СКАЗАНИЕ КРАТКОЕ |
|||||
о
создании пречестной обители
Боголепиого Преображения Господа
Бога Спаса нашего Иисуса Христа на
Валааме; а также
повесть о преподобных отцах Сергии и
Германе, зачинателях
той обители, и о перенесении святых
мощей их.
Благослови, Отче. |
|||||
Предлагаемый вниманию читателей текст является переводом на современный русский язык неизвестного ранее произведения древнерусской литературы. Подлинник этого сочинения хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина в собрании Д. В. Разумовского, № 73 (сборник), л. 87—108 об. По характеру почерка и водяным знакам на бумаге эти листы датируются 60—70-ми годами XVI в. Научная публикация древнерусского текста готовится к изданию в «Трудах Отдела древнерусской литературы» Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, Л., т. 47. Вступление,
перевод, публикация и комментарии Н. А.
ОХОТИНОЙ
|
|||||
Творец и владыка всего сущего, которого не объявлены пути и неизвестны решения, который есть мера и определение всему сущему в стремлении к праведности, — всем подает неоскудевающей рукой свои благодатные дары, и сохраняет каждого, и воздаст по достоинству его. Он, который от одного отца создал все народы, рассеял их по всему лицу земли и установил предел числу народов по числу ангелов Божиих,— имея обо всех человеколюбивое попечение. Одних он поселил в теплых странах и возвеселил сладостью благовонных ароматов, украсил золотом и драгоценными многоцветными камнями. Иных на плодоносных землях жительствовать учредил и обогатил их веселящими садами. Иных по пустым местам рассеял, даровав им пропитание от большого множества скота. Других же у многих вод и в великих лесах поселил, и обогатил их рыбой, и одарил их мехами красивейших зверей, — да хвалит каждый народ свою страну и, привязанный к своему отечеству родственной сердечной любовью, восхваляет подателя такой благодати; и пусть угощение от плодов своей земли с любовью и братолюбием посылают друг другу на удивление в честь Бога, все это сотворившего. Некоторые же, насытившись от благ его, изменили вышнему Богу, оказавшему им почесть, — на бездушных тварей славу нетленного Бога возложили; у камней, и у вод, и у лесов богатство прося и им почести воздавая, обольщенные мерзким и вселукавым дьяволом. Так, был здесь народ чудский, который живет выше Руси вдоль Немецкого Свизского моря[1] — начиная от Ливонской земли[2] и до самого Каргополя; а в сторону Немецкой земли[3] — до полноводной и великой реки[4], о которой говорят, что она имеет ширину 60 верст и течет от Каенской губы[5] в Свизское море. Тот же чудский народ на превеликих сладких водах в величайших лесах живет, имеет изобилие рыбы и богат мехами красивейших зверей, но еще Творца своего и Владыки не познал, а был обладаем нечистыми бесами. Таким он был народом великим и многолюдным, но за их колдовское бесослужительное мерзкое волхвование мудростью и властью Божьей силы было сотворено, что подчинили их два народа — русь и немцы. Такую чудский народ получил выгоду с бесовской помощью, что всеми стал называться «волхвами проклятыми»[6]. Говорится же в рассказах старцев, что в древние времена посланы были Иисусом Христом Богом нашим на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати — Андрей[7], брат Петров, — среди нашего русского народа был и в преименитом Великом Новгороде слово Божие проповедовал. И проплывая Невским[8] огромнейшим озером, обратив взор к северу на Карельские земли, сказал так: «Как новые хананеи, безбожные народы волхвов живут там, но в будущем два светила просветятся среди них». Эти слова, как говорят, прорек апостол Христов о пречестных и великих обителях Валааме и Коневце[9]. Поскольку оба эти монастыря на том великом Невском озере на островах построены в земле Карельской и просияли добродетелями постничества, как сейчас всем известно, — по пророчеству святого Христова апостола Андрея. Ныне же всю землю ту просветил Бог святым крещением. Огромнейшее же это Невское озеро в длину имеет размер 300 верст. Поперек же то озеро — от величайшей реки Свири до града Орехова[10], откуда течет великая река Нева в Белое море (его же называют также Свизским морем — по имени лежащей вокруг него земли Свии)[11], — да как я уже говорил, в ширину же то озеро между вышеназванных рек — 100 верст. Северная же глубочайшая часть того озера по удивительной великой Божьей мудрости Создателя ограждена каменными высочайшими горами, как стенами, чтобы чинным шествием сбегали вниз воды — все их установленное множество. Южные же мелкие берега того озера ограждены песком. Наполняется же столь великое озеро 140 реками и тысячью ручьями. Онежское же великое озеро, которое в длину 300 верст имеет, в это великое Невское озеро через великую реку Свирь впадает. Так же и ильменские воды Волховом в то озеро втекают. С севера же в то озеро входят рекою Узярвою[12] воды Немецких стран. По своей же величине и глубине это озеро подобно морю; вода же в нем сладкая и здоровая; и живет в нем неисчислимое множество рыбы, а также и зверей. У северного же края того озера в земле Карельской — большой остров, называемый Валаам, о нем же нам сейчас и рассказ предстоит. Этот остров расстояние имеет от северных берегов — 30 верст, а от востока и от запада — по 40 верст. Великий же этот остров Валаам сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и высоким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет бесчисленные; окружность же его расстоянием 30 верст. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят вокруг наседки — так сотворены эти малые островки около большого острова, весьма прекрасные и чудесные, состоящие из одного камня; одни из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие. Между собой они настолько часты, что на одну версту их приходится 20 и больше; удивительно лежащие — как хлеба. Искони же на том острове жила бесослужительная Корела, и она первая назвала тот остров «Валаам». Кто же не удивится великой Божьей премудрости — откуда было дано тем диким людям название из древнего персидского языка: ведь назвали они остров тот Валаам, хотя в их языке вовсе нет такого слова. Но тот, кто всему Творец и Владыка, знающий все прежде бытия, — их языческими устами изволение своей славы за много лет заранее проявил. Поскольку хотел Он в том месте святилище своему великому пресветлому имени создать ради всех хотящих спастись, то такое название их языку дал, чтобы называли то место Валаам в честь древнего мага и прорицателя Валаама: как его речь невольно обратилась на благословление древнему Израилю[13], чтобы так и здесь было, когда жила на том острове упоминавшаяся выше одержимая бесами Корела, занимающаяся языческим волхвованием. Безмерно же и бесконечно неисчислимое милосердное человеколюбие Бога, который всегда хочет, чтобы все люди спаслись и обрели разум истинный. И совершая по пророчеству своего апостола, устремил на подвиг неких святоученых священных иноков из Великого Новгорода. Один же из них — по имени Ефрем, который после построил монастырь на Перековском острове на великом озере Ильмень,[14] и собрал во Святом Духе христоподобное братство, и своим величайшим трудом зримую награду на пользу нам приобрел. Его же священное и трудолюбивое тело возлюбленный им Христос нетленным сохранил — всеми оно видимо до сих пор. И светлая его память с похвалою совершается и не кончается из рода в род. И вот этот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним и другой славный священный инок премудрый Сергий с прочими своими спутниками, и к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят. И находят некий остров с восточной стороны от большого того острова — прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою более 50 сажен, из единого камня состоящий и только один подъем имеющий наверх. Верх же того острова гладкий и неизреченной красотою сияющий. Место же это круглое, величиной как будто бы сажен 50, искусно и предивно сотворено Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная[15]. Так преподобный Ефрем со спутниками приходят к тому малому и высокому острову и здесь полагают начало: водружают царское знамение — Животворящий Крест[16] и поставляют церковь во имя преславного Боголепного святого Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа; и с помощью всемогущего Бога братия умножаться числом начинает. Для своих же нужд и на других островах свои огороды садили. Живущая же на большом острове чудь сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости. Вышеименованный же зачинатель старец Ефрем с места того уходит, чтобы по Божьей воле на Ильмене Перековскую обитель создать; и многие годы там прожив, к Господу отошел. Вышеназванный же Сергий, видя помощь Божию в изобиловании благ умножившегося вокруг него во Христе братства, которое уже не умещалось на тесном месте, — по этой причине преподобный Сергий к большому делу приступает, заботясь об устройстве монастырском и имея большое попечение о просвещении той живущей во тьме заблудшей чуди: к архиепископу Великого Новгорода приходит и возвещает о той почитающей бесов чуди карельской; и о многотрудном начале создания монастыря Ефремом по порядку повествует, чтобы знали о нем. Архиепископ же, услышав это, был очень рад, так как понял, что вспомнил Бог свое заблудшее создание и хочет погибших спасти, раз подвигнул на такую великую службу своих избранных рабов. Посылает он скоро к посадникам, и к тысяцким, и к правителям города, чтобы они дело это по Господней воле устроили. Тогда украшал престол великой Премудрости Божьего Слова Софии[17] Иоанн достопамятный[18], который был возведен на великий престол Великого Новгорода в 6896 (1388) году и двадцать семь лет Церковью Божией управлял. Правители же города, прилежно повинуясь словам архиепископа — Бог им помощь оказывал, — быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными посланниками. Святой же, направляемый вседетельным Богом, спокойно и быстро глубины того великого озера переплыл и к великому острову Валааму пришел. Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены — рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались. Итак, после той преславной победы преподобный Сергий место для монастыря по воле Божьей избрал — весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань, в которой многотысячное число кораблей могло бы укрыться от ярости свирепых волн. И воздвигает по благословению святейшего архиепископа церковь во имя боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, и собирает духовное во Христе братство. И так, с помощью Христовой, братия стала многочисленной и обладала неоскудевающим обильным множеством всего потребного. Также, расчистив место от стоящего леса, большую и весьма красивую и высокую церковь (о которой раньше говорилось) ставит и строит приделы во имя великого Богослова и Евангелиста Иоанна и предивного Чудотворца Николы. Потом и другую церковь воздвигает во имя Рождества во плоти Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа с трапезою, весьма чудную и преславную; и монастырь крестообразно четырьмя стенами оградил — с востока и юга, с запада и севера. Большие же ворота в южной стене сделал — там, где им и подобает быть. Проход же к монастырю тому от северной стороны к югу — справа от монастыря. А та большая искусная и высокая церковь поставлена посреди монастыря на равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя куща между полками Израилевыми, отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты[19]. И изложил (Сергий.— Н. О.) закон монастырский[20] в соответствии со священными догматами о том, чтобы лишь самое необходимое на потребу человеческого естества иметь в монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать, подобно лихоимцам. Еду есть самую простую — какую подаст Бог, а сложные хитроумные блюда, с ухищрениями приготовленные, — такие вовсе запретил, даже когда сделает Господь то место зажиточным. И повелел никогда не пить медовых и разных пьянящих напитков, а только самый простой квас — и для своих, и для приходящих. В праздники никогда же не просить дополнительных блюд или лучшего кваса, но предаваться духовному веселью, во Святом Духе, когда совершенно отсечено плотское веселье и чревоугодие. Одежда же иноческая не должна ни большой цены стоить, ни на вид быть красивой; но в иноческом образе служащая только для того, чтобы прикрыться; также и простейшая шуба и сермяга, как у слуг; а иметь что-то другое — только на будущее страдание послужит; лишних же и очень дорогих одежд вовсе не иметь. Бездельничающих же и важничающих слуг ни в коем случае не держать, но всем общие труды и дела на пользу монастырю совершать — и инокам, и слугам. И иметь нарядника — одного старца из братии: ему во всех трудах и делах повиноваться, что он ни повелит. Работа же для всех общая, также и равенство в трапезе, и одежда всем равная — от последних до первых по званию. Единая еда (рыбная и другая), единый квас и единая одежда — начиная от игумена и кончая последним послушником или пастухом — всем дается благое равенство во Христе. Повелено также непокорных нарушителей порядка никоим образом не мучить; а подав такому хлеба для его целомудрия, высылать из монастыря, чтобы другие ему не подражали, ибо сказано, что «малая закваска квасит все тесто». Это его священное законоположение и до сих пор в целости соблюдается, хотя по их молитвам и преумножил Господь своими благами то место. Совершенно запретил просить у постригаемых больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою желает приобрести ангельскую святую жизнь, — хоть бы и из простых людей был. И по их молитвам более 100 братьев обретается ныне в их святой обители, такой святою жизнью живущих. Мы же опять возвратимся к рассказываемой повести о преподобном Сергии. Потом же творец греха — лукавый дьявол — находит некоторых из иноков, разумом некрепких, и подбивает их на вражду со святым и великим игуменом Сергием. Видя же это дьявольское войско, преподобный почувствовал волнение монахов и, по Господнему слову, допустив место гневу, отрекается от игуменского сана и в глубочайшую пустынь на том большом острове уходит. И там подражает жизни Иоанна Предтечи и Илии, обитая среди диких зверей и беседуя беспрестанными молитвами с единым Богом. Ненасытный же дьявол, всегда терпящий от Сергия оскорбления, недоволен был первой смутой, но старался выгнать святого из того жилища, которое раньше ему (дьяволу) принадлежало. Хотя и лишен дьявол был уже свободного поселения, — но держа еще более сильный гнев на преподобного, дьявол, который начал изгонять его, напускает на преподобного своим злокозненством и колдовским оскорблением вторую брань, чтобы выгнать святого с острова принуждением и бесчестием. Преподобный же Сергий в преименитый Великий Новгород пришел в монастырь святого великого Богослова и Евангелиста Иоанна[21], безмолвно заканчивая свою многолетнюю и многотрудную жизнь, ожидая желанного и милого сердцу переселения на небеса. И, живя здесь, трудился, переписывая священные святые книги на просвещение верным; и было его трудолюбивое писание весьма хорошим из-за хранящейся в нем глубины божественной философии. И до сих пор написанные им книги в том монастыре хранятся, и называют их «Сергиев перевод»[22]. И так прожив несколько лет в почтенной старости, отошел к Господу. Святое же его и многопретерпевшее тело похоронено было в том монастыре у церковных стен святого Богослова. В вышеназванном же Валаамском монастыре после преподобного игумена Сергия игуменом стал приснопамятный Герман, который, имея священнический чин, во всех первых трудах был вместе с цреподобным Сергием. Тот великий Герман прилежно пас порученное ему Христово стадо духовных овец и жил непорочной жизнью, насколько позволяет телесное несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах, при своей пастве в созданном ими монастыре; тут же и погребен был[23]. По прошествии же многих лет (от создания монастыря примерно через 100 с небольшим) человеколюбивый Бог попустил свое наказание за умножение грехов, чтобы люди, вспомнив о своих беззакониях, очистились. Поэтому за грехи наши был в том монастыре пожар, в котором сгорели обе церкви, и имущество, и весь монастырь. Гроб же блаженного Германа находился под церковью и был сохранен Христом в целости от страшной ярости огня. Святое же его священное тело сохранилось нетленным: так как каменистое место было трудно копать, то он был положен поверх земли. После этого его святое нетленное тело было положено в большой церкви у всех на виду, на поклонение верным. Более 40 лет находился здесь в церкви преподобный Герман, покуда не принесли мощи святого Сергия из Великого Новгорода[24], и тогда обоих вместе положили за алтарем большой церкви около святого жертвенника, где и до сих пор всеми видима их святая чудотворная рака. Многие же замечательные чудеса показал Бог через своих угодников Сергия и Германа. Хотя тела их были положены на большом расстоянии друг от друга, но после соединились вместе в одной Христовой обители. Еще прежде вышеназванного пожара являлись они некоторым достойным инокам и, показывая любовное попечение о своем монастыре, обращали других к покаянию и побуждали к молитве, чтобы все смогли молиться Царю и Владыке о миновании его праведного гнева, — так они много раз показывали свое неотступное попечение о том месте. Многочисленные же их чудотворения невозможно описать словами, ибо велико число тех случаев, когда они быстро оказывали помощь просящим; вся северная страна дивится их чудесам и ярко ими озаряется. Есть три великих преславных монастыря, основанных от того великого Валаамского монастыря. Первый — это Савватий[25], пришедший из Кириллова монастыря с Белаозера и живший в превеликом Валаамском монастыре и благословленный живущим здесь игуменом, — был первоначальником жительства на Соловецком острове. Второй же — Александр[26], который создал обитель живоначальной Троицы на великой реке Свири и просиял в удивительных чудесах так, что не выразишь словами. И этот великий святой чудотворец Александр был пострижен в том пресветлом Валаамском монастыре и бывшим там игуменом благословлен на создание монастыря. Третий же — Савва[27], который построил чудесную и духовную пустынь во имя пресвятой Животворящей Троицы на Сеннянском острове, а в ее устроении ему помогал христоименитый государь великий князь Иван Иванович, брат великого князя всея Руси Василия Ивановича[28]. И это духовное семя тех великих трудолюбивых подвижников укоренилось на той плодоносной благой земле, и вырос преславный урожайный плод, украшенный чудесными духовными цветами — постническими добродетелями — на радость Небесному Царству и на пользу земным людям, хотящим спастись. И были в этой преславной великой Валаамской обители великие иноки, сияющие постническими подвигами, любящие пустынническую многотрудную жизнь. Среди них был некий инок по имени Харитон, который вместе со своим спостником, братом во Христе, жил в дальней пустыни на том острове. Этот вышеназванный Харитон со своим товарищем ничего не брали для своей нужды из монастырского имущества — даже хлеба; но и зимний мороз претерпевали в худых рубищах и своими руками копали мотыгой ту жесточайшую каменистую землю; не отягощали данный человеку на службу скот, а сами в поту возделывали пахотные нивы и от того хлеб свой ели — Христос им в этом помогал И с такой нивы, возделываемой руками, приносили в монастырь из своего годового пропитания по пяти и больше мер жита. И от таких своих тяжелых трудов щедро подавали приходящим к ним убогим. Также и другие пустынники предавались великой суровой жизни, подобно первым великим отцам. Проживающие же в монастыре жили по священному уставу постнического закона, прочно соблюдая в любви Христовой соборные и келейные правила. О их трудолюбивой великой святой жизни свидетельствует житие святого...[29] Многие же удивительные чудеса и прорицания тех великих приснопамятных отцов невозможно передать словами из-за безмерности и бесчисленного множества историй. А если кто-нибудь из трудолюбивых людей пожелает услышать о равноангельской во Христе чудесной жизни тех прежде живших святых отцов, пускай сам достигнет того святожительного чудесного острова и того преславного монастыря и подвижется, и сам услышит от живущих здесь иноков. И, услышав, еще сильнее удивится превеликой Божьей премудрости: как те, кто сначала были служителями бесов, оставили свое языческое волхвование и стали с горячей любовью усердно соблюдать постнические правила. Другие же во врожденной от Христа незлобивой простоте и которых нельзя склонить ко злу, живут радостно по заповедям Господним, как новорожденные младенцы, пьющие настоящее молоко, ни в чем другом не упражняющиеся, кроме беспрестанной молитвы, — не умолкая ни днем, ни ночью; и повинуются бодрому духу, отвергнув необходимый телу покой; и службы монастырские от простоты сердца всей душой с любовью совершали; делая это не только на глазах у других, угождая людям, но как будто самому Христу служили от всей души с любовью. Вот такова была жизнь тех первых великих отцов в том монастыре. Таково то плодовитое семя великого Сергия и вместе с ним страдавшего преславного Германа, что даже и до сих пор живущие здесь сейчас священные иноки ревностно подражают своим первым отцам, соревнуясь друг с другом в добродетелях, — на этом пути Христос им помогает. Также хочу рассказать о большом и преславном чуде перенесения их святых мощей. Напомню об этом коротким повествованием, так как было это в наши дни и всем хорошо известно. Игумен той честной и преславной святой великой обители Валаамского монастыря Пимин[30], который по святительскому призванию избран на спасение живущим здесь во Христе инокам, — я думаю — Богом был предназначен на совершение того преславного и богоугодного дела. Этот вышеназванный великий разумом игумен Пимин, освященный духовною благодатью, принял в сердце благое решение принести из Великого Новгорода вышеназванного основателя того монастыря преподобного игумена Сергия (его святые мощи) в созданную им Валаамскую обитель и положить вместе в одну раку святые мощи обоих — с жившим с ним и любимым им Германом, который после него был тут игуменом, чтобы посрамить ту давнюю созданную бесом вражду, которую воздвигали на преподобного Сергия некоторые легкоумные чернецы, и умолить святого великими слезами. Ведь он сам много раз показал в явлениях свое христоподобное незлобие, не ругая их за согрешение, но показывая большое сердечное попечение о своих чадах и о том требующем большого труда месте. На это кроткое беззлобие святого отца надеялся вышеназванный Пимин, еще же и святыми был вдохновляем, чтобы были положены его святые трудолюбивые мощи в его собственном монастыре. Ведь сам он духом никогда не отступался от этого места своих трудов, но, молясь Владыке Христу, был всегда вместе со своими чадами. Вышеназванный же чудесный игумен Пимин начинает это важное и великое дело: молит святейшего архиепископа Феодосия[31], чтобы, отыскав святые мощи преподобного Сергия, отнести их в его монастырь на Валаам. Услышав же это, архиепископ подивился величию дела и пожеланию мужа и тому, что никто прежде этого не делал; и понял, что игумен начинает такое важнейшее дело не по своей воле, но Бог того хочет — чтобы добродетели преподобного стали явны людям; и сам святой желает быть положенным в созданном им монастыре. Архиепископ же не осмелился сделать это сам, но написал преосвященному и великому митрополиту и всему святому собору и послал туда вышеназванного игумена Пимина. Тогда же на величайшем пресветлом престоле великой митрополии русской сиял чудесный своими добродетелями Макарий, который прежде многие годы был архиепископом преименитого Новгорода[32]. Пимин же предается тому великому подвигу, поспешаемый молитвами святого, и достигает пресветлого царствующего великого града Москвы и обращается с молением к преосвященному святому митрополиту. Тот же великий и чудесный добродетелями муж понял своим духом: не сам по себе игумен осмелился на такую вещь, но поощряемый святым преподобным Сергием. По совету светлейшего христоименитого царя Иоанна[33] тот преосвященный митрополит пишет архиепископу соборное писание, чтобы отпустить мощи преподобного — с честью, которой они достойны, — в созданную им обитель. Игумен же Пимин, достигнув успеха в том святом деле, которого желал, воздав должную хвалу и благодарение всемогущему Владыке и его угоднику, достигает Великого Новгорода и вручает святейшему архиепископу ту соборную грамоту святого преосвященного великого митрополита. Архиепископ же скоро посылает священников и всех клирошан великой церкви Премудрости Божией Софии в монастырь святого великого Богослова и Евангелиста Иоанна, чтобы, откопав и запечатав святые мощи, отдали их с почестями игумену. Там же в церковной стене было искусно написанное красками изображение святого преподобного игумена Сергия, основателя Валаамского монастыря. Известно было о его в Боге добродетельной жизни и чудесах от некоего бывшего там многолетнего старца, показавшего, что в ногах у гроба преподобного выросло огромное дерево тополь[34]. Чудесный же тот игумен Пимин от великой любви к святому сам начинает трудиться — рыть землю — и находит плиту из белого камня, подгнившую за долгие годы. Также откопали сам тот святой гроб и нашли святые его мощи целыми. Радостью исполнившись, вознесли благодарственные песнопения Христу Богу и угоднику его и, запечатав гроб тремя печатями и пев над преподобным священные песнопения, с большими почестями проводили до насада.[35] И так отправился святой к своему любимому и многотрудному месту. Так как человеколюбец Бог послал благоприятные ветры, помогая своему угоднику, то великую реку Волхов они скоро прошли, также и глубину Невского озера быстро проплыли и достигли пречестной обители пресвятой преславной Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, честного ее Рождества — Коневского монастыря. Случилось же при этом чудо преславное: захотел игумен Пимин поскорее дойти при благоприятном ветре до своего монастыря и миновать монастырь святой Богородицы Коневской и великого основателя того монастыря святого Арсения. Когда же он приказал кормчему миновать тот монастырский остров, то поднялся встречный ветер и стал против их воли относить насад порывами назад. Тот же игумен Пимин вспомнил, что оба святых основателя — валаамский Сергий и коневский Арсений — когда во плоти жили, имели между собой совершенную Христову любовь, поскольку оба жили в одни и те же годы[36]. Вспомнив же об этом, игумен понял, что великий Сергий хочет побывать у своего друга и брата во Христе, и приказал поворотить насад к монастырю. Игумен же того монастыря, услышав, что мощи святого по своей воле к ним идут, сам со всей братией устроил преподобному встречу в священных ризах, с кадилами и песнопениями. И с великими почестями мощи святого в монастырь внесли, и там он всю ночь покоился. Наутро же молитвами святого ветер опять благоприятен стал, и так игумен Пимин вместе со святым своим путем отправились. И с этим данным им попутным ветром скоро пришли к пристани того великого Валаамского острова, наставляемые молитвами святого Сергия. В монастыре же повелели, чтобы священники в священных одеждах, с крестами, кадилами и со свечами и вся братия утром к встрече святого были бы готовы. Той же ночью случилось на обычной своей молитве бдеть некоему благоговейному иноку того монастыря, сияющему постническими трудами. И едва приподнявшись с молитвы, он как будто ослеп. И видит: в пристани того острова, где святой Сергий стоял, — полные здания и берег священнолепных иноков и знатных бояр, стоящих со множеством свечей и ликующих с радостью. Здание же полно священных священников в святых ризах, а между ними — прекрасные юноши с жезлами в руках, освященные вышнею славою. В здании же том огромное множество свечей, сияющих неизреченным светом; исходит непонятное благоухание, как из облака, наполняющееся сладким и неописуемым запахом. Он же, видя это, был охвачен страхом и недоумением, не смея спросить, кто они. И насилу спросил с боязнью одного из последних здесь, говоря: «Кто они, Господи мой, ибо нет на земле подобных?» Он же ответил ему, сказав, что пришел жить в свой монастырь зачинатель валаамский игумен Сергий из Великого Новгорода; а встречает Сергия его спостник и сопрестольник игумен той же обители Герман и остальные с ним. Услышав это, тот инок тотчас проснулся и увидел, что он в своей келье и стоит на обычной молитве. Об этом — все, мы же возвратимся к рассказываемой повести. Наутро же священники и вся братия с животворящими крестами, святыми иконами, кадилами и свечами приготовились к встрече святого. И сам игумен Пимин с бывшими с ним священниками, облачась в священные ризы, со свечами и благовонными кадилами идя святым шествием вдоль пристани, достигает берега. Поднимают на плечи священный гроб преподобного и с большой честью относят с радостными духовными песнопениями в монастырь. Некоторые же духовные иноки от радости испускали громкие вопли со слезами, прося прощения у преподобного за то, что отцы их по неведению сотворили злой умысел на святого. И его славное принесение с таким громким пением совершалось, что заглушало плачевные голоса поющих псалмы и каменносердных обращало к милосердному плачу. Принеся святые его мощи, положили их в большой церкви Боголепного преславного Преображения Бога нашего Спаса Иисуса Христа. Взяв также и приснопамятного Германа, вместе обоих положили и совершали над ними по священному уставу священные святые песнопения. Приходящие же братья целовали их святые мощи, а игумен Пимин, как у живых, просил прощения от имени всей братии, говоря святому: «Прости, святой отец, прости, не вспоминай грехи их отцов, так как по неведению согрешили против тебя, ибо нет человека, который бы не согрешил. Но ты, будучи сыном Вышнего, уподобься милостью Отцу своему и Владыке — прости им их вину. Пребывай с нами, так как на тебя уповаем, ты — наш ходатай и заступник». Так игумен ручался за каждого брата, обливаясь слезами. Также и вся братия целовала преподобного и просила прощение. Завершив же священные песнопения, отнесли их мощи на уготованное для них место: положили в одном месте — за алтарем большой церкви около святого жертвенника — и с честью украсили гроб паволокою. И в тот день совершили духовное празднество в честь святых и преподобных отцов Сергия и Германа. Совершается же память их славного святого соединения в сентябре месяце в 11-й день по повелению святого священного собора — в тот день мощи святого Сергия принесли в монастырь[37]. С тех пор и доныне вся Карельская земля, словно ликуя каждый год, из рода в род бесконечно отмечает день их памяти, всегда воссылая славу и благодарение возвеличившему их Христу Богу нашему. Их же молитвами все мы получим небесное святое некончаемое Царствие Царя Иисуса Христа Бога нашего, ему же хвала и честь и поклонение со безначальным его отцом и с пресвятым и благим и животворящим его Духом ныне, и всегда, и в некончаемые веки. Аминь. О чудесах святых валаамских основателей Сергия и Германа. Еще же немного хочу вспомнить о некоторых из чудес святых и великих преподобных отцов Сергия и Германа — игуменов и основателей валаамских. У всех на слуху сотворенные ими ранее великие чудеса, но также и ныне неоскудно являют свои чудеса всем, с верою их призывающим, и над ними свои преславные чудеса творят. Из уст таковых самых я это слышал — а всего ни повесть не позволит вместить, ни разум мой объять, но перескажу только одну малую чудотворную каплю из всего огромного и непостижимого множества их чудес, чтобы слушающие утолили горящее пламя жаждущего сердца. Вспомню одну новую преславную повесть, которую сам слышал от того, с кем это случилось. Было это в 64 году восьмой тысячи[38]. Некий человек по имени Иоаннов сын Андрей Гаркуев, живущий на реке Олонце, — этот человек в той земле известный[39]. Пришлось ему однажды со своей дружиной, как и обычно, в зимнее время в конце месяца ноября ловить рыбу у Валаамского острова, как и прежде. И вступила ему в руку столь лютая болезнь, что не мог он не только никакую необходимую работу делать, но ни есть, ни спать. Рука его отекла, как огромное бревно, и проклятая болезнь непрестанно мучила его, разрывая жилы. Добрался он до своего дома и терпел эту сильную мучительную болезнь, и продолжалась у него такая лютая боль до самого месяца января. Начал же человек тот Христу Богу нашему и Пречистой Его Матери молитвы воссылать и призывать в помощь великого чудотворца Николу и основателей валаамских Сергия и Германа. И возложил на себя обет: если их молитвами избавится от той лютой немощи, то два года будет работать в той преславной обители Валаамской[40] — на живущую там братию — в честь святых и преподобных игуменов Сергия и Германа. Вот такой обет возложил на себя вышеназванный Андрей. Эти же помощники, скорые на помощь, недолго ждали; и в тот же час одержимый болезнью впал в прозрачный сон. Как только он в забвение пришел, то видит себя на некоем из валаамских островов, одетым в отвратительное плетеное лыко и безобразную одежду и терпящим свою страшную немощь. И видит также, что предстали перед ним два инока — очень величественных и святолепных, сияющих неизреченною славою. Он же, увидев это, перепугался, понимая, что перед ним валаамские основатели, так как он видел раньше их святую икону[41]. Эти же великие святые старцы начали его расспрашивать о случившейся с ним болезни, а он давал им ответы. После этого видит — от большого Валаамского острова идет к ним по озеру старый муж в великой славе, облаченный в священную белую одежду. И обращается священный муж к тем святолепным старцам, говоря: «Освободите его», — и вынув нож, подал им. Тогда они срезали плетеное лыко с безобразной и отвратительной одежды и, содрав с него эту непотребную одежду, бросили ее в находящееся поблизости болото. На этом вышеназванный Андрей пробудился от того великого видения в своем доме и, никого не видя, подивился тому преславному явлению. Вспомнив же о бывшей в нем немощи и совсем не ощущая ее, обнаружил, что из его руки вышло множество гноя. И с того часа стала его рука здорова, как будто никогда и не болела. Так он увидел свое быстрое исцеление по молитве святых, воссылая славу Христу Богу и угодникам его. Также сотворилось другое большое чудо теми преподобными святыми и великими отцами Сергием и Германом. Оно было незадолго до первого рассказанного чуда. Вышеименованный игумен Пимин, который перенес мощи этих святых и учредил их светлую память с похвалою, — этот игумен Пимин захотел построить келью для келаря около монастырской трапезы, чтобы он всегда был готов к порученному ему услужению приходящим гостям. Так и было сделано: все подготовив, он построил келью, но еще в ней никто не поселился. Был же некий муж по имени Феодор, искусством гончар, живший через озеро от монастыря верст за 40 в месте, называемом Соломенское, — человек же он был благочестивый, живший с боязнью Божьей. Этому мужу Феодору явлено было такое видение: видит себя в той превеликой Валаамской обители в монастыре, как идет он к большой церкви, и что у той кельи, которую вышеназванный игумен поставил около трапезной, стоят два святолепных старца в великой славе. Он же, увидев такое, испугался их вида. Старцы же позвали его по имени; а когда он подошел, так начали ему говорить: «Иди, — говорят, — и поведай игумену: мы — основатели этого монастыря Сергий и Герман. Возвести же ему следующее: пусть запретит жить в этой келье, так как место это свято — прежде здесь стояла церковь Рождества Христа Бога нашего». Также обратили они взор к югу и произнесли: «А здесь — другое неизвестное место, где раньше церковь была. Пусть игумен повелит водрузить животворящие святые кресты на месте обеих церквей», — и показали рукою на гостиничную келью. Также сказали: «О местах тех знает старец Ипатий — пусть игумен его расспросит. Скажи же игумену следующее: пусть запретит жить в той келье, не то обратят они на себя праведный гнев Божий». Сказали это и стали невидимы. Тот же вышеназванный Феодор, очнувшись от того чудесного видения, по их двойному приказанию быстро пришел в монастырь и рассказал обо всем игумену. Игумен же расспросил вышеназванного старца Ипатия — I его велели расспросить святые. Он же сказал, что до пожара на южной стороне близ гостиничной кельи стоял водруженный крест. Рассказывали раньше многолетние старцы, что здесь стояла самая первая церковь. Игумен же, услышав это, удивился, воссылая хвалу святым и преподобным отцам, которые неотступно пекутся об этом месте, — и сделал все по их повелению. Расскажу и третье сотворенное ими чудо и на этом дам словам успокоение, чтобы множество историй не отяготило вашего слуха. Был в той обители незадолго до упоминавшегося игумена Пимина игумен Кирилл[42]. По дьявольскому совету стал он враждовать со всей живущей здесь во Христе братией и из-за этого отрекся от игуменства. И идет к архиепископу в Великий Новгород и там возвел много клеветы на живущую в том монастыре братию. И упросил, чтобы отправили посланника, который принуждением приведет тех старцев на суд[43], чтобы выдать свою ложь за правду и сотворить пакость и срам той святой обители. Вот таковое замыслил вышеназванный игумен Кирилл, надеясь в обход справедливости на земную власть, так как стяжал много пособников из числа бояр святейшего архиепископа. Но предстоящие Вышнему Царю великие бессмертные заступники своей обители показали гибельное злоумышление того игумена напрасным и обманным, когда тот игумен Кирилл повелел посланнику привести в Великий Новгород более 40 старцев того монастыря — не только главных в монастыре, но и стариков, ничего не знающих о том волнении и только предающихся глубокой молитве. И все живущие в том монастыре были в превеликом ужасе, и стоял плач тех святых многолетних старцев из-за того, что не могли пойти в мир, не нарушив обета. И так готовились к путешествию. Случилось же так: ночью некоему духовному и многолетнему старцу было явление — как будто стоит он в той большой церкви святого Преображения, где лежит нетленное тело святого Германа (так как тогда только преподобный Герман был в церкви). Видит, что сам тот святой встает из своего гроба, выходит с жезлом из церкви и говорит следующее: «Не могу больше терпеть слез моих чад, но пойду к брату моему Сергию, чтобы избавить нам их от напавшей беды», — и с тем стал невидимым. Тогда еще мощи святого Сергия были в Великом Новгороде. Старец же воспрял от того видения, удивляясь случившемуся, и возвестил об этом прочим братьям. Когда же они пришли в Великий Новгород, то архиепискому и боярам явственно открылись ложный навет и прочие беззакония вышеименованного игумена Кирилла. Его речи оказались посрамлены и поруганы, а находящуюся там братию архиепископ отпустил с миром. Скоро все вернулись в свой монастырь безо всякого вреда, благодаря [Господа Бога][44] и угодников его Сергия и Германа. [...] упомянул только три их чуда во славу прославившему их в Троице славимому Богу, ему же слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь. |
|||||
|
|||||
[1] Немецкое Свизское море — Балтийское море [2] Ливонская земля — территория современных Латвии и Эстонии. «Начиная от Ливонской земли и до Каргополя» — дается расстояние с юга на север. [3] «В сторону Немецкой земли» — то есть на запад. [4] «Полная и великая река» — южная часть Ботнического залива Балтийского моря или пролив, соединяющий Ботнический залив с Балтикой. На карте середины XVII в. (1650—1656 гг.) под названием «Чертеж ветхой городам русским и шведским до Варяжского моря» у входа в Ботнический залив показано: «по сему месту ходу морем 60 верстъ» (См.: Голубцов И. А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI—XVII вв. и отражение их на русской карте середины XVII века // Вопросы географии. М., 1950. Т. 20. С. 288—289, вклейка). [5] Каенская губа — Ботнический залив Балтийского моря. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посещавший Россию в первой половине XVI в., писал в своих «Записках», что «Каянской землей русские называют Финляндию» (С. Герберштейн. Записки о Московии. М , 1988. С. 152). На основании анализа текста берестяной грамоты № 286 В. Л. Янин пришел к выводу, что «Каянской землей» называли северную часть Финляндии, а «Каяно-морем» — Ботнический залив (В. Л. Янин. Я послал тебе бересту... М., 1965. С. 60—66). [6] Для XVI в. еще устойчив образ «чудских племен» как не только язычников в прошлом, но и колдунов, «волхвов». [7] Андрей — галилеянин и брат апостола Петра, живший в I в. н. э. (Мт. IV, 18—20; Ио. I, 35, 40—42). Но помимо этих канонических сведений, на Руси было популярно и апокрифическое сказание об апостоле Андрее: оно вошло во многие летописные своды, а также в церковные службы и памяти. Так, уже в Лаврентьевской летописи мы читаем, как апостол Андрей путешествовал по территории Руси, посетив места будущих Киева и Новгорода, пророчествуя о принятии Русью христианства. Особой популярности культ апостола Андрея как крестителя Руси достигает в середине XVI в., при Иване Грозном. Поэтому неудивительно, что автор «Сказания о Валаамском монастыре» «продляет» маршрут апостола Андрея из Новгорода до Ладожского озера. Отметим однако, что автор Сказания говорит об этом достаточно осторожно, ссылаясь на «рассказы старцев». Можно считать, что источниками его рассказа об Андрее послужили не только летописи и церковная служба, но и местное монастырское предание, которое было зафиксировано на Валааме даже в XIX в. (См.: Чистович И. История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 15). Интересно, что эту же легенду использовал в начале XIX в. при написании своей «Оповеди» (подделки, повествующей о начальной истории Валаамского монастыря) А. Сулакадзев, но доведя ее до полного гротеска: «Св. Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные» (Валаамский монастырь. СПб., 1864. С. 4). [8] Невское (Нево) озеро — Ладожское озеро. [9] Коневский (или Коневецкий) монастырь Рождества Богородицы, основанный преподобным Арсением на острове Коневец на Ладожском озере после его возвращения с Афона. В летописи в статье 1398 г. говорится: «Поставлена бысть церковь каменна пресвятей Богородицы, на Ладожском езере, на Коневом острову, и монастырь устроиша, при архиепископе Иоанне Великаго Новаграда и Пскова» (Полное собрание русских летописей. Т. 3. С. 233). Эту дату и можно считать годом основания монастыря. Житие Арсения (о нем подробнее см. ниже, примеч. 33) даты прихода преподобного на остров не называет, но сообщает год его смерти (по разным спискам жития — 1444 или 1447 г.). [10] Град Орехов — город Орешек (позже — Нотебург, Шлиссельбург, современный г. Петрокрепость). [11] «Белым морем» здесь названо Балтийское море. Во избежание недоразумений автор Сказания приводит и более распространенное его наименование — Свизское. [12] Река Узярва — современное название Вуокса — на самом деле впадает в Ладожское озеро не с севера, а с запада, к тому же южнее самого Валаама. Однако на средневековых картах и эта река, и город Корела показывались действительно севернее озера. См, например, «Карту Московии Антония Вида — И. В. Ляцкого» 1542—1555 г. (Рыбаков Б. А. Русские карты Московии XV — начала XVI века. М., 1974. Вклейка 2) и «Чертеж ветхой городам русским и шведским до Варяжского моря» 1650—1656 гг. (Голубцов И. А. Пути сообщения... С. 282—289). С другой стороны, такая фраза могла принадлежать новгородцу, глядевшему на озеро с юга. В любом случае, это единственная неточность автора Сказания в географическом описании. В целом же его описание поражает не только поэтичностью, которая позволяет ставить Сказание в один ряд с такими шедеврами древнерусской литературы, как «Слово о погибели земли Русской», но и необыкновенной точностью приводимых им сведений о сообщении водных бассейнов и расстояний: все его цифры совпадают с данными современных справочников и карт. Сложен вопрос об источниках, которыми мог воспользоваться автор при составлении этого описания. Первой — более общей — части описания можно подобрать хотя бы отдаленные аналогии в летописях. Сравним, например, с обзором гидрографии Пермской земли в Никоновской летописи: «Река же первая, именем Вым, впаде в Вычегду; другая река Вычегда, обходящи всю землю Пермьскую, потече в северную страну и впаде в Двину ниже Устьюга 40 верст...» (ПСРЛ. Т. XI. С. 165). Б. А. Рыбаков считает, что при составлении таких описаний летописцы делали выписки из несохранившегося географического словаря конца XVI в. (Рыбаков Б. А. Русские карты Московии... С. 12), хотя доказать эту гипотезу невозможно. По поводу же характеристики Ладожского озера и Валаамских островов можно предложить только следующее объяснение: цифровые данные могли браться из «дорожников» (это своеобразные средневековые географические словари, в которых указывались расстояния и пути между крупными центрами), а остальная информация принадлежит уже к сфере устного знания. Отметим, однако, что все известные древнейшие «дорожники» были очень «мелкомасштабны», если можно так выразиться, не отличались большой точностью и столь подробных данных никогда не давали. [13] Ложная этимология, основанная на созвучии названия острова и имени библейского Валаама — мага и прорицателя времен Моисея. Наиболее известен эпизод с «валаамовой ослицей», но автор Сказания обыгрывает другой библейский сюжет: Моавитский царь Валак призвал к себе Валаама, чтобы тот проклял народ Израиля, вышедший из пустыни во главе с Моисеем. Но каждый раз, когда Валаам должен был произносить проклятия Израилю, Бог вкладывал в его уста слова благословения (Числа, 22—24). [14] Появление имени Ефрема Перекомского (или Перекопского) в Сказании несколько неожиданно, поскольку ни в одном из источников его имя с Валаамом никак не связывается. Видимо, и здесь автор пользовался местным монастырским преданием. Косвенным аргументом в пользу достоверности этого сведения может служить именно тот факт, что для Сказания сюжет с Ефремом — второстепенный, периферийный, следовательно, в вымысле не нуждающийся. Ефрем Перекомский, хотя и причтенный к лику святых на канонизационном Макарьевском соборе 1549 г., не принадлежал в более позднее время к числу широко известных русских святых; сейчас известно только два списка (и оба — XVIII в.) его жития. Однако, сложность привлечения данных биографии Ефрема к уточнению даты основания Валаамского монастыря заключается в том, что житие Ефрема, написанное предположительно его учеником Романом около середины XVI в., крайне компилятивно и мало достоверно как исторический источник, поскольку представляет собой лишь слегка измененный пересказ жития Александра Свирского (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 263; Соколова Л. В. Роман // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 311—313). По тексту этого жития Ефрем родился в 1413 г., основал Перекомский монастырь на реке Веренде в 1450 г. и умер в 1492 г., никогда не быв на Валааме (ОР ГБЛ, ф. 205 (собр. ОИДР), № 45. Служба и житие Ефрема Перекопского. XVIII в. 4°, 98 лл., л. 22 об.—66 об.). В. О. Ключевский, не доверяя сведениям этого источника, называл годом смерти Ефрема 1523 г., хотя сам же приводил сведения о Ефреме, указывающие на конец XIV — первую половину XV в. Однако в Новгородской III летописи сохранилось известие под 1407 г.: «постави владыка Иоанн Новгородский церковь каменну святаго Николая чудотворца на Веренде, и монастырь устроиша» (ПСРЛ. Т. 3. С. 234). Это противоречие некоторые исследователи пытались, в частности, объяснить тем, что монастырь был основан архиепископом в 1407 г., но вскоре заглох и был позже возрожден Ефремом (Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. III. СПб., 1897, № 1483). Но, как мы видим, наше Сказание помогает пролить свет и на историю Перекомского монастыря, который вероятнее всего был основан все-таки в 1407 г. Ефремом при архиепископе Иоанне. Если принять это допущение, то получается, что на Валаам Ефрем и Сергий пришли незадолго до 1407 г., а официальный статус монастырь обрел между 1407 и 1415 годами. [15] Судя по описанию острова в Сказании, это может быть тот остров, который в новое время назывался Святым и где находилась часовня Александра Свирского. Возможно, что Александр Свирский выбрал пещеру на этом острове не случайно, зная, что здесь жил преподобный Сергий. Обращают на себя внимание и следующие факты: в XIX в. было известно наименование «Старый Валаам» применительно к Святому острову (Вяземский П. П. Монастыри на Ладожском и Кубенском озере. СПб., 1881. С. 19); капитан Я. Я. Мордвинов, посетивший Валаам в 1777 г., передает сведение о том, что в данной пещере жили Сергий и Герман, а не Александр Свирский. (Записки капитана Якова Яковлевича Мордвинова. СПб., 1888. С. 44). В довершение этой путаницы современные исследования показывают, что камни, которыми выложена пещера, не могут датироваться старше, чем XVIII в. (Спиридонов А. М., Яровой О. А. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия. Москва, 1990. С. 76). Трудно сейчас разобраться, что в истории с пещерой относится к реальности, а что к легенде (к тому же приходится иметь дело явно с легендами разных хронологических напластований). Вполне возможно допустить, что в одной и той же пещере жили и Сергий с Ефремом, и позже Александр, а в XVIII в. она могла быть поновлена. Во всяком случае, предание (или знание?) третьей четверти XVI в. связывало начало Валаамского монастыря с этим маленьким островом и какой-то пещерой, на нем находящейся. [16] Поставленный на пустом месте крест традиционно служил символом основания новой обители. [17] Собор Софии Премудрости Божией — кафедральный собор Новгорода. Это выражение обозначает, что Иоанн был архиепископом Великого Новгорода. [18] Архиепископ Иоанн занимал новгородскую кафедру в 1388—1415 гг. (при этом в течение трех лет и трех месяцев в 1401 —1404 гг. он находился в Москве). Известен тем, что за годы его архиепископства и по его инициативе было основано большое число монастырей как в самом Новгороде, так и в Новгородской земле. В предисловии к такому известному памятнику древнерусской публицистики, как «Валаамская беседа», его имя перепутано с другим Иоанном, «новым чудотворцем», то есть канонизированным в 1547 г. архиепископом Иоанном (1163—1186 гг.) (См.: Моисеева Г. Н. Валаамская беседа — памятник русской публицистики середины XVI века. М.; Л., 1958). Возможно, что имя владыки Иоанна (без уточнения — какого именно) могло сохраниться на каком-то церковном предмете — антиминсе, воздвизальном кресте или иконе. Даты правления архиепископа Иоанна II автор Сказания почерпнул, скорее всего, из летописного источника. [19] Таким образом, мы видим, что современная планировка Валаамского монастыря (XVIII— XIX вв.) практически повторяет первоначальную планировку. Традиция монастырского строительства каким-то образом сохранилась, несмотря на более чем столетний перерыв в XVII в. [20] «Закон монастырский Сергия» носит характер вставки — видимо, автор Сказания включил в свой текст готовое произведение, пересказав его своими словами. В житии Павла Обнорского устав также назван «законом монастырским», правда, не в его заглавии, а дальше в тексте — из этого можно заключить, что это не официальное название (ОР ГБЛ, ф. 178, № 8188, Минея четья на январь, 1147 л., Г, втор. пол. XVI в., л. 275об. — ЗЗЗоб.). Сравнение «закона монастырского Сергия» с известными древнейшими уставами общежительных монастырей (Ефросина Псковского, Иосифа Волоцкого, Корнилия Комельского, Герасима Болдинского) показывает, что по своей форме он не является монастырским уставом в общепринятом смысле (скорее всего — это краткая «выжимка» из устава), хотя также проповедует принципы общежительства, а в некоторых вопросах значительно опережает их. Так, например, только Стоглавый собор (1551 г.) принял пункты о принятии постриженников без вкладов и о совместной трапезе игумена и всей братии. Отличие проявляется и в отношении к провинившимся — в монастырских уставах других монастырей оно значительно более суровое. Отметим, что «закон монастырский Сергия» не обнаруживает никаких аналогий (ни смысловых, ни тем более текстологических) с «Валаамской беседой», хотя посвящены они одной теме — нормам монашеской жизни. Трудно сказать, действительно ли «закон монастырский» был сочинен самим Сергием или же авторство приписано ему более поздней традицией. Известно лишь, что Валаамский монастырь пользовался устойчивой репутацией обители с древними общежительными устоями, хотя как общая мера общежительство утвердилось в новгородских монастырях с начала XVI в. (Никитский А. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879. С. 190). Отголоски памяти о «законе монастырском» можно встретить, на наш взгляд, в грамоте новгородского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 г. в Дымский монастырь валаамским старцам (после очередного шведского разорения братия монастыря переселилась в Антониев Дымский монастырь, но сохранила свою структуру, автономию и наименование «валаамских старцев»): «и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Великого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по закону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действовали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, всякому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны...» (Акты исторические Т. I. № 236. С. 452—453). Благодаря «закону монастырскому» и дальнейшему описанию жизни валаамских иноков можно утверждать, что Ва лаамский монастырь принадлежал к числу древнейших русских общежительных монастырей — обителей нового типа, традиция которых связана с мощным религиозным, духовным ренессансом XIV—XV вв., идущим от Сергия Радонежского и его учеников. [21] Однозначно атрибутировать монастырь Иоанна Богослова не удается. Исходя из текста Сказания, о нем можно получить лишь следующую информацию: монастырь, в котором прожил последние годы Сергий, находился или в самом Новгороде, или в его ближайшем пригороде; из рассказа о перенесении мощей (см. ниже) следует, что монастырская церковь имела настенные росписи. В Новгородской земле вообще было мало церквей, посвященных Иоанну Богослову, — в этой связи особенно примечательно, что придел в честь этого святого был сооружен самим Сергием на Валааме. Существовал Богословский монастырь на Черменце озере, но он не подходит из-за дальности расстояния. Еще одна церковь Иоанна Богослова была построена в 1439 г. в Вяжищском монастыре архиепископом Евфимием и имела росписи (сам монастырь был основан в 1411 г.) (См.: Макарий /Миролюбов/. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 596), но во всех источниках монастырь называется Никольским Вяжищским. Таким образом, методом исключения в Новгороде в это время остается только один монастырь, более или менее подходящий на эту роль, — на Торговой стороне, на реке Витке находился монастырь Иоанна Богослова, основанный в середине XIV в.; каменная церковь (самая маленькая среди всех новгородских), существующая и поныне, была выстроена в 1383—1384 гг. (Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 379—380). Правда, В. Л. Янин считает этот монастырь женским (Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 54— 55), что должно было бы сразу исключить его из числа возможных претендентов на роль последнего прибежища Сергия. Однако из летописной записи 1528 г. следует, что женским Витковский Богословский монастырь стал только с этого года, а до этого был смешанным (ПСРЛ. Т. 6. С. 285), то есть в нем под управлением игумена жили и монахи, и монахини (такая практика была вполне обычной до распространения на Руси общежитийных монастырских правил). Тогда становится понятным, почему в тексте Сказания в 40-е гг. XVI в. могилу Сергия (см. ниже) показывает старец монастыря — видимо, он жил там до 1528 г. Не совсем понятно, были ли в этой церкви росписи. В новое время их не было, стены были изнутри побелены (Макарий /Миролюбов/. Археологическое описание... С. 354), но современные реставрационные работы выявили следы росписи в одной из ниш (Шуляк Л. М. Памятники архитектуры Новгорода. Церковь Иоанна Богослова на р. Витке XIV в. Новгород, 1959. С. 9). Таким образом, можно предположить, что последние годы своей жизни Сергий провел в смешанном Витковском Богословском монастыре — монастыре маленьком и не очень известном. [22] Слово «перевод» могло в равной степени употребляться и к переписыванию книг (работа писца), и к переводу в нашем понимании — с одного языка на другой. [23] Столь общая, «книжная» характеристика преп. Германа указывает на то, что автор Сказания не располагал о нем никакой конкретной информацией. [24] Следовательно, со времени основания монастыря до перенесения мощей Сергия прошло более 140 лет, что полностью соответствует косвенным датировкам этих событий, приводимых в Сказании. Считаем нужным отметить эту точность расчетов автора Сказания, поскольку очень часто древнерусские авторы в своих произведениях (в первую очередь в житиях святых) допускали хронологическую путаницу, в результате которой приводимые ими даты и имена исторических деятелей противоречили друг другу. [25] Преподобный Савватий Соловецкий, судя по тексту его жития, прожил на Валааме несколько лет (в первой половине XV в.), придя туда из Кирилло-Белозерского монастыря. Уйдя с Валаама, он поселился на Соловецком острове. [26] Преподобный Александр Свирский, основатель Спасско-Троицкого монастыря на реке Свири. Судя по тексту жития, написанного его учеником Иродионом, принял постриг в Валаамском монастыре и прожил там несколько лет (во второй половине XV в.), после чего ушел на Свирь. [27] Если первые два из перечисленных святых — Савватий и Александр — широко известны и почитаемы (и оба к моменту написания Сказания уже были канонизированы на Макарьевских соборах), то сложнее обстоит дело с Саввой Сеннянским. Видимо, это Савва — автор полемического антиеретического произведения «Послание на жидов и на еретики», написанного в 1488 году, адресованного боярину Шеину и направленного против появившейся в эти годы в Новгороде так называемой ереси «жидовствующих» (см.: Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 317—318). Во вступительной части послания он именует себя иноком «Сенного острова». [28] Князь Иван Иванович Молодой, сын (и некоторое время соправитель) Ивана III, родился в 1458 г. и умер в 1490 г.; о его деятельности по устройству монастырей ничего не известно, тем более что через свою жену Елену Волошанку он был связан с кругами «жидовствующих» — еретиков, не признававших института монашества (См.: Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982. С. 66— 89). Упоминание имени Ивана Ивановича Молодого дает возможность определить время основания Троицкого Сеннянского монастыря концом 70-х — 80-ми годами XV в. Сведений об этом монастыре в источниках мало: он упоминается в Записи о ружных церквях и монастырях в Новгородских пятинах, составленной в 1577— 1589 гг. (Временник Общества истории и древностей российских. М., 1856. Кн. 24. Смесь. С. 37); известны две выданные ему новгородскими епископами тарханные грамоты, в которых говорится о шведском разорении (игумену Пимину 1581 г. и игумену Варлааму 1592 г. (Акты исторические. Т. I. № 210. С. 402—403). Но можно предположить, что в свое время Троицкий Сен ной монастырь был достаточно известен. Так, сведения о нем вошли в древнейший из сохранившихся «Пермский дорожник» в списке второй половины XVI в., причем в таком контексте, где естественнее, казалось бы, встретить название Свирского, Андрусовского или какого-нибудь другого известного ладожского монастыря: «...Онега течет своим устьем в море. Нево озеро велико, 300 верст поперек и на подлину; а на нем стоят три монастыри: Валам, да Ковенець (так!), а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет» (Плигузов А. И. Первые русские описания Сибирской земли // Вопросы истории. 1987. № 5. С. 49, прим. 51). (В этой цитате отметим также краткость сведений и неверный размер Ладожского озера, о чем говорилось выше в связи с «Дорожниками».) Но, пожалуй, наибольшего внимания заслуживает перечисление Сенного монастыря среди достойных подражания общежительных обителей в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу»: «...яко же есть чин и устав преданный от преподобнаго отца нашего игумена Кирила чюдотворца, его же держат во обители его неизменно даже и до сего дни, такоже и во всех заволских (так!) манастырях, и в Соловецком монастыри, такоже и на Ладожском озере, на Валаме, и на Коневце, и на Сеинном (вариант: на Сенном) такожде и во обители преподобного старца Иосифа, иже на Волоце...» (Кунцевич Г. Челобитная иноков царю Ивану Васильевичу. СПб., 1912. С. 13). Эта «Челобитная» была написана, по мнению Г. Кунцевича, неизвестным автором до Стоглавого собора (то есть до 1551 г.) и использовалась Иваном Грозным в его сочинениях (Там же. С. 10—11). Из вышеприведенных отрывков можно сделать вывод, что Троицкий Сенной монастырь, сейчас совершенно забытый, в свое время был хотя и небогатым (так как получал ругу — дотацию от государства, как бы мы сейчас сказали) и, видимо, небольшим, но достаточно известным общежительным монастырем. Но где же он находился? Из известных ранее источников можно понять только, что он помещался в Вотской пятине на Ладожском озере, из нашего Сказания известно, что он был на острове. Архимандрит Макарий (Булгаков) размещал его в районе Старой Ладоги (Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1874. Т. 7. С. 33), не приводя никакой аргументации в пользу этого мнения. Острова под названием Сенные есть на реке Свирь неподалеку от Александро-Свирского монастыря (Андреев А. П. Ладожское озеро. СПб., 1875. Ч. 2. С. 123), но вряд ли монастырь мог быть там, так как, во-первых, эти острова затопляются, во-вторых, трудно предположить, чтобы в житии Александра Свирского этот факт был бы обойден молчанием. В то же время на самом Ладожском озере, недалеко от устья реки Вуоксы, то есть между Валаамом и Коневцом, размещается остров Хейнясенмаа, финское название которого является калькой с русского «Сенной остров» или «Сенная земля». (А. П. Андреев называл этот остров «Гейне-Сима» и считал вполне пригодным для жилья — Там же, с. 28). На острове Хейнясенмаа помещает Троицкий монастырь и финский исследователь X. Киркинен (H. Kirkinen. Karjala idän ja lännen välissä. Helsinki, 1970, vol. 1, s. 263) — поскольку он не приводит никакой аргументации, надо полагать, что его атрибуция, так же как и моя, основана на совпадении финского и русского названия. Рассмотрев и проанализировав все варианты, можно с большей или меньшей степенью уверенности считать, что Троицкий Сенной монастырь находился на острове Хейнясенмаа и являлся ближайшим соседом Валаамского и Коневского монастырей. [29] Далее в тексте подлинника пропущено около строки — вероятно, оставлено место, чтобы вписать киноварью имя святого. Не совсем понятно, относится ли ссылка на житие только к предыдущей фразе о монахах, живущих в монастыре, или же ко всему сюжету (включая и рассказ о Харитоне). Поэтому трудно сказать, о житии какого святого может идти речь. Из всех известных житий, написанных к середине XVI в., только в житии Александра Свирского рассказывается о подвигах валаамских монахов, но Харитон и его спостник там не упоминаются. [30] Имя игумена Пимина ни по каким другим источникам не известно. [31] Архиепископ Феодосии занимал новгородскую кафедру в 1542—1551 годы. [32] Макарий, митрополит всея Руси (1542— 1563 гг.), был хиротонисан на митрополию из новгородских архиепископов. [33] «Царь Иоанн» — Иван Васильевич Грозный, титуловавшийся царем с 1547 г. Впрочем, в 60-е годы XVI в. автор Сказания мог постфактум употреблять этот титул применительно к Ивану Васильевичу и до 1547 г. Следовательно, на основании этой даты представляется не совсем корректным сужать датировку перенесения мощей Сергия. Предлагаю датировать это событие более осторожно: в промежуток времени между 1542 и 1550 годами, хотя склоняться следует скорее к концу этого периода, а не к его началу, еще и по следующим причинам: с 1540 г. до перенесения мощей на Валааме сменилось по крайней мере три игумена — игумену Исайе адресована жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича II марта 1540 г. (Русская историческая библиотека. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 1097—1099), игумены Кирилл (см. ниже) и Пимин упоминаются в нашем Сказании. Во-вторых, идея перенесения мощей Сергия и прославления первых валаамских игуменов могла быть отчасти подсказана общей активизацией процесса канонизации, возникшей во время Макарьевских соборов и после них. В-третьих, Житие Александра Свирского, написанное игуменом Иродионом в 1545 г. и довольно подробно рассказывающее о Валаамском монастыре, ни разу не называет святых основателей монастыря Сергия и Германа. Вероятно, если бы они в 1545 г. уже были канонизированы, Иродион не обошел бы их молчанием. [34] См. примеч. 19. [35] «Насад» — речное судно с высокими бортами. [36] Преподобный Арсений Коневский основал монастырь Рождества Богородицы около 1398 г. (см. примеч. 9) и умер, согласно разным спискам его жития, в 1444 или 1447 г. Вполне естественно, что два монастыря, возникшие примерно в одно время недалеко друг от друга в иноязычной и иноверной среде и ведущие миссионерскую работу, имели между собой контакты. Однако, все известные мне списки жития Арсения Коневского (вообще довольно редкого в рукописной традиции) относятся к одной редакции (ОР ГБЛ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 806, сборник, л. 244—246 — сер. XVI в.; Рязанский музей-заповедник, П—15, №8382, 26 л. — последняя четверть XVII в.; ГПБ, Q.1.1227, сборник, л. 1—35 — нач. XVIII в.; БАН, собр. Археографической комиссии, № 3, 30 л.— XVIII в.) и не содержат никаких упоминаний о Валаамском монастыре. Сведения о том, что после возвращения с Афона в 1393 г. и до основания собственного монастыря преподобный Арсений жил какое-то время на Валааме, появляются только в поздней редакции жития, опубликованной в книге: «Служба, житие и слово похвальное Арсения Коневского» (СПб., 1850) (время составления этой редакции и рукопись, ее содержащая, неизвестны). [37] О каком соборе идет речь, неизвестно. На знаменитых канонизационных соборах митрополита Макария 1547 и 1549 гг. Сергий и Герман причтены к лику святых не были; о других соборах этого времени сведений не сохранилось, хотя они, несомненно, проводились. То, что в Сказании называется день празднования памяти преподобных — 11 сентября, — указывает на то, что во всяком случае к моменту написания Сказания они уже были официально канонизированы. [38] То есть 1556 г. от Рождества Христова. [39] Как указал мне в устной беседе О. А. Яровой, имя этого человека типично для карела. «Река Олонец» — современное название: Олонка. [40] Если после 1556 г. Андрей Гаркуев еще два года проработал по обету в Валаамском монастыре, то 1558 г. — крайняя дата, косвенно упоминающаяся в тексте. Из этого можно сделать вывод, что Сказание не могло быть написано ранее 1558 г. [41] Скорее всего, та икона, которую видел Андрей, была написана уже после перенесения мощей и официальной канонизации святых, хотя известны случаи, когда иконы существовали еще до причисления к лику святых. Видимо, иконы Сергия и Германа вообще были редки и бытовали только в местной традиции, во всяком случае их описание не вошло в «Иконописные подлинники» не только конца XVI в., но даже XVIII в. (См.: Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М., 1873; Он же. Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века. И., I874). [42] Игумен Валаамского монастыря Кирилл ни по каким другим источникам не известен. [43] Такая практика владычных судов известна, в частности, по нескольким грамотам новгородских архиепископов, в которых предписывалось для судебного разбирательства в конфликтных ситуациях и игумену, и монахам являться в Новгород (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. № 94, 97, 100). Слово «старец» употребляется автором Сказания как синоним слов «монах», «инок». Институт «старчества», известный с более позднее время, в средние века еще не оформился. [44] Здесь и далее — утраты текста в рукописи (по несколько слов).
|
|||||
Перейти в начало | |||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |
||||