Остановка № 2. “Рядом со старой церковью раньше был город…” (Рахола) |
|||
Деревня Рахола впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1500 года при описании главной церкви Кирьяжского Богородицкого погоста: “…на погосте церковь Рождества Пречистыя. В ней священник Косма, дьякон Гаврилка, проскурница Орина… Деревня церковная Рагола”. Позже
описание деревни появляется и в
шведских налоговых книгах. С тех
неспокойных времён сохранилось одно
место под названием Лакеринпелто, то
есть “Лагерное поле”, —
по преданию, здесь была стоянка
военного лагеря. О шведском завоевании
осталось такое предание: “В месте
Ниемпелто, где сходятся Рахоланйоки и
рукав реки Куркиёки, рядом со старой
церковью, раньше был город, в котором жил
король. Произошла страшная
битва, в которой король погиб. Город был
разорён. Еще 100 лет назад можно было
видеть развалины усадьбы. До сих пор там
находят кусочки кафеля”. В начале ХХ века деревня от хутору к
хутору тянулась вдоль долины реки
Рахоланйоки. Жители деревни занимались
животноводством: разводили кролика-шиншиллу
(это новшество пошло от жившего в
Куркиёки знаменитого ботаника Вели
Рясянена), черно-бурых лисиц, беговых
лошадей, — местные скакуны завоёвывали
призы на соревнованиях. Известно, что житель деревни Иван
Рииконен в Первую мировую войну шил
сапоги для русской армии. Во многих
домах гнули дуги, для этого топили сауну.
В Рахола работал искусный кузнец Мико
Тепола. Он делал косы, топоры, серпы, ножи,
подковывал лошадей и даже изготавливал
оклады для икон. После войны посёлок Куркиёки разросся
и деревня Рахола слилась с ним. Сейчас от
неё остались разбросанные по правому
берегу реки хутора. Широкую речную
долину пересекают многочисленные
овраги, по дну которых весной шумят
бурные потоки талых вод. Плодородные
земли заняты под пастбища и сенокосные
угодья. |
|||
|
|||
В начало страницы | |||
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |
||