Город Сигтуна в XII в. |
|||||
Сначала следует установить, что представляла собой Сигтуна во второй половине XII в. и какое значение имел этот город. Изучение письменных источников и широкие археологические исследования достаточно ясно определили роль и значение Сигтуны. Как известно, в норманскую эпоху политическим и торговым центром Швеции был город Бирка.[1] На рубеже X и XI вв. Бирка пришла в упадок и ее значение переходит к расположенной неподалеку Сигтуне.[2] Сигтуна становится крупнейшим торговым центром Швеции.[3] Сигтуна была весьма выгодно расположена на берегу озера Меларен, связанного проливом с Балтийским морем.[4] Центральное положение по отношению к основным областям Швеции превратило Сигтуну в главный порт для внешней торговли страны. Старые, проложенные норманнами торговые пути связывали берега озера Меларен со странами восточного побережья Балтийского моря, Финляндией, Эстонией и богатыми русскими землями, и со странами, лежащими к югу от Балтики, — славянским Поморьем и Германией, и с расположенными к западу Данией и пр. Но в силу географического положения и близости прежде всего к восточной Балтике именно торговля, ориентированная на восток, играла в жизни Сигтуны наибольшую роль. Сигтуна являлась основным центром торговли материковой Швеции с Новгородом и Новгородской Русью,[5] а также с Финляндией, Карелией, Эстонией, Ливонией (хотя торговля с последними четырьмя странами в силу их социально-экономической отсталости имела значительно меньшие размеры, чем торговля с Новгородом). Сигтуна являлась, очевидно, также посредником в торговле между Русью и странами Западной Европы. О размерах и значении торговли с Русью в жизни Сигтуны лучше всего говорит тот факт, что в XII в. в этом городе имелся известный слой русского населения: по-видимому, так же как в Новгороде существовали немецкий и готский торговые дворы, в Сигтуне в XII в. существовал русский торговый двор[6] с постоянно пребывающим там русским торговым людом. О наличии постоянного русского населения в Сигтуне в XII столетии свидетельствовало прежде всего существование в городе каменной русской церкви св. Николая;[7] развалины ее сохранились и теперь.[8] Особенно любопытен и другой факт, подтверждающий наличие в городе слоя русского населения, — находки во время раскопок на территории города многочисленных фрагментов славянской керамики[9] - керамики с волнисто-линейным орнаментом, производившейся и употреблявшейся в русских землях. Нет никакого сомнения, что такой простой, дешевый и хрупкий предмет обихода, как глиняная посуда, не мог являться предметом импорта, не мог попасть в Сигтуну в результате торговли. Славянская керамика могла оказаться в шведском городе лишь вместе с людьми, которые ее производили и ею пользовались; обилие подобных находок свидетельствует, что таких людей было немало и что в данном месте они жили постоянно. Быстрый рост города, превращение его в крупнейший торговый центр Швеции обусловливают и его политическое значение. С начала XI в. Сигтуна становится политическим центром государства.[10] Шведские короли для укрепления своей власти, как известно, приступили с начала XI в. к введению христианства в стране; началась упорная борьба между христианством и язычеством, растянувшаяся на целое столетие. В этой борьбе шведские короли опирались на поддержку Сигтуны — первого города страны, где новая религия полностью победила; в течение всего XI в. Сигтуна была центром христианизаторской политики короля и церковников.[11] Хотя в начале XII в. резиденция епископа была перенесена в Упсалу,[12] Сигтуна остается крупнейшим городом и политическим центром Швеции. И в XI и XII в. Сигтуна была известна далеко за пределами страны. Civitas magna Sictone («город великий Сигтуна») называет ее неоднократно Адам Бременский (1060-е гг.).[13] При описании стран,лежащих по берегам Балтийского моря, упоминает Сигтуну арабский географ Идриси (1140-е гг.).[14] Выдающаяся роль города как крупнейшего торгового и политического центра страны объясняет нам, какое значение удар, нанесенный в 1187 г. Сигтуне, имел для всего Шведского государства. Нападающим пришлось преодолеть большие трудности. Сигтуна расположена далеко в глубине озера Меларен, в 60 км от Балтийского моря. Озеро Меларен, как отмечалось, покрыто множеством островов типа финляндских шхер, с неширокими извилистыми проливами. По пути через озерные шхеры значительному флоту трудно пройти, оставшись незамеченным; на этом пути очень легко задержать врага и не допустить его к Сигтуне. Путь по шхерам с их мелководьем, с извилистым фарватером надо хорошо знать, чтобы добраться до города. Сама Сигтуна была хорошо защищена и искусственными укреплениями, и природой. С севера к Сигтуне примыкало непроходимое болото, с востока сухопутные подступы к городу прикрывали два укрепленных замка, к югу лежала гавань, запиравшаяся, по преданью, большой цепью, прикрепленной к двум утесам.[15] Сам город с суши был окружен стеной. В 20 км к югу, на берегу озера Меларен, на пути от Сигтуны к выходу в море, стоял мощный каменный замок Альмарстек, принадлежавший главе шведской церкви архиепископу Упсальскому;[16] замок Альмарстек как бы охранял путь к Сигтуне. Таким образом, нападение на Сигтуну являлось весьма сложным военно-морским предприятием. Взять хорошо укрепленный город, лежащий в глубине внутренних шведских вод, можно было лишь в результате быстрого, неожиданного и мощного удара. Для того чтобы прорваться сквозь шхеры озера Меларен к городу, нужно было иметь сильный флот; для взятия и разрушения столь крупного города нападающие должны были обладать значительным войском. Наконец, для того чтобы быстро и неожиданно пройти по извилистому шхерному фарватеру, нападающим нужно было на своих судах иметь людей, хорошо знавших его, неоднократно совершавших ранее этот путь. Тесные торговые связи с новгородскими владениями, наличие старого постоянно функционирующего налаженного пути из восточной оконечности Финского залива в Сигтуну объясняет, почему именно Сигтуна стала в 1187 г. объектом нападения из пределов Новгородского государства. На восточных берегах Балтики хорошо знали, что Сигтуна является политическим центром Швеции и крупнейшим торговым городом Балтийского моря. Поход 1187 г. ни в коем случае нельзя считать (как это делают до сих пор шведские исследователи) стихийным набегом полудиких язычников, грабивших и разрушавших все, что им попадет под руку, и случайно наткнувшихся на Сигтуну; нападавшие заранее выбрали для своего нападения центр вражеского государства. Следует отметить, что внутриполитическая обстановка в Швеции в конце 1180-х гг. благоприятствовала успеху нападающих.[17] В это время в стране развернулась острая междоусобная борьба, в которой участвовали король Кнут Эриксон и его два противника Коль и Бурислев (Бурислав); в борьбу были вовлечены все силы правящего класса. Ослабленная междоусобицей Швеция не могла противостоять внешним нападениям. Поход был, по всей видимости, хорошо подготовлен — именно поэтому он увенчался быстрой и решительной победой.
[1] Тиандер К. Ф. Город Бирка. — ЖМНП, 1910, июнь, с. 225—279. [2] В шведской науке высказывалось мнение, что первоначально Сигт}на находилась на месте так называемой Фурн-Сигтуна (Fornsigtuna — «Ранняя Сигтуна», теперь там — селение Сигниласберг) и только после набега 1187 г. и разрушения города новый город был сооружен на том месте, где он существует до наших дней (Pipping R. Kommontar tili Erikskrönikan. Helsingfors, 1926, s. 258; Holmberg K. A. De svenska Tunanamnen. Uppsala, 1969, s. 147—150). Однако О. Ф. Фризен в результате археологических исследований установил, что Фурн-Сигтуна никогда не была городом и что на месте современной Сигтуны город существовал с начала XI в. (Fгiesen O. V. Om stadens Sigtuna älder och uppkomst. — In: Upplands fornminnesföreningens tidskrift. XXXVII. Uppsala, 1922—1923). [3] Ibid., s. 271. [4] Меларен — большое озеро в центральной части Швеции с множеством (более тысячи) мелких островов. Побережье озера Меларен и ег» окрестности издавна являлись наиболее развитым и густо населенным районом страны. На одном из островов на озере был расположен центр Швеции эпохи викингов Бирка, на берегу озера лежала Сигтуна, на одной из рек, впадающих в озеро с севера — Упсала. На берегу пролива, связывающего Меларен с Балтийским мором, в 1252 г. основан Стокгольм. [5] Путь из Новгорода в Сигтуну уже в первой половине XI в. был основным путем, по которому шли сношения между Русью и скандинавскими странами. По этому пути из Руси через Сигтуну и шведские земли возвращается в 1035 г. в Норвегию Магнус, сын короля Олофа св. По этому же пути из Константинополя через Новгород и Сигтуну возвратился в 1044 г. в Норвегию знаменитый Гаральд Гардрада (Friesen O. V. Om stadens Sigtuna..., s. 39; сведения заимствованы из сочинений Снорри Стурльсона). По этому же пути прибыл, по рассказу Снорри, из Азии в Скандинавию бог Один, высадившийся на шведскую землю в Сигтуне (там же, с. 34, 55). Хотя рассказ об Одине целиком принадлежит мифологии, в нем отразилось представление о том, что Сигтуна была портом, через который обычно проходили связи Швеции с восточной Балтикой. [6]
Fгiesen O. V. Ur Sigtunas äldsta
historia. — In: Upplands fornmin-nesföreningens tidskrift. XXVI.
Uppsala, 1910, s. 19. [7] Wall in G. Sigtuna stans et cadens. Uppsaliae, 1729—1732, p. 225; Friesen O. V. Ur Sigtunas äldsta historia, s. 19. — Поскольку в городе была каменная русская церковь, то, следовательно, было и какое-то постоянное русское население, которое эту церковь посещало. [8] В
начале XVIII
в., по словам Валлина, еще сохранялась
часть стен церкви; теперь же от здания
сохранились лишь остатки фундаментов
(Thordemann
B.
Frän
det
äldsta
Sigtuna,
— In:
Upplands
fornminnes-föreningens
tidskrift.
XXXVII.
Uppsala, 1922—1923, s. 30). [9] Впервые
наличие многочисленных фрагментов
славянской керамики отметил при
изучении результатов проведенных
летом 1915 г. первых больших раскопок
Сигтуны Б. Тордеман в той же статье «Frän
det
äldsta
Sigtuna»
(s.
26). С тех пор фрагменты славянской
керамики обнаруживались во время
каждой последующей археологической
компании в Сигтуне; при раскопках 1923 г.
(Janse
O.
Nya
arkeologiska
undersöckninger
i
Sigtuna
under
sommaren
1923. — In:
Upplands
fornminnesföreningens
tidskrift.
XXXVIII.
Uppsala,
1923, s.
236); при раскопках 1925 r.
(Arbman
H.
Bidrag
tili
kännedomen
om
det
äldsta
Sigtuna.
— Fornvännen,
1926, s.
173, 186—188, 191); при раскопках 1935 r. (Anderbjork
J.
E.
Sigtunagrävnin-gar
sommaren
1935. — Upplands
fornminnesföreningens
tidskrift.
XLV.
Uppsala, 1936, s. 300). [10] О первенствующем политическом значении Сигтуны в это время говорит, в частности, то обстоятельство, что именно здесь чеканилась шведская монета (Тиандep К. Ф. Указ, соч., с. 273; Arbman H. Op. cjt, s. 174). [11] Тогда как древний религиозный центр Швеции Упсала была вплоть до конца XI в. оплотом языческой религии. [12] После того как и Упсала покорилась христианству, и новая религия в стране победила. [13] Цитирую по статье: Friesen O. V. Om stadens Sigtuna..., s. 61. [14] Tallgren-Tuulio O. J., Tallgren A. M. Idrisi. Helsingfors, 1930, p. 35. — Идриси, писавший свой труд в Сицилии при дворе норманского короля Рожера II, получил сведения о Прибалтийских странах, по-видимому, со слов какого-либо путешественника или купца, лично посетившего Балтийское море и его побережье (Ibid., p. 11). На территории Швеции Идриси называет всего 2 города, в том числе Сигтуну. [15] Аделунг Ф. Указ соч., с. 152; Елисеев А. В. Борьба Новгорода со шведами и финнами по народным сказаниям. — Древняя и Новая Россия, 1880, октябрь, с. 269. [16] Правда, существует мнение, что каменный замок был здесь сооружен в более позднее время (Schtick A. Op. cit., s. 216), но архиепископская резиденция здесь уже существовала, поскольку Альмарстек упоминается в анналах в сообщении о разрушении Сигтуны. И трудно предположить, чтобы резиденция главы шведской церкви была совсем не укрепленной. Шюкк тоже допускает, что здесь в XII в. уже существовало укрепление с палисадом [17]
Schiick A. Op. cit, s. 217, 219.
|
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |