исторьи венец.   Мимо
        кузнечика в тёплой траве водит
        Андрей от варяг к декабристам[10]. Плотно
        слежались эпохи, бугристо —  то-то
        работы ещё голове! Сердце
        ж глядит из бессонных бойниц. Камни
        алтарные стёрты губами, небо
        — и тоже родное! — над нами, но
        пораскрыты ворота столиц. Смута
        в державе, и ворог вокруг. Что
        теперь стены, пусть даже святые!   «Отче
        Сильвестре, боярин, а тыи, в
        Тиверске, град не испустят из рук? Надо
        подмочь. Нешто мы напоказ! Киснет
        душа, и на думах короста. Вдем
        под Узьерву, взойдем — за Вуоксой. Знаю упрятанный лаз…» 
 | ||
| V.
        Площадь   Посмотришь
        в зеркало — заглянешь на тот свет,
        увидишь душу свою и умрёшь. Б. А. Рыбаков.
        «Язычество
        древних славян»     Пройти
        меж двух зеркал, не
        глядя ни в одно: пусть
        отраженья в них друг
        друга не узнают, — старинная
        игра, но
        выгляни в окно: на
        площади навзрыд идёт
        игра земная.   На
        двух её концах восстали
        два вождя[11], поднявших
        на дыбы (на
        дыбу) мать-Россию. За
        этот общий грех кровавого
        дождя им
        не дано сынов, а
        нам — что мы просили. И
        мы живём меж них, держа
        двойной удар, а
        тут — терпи, душа, праотчую
        крапиву. Сегодня
        праздник здесь: открылся…
        Да базар! Дымки
        от сигарет,  «продвинутое»
        пиво[12].   Вот
        день календаря — что
        новый век и год, когда
        поёт для всех Буланова[13]
        бесплатно! И
        до утра гордись, пляши,
        честной народ! Но
        гаснет за ларьком круг неразменный злата. 
 | Послесловие   Ты
        вези меня, автобус, вези из
        ночных садов в полуденный час… Ты
        прости меня, Елена, за жизнь. Вот
        такая она вышла у нас.   А
        дома повдоль дороги без рам, время
        подлое — измены и краж… Никому-то
        я тебя не отдам, и
        меня ты, знаю я, не предашь.   И
        накатится зари колесо, новый
        день подарит верную весть… Я
        тебя люблю-прощаю за всё, потому
        что… Потому что ты есть.   Посреди
        державы тонкая дверь, дочь-росток,
        друзей охранный собор… Ты
        не плачь, уже я близко теперь — лишь
        проехать этот лес, дальний бор.   И
        совьётся путь-дорога в кольцо, а
        земля очертит круг-небосвод… Подними
        на стук родное лицо, и
        душа к душе навек прирастёт.   Август 2001 г. — июнь 2002 г. 
 | ||
| [1] Речь идёт о Гефсиманском ските Валаамского монастыря. [Здесь и далее все подстрочные примечания и биографические преамбулы к стихотворным подборкам составлены А. П. Дмитриевым.] [2] Красной площадью жители Валаама именовали пустырь позади монастырского каре — между бывшей гостиницей, возведённой из красного кирпича («Красным» домом), и так называемым Водопроводным домом. [3] Имеется в виду нижняя церковь главного Спасо-Преображенского собора, где находится рака с мощами основателей обители — Преподобных Сергия и Германа Валаамских. [4] Апостол Андрей Первозванный, согласно монастырскому преданию, освятил место будущей Валаамской обители, водрузив здесь на возвышенном месте крест. [5] Якимвара
            (или Яккима — от имени шведского
            полководца Якоба
            Понтуса Делагарди) — поселение на
            месте нынешнего города Лахденпохья в
            Карелии, в XIX
            в. — центр волости. [6] Сигнальными кострами, которые разводились древними карелами на высоких холмах, они предупреждали друг друга об опасности — прежде всего о появлении врага. [7] Знак
            Варашев — большой камень на бывшей
            границе между Россией и Швецией,
            маркирован как порубежный знак
            согласно условиям Столбовского мира
            1617 г. (находится на территории
            Питкярантского района Республики
            Карелия). [8] Имеются в виду три народа, жившие в Северо-Западном Приладожье. [9] Журавлиная река — перевод карельского топонима Куркийоки. В посёлке с этим названием ныне действует Краеведческий центр. Здесь в ходе Швиндтовской конференции состоялась презентация выставки рисунков и поделок детей из Лахденпохского и Приозерского районов. [10] Имеются в виду узники Кексгольмской крепости, участники восстания на Сенатской площади в 1825 г.: 9 офицеров и 392 солдата. [11] Речь идёт о центральной площади Приозерска, на западной стороне которой находится стела 1910 г., увенчанная бюстом Петра I, а на восточной — памятник В. И. Ленину (на постаменте фигура вождя в полный рост), установленный в 1940 г. и обновлённый в 1967 г. [12] «Продвинутое» пиво — рекламная марка так называемого «Клинского пива». [13] В день закрытия конференции (11 августа 2002 г.) в Приозерске было организовано торжественное открытие нового крытого рынка. На площади выступали эстрадные певцы Татьяна Буланова и Сергей Рогожин. 
 | |||
| 
 | |||
| В начало страницы | |||
| "Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. | Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru | ||