Остановка № 6. “Удивительный концерт природы…” (Соскуа) |
|||
Каменные глыбы использовались для строительства фундаментов местных домов. Один из камней чуть не стал пьедесталом для знаменитого “Медного всадника” Этьена Фальконе. Скульптор придавал особое значение скале — основанию монумента — в выражении смысла памятника Петру I. Это символ побежденных Петром трудностей. Вначале изготовление пьедестала из единого камня-исполина казалось невозможным. Такой большой “каменной горы сыскать безнадёжно, а хотя бы и сыскался, то по великой тяжести паче в подвозе через море или реки и другие великие затруднения последовать могут”, — докладывал 5 мая 1766 года свое мнение Сенату президент Академии художеств И. И. Бецкой и предлагал собрать постамент “из больших камней со связкой их красной медью и свинцом…” Все же в июне 1768 года Академия художеств объявила о розыске камня-скалы для постамента “конной статуи”. Откомандированный для этого каменных дел мастер Андрей Пилюгин вёл поиски на побережье Балтики “от Санкт-Петербурга до Красной Горки, Ямбурга, Нарвы по берегу моря и от оного в гору”. 27 августа в своём рапорте он сообщал, что сыскано шесть камней. Но две особо большие глыбы были уже давно известны на северных островах Ладожского озера — это так называемые Пипокиви (“Камень-трубка”) и “Токарь-камень”. Как писал в 1839 году в своём историческом обзоре капитан В. П. Соболевский, “первый из них, Пипокиви, лежит у самой воды на острове Хидоло-сари; второй находится недалеко от Кронебурга (Куркиёки) на берегу Ладожского озера, на отклоне горы, поросшей лесом, сажен 15 выше горизонта озера”. Это “величайшие каменные глыбы, какие случалось нам встретить в Финляндии… Обе массы гранитовые, и каждая из них в несколько раз больше камня, употреблённого для памятника”. “Токарь-камень” оказался “трещиноватым” и поэтому после осмотра его забраковали. “Камень-трубка” тоже не подошёл для пьедестала. “Токарь-камень” и располагался в заливе Токкарлахти в деревне Соскуа. Площадь деревни была 17 квадратных
километров, примерно пятую часть
занимали поля. Люди здесь жили издревле.
Свидетельством тому — найденные здесь
древние изделия из камня и железа. В
центре деревни есть гора Линнамяки.
Существует изустное предание о том, что
когда-то тут была крепость. Но никаких
укреплений на горе не сохранилось. На
Линнамяки любили устраивать посиделки. Главной кормилицей в деревне всегда
была река. Три четверти домов стояли
прямо на её берегах. По ней добирались до
Ладожского озера, а затем до Лопотти.
Река-труженица крутила мельничное
колесо, давала электроэнергию и
сплавляла лес. Родственники обычно селились рядом и
дома строили по соседству. Так
образовывались “родовые группы” домов.
В семьях было до 16 человек. Куркиёкскому сельскохозяйственному
училищу принадлежал участок реки с
водопадом, где в 1919 году построили
электростанцию, а мельница там стояла с
незапамятных времён. Электричество
поступало в Лопотти, частично — в
Аромяки, Отсанлахти и в саму деревню
Соскуа. Было своё лесопильное производство,
пиломатериалы вывозили на продажу.
Деревенская артель каменщиков строила в
округе дома из цементных кирпичей. Почту приносили три раза в неделю.
Электричество освещало каждый дом, а вот
телефон был редкостью. Послушайте, как поэтично и любовно
писали о Соскуа её бывшие жители: “Удивительный
концерт природы и птиц. Зеркальная гладь
озера, маленькие рыбки тихо плещутся у
самой лодки. Солнце встаёт над заливом”! Во второй половине XX века
здесь был организован колхоз “Искра”.
Сейчас в посёлке постоянно живёт лишь
десяток семей. Красивые места, близость
реки, чистый воздух — всё это привлекает
многих дачников. |
|||
|
|||
В начало страницы | |||
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |
||