Остановка № 8. “Здесь невольно почувствуешь смирение пред волей Творца” (Лапинлахти) |
|||
Первое упоминание деревни Лапинлахти (в
переводе: “Лопарский залив”) относится
к 1500 году, когда Корельский уезд входил в
состав Московского государства. Рядом
находились подворья Валаамского и
Коневского монастырей и менее
известного монастыря Иоанна Предтечи из
города Корелы. Согласно переписным
книгам XVII века, здесь стояла
церковь Успения Богородицы. В
том столетии по Кирьяжскому (Куркиёкскому)
погосту шведы прошли огнём и мечом. В
первую очередь сжигались православные
церкви и часовни, велось насаждение
лютеранства. Православные карелы стойко
держались своей веры и, не захотев
принять чуждого им лютеранского учения,
покинули территорию Приладожья. Ушло 95 %
коренных жителей, оставив свои поля,
дома, нажитое добро. Постепенно эти
земли были заняты пришлым финским
населением. В местечке Рюхмялахти жили с давних пор.
Население его было православным, на
скале Михкали стояла церковь. У берега
сегодня можно увидеть причалы,
сложенные из груды камней, ― явные
свидетельства древности этих торговых
путей. А на пологом склоне Лапинмяки
остались судилищные камни. Церковь Успения Богородицы в Лапинлахти действовала до 1630-х годов, последним её настоятелем был священник Матфей. После его ухода в Олонецкий край церковь простояла ещё несколько десятилетий в запустении. По неизвестной причине шведы её не сожгли, — вероятно, из-за удалённости от центра. Судебные записки того времени свидетельствует о явной вражде завоевателей к оставшемуся православному населению. Ненависть к Православию была настолько сильна, что, несмотря на договорённость между русским царём и шведским королём о терпимости к другому вероисповеданию, нападки продолжались. Так, один православный прихожанин, житель Лапинлахти Тимофей Омельянов, пользуясь законным правом, подтверждённым шведским королём, по наивности обратился к куркиёкскому лютеранскому пастору Петрусу Петринусу и его помощнику Нило Кроку с просьбой отслужить молебен в церкви Успения Богородицы. Они согласились, замыслив недоброе. Поехали в Лапинлахти. Проделав путь длиной почти в 30 километров, они вошли в церковь и на глазах у местных жителей сорвали храмовую икону и растоптали её со словами: “Вот что осталось от вашей русской веры”. Во все времена считалось самым постыдным отречься от веры отцов, от своей Родины, от своих корней, от своей истории и принять чужую веру. Тимофей Омельянов был православным карелом, и веры своей держался крепко. И когда при нём случилось осквернение святыни, он понял, что к суду совести этих людей взывать бесполезно, и обратился в гражданский суд. В
то время законы соблюдались строго, тем
более — королевские указы. Судебные
записки, сохранившиеся в шведских
архивах, донесли до нас подробности
этого дела. Стало известно оно и
русскому царю. В 1685 году русский купец
Иван Семёнов прибыл в Куркиёки (на
шведскую сторону) по торговым и иным
делам. В его тайном донесении в Москву
упоминается церковь во имя Успения
Богородицы, которая тогда ещё стояла в
Лапинлахти. Это было последнее
письменное свидетельство о древнем
храме. С тех пор минуло два века — церковь разрушилась, память о ней почти утратилась. Правда, на картах 1930-х годов сохранились топонимы: “Церковная гора”, “Церковный мыс”, “Святое озеро”, “Святая гора” (конечно, в переводе с карело-финского). Предания Теодора Швиндта перекликаются с ценными свидетельствами финнов, проживавших до войны в Лапинлахти. Со слов бывших жителей этой деревни, которые нередко приезжают в наш район навестить родные места, стала известна гора, где стояла церковь. Оказалось, что вплоть до XIX века было действующим небольшое кладбище, расположенное за густым ельником. Рассказывают, что с мыса Кирккониеми какой-то пастух сбросил в залив старый железный крест. Случилось это во время Первой мировой войны. Кладбище использовалось до конца XIX века. Осенью 2001 года на мысу Кирккониеми (“Церковном”) в память о древней церкви был установлен поклонный крест. Он находится на естественном возвышении и, как в прежние времена, служит ориентиром для путешественников. Финны с большой любовью вспоминают свою родину. Вот что написано об этом месте в книге “Из деревни в деревню”: “Вдалеке, сливаясь с горизонтом, виднеется остров Хяйнесенмаа. Виден и остров Верккосаари. В 5 километрах к югу находится Марьянсаари, берег этого острова галечный. На большом камне обыкновенно сидит чайка. Неподалёку, на острове Эсусаарет, гнёзда с желтоватыми яйцами. У живописного берега тихо плещется
вода, мягко покачивая бревно. Но
спокойствие сменяется бурей, которая
хотя и опасна, но удивительно
привлекательна. Гул бушующей в гротах
воды иногда долетает до Лопотти (ныне
посёлок Куркиёки) и Элисенваары. Если
хочешь испытать сильные ощущения,
поднимись на Раханиеми и, услышав, как
грохочут волны десятибалльного шторма,
разбиваясь о скалы, ты невольно
почувствуешь смирение пред волей Творца. Ладога и Лапинлахти неотделимы, как
мать и сын. Не было в волости другой
деревни, которая бы так смело
открывалась навстречу Ладоге”. В этой прибрежной зоне находится
остров Ристисаари. Он называется так
потому, что там на самом высоком месте
стоял когда-то путеводный крест. На мысу Раханиеми в древности было
торговое место. На мысу Куркиниеми стоял маяк с красным
и зелёным секторами, жители прибрежных
деревень хорошо его знали. Смотритель
маяка жил неподалёку. А вот залив Яатярви — настоящий клад
для исследователей природы. Расположен
он в 12 километрах от посёлка Куркиёки,
представляет собой фьорд с высокими
обрывистыми берегами, который через 5
километров расширяется, превращаясь в
озеро. Залив очень живописен. Название
его происходит от русского топонима “Святое
озеро”. Здесь растут многолетние водные
травы семейства рдестовых, которые
образуют заросли в водоёмах. Есть тут и
длиннолистый, и туполистый, и блестящий,
и окунёвый, и травяной, и ручейный рдесты,
а также ряска, пузырчатка, жёлтый ирис. Побережье Лапинлахти необычайно
интересно и живописно. Можно высадиться
на берег и пройти по гладким раскалённым
солнцем скалам, а потом оказаться на
песчаном участке. Неожиданно снова
появляются отвесные скалы, обрывающиеся
в воду. Каждый заливчик здесь особенный.
Обогнув очередной мыс, попадаешь в залив
с совершенно иным видом. И даже если
пройдёшь снова по тем же местам,
обязательно увидишь какие-то изменения.
Заметишь мимоходом вынесенное прибоем
бревно, а в следующий раз оно уже
наполовину будет занесено песком. Деревня Лапинлахти была далеко от
центра, и 17 километров до Лопотти летом
преодолевали на моторной лодке, а зимой
— по льду. До войны здесь ходили машины
“комби”, которые перевозили людей и
грузы. В деревне занимались коневодством,
держали племенных быков и жеребцов.
Лошадей отправляли на продажу в
Петербург. Также разводили пчёл и
кроликов. Сливки возили на завод в
Куркиёки. Весной хорошо ловились щуки, а
осенью ― ряпушка. Добывали также леща,
язя, плотву, сига, лосося и корюшку.
Деревенские умельцы мастерили кадки,
ушаты, хомуты, а кроме того — лыжи и
мебель. В 1938 году, после открытия курсов
по пчеловодству, появились первые
пасеки. На полянах Ристахо и Суутаринахо
играли в футбол, занимались гимнастикой,
строили пирамиды. Спортсмены деревни
принимали участие в празднике,
проходившем в городе Сортавала. Был в
деревне и свой оркестр. Музыканты играли
на гитаре, кларнете, мандолине и кантеле. Осталась любопытная характеристика
Лапинлахти, из которой следует, сколь
необычно её географическое
местоположение: “Если услышишь, как на
Раханиеми шумят прибрежные волны ―
жди мороза. Если доносится шум с
Уккониеми ― будет потепление со
снегом, если с Куркиниеми ― придёт
мокрый снег, а с Хепосаари ― сразу же
пойдёт дождь. Душистые липы и кудрявые
клёны, редкие растения и земляничные
поляны ― всё это Лапинлахти”. Сейчас этот берег необитаем, его скалы, поросшие скрученными от постоянных ветров соснами, круто обрываются в открытую Ладогу. Весной, когда трава ещё не полностью затягивает каменистые горки, видны остатки фундаментов домов и хозяйственных строений. Деревня Лапинлахти пострадала в послевоенные годы, в период централизации колхозов. По рассказам местных жителей, как-то в сухой год по траве пошёл пожар, пламя которого охватило около пятидесяти пустующих домов, разбросанных по отдалённым хуторам. Не уцелел ни один. Из-за большой удалённости сейчас сюда лишь изредка заходят рыбаки и охотники. |
|||
|
|||
В начало страницы | |||
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |
||