ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|||||
События начала XVII века имели огромное значение в истории Карелии и карельского народа. Несколько лет подряд на территории Карелии шли военные действия, захватившие большинство погостов и волостей. Карельские земли в своем большинстве были разорены, опустошены, сотни селений были выжжены, крестьяне спасались от вражеских отрядов в лесах. Нормальный ход хозяйственной жизни был нарушен. Пришли в упадок земледелие, лесные и рыболовные промыслы, торговля. На весь русский Север надвигался голод. Но несмотря на то, что опустошение карельских земель отрядами интервентов тяжело отразилось на экономическом развитии Карелии и потребовалось много лет для восстановления разрушенного хозяйства, не этими фактами определяется главное значение событий начала XVII века для всей карельской истории. Основным событием в ходе борьбы с шведской интервенцией в Карелии в начале XVII века была, как мы уже знаем, борьба за город Корелу и Корельский, уезд. До сих пор на протяжении многих столетий карельской истории северо-западное Приладожье, и прежде всего район города Корелы, было политическим, экономическим и культурным центром Карелии. Здесь жила наиболее передовая и активная часть карельского народа. Отсюда, из своего племенного центра, карелы распространились на запад, север, восток, колонизуя остальные районы, вошедшие затем в состав Карелии — Прионежье и земли к западу от Белого моря. В западной Карелии, вблизи от шведского рубежа, всегда были особенно прочны дружественные связи русского и карельского народов, совместно отстаивавших родные земли от постоянных нападений шведов. Падением города Корелы в 1611 г. после двухлетнего сопротивления шведским захватчикам (считая и полуторагодовое сопротивление шведским захватническим планам до начала осады) завершился захват всей западной Карелии шведами. Это событие явилось переломным моментом в истории карельского народа. Перед широкими массами населения Корельского уезда — перед основной частью, карельского народа — встал вопрос: что делать дальше? Оставаться на своей старой территории — значило согласиться жить под властью исконных врагов, шведов, значило отказаться от вековых дружеских уз, связывающих карел с Россией. Простые карельские люди горячо любили родную землю, землю своих отцов и дедов, леса и поля Карельского перешейка, стремнины Вуоксы, пологие берега Ладоги. Но освященное историей чувство дружбы и преданности к России оказалось сильнее, чем привязанность к старым насиженным местам. Карельский народ уже давно и навсегда связал свою судьбу с русским народом. Когда территория Корельского уезда перешла в руки шведов, в массах карельского населения стихийно созрело решение не оставаться под властью вековых врагов и уйти в русские земли. Вскоре после заключения Столбовского мира началось знаменитое переселение карел с захваченного шведами Карельского перешейка внутрь России, к верховьям Волги и, в северные районы русской Карелии, в земли, с которыми у населения Корельского уезда издавна существовали тесные экономические связи. Переселение карел продолжалось в течение нескольких десятилетий, до середины XVII века. В результате, ко второй половине XVII столетия с Карельского перешейка ушло все карельское население, навсегда покинувшее свое старое «племенное гнездо». Дальнейшая история карельского народа уже не связана со старой племенной территорией, с территорией, на которой в течение предшествовавших пяти столетий находился основной центр Карелии. Уход карел после Столбовского мира в Россию опровергает «ученое» построение финских буржуазных историков, утверждавших, что национальной задачей того времени было включение карел в состав шведской Финляндии. В действительности национальные интересы карел находились в коренном противоречии с захватнической политикой шведов и требовали сохранения карельского народа в составе Русского государства. Когда борьба карел и русских против шведской интервенции в Корельском уезде кончилась поражением и Корельский уезд был захвачен шведами, карельский народ не пожелал остаться в шведской Финляндии и стихийно, без предварительного сговора и без чьей-либо агитации, слушая лишь голос своего сердца, двинулся в родную для него Россию. В событиях начала XVII века многовековая дружба карельского и русского народов нашла свое исключительно яркое проявление. Карелы и русские в течение нескольких лет совместно отстаивали от шведских захватчиков родные земли; и на лесных полянах Карельского перешейка, и на валах города Корелы, и в лесных дебрях северной Карелии сражались плечом к плечу карельские крестьяне и русские ратники. Кровь русских и карельских воинов была пролита не напрасно. Хотя шведы и захватили после длительной борьбы город Корелу, мужественная оборона Корелы надолго задержала шведских интервентов под стенами города и в известной мере повлияла на конечную неудачу интервенции. Земли северной Карелии и Заонежских погостов карелам и русским удалось отстоять от захвата и порабощения. Дружба карельского и русского народов еще более окрепла и упрочилась в совместной борьбе. Внимательное рассмотрение событий периода шведской интервенции в Карелии опровергает проводимый финскими буржуазными историками взгляд на карел, как на объект исторического процесса, как на игрушку в руках борющихся держав. Приведенные нами многочисленные факты показывают, что в ходе событий начала XVII века карельский народ выступал, как активная сила, борющаяся за свою землю, за свое будущее. Не короли и цари, а воля самого карельского народа связала навсегда его судьбу с русским народом и государством.
|
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |