ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ КОРЕЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ШВЕДСКОЙ ЭКСПАНСИИ КОНЦА XIII В. |
|||||
Захват Шведским государством земли еми в 1249 г. привел к установлению непосредственной границы между шведскими и русскими владениями по реке Кюмийоки. С этого времени Корельская земля (ее погосты Яскис и Саволакс) стала пограничной территорией и ее положение значительно осложнилось: она становится главным объектом экспансионистских устремлений шведских феодалов[1]. Официальной причиной подготавливаемой новой волны шведской агрессии объявлялось стремление к обращению язычников-карел в христианскую веру[2]. При этом сознательно не учитывался тот факт, что карельское население еще в 20-е гг. того же столетия было уже крещено русскими властями. В действительности же, планируя завоевание основных карельских земель, шведские феодалы преследовали прежде всего политико-стратегические цели, связанные с общим ходом шведского «Drang nach Östen», основной задачей которого уже в течение ста с лишним лет было завоевание и покорение Финляндии. До середины XIII в. единственной серьезной политической силой на берегах Балтики, активно препятствовавшей шведскому завоеванию Финляндии и поддерживавшей финские племена в их борьбе против шведской агрессии, была Русь, Новгородская феодальная республика. Поэтому уже со времени невского похода 1240 г. шведские правящие круги стремились к завоеванию берегов Невы и Карельского перешейка для того, чтобы отрезать финские племена от прямого контакта с Новгородом, справедливо полагая, что тогда финны, лишенные русской помощи, не смогут сопротивляться завоевателям и в Финляндии окончательно укрепится шведская власть. В этой же связи особенно важное значение приобретало завоевание и подчинение Карелии, так как военные отряды карел, будучи частью военных формирований Новгорода, играли весьма крупную роль в борьбе против шведской агрессии в Финляндии. Захват Карельского перешейка был важен и в стратегическом плане — эта территория открывала путь к устью Невы, являвшемуся для Древней Руси единственным выходом в море. Овладение шведами перешейком лишало Русь связи с внешним миром. Завоевание основной территории карел должно было принести шведским феодалам и прямые материальные выгоды. Шведское государство рассчитывало получить новые источники доходов от податного обложения местного населения, а шведские феодалы — новые земли для феодальной эксплуатации. Овладение Выборгской бухтой и скрещивавшимися в ней торговыми путями должно было отдать в руки шведских купцов выгодную торговлю карельских земель с заморскими странами и становилось (в форме таможенного обложения этой торговли) еще одним источником доходов в Швеции. Шведские планы завоевания Корельской земли открыто поддерживались католической церковью — папским престолом и подчиненными ему иерархами Балтийских стран. Еще в 1255—1257 гг. папская курия, используя рижского и упсальского архиепископов, принимала меры по подготовке крестоносного завоевания и христианизации Карелии[3]. В папской булле 1256—1257 гг. содержался прямой призыв к крестовому походу против язычников-карел[4]. Существует предположение, что вопрос о завоевании и христианизации карел поднимался в 1274 г. во время переговоров шведского короля Вальдемара Биргерсона с папой Григорием X[5]. В пользу этого свидетельствует отправленная в 1275 г. папская булла архиепископу упсальскому и епископу линчёпингскому[6] о запрещении продавать оружие и военные материалы язычникам Карелии, Ингрии, Лаппии и Ватландии, т. е. населению земель, намечавшихся в качестве очередной жертвы шведской крестоносной агрессии[7]. Разумеется, для папской курии и подчиненных ей иерархов завоевание Карелии было желательно отнюдь не ради высоких идейных соображений и не для обеспечения безопасности финляндских земель, население которых к тому времени уже было обращено в христианство (как официально мотивировалась политика папы в вопросе о Карелии). Католическую церковь прежде всего интересовала возможность расширения своего политического влияния, а особенно перспектива увеличения доходов путем обложения церковными поборами населения тех территорий, которые будут завоеваны шведскими крестоносцами. Поскольку на территории Корельской земли, служившей главным объектом шведских завоевательных планов, жила основная масса карельского населения, борьба, разгоравшаяся на Карельском перешейке в конце XIII в., должна была решить историческую судьбу карел: останутся ли они под влиянием Руси, или же попадут под иго Швеции. К этому времени возникли обстоятельства, которые облегчали шведам решение поставленной задачи. Во второй половине XIII в. осложнилась политическая обстановка в Карелии: в отношениях между Новгородом и карелами впервые наметились определенные разногласия. В источниках, относящихся к XII — первой половине XIII в. мы не находим никаких указаний на какие-либо конфликты между Новгородом и Корельской землей. Все упоминания о карелах за этот период говорят об их тесных политических связях с Новгородским государством[8]. В 60—70-х гг. XIII в. впервые в источниках появляются сведения об обострении отношений между карелами и новгородскими властями. В 1269 г. новгородский князь Ярослав Ярославич собирался пойти в поход «на корелу»[9], в 1278 г. новгородский князь Дмитрий Александрович осуществил поход против карел и «взя землю их на щит»[10]. По мнению некоторых авторов[11], в той же связи надо рассматривать известные статьи договоров 1262—1263 и 1269 гг., Новгородской республики с немецкими городами, согласно которым Новгород не гарантировал безопасности немецких купцов на территории Карелии[12]. Правда, подобное толкование этих источников не бесспорно. Как уже говорилось выше, скорее можно полагать, что отказ новгородских властей обеспечивать безопасность немецких купцов., торгующих в Карелии, был вызван тем, что в карельских землях в то время не было новгородской администрации и новгородских войск и Новгород не мог организовать охрану иноземных купцов в случае нападения на них местных жителей. По-видимому, в данном случае играли роль и экономические соображения: Новгороду было невыгодно поддерживать развивающуюся на карельских землях торговлю немецких и готландских купцов, которые стали выступать конкурентами новгородцев[13]. Финляндскими историками было высказано весьма вероятное предположение, что обострение карело-новгородских отношений во второй половине XIII в. следует связать с ухудшением внешнеполитического положения Новгородского государства после установления золотоордынского ига, а также завершения немецко-датского завоевания Восточной Прибалтики и появления у Новгородской республики опасной границы с Ливонским орденом и датскими владениями[14]. Чем конкретно было вызвано обострение отношений между Новгородом и карелами в 60—70-хх гг. XIII в., летописи не сообщают, об этом можно лишь догадываться. Поскольку власть Новгорода в Карелии опиралась на местную племенную знать, создавшаяся конфликтная ситуация должна была быть, скорее всего, конфликтом Новгорода с карельской племенной знатью, управлявшей Корельской землей. Вероятно, к концу XIII в. карельская племенная знать стала все более превращаться в класс феодалов и начала тяготиться зависимостью от Новгородского государства. Видимо, в ее среде появилась тенденция к отпадению от Новгорода с целью использования дани, собираемой с карельского населения, для усиления своих доходов[15]. Из того факта, что впервые вопрос о походе на. карел был поднят в 1269 г., можно заключить, что уже к этому времени выявился конфликт карел с Новгородом. Возможно, решение князя об организации похода на Корелу было связано с происшедшими в том же году новгородско-немецкими переговорами, на которых стало ясно, что в данной ситуации новгородское правительство не может гарантировать безопасность немецко-готландских купцов в Карелии[16]. Однако поход новгородцев в 1269 г. не состоялся. По словам летописи, князя «умолиша новгородци не ити на Корелу»[17]. Видимо, правящие верхи Новгорода еще не хотели прибегать к оружию, надеясь, что конфликт удастся уладить мирным путем. И действительно, уже в 1270 г. Корела вновь выступает на политической арене как составная часть Новгородского государства, участвуя наряду с Псковом, Ладогой, Ижорой и Водью во внутриполитической борьбе в Новгороде[18]. В 1270 г. новгородцы поссорились с князем Ярославом Ярославичем и изгнали его из Новгорода. Когда он попытался с войском вернуться в Новгород, для отпора князю по призыву новгородских правящих верхов собралась «вся волость новгородьская», т. е. все составные части Новгородского государства — «пльсковичи, ладожане, корела, ижора, вожане». Корела выступила в тесном единстве с новгородцами на защиту общих государственных интересов. Но в 70-е гг. XIII в. новгородско-карельский конфликт, видимо, вновь стал разрастаться, и создалась напряженная обстановка, которая могла быть разрешена только вооруженным путем. Вероятно, карельская племенная знать к тому времени полностью вышла из повиновения Новгороду, и потребовалась военная экспедиция для восстановления на Корельской земле новгородской власти. В 1278 г. князь Дмитрий Александрович с новгородцами и полками из Суздальской земли двинулся в Карелию, «казни корелу и взя землю их на щит»[19], т. е. подверг карел наказанию за непокорность и добился их полного подчинения. Уже довольно давно в исторической литературе стало высказываться мнение, что конфликт между карелами и Новгородом в 60—70-х гг. XIII в. был вызван распространившимся в это время на Корельскую землю влиянием шведов (или связан с проникновением в Карелию немецких и готландских купцов, а с ними — торгового и политического воздействия Запада)[20]. С середины XIII в. в источниках появляется ряд известий о торговле немецких и шведских купцов в Карелии. Прежде всего должны быть названы уже упоминавшиеся ранее договор Новгорода с немецкими городами и подвластным Швеции Готландом 1262—1263 гг. и сохранившиеся до наших дней русский и немецко-готландский проекты аналогичного до-. говора 1269 г. Поскольку в договоре 1262—1263 гг.[21] и в русском проекте договора 1269 г.[22] есть специальные статьи, в которых Новгород отказывается гарантировать безопасность немецких и готландских купцов на территории Карелии, то по-видимому, послы немецких городов и Готланда выдвигали требование, чтобы Новгород гарантировал безопасность купцов на карельской земле. Косвенно это явствует из требования, чтобы новгородские власти обеспечивали безопасность немецко-готландских купцов, начиная от Березового острова[23]. Следовательно, купцы ганзейских городов и Готланда в предшествующее заключению договоров время стали достаточно часто ездить в Карелию[24], и возникла реальная потребность просить Новгород как сюзерена карельских земель обеспечить их безопасное пребывание на карельской территории. Кстати говоря, выдвижение немецко-готландскими послами подобного требования — еще одно доказательство того, что немецкие города и Готланд рассматривали Карелию как область, принадлежащую Новгородской феодальной республике, только в этом случае можно было требовать от Новгорода обеспечения безопасности немецко-готландских купцов в Карелии[25]. В немецко-готландском проекте договора 1269 г. содержалось требование, чтобы новгородские власти предоставили немецким и готландским купцам право торговли с карелами[26]. Правда, при этом подразумевалось не все карельское население, а только карелы, жившие в южной части Карельского перешейка (в местностях, прилегающих к Неве). В 1285 г. шведский король Магнус Ладулос официально подтвердил ранее данное разрешение готландским купцам ездить в Карелию для торговли всеми товарами, кроме запрещенных (металлов и оружия)[27]. Тем самым документально подтверждается, что торговые поездки готландцев в Карелию производились издавна[28]. О торговле немецких и готландских купцов в Карелии косвенно свидетельствует изданное папой в 1275 г. запрещение названным купцам ввозить оружие и военные материалы в Карелию[29] (подобный запрет имел смысл лишь в том случае, если ранее немецкими и готландскими купцами производилась продажа оружия карелам).Есть также сведения о торговле немецких купцов во внутренних водах Карельского перешейка в 1292 г.[30] Имеется предположение, что на карельском побережье к западу от Выборгского залива во второй половине XIII в. торговали немецкие ревельские купцы[31]. О торговле карельского населения с Готландом свидетельствуют также археологические данные и фольклор. На территории Карельского перешейка и Саволакса найден ряд изделий готландского ремесленного производства XIII в., преимущественно женские украшения (в том числе фибула с надписью, содержащей типично готландское женское имя)[32]. В карельском фольклоре (в народных песнях) упоминается мудрый готландец Vuojalainen («Vuojola» соответствует названию «Готланд»), который приезжал в Карелию в качестве купца[33]. Торговля с заморскими купцами приобрела, вероятно, немалое значение для карельской племенной знати: вести прямую торговлю с немцами и готландцами было, конечно, выгоднее, чем продавать товары новгородским купцам, которые прибыльно перепродавали эти товары тем же немцам и готландцам. По этой причине часть карельской племенной знати стала стремиться к торговым связям с Западом, а не с Новгородом. По-видимому, наряду с экономическим проникновением шведы начали предпринимать первые попытки распространения на Корельской земле католической религии. В 80-е гг. XIII в. в документах упоминается доминиканский монах Иоанн (Johannes Karelus)[34], очевидно карел по национальности, в предшествующие годы обращенный в католицизм[35] и ставший монахом обосновавшегося в Финляндии доминиканского ордена[36]. Таким образом, есть основания полагать, что происшедший в 60—70-е гг. XIII в. конфликт между карельской племенной знатью и Новгородом находился в связи с начавшимся проникновением в Карелию торгового и политического влияния Запада — шведов и немцев. Соседство с владениями Шведского государства и установление сношений с ними усиливали оппозиционные элементы в среде карельской знати, сделавшие попытку к отложению Карелии от Новгорода. При этом следует оговорить следующее: шведское влияние распространялось скорее всего не на всю территорию Карелии и даже не на весь Карельский перешеек, а лишь на западные карельские погосты — Эврепя, Яскис и Саволакс, прилегавшие к Финскому заливу и владениям Швеции. По суше влияние Шведского государства могло проникать прежде всего в погосты Саволакс и Яскис, граничившие с владениями Швеции и Финляндии. С моря шведские (готландские) и немецкие купцы на своих кораблях подплывали к территориям погостов Яскис и Эврепя, где могли вести торговлю прежде всего с местным населением. Раньше, до середины XIII в., карелы торговали в основном через посредничество новгородцев; теперь же, с середины XIII столетия, западные погосты Корельской земли стали вести самостоятельную торговлю с заморскими купцами. Племенная знать этих погостов была больше всего заинтересована в торговле с приезжающими с Запада купцами, т. к. продавала последним товары своих погостов, а также товары, привозившиеся из других местностей Карелии, лежавших в стороне от моря. Для торговли с зарубежными купцами наибольшее значение, по всей видимости, имел прилегавший с запада к Карельскому перешейку Выборгский залив и главным образом его северная оконечность — место, где позднее будет построен город Выборг. Здесь в XI—XIII вв. подходил к морю основной водный торговый путь, пересекавший с востока на запад весь Карельский перешеек и расположенные на нем наиболее населенные и экономически развитые территории. Этот путь проходил по реке Вуоксе, разветвлявшейся до XVII в. на два рукава: восточный впадал в Ладожское озеро у города Корелы[37], западный — в Выборгский залив у острова, на котором с 1293 г. существует Выборгский замок. Вследствие геологического процесса, происходящего на Карельском перешейке векового поднятия суши — западное русло Вуоксы в XVII в. пересохло и о нем напоминает лишь цепь озер, являвшихся в прошлом разливами реки. О существовании в XI—XIII вв. водного пути по Вуоксе от Ладожского озера до Выборгского залива свидетельствуют найденные в ряде мест вдоль этого пути монетные клады указанного периода[38]. К месту выхода вуоксинского водного пути к морю с севера подходил и второй важный (хотя и менее значительный, чем первый) торговый путь — сухопутная дорога из самой западной карельской области Саволакс, лежавшей в бассейне озера Сайма и не имевшей прямой водной связи с Выборгским заливом. В результате место у северной оконечности Выборгского залива являлось пунктом пересечения и соприкосновения с морем двух главных торговых путей Карелии XI—XIII вв., т. е. имело исключительно важное экономическое значение. Сюда свозились товары со всего Карельского перешейка и северного Приладожья, а также из Саволакса. Здесь эти товары могли продаваться иноземным купцам. С другой стороны, этим купцам наиболее удобно было вести торговлю с местным населением именно на морском берегу, не углубляясь в глубь карельской территории[39]. Поэтому можно предположить, что в данном месте неизбежно должен был в XI—XIII вв. возникнуть торговый пункт, где карельские торговые люди могли бы встречаться с заморскими купцами. Но имеются и некоторые прямые свидетельства источников, подтверждающие, что еще до основания шведами в 1293 г. Выборгского замка здесь уже существовало какое-то селение, являвшееся прямым предшественником города Выборга. Эти сведения (впервые обнаруженные исследователями истории Выборга Г. Лагусом и И. Руутом[40]) сохранились в источниках XVI—XVIII вв. (например, в различных деловых документах XVI в.). В них упоминается географическое название «Старый Выборг» — какое-то место или местность около города Выборга. Из текста источников явствует, что в название «Старый Выборг» вкладывалось сохранявшееся в памяти местных жителей представление о некогда находившемся здесь населенном пункте, т. е. о селении, существовавшем на этом месте еще до основания Выборгского замка и города Выборга. Вместе с тем само название «Старый Выборг» показывает, что местная устная традиция прямо связывала это древнее поселение с возникшим позднее городом, считала это селение не просто обычной деревней (каких в окрестностях Выборга могло быть немало), а прямым предшественником города Выборга. Исходя из этого можно предположить, что селение «Старый Выборг» уже выполняло какие-то функции будущего Выборга, скорее всего функции торгового пункта у выхода вуоксинского торгового пути к Выборгскому заливу[41]. В качестве подтверждения того, что «Старый Выборг» был связан с морской торговлей, являлся по сути дела морской гаванью, исследователи приводят некоторые косвенные указания, содержащиеся в местном фольклоре. Согласно древнему сказанию, впервые зафиксированному в XVI в., в данной местности до прихода шведов (и до основания Выборгского замка) жил легендарный герой Випунен, знавший все виды ремесел, строитель судов и изобретатель подъемных приспособлений для погрузки товаров на корабли[42]. Названные виды занятий указывают, что в представлении творцов данного сказания место, где жил Випунен, было морской гаванью, в которой строились и загружались суда. При этом погрузка судов была настолько постоянным и привычным делом, что требовалась какая-то рационализация этой трудоемкой операции. Из случайных упоминаний источников XVI в. был сделан вывод, что место расположения «Старого Выборга» надо искать где-то на острове Линнасаари (напротив Выборгского замка), вблизи западного предместья города Выборга; по более поздним источникам — на том же острове в районе парка Монрепо (ныне городской парк культуры и отдыха). Однако все попытки найти следы этого древнего селения на острове Линнасаари оказались безуспешными[43]. Вопрос о месторасположении «Старого Выборга» был неожиданно решен при производстве археологических раскопок внутри Выборгского замка (на Замковом острове). Ленинградский археолог В. А. Тюленев, производивший работы под руководством А. Н. Кирпичникова, обнаружил вблизи главной башни замка остатки культурного слоя явно дошведского времени[44]. Среди найденных вещей обнаружены изделия, типичные для карельского художественного ремесла XII—XIII вв.; найдены также остатки жилых строений и древнейшего островного укрепления — земляного вала с частоколом. Некоторые находки датируются XII в.[45] Есть все основания полагать, что найденное поселение — это и есть «Старый Выборг». Такое заключение высказал крупнейший современный историк Выборга профессор Э. Кууйо. По его мнению, сведения о местонахождении «Старого Выборга» на острове Линнасаари основывались на весьма поздних преданиях, к XVI—XVIII вв. уже утративших точное представление о месте расположения древнейшего селения. По-видимому, «Старый Выборг» находился как раз там, где в 1293 г. шведы стали строить замок. Более того, шведские завоеватели построили здесь замок именно потому, что на этом месте уже существовало торговое селение, возникшее у выхода из вуоксинского водного пути в Финский залив. Археологические материалы дают сведения и об этническом составе населения «Старого Выборга». Находки типично карельских вещей (две фибулы с типично карельским орнаментом) указывают, что поселение было карельским[46] (что естественно, поскольку оно возникло на территории Корельской земли). Косвенное указание на карельский состав населения дает и уже упоминавшаяся выше местная легенда о Випунене — его карельская этническая принадлежность бесспорна[47]. Данные археологических исследований позволяют сделать предположение, что селение «Старый Выборг» возникло еще в XII столетии[48]. Это селение не было основано кем-либо в результате сознательного акта государственной власти, а возникло вследствие объективного процесса экономического развития карельских земель, когда здесь стали вести морскую торговлю и назрела необходимость использовать место выхода вуоксинского водного пути к морскому заливу для торговых сношений с иноземными купцами. И совершенно понятно, почему именно сюда в конце XIII в. было направлено острие главного удара шведской крестоносной агрессии, а данная местность оказалась с 90-х гг. XIII в фокусе основных событий русско-шведской борьбы за обладание Карельским перешейком. Другим центром морской торговли Корельской земли был Березовый остров (по-шведски — Бьоркэ, по-фински — Койвисто), расположенный у морского побережья Карельского перешейка на главном пути из Балтийского моря к устью Невы. Березовый остров прямо упоминается в немецко-готландском проекте договора 1269 г. как первый пункт, где морской путь с Запада соприкасается с русскими (новгородскими) владениями[49]. По всей видимости, на Березовом острове находилось селение, в котором иноземные купцы, проплывавшие мимо острова по пути в Новгород, вступали в торговые связи с прибрежными жителями-карелами[50]. По-видимому, это торговое-селение располагалось примерно там же, где в более позднее время существовал приморский поселок Бьоркэ — на берегу пролива, отделяющего Березовый остров от материка[51]. В проливе, защищенном островом от морских бурь и штормов[52], купеческие суда останавливались и вели торговлю с жителями приморского карельского погоста Эврепя, занимавшего западную часть Карельского перешейка. Торговое поселение на Березовом острове, судя по всему, имело меньшее значение, чем селение в северной оконечности Выборгского залива. Если на Березовый остров могли поступать товары только из ближайших прибрежных местностей, то к «Старому Выборгу» по вуоксинскому пути свозились товары со всего Карельского перешейка, а по сухопутной дороге — из Саволакса. Оба вышеописанных торговых селения были, таким образом, двумя основными пунктами Корельской земли, через которые немецкие и шведско-готландские купцы вели торговлю с карелами и через которые проникало сюда политическое влияние Запада. Вместе с тем следует иметь в виду, что западные карельские погосты, судя по результатам археологических раскопок и данным письменных источников, по заселенности и экономическому развитию значительно уступали погостам восточной половины Карельского перешейка и северного Приладожья, где найдено подавляющее большинство археологических памятников карельской культуры XII—XIV вв.: широко известные в балтийской археологии кексгольмские могильники — погребальные памятники карел с богатым инвентарем, обнаруженные в ряде пунктов западного Приладожья (вблизи г. Приозерска), а также расположенные преимущественно на северном берегу Ладожского озера и прилегающих к нему островах карельские городища. На картах расположения карельских археологических памятников виден резкий контраст между обилием памятников на территории восточных погостов и крайне малым количеством находок в западных погостах, особенно на морском побережье[53]. Высказывалось мнение, что в IX— XIII вв. население Карельского перешейка специально селилось подальше от морского побережья, чтобы избежать частых в те времена грабительских набегов с моря, и что на морском побережье Карельского перешейка по указанной причине почти не было постоянных селений, и там существовали только отдельные торговые пункты (Березовый остров, селение на месте г. Выборга)[54]. Разумеется, достоверность картины, создаваемой данными археологии, в общем плане не приходится подвергать сомнению. Однако археологическое изучение территории древних карельских земель еще далеко не закончено[55]. К тому же карельские археологические памятники XII—XIV вв. не имели заметных наземных признаков[56] и могут быть обнаружены только случайно, например при проведении земляных работ. Поэтому, признавая, что основная масса карельского населения жила в приладожской части карельских земель, можно в то же время предполагать наличие какого-то количества жителей и в западных погостах. Об этом косвенно свидетельствует сам факт существования погостов[57], а без населения погост существовать не мог. Это подтверждают документы XIV в., из которых видно, что в западной части Карелии проживало к тому времени какое-то количество постоянного населения, подпавшего после 1293 г. под власть Швеции. Из всего сказанного можно заключить, что в западно-карельских погостах во второй половине XIII в. имелось сравнительно немногочисленное население, завязавшее экономические и политические связи с Западом, в частности со шведами. Скорее всего, именно здесь, в западной части Карелии, с наибольшей силой стала проявляться тенденция к разрыву с Новгородом[58], образовался главный очаг карельско-новгородского конфликта. Вместе с тем следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей[59], обострение политических отношений карел с Новгородом в 70—80-е гг. XIII в. сочеталось с сохранением политической враждебности к Шведскому феодальному государству, о чем свидетельствуют рассмотренные выше запреты на ввоз оружия и военных материалов в Карелию. Кроме того, есть прямое заявление шведского правительства, сделанное в 1295 г. в грамоте короля Биргера Магнуссона городу Любеку, о том, что «язычники, называемые карелами», до завоевания их территории были враждебны Швеции, часто нападали на шведские владения и на шведских подданных, с крайней жестокостью расправлялись с захватываемыми ими пленными шведами[60]. Само завоевание Карелии шведское правительство в этом документе объясняет необходимостью защиты своих подданных и немецких купцов от опасности со стороны карел. Тенденциозность документа совершенно очевидна: его авторы явно хотели оправдать совершенный шведами захват чужой земли, представить дело так, будто карелы, создав постоянными нападениями и жестокостями невозможную обстановку на Балтике, принудили Шведское государство применить силу. Хотя жестокости карел по отношению к шведам здесь очень преувеличены[61], из текста грамоты все же нельзя не извлечь вывода, что накануне шведского завоевания карелы были враждебно настроены к Швеции[62]. О враждебном отношении населения Западной Карелии к шведам во время и сразу после шведского завоевания этой территории сообщает и наш главный источник по истории шведского крестового похода 1293 г. — «Хроника Эрика». В стихах 1342—1344 хроники[63] прямо говорится, что шведы, находясь в Выборгском замке, видели вокруг себя «разъяренных людей»; при этом прославляется храбрый шведский наместник — фогт, не побоявшийся враждебности окружающего карельского населения. Кроме того, необходимо учитывать, что наряду с усилением экономических (торговых) связей с Западом западно-карельские погосты сохраняли значительные экономические связи с приладожской Карелией[64]. Даже после официального перехода территории Западной Карелии под власть Швеции в 1323 г. в условиях Ореховецкого договора было специально оговорено сохранение прав приладожских карел на «воды, и земле, и ловище», т. е. рыболовные и охотничьи угодья, находящиеся на землях западно-карельских погостов. Эти угодья находились в 8 разных местах Западной Карелии, в том числе у самого Выборга (залив Суоменвеси, или Суоменведенпохья, омывающий город Выборг с севера). Наличие указанных выше прочных экономических связей, видимо, было важным фактором, сдерживавшим центробежные традиции в западно-карельских землях. Возможно, что установление экономических связей с Западом и какое-то проникновение шведского влияния имели следствием лишь возникновение в среде карельской племенной знати сепаратистских настроений по отношению к Новгороду, но не вызывали желания политически ориентироваться на Швецию и пойти под власть шведов. Возможно и другое: влияние со стороны Швеции было и экономическим, и политическим, но оно охватывало лишь западные карельские погосты, а запреты ввоза оружия в Карелию были вызваны тем, что через западные погосты в результате внутрикарельской торговли оружие могло легко быть доставлено в основную часть Карелии, сохранявшую политическую ориентацию на Новгород и потому по-прежнему враждебную к шведам. Возможно, что в какой-то мере справедливы оба объяснения верности карел Новгороду и враждебности по отношению к шведам. Э. Хурнборг выдвинул еще одно возможное объяснение этому факту. Он полагает, что противоречия карел и Новгорода, обострившиеся в 60—70-е гг. XIII в., в последующее десятилетие были преодолены (по крайней мере формально) и отношения карел с Новгородом были восстановлены[65]. Поскольку западно-карельские погосты после завоевания шведами в 1249—1250 г. земли еми стали пограничной областью Новгородского государства, конфликт Новгорода с местной племенной знатью представлял особенно серьезную опасность. Этим и объясняется, почему князь Ярослав Ярославич уже в 1269 г. считал необходимым пойти в поход в Корельскую землю, чтобы вооруженным путем восстановить полностью власть Новгорода, а в 1278 г. другой новгородский князь — Дмитрий Александрович — осуществил этот давно задуманный поход. Целью похода, вероятно, была не вся карельская территория, а западные карельские погосты. В таком случае позиция новгородских бояр, отговаривавших в 1269 г. князя от похода, объясняется, вероятно, тем, что в основных карельских погостах — в северо-западном Приладожье — обстановка не была столь напряженной и там не проявлялась (или проявлялась в значительно меньшей степени) тенденция к разрыву с Новгородом. Конфликт с племенной знатью западных погостов не представлял угрозы в целом для новгородской власти в Карелии, и можно было еще надеяться, что этот местный конфликт будет урегулирован путем переговоров. Князь же, несший непосредственную ответственность за сохранность государственной территории, за безопасность государственных границ, был обеспокоен возникшей угрозой отпадения пограничной области и потому уже в 1269 г. хотел вооруженной рукой вновь добиться полного подчинения западных карельских погостов. Поход 1278 г., судя по краткому известию летописи, носил характер жестокой и суровой карательной экспедиции и кончился полным успехом. Видимо, население западных карельских погостов (т. е. прежде всего — племенная знать) было силой принуждено к покорности Новгороду[66]. Летопись не сообщает, остались ли в Карелии новгородские гарнизоны и представители новгородской администрации. Но, скорее всего и после похода 1278 г. сохранился прежний характер новгородского властвования в Карелии. В последующие 15 лет после похода 1278 г. западно-карельские земли остаются под новгородской властью, никаких конфликтов более не возникает. Однако весьма вероятно, что такова была лишь видимость. Скорее всего прозападные, прошведские или просто сепаратистские настроения здесь остались, но после похода 1278 г. они не проявлялись открыто. Именно сохранением подобных настроений в западно-карельских погостах можно прежде всего объяснить ту быстроту и легкость, с которой данная территория была в 1293 г. завоевана шведами, а также: сравнительную прочность шведских позиций в этой области после ее завоевания в течение последующей 30-летней русско-шведской войны. Другой причиной легкости шведского завоевания была, вероятно, сравнительная малочисленность и слабость местного карельского населения. В восточной части Карельского перешейка шведские завоеватели встретились и с более многочисленным и по-иному настроенным населением. В значительной мере поэтому там завоевательные походы шведов имели иные результаты (о чем подробнее будет речь ниже). Иными словами, уже до шведского завоевания, в 50— 60-х гг. XIII в., по-видимому, сложилось фактическое разделение карельской племенной территории на область с восточной (новгородской) политической ориентацией и на область, официально еще подвластную новгородцам, но настроенную, сепаратистски и оказавшуюся в какой-то степени под экономическим, а возможно, и политическим влиянием Запада, в частности Швеции. Происшедшее в конце XIII в. шведское завоевание западной части Карелии лишь закрепило это ранее наметившееся политическое разделение карельских земель. В финляндской исторической науке неоднократно делались попытки доказать, что ко времени третьего похода шведов (к 90-м гг. XIII в.) Западная Карелия, целиком или в своей наиболее важной части, полностью вышла из-под власти Новгорода и практически или даже юридически была уже подвластна Швеции. Для подтверждения этого финляндские ученые чаще всего старались показать, что на территории западных карельских погостов к 90-м гг. XIII в. уже расселилось пришедшее с Запада новое население, настроенное в пользу Шведского государства. Впервые подобная концепция была выдвинута несколькими финляндскими учеными в первые десятилетия нашего века. Эти авторы утверждали, что на западных карельских землях уже во второй половине XIII в. существовало какое-то количество постоянного шведского населения, расселившегося главным образом вдоль морского побережья. Обосновывая данную точку зрения, эти ученые стремились представить предпринятое в начале XIV в. завоевание Карелии шведскими рыцарями не как захват чуткой земли, а как политическую акцию, целью которой была защита интересов шведских крестьян-поселенцев и присоединение к Шведскому государству земель, к тому времени уже заселенных и освоенных шведами[67]. В качестве главного аргумента в пользу этой концепции был выдвинут текст из «Хроники Эрика», в котором сказано, что шведские крестоносцы «построили крепость (Выборгский замок. — И. Ш.) в том краю[68], где кончается[69] христианская (или «крещеная») земля и начинается земля языческая»[70]. Предполагалась, что в приведенном тексте подразумевается существование в конце XIII в. шведского населения вдоль всего побережья Финляндии и Западной Карелии до места постройки Выборга[71]. В действительности же автор «Хроники Эрика» под понятием «христианская земля» подразумевал не «землю, заселенную христианами-шведами» (территорий, имевших сплошное шведское население, в Финляндии XIII в. еще не было), а «землю, подвластную христианам-шведам», т. е., завоеванную, покоренную шведами. Указание хроники на то, что Выборгский замок был возведен «у края» христианской земли, надо понимать весьма условно — «вблизи», «около», «неподалеку», но не обязательно «на самой границе». При существовавших в XIII в. весьма приблизительных представлениях о географии автору «Хроники Эрика», жившему на другом берегу Балтийского моря, место основания Выборга, находившееся всего в ста с небольшим километрах от восточной границы шведских владений в Финляндии (от реки Кюмийоки)[72], действительно должно было казаться расположенным вблизи «конца христианской земли». Э. Хурнборг дает иное (тоже довольно вероятное) объяснение причин появления этого текста. По его мнению, автор хроники, говоря, что Выборг был построен там, «где заканчивается христианская земля и начинается языческая земля», исходил из реальной действительности не 1293 г., а своего времени (1320-х гг.), когда место постройки Выборга уже действительно находилось на самой границе шведских владений на Карельском перешейке, утвержденной в 1323 г. Ореховецким договором[73]. Приверженцы концепции существования в конце XIII в. постоянного шведского населения на морском побережье Западной Карелии приводили в качестве аргументов и другие указания письменных источников и топонимики, которые, однако, не могут быть приняты. 1) В «Космографии» Себастиана Мюнстера (Базель, 1544) сообщается, что население побережья от Выборга до Борго и Сиббо (двух городков на побережье Финляндии к западу от Выборга) говорит по-шведски[74]. Некоторые авторы считают данное утверждение косвенным доказательством того, что и за 250—300 лет до Мюнстера полоса проживания шведского прибрежного населения доходила до Выборга[75]. Но наличие шведского населения на побережье около Выборга в середине XVI в. отнюдь не доказывает его существования здесь в конце XIII в. Кроме того, известие Мюнстера сомнительно само по себе, т. к. оно не подтверждается современными ему и более поздними источниками. 2) Отдельные ученые приводили сведения из источников, указывающих на наличие у населения Выборгского прихода и побережья к западу от Выборга в XIV—XVI вв. некоторых элементов шведского права. Так, А. Г. Фонтель обращал внимание на то, что в XVI в. епископская десятина сбиралась здесь по шведскому праву[76]. В. Войонмаа приводил указание источников о наличии элементов шведского права в Выборгском приходе уже в середине XIV в.[77] По мнению указанных авторов, все это свидетельствует о существовании в середине XIV в. около Выборга постоянного шведского населения. Однако все эти сведения относятся ко времени не ранее середины XIV в. (т. е. к периоду после завоевания шведами территории Западной. Карелии) и вполне могут рассматриваться как результаты четвертьвекового (а для XVI в. — почти двухвекового) шведского господства. Из приведенных данных, относящихся к середине XIV в. и к XVI в., нельзя извлечь никаких сведений об этническом составе населения западнокарельских земель за 50—100 или даже 200 лет до шведского завоевания. 3) Сторонники данной точки зрения особенно тщательно занимались изучением топонимики прибрежных приходов Западной Карелии, стараясь найти здесь местные названия древнешведского происхождения, могущие служить доказательством наличия в древности на этой территории постоянного шведского населения. Так, в 1876 г. исследователь Т. Аминов доложил Финляндскому историческому обществу, что в 1873—1874 гг. он обследовал побережье Выборгской губернии от Пюттис до залива Орслахти и обнаружил более 200 шведских названий (причем, по его словам, далее на восток от залива Орслахти и Бьоркэ шведские наименования не прослеживаются). Однако топонимический материал, собранный Т. Аминовым, не был опубликован (издано лишь краткое изложение его доклада в протоколах Финляндского исторического общества[78]) и не сохранился в архивах[79]. Поэтому о степени достоверности собранных им топонимических доказательств судить невозможно. Р. Пиппинг постарался вновь собрать максимальное количество местных названий шведского происхождения на побережье Выборгской губернии, зафиксированных в литературе и картографии. Но, критически проанализировав полученные результаты, он должен был признать, что собранный им материал «не дает оснований для предположения о каком-либо особенно древнем шведском населении в этих местах». Все найденные Р. Пиппингом географические названия, происшедшие от слов средневекового шведского языка, могли возникнуть и в XIV и даже в XV в.[80] Достоверным Р. Пиппингу представляется лишь древнее происхождение названия «Viborg» (Выборг), производимое от древнескандинавского «vi» (святой). Р. Пиппинг связывает название «Viborg» с гипотетическим прочтением на камне одной шведской рунической надписи (XI в.), в которой, по мнению ряда ученых, упоминается географическое название «Uiburkum». В нем некоторые авторы видят самое раннее упоминание города Выборга. Связывая это упоминание с известным по источникам XVI—XVIII вв. преданием о существовании селения «Старый Выборг», Р. Пиппинг предполагает, что «Старый Выборг» был основан шведами в «эпоху викингов», во время норманнских экспедиций на восточное побережье Балтики, и существовал вплоть до нового шведского похода 1293 г.[81] Эту концепцию углубил и развил видный финляндский исследователь топонимики В. Ниссиля в статье «Выборг в свете местных названий». По мнению этого ученого, присутствие наименования «Uiburkum» на руническом камне эпохи викингов доказывает скандинавское происхождение названия Выборга и позволяет считать, что селение «Старый Выборг» возникло во время походов шведских викингов в Восточную Европу и было их опорным пунктом на Карельском перешейке. В качестве дополнительных аргументов он приводит некоторые названия в окрестностях Выборга, происходящие, по его мнению, из скандинавских языков и могущие доказать, что в этих местах в древности жили скандинавы[82]. Концепция, о шведско-викингском происхождении Выборга при ближайшем рассмотрении не выдерживает серьезной критики. Тождественность названия «Uiburkum» с топонимом «Viborg» спорна[83]. Даже если признать тождество обоих наименований, совершенно неизвестно, о каком из нескольких поселений в Северной Европе с названием «Viborg» идет речь. Поэтому надпись на руническом камне не может быть сколько-нибудь серьезным свидетельством того, что «Старый Выборг» был основан варягами и существовал с XI в. как шведское селение. Что касается самого названия «Viborg», то его скандинавское происхождение, разумеется, бесспорно. Однако это совершенно не доказывает, что наименование не было дано основанному в 1293 г. замку, а принадлежало ранее существовавшему на этом месте селению. Впервые упоминания о селении «Старый Выборг» появляются в источниках через 250 лет после его исчезновения, когда первоначальное название его было забыто, а местные народные предания сохранили лишь глухое воспоминание о том, что это селение предшествовало существующему с 1293 г. городу Выборгу (отсюда и появление термина «Старый Выборг» — условного названия, из которого нельзя извлечь никаких сведений о том, как действительно называлось обозначаемое им древнее поселение). Гипотеза о шведском происхождении «Старого Выборга» опровергается и уже упоминавшимися археологическими исследованиями В. А. Тюленева на территории Замкового острова в Выборге. Вопрос о времени появления в Западной Карелии шведского населения сравнительно недавно был исследован И. Каукиайненом. Он заново рассмотрел все прежние аргументы в пользу древнего заселения шведами этого края, изучил результаты исследований топонимики и письменных источников и пришел к убедительному выводу: 1) нет никаких твердых данных о проведении шведской колонизации западнокарельской территории до третьего крестового похода шведских рыцарей в 1293 г.; 2) постоянное шведское население на побережье Западной Карелии появилось после похода 1293 г. в результате завоевания этого края шведами. Закрепление шведов на этой земле было продиктовано стратегическими соображениями — стремлением прочно присоединить край к владениям Швеции[84]. Таким образом, концепция о существовании в Западной Карелии шведского населения до похода 1293 г. не выдержала строгой научной критики. Не подтверждается эта гипотеза и результатами археологических исследований: на побережье и в местностях к западу и югу от Выборга до сих пор не найдено остатков поселений или могильников IX—XIII вв., которые могли бы быть связаны со шведами[85]. В 1940—60-х гг. появились еще два гипотетических построения, пытавшихся доказать, что в Западной Карелии к концу XIII в. проживало население, враждебное Новгороду. Первое из них предложил в 40-е гг. финляндский историк Р. Русён[86]. Он выступил против сложившегося в финляндской исторической науке в XIX в. и закрепленного работами Я. Яккола представления о том, что Западная Карелия ко времени ее захвата шведами в 1293 г. имела заселенную территорию, с установившейся после шведского похода 1249—1250 гг. (после завоевания земли еми) западной границей по реке Кюмийоки. Русён утверждал, что на лесных пространствах между Карельским Приладожьем (районом города Корелы, где найдены карельские могильники XII—XIV вв.) на востоке и землями еми на западе имелось лишь несколько населенных участков, а в целом это была безлюдная, «ничейная» территория. Исключение исследователь делает только для погоста Саволакс, поскольку он упомянут в Ореховецком договоре в числе трех погостов, уступленных новгородцами Шведскому государству. Базируясь на данных топонимики, Русён пытается доказать, что на прибрежных землях Западной Карелии до их завоевания шведами в 1293 г. проживало население, пришедшее из Юго-Западной Финляндии (территории племени сумь), к тому времени уже давно и прочно подвластной Швеции. В качестве аргументов он приводит найденные им в исторических документах и на картах относящиеся к приходу Лапвеси (территория к юго-западу от Выборга) географические названия, происходящие от сло-ва «suomi»: Suomenvedenpohja (северная часть Выборгского залива), местность Suomensalo, остров Suomalansaari, озеро Suomijärvi, мыс Suomenniemi, селение Suomenniemi. По мнению Русёна, эти названия свидетельствуют о былом обитании в данных местах поселенцев, пришедших из земель племени сумь — suomi. Указав на наличие на той же территории нескольких географических названий с корнем «venä» — русский (острова Venäjänsaari, расположенные в трех разных местах; озеро Venäjänjarvi; селения Vana niitty и Wenailax), Русён пытается доказать, что наличие расположенных вблизи друг от друга географических пунктов, в названиях которых есть корни «suomi» и «venä», говорит о существовании некогда в этих местах границы между землями с собственно финским и подвластным Руси принадлежащим к «русской» религии[87] карельским населением. Поскольку после 1293 г. подобная граница существовать не могла (границы 1323, 1721 и 1743 гг. проходили по другой линии), исследователь датирует ее концом XIII в.[88] Для подтверждения своей историко-топонимической аргументации Русён привлек еще один источник — зафиксированное в рукописи диссертации Андреаса Рюдмана (XVII в.) местное предание о том, что на восточном берегу Выборгского залива некогда существовала граница «между финнами и русскими». В этой рукописи, хранящейся в библиотеке Упсальского университета, упоминается находившийся на берегу Выборгского залива, южнее устья реки Роккаланйоки (между селениями Рионсаари и Вахтола), большой камень (видимо, гранитный валун), о котором «те, кто живут там вокруг, говорят, что он был в прошлом межой между финнами и русскими»[89]. На этом основании Р. Русён делает вывод, что в XIII в. северо-восточная часть побережья Выборгского залива (в том числе территория будущего Выборга) была обжита именно финнами. А следовательно, «Старый Выборг»[90] уже в XIII в., т. е. до прихода шведов, был не карельским, а финским поселением[91]. Поскольку же финны еще на своей коренной территории (до переселения к Выборгскому заливу) были крещены в католическую веру и подчинились политическому влиянию Шведского государства, то и живя здесь, на берегах Выборгского залива, они продолжали находиться под тем же влиянием, были дружественно расположены к Швеции. Русён приходит к выводу, что в 1293 г. никакого завоевания Западной Карелии фактически не происходило, а произошло мирное создание военного опорного пункта шведов «в центре дружелюбного окружения и в центре населения, которое поддерживало эту деятельность»[92]. Но для подобного вывода нет сколько-нибудь достоверных доказательств. Основной аргумент Русёна — данные топонимики, заимствованные из весьма поздних источников (архивных материалов и карт) XVII—XVIII вв. К какому из предшествующих столетий можно отнести каждое из приводимых им географических названий, установить практически невозможно[93], как невозможно доказать, что эти наименования возникли одновременно, а не в разное время в течение пяти или более столетий вплоть до XVIII в. Да и общее количество названий с корнем «suomi» в соотношении с числом географических наименований на территории прихода Лапвеси и на всем побережье Выборгского залива слишком мало (всего шесть) для того, чтобы служить основанием для каких-либо серьезных выводов. Не может быть принято в качестве аргумента и предание о пограничном камне, якобы служившем когда-то границей между финскими и русскими землями. Из записи предания, сделанной в XVII в., невозможно установить, о каком времени идет речь. Предание о пограничном камне носило скорее всего чисто фольклорный характер. Оно могло возникнуть как попытка объяснить существование на самом берегу Выборгского залива огромного валуна или утеса, имевшего странную, необычную форму. Следовательно, повисает в воздухе все сложное построение Р. Русёна о заселении собственно финнами в XIII в. побережья Выборгского залива и о финском происхождении древнего селения «Старый Выборг», давшего начало городу Выборгу. Имеются и прямые свидетельства источников, современных рассматриваемым событиям, опровергающие концепцию Русёна. Так, в грамоте короля Магнуса Эрик-сона от 18 августа 1347 г.[94] карелы прямо упоминаются в качестве населения морского побережья к западу от Выборга, т. е. территории будущего прихода Лапвеси {которая, по мнению Русёна, в XIII в. была заселена финнами[95]). Кроме того, и в русских, и в шведских источниках, современных походу 1293 г., имеются указания на то, что Выборгский замок был сооружен на земле карел (а не финнов, как полагал Русён[96]). При этом в русском летописном тексте сооружение шведами города в Корельской земле рассматривается как действие, совершенное на новгородской территории и, естественно, вызвавшее немедленную реакцию властей Новгорода — посылку войска для изгнания врагов из новгородских владений. В дальнейшем Р. Русён и сам перестал верить в правильность своей концепции. В написанной им главе о раннем средневековье Финляндии в коллективном труде «Руководство по финляндской истории» отсутствует его утверждение о заселении финнами западной части Западной Карелии. Автор ограничился лишь общими рассуждениями об утрате Новгородом к концу XIII в. политического влияния на эту территорию[97]. Сходная с концепцией Р. Русёна, высказанной в 1945г., точка зрения содержится в статье Т. Палопоски «Положение Выборгской Карелии ко времени третьего крестового похода»[98]. Автор также стремится опровергнуть утверждение Я. Якколы о существовании с середины XIII в. и до 1293 г. границы между русскими и шведскими владениями, соответствовавшей границе племенных территорий еми и корелы по реке Кюмийоки. Привлекая данные топонимики — географические названия, происходящие от племенных наименований «suomi» и «hame», на землях, расположенных между юго-западом Карельского перешейка и рекой Кюмийоки, — Палопоски старается доказать, что на эту территорию во второй половине XIII в. проникают переселенцы из мест проживания суми и еми и, следовательно, к концу XIII в. эта территория была заселена и освоена финнами. Проследив по данным XVI в. административные границы приходов на Карельском перешейке, финляндский исследователь попытался реконструировать якобы существовавшую во второй половине XIII в. границу между землями, принадлежащими карелам и финнам[99]. Эта граница, как утверждает Палопоски, шла от озера Сайма на юг, проходила восточнее Выборга и примыкала к Финскому заливу (около современного населенного пункта Сейвисто), оставляя весь Выборгский залив и юго-западное побережье Карельского перешейка в сфере владений финских племен. Карелам же, согласно этому мнению, принадлежали лишь восточные и центральные земли Карельского перешейка. Свое теоретическое построение Палопоски пытался обосновать, помимо данных топонимики, сведениями из различных территориальных описаний и описей административных границ XV—XVI вв. Кроме того, он лично обследовал на местности линию предполагаемой границы (в пределах современной территории Финляндии). Но и концепция Палопоски при ближайшем рассмотрении не выдерживает строгой критики, т. к. не имеет в своей основе вполне достоверных доказательств. Данные топонимики, как уже говорилось, не могут быть точно датированы, тем более в пределах полустолетия (вторая половина XIII в.). Попытка же доказать, что административная граница нескольких приходов XVI в. на Карельском перешейке впервые была установлена на три столетия ранее и разделяла тогда земли карел и финнов, не обоснована убедительными и точно датированными историческими данными. Уже упоминавшийся И. Каукиайнен также полагает, что Западная Карелия была заселена финнами в начале XIII в., а карелы появились здесь позднее, во второй половине XIII в. (т. е. когда это было зафиксировано современными этим событиям письменными источниками)[100]. Главный аргумент Каукиайнена — опять-таки данные топонимики. При этом не учитывается, что ввиду близкого родства карельского и финского языков на основе топонимических сведений XIX—XX вв. большей частью невозможно установить, к какому из двух родственных языков относится то или иное название. Рассмотрев изложенные концепции финляндских ученых, необходимо отметить их общую черту — стремление показать, что уже задолго до официального шведского завоевания в 1293 г. Западная Карелия не принадлежала Руси, а находилась в сфере политического и культурного влияния Запада. Неизбежно возникает мысль, что эти теоретические построения не случайно появились в финляндской историографии в послевоенный период. По-видимому, авторы этих концепций, сознательно или бессознательно, стремились обосновать древность прав Финляндии на ту территорию, которая отошла от нее к Советскому Союзу по договору 1944 г. Однако все рассмотренные концепции не могут опровергнуть показаний многочисленных достоверных источников, согласно которым Западная Карелия была заселена карелами, и с древних времен (по крайней мере с XI в.) и до 1293 г. являлась владением Древней Руси. Исходя из точно датированных письменных источников конца XIII—XIV в., совершенно очевидно, что вся территория Западной Карелии — три погоста: Яскис, Эурепя и Саволакс — рассматривалась в 1323 г. и шведским и новгородским правительствами, заключавшими Ореховецкий договор, как уступаемое Швеции законное владение Новгорода — Корельская земля. (В договоре Яскис, Эурепя и Саволакс названы «карельскими погостами».) Под властью Шведского государства территория этих погостов составила провинцию Carelia, существовавшую до XVIII в. В Новгородской Первой летописи под 1293 г. сообщается, что Выборгский замок был построен в Корельской земле. Во время археологических раскопок на территории Выборгского замка найдены типично карельские вещи XII—XIII вв., свидетельствующие о карельском характере первоначального поселения на Замковом острове. Следует отметить, что в последние годы новые, аналогичные вышеизложенным, концепции в финляндской исторической науке перестали разрабатываться. Более того, ведущий современный финляндский исследователь истории Карелии X. Киркинен, изучив эти теоретические построения, признал, что у нас нет достоверных сведений о вхождении района Выборга до 1293 г. в зону шведских владений[101]. Тем самым была признана беспочвенность и бездоказательность этих концепций.
[1] Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. С. 207—211. [2]
Aminoff T. G. Mellan svärdet
och kroksabeln. Malmö, 1943. S. 72— 78; Juva E. Juva M. Suomen
kansan historia. I. Helsinki, 1964. S. 142— 143. [3] Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. С. 207—209, 218—223. [4] Finlands medeltidsurkunder. Bd. I. Ed. R. Hausen. Helsingfors. 1910. I, № 113. [5]
Jaakkola J. Suomen
varhaiskeskiaika. 1938. S. 431; Juva E., Juva M. Op. cit. S.
145; Kirkinen H. Karjala idän kulttuuripiirissä. S.
91; Yrwing H. Gotlands medeitid. Visby,
1978. S. 26; Koskivirta A.-V. Kolmas ristiretki ja Pähkinäsaaren
rauha//Viipurin kaupungin historia. I. Lappeenranta, 1982, S. 37. [6]
Finlands medeltidsurkunder. Bd. I, № 151. [7] Aminoff T. G. Op cit. S. 83—84; Kirkinen H. Op. cit. S. 91; Koskivirta A.-V. Op. cit. S. 37. Ватландия — Вод-ская земля. Лаппия — это вряд ли «Lappegunda», часть области Ервен в Северной Эстонии, подвластной тогда датчанам (как думал Р. Хаузен в комментарии к данному документу в названном выше издании). Скорее всего здесь речь идет о территории южного берега Невы, около ее истока, и о соседнем побережьи Ладожского озера, где в конце XV в. были еще известны Лопская сторона города Орешка и Егорьевский Лопский погост, а также местность Лопца (Aminoff Т., Op. cit. S. 84); по-видимому, лопарей-саамов в конце XIII в. на этих землях уже не было, и лишь сохранившиеся географические названия напоминали об их пребывании в юго-западном Приладожье. [8] См.: Материалы по истории Карелии XII—XVI вв. Петрозаводск, 1941 (далее: МИК). С. 63—69. [9] Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л. (далее: НПЛ). С. 88, 319. [10] Там же. С. 323. [11]
Jaakkola J. Suomen
varhaiskeskiaika. 1938.
S. 297; Aminoff T. Op. cit S. 78—81: etc. [12] ГВНП. № 29, 31. [13] Мюллер Р. Б. Комментарий к разделу «Летописные известия M.; Л. (далее: НЛП). С. 88, 319. [14] Juva E., Juva M. Op. cit. S. 142 [15] Шаскольский И. П. Политические отношения Новгорода и карел в XII—XIV вв. С. 134. [16]
Kirkinen H. Op. cit S.
88. [17] НПЛ. С. 319. [18] НПЛ. С. 89, 321. [19] Там же. С. 323. Н. Г. Бережков обратил внимание на то, что в Симеоновской (и, вероятно, в Троицкой) летописи это событие датируется зимой 6785 года, а в НПЛ —6786 годом. Он полагает, что поход Дмитрия Александровича произошел в конце зимы 6785 (1277/78) года (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 288). [20] Гиппинг А. И. Указ. соч. С. 99—100; Rein G. Föreläsningar öfver Finlands historia. I. Helsingfors, 1870. S. 122, 126, 131; Yrjö Koskinen G. Z. Op. cit. S. 40; Voionmaa V: Op. cit. S. 25; Jaakkola J. l) Kuningas Maunu Eerikinpojan unionlpoliliikasia jimä sen aikaisista pohjoismais-saksalais-balttilais-venäläisistä suhteista vuoteen 1348 ja Hamaan synnystä. S. 67; 2) Suomen varhaiskeskiaika. 1938. S. 431— 434; Hornborg E. 1) Finiands kristning/VKyrkohistorisk ärsskrift. 1929. Uppsala och Stockholm, 1930. S. 219—220; 2) Sverige och Ryssland ge-nom tiderna. Helsingfors, 1941. S. 26; 3) Gränsfästet Viborg. Helsingfors, 1942. S. 16—18; 4) Finlands hävder. I delen. Helsingfors, 1944. S. 208; 5) Kampen om Östersjön. Stockholm, 1945. S. 61—62; Мюллер Р. Б. Комментарий. C. 71; Gallen J. ÖstochVäst i kamp om Fin-land//När restes kristi Kors. Helsingfors, 1955. S. 48; Шаскольский И. П. Политические отношения Новгорода и карел в XII—XIV вв. С. 134; Kirkinen. H. Op. cit. S. 87—95; Jutikkala E., Pirinen K. Finlands historia. Stockholm, 1968. S. 42; Koskivirta A.-V. Op. cit. S. 37. [21] ГВНП. № 29; Goetz L. K. Deutsch-russische Handelsverträge des Mittelalters. Hamburg, 1916. S. 84: [22] Goetz L. K. Op. cit, S. 95; ГВНП. № 31. [23] Goetz L. K. Op. cit. S. 93. [24] Goetz L. K Op. cit. S. 84; см. также: Goetz L. K. Deutsch-russische Handelsgeschichte des Mittelalters. Lubeck, 1922. S. 214; Hornborg E. Gränsfästet Viborg. S. 16—17; Strinnholm A. M. Svenska folkets historia. V Bd. Stockholm, 1854. S. 17—21. [25] Hornborg E. 1) Gränsfästet Viborg. S 16; 2) Finlands hävder. 1. S. 207. [26] Goetz L. K. Deutsch-russische Handelsverträge des Mittelalters. S. 113. [27]
Finlands medeltidsurkunder. Bd. I. № 184. [28] Johansen P. Nordische Mission. Revals Griindung und das Schwedensiedlung in Estland. Stockholm, 1951. S. 78; Yrwing H. Op. cit. S. 26, 34. [29] Папская булла архиепископу упсальскому и епископу линчёпингскому (в епархию последнего входил и Готланд) от 9 января 1275 г. (Finlands medeltidsurkunder. Bd. I. № 151). [30] См. ниже. [31] В 1336 г. выборгский наместник (фогт) в особой грамоте предоставил ревельским купцам право вести свободную торговлю в трех подвластных ему городах — Выборге, Векелаксе и Ведерлаксе (Finlands medeltidsurkunder. Bd. I. № 443). Векелакс и Ведерлакс находятся на побережье между Выборгом и устьем р. Кюмийоки. По мнению К. Форсмана, маловероятно, чтобы Векелакс и Ведерлакс могли возникнуть и превратиться в города (в документах они названы «civitates»), ведущие торговлю с Ревелем, за 13 лет со времени заключения Ореховецкого мира (т. е. за 1923—1336 гг.); он ставит под сомнение их возникновение и в период между походом 1293 г. и заключением Ореховецкого мира, когда частые военные действия на Корельской земле не благоприятствовали развитию здесь городов и установлению прочных торговых связей. Форсман считает более вероятным отнести возникновение этих торговых пунктов и завязывание ими торговых связей с Ревелем к середине XIII в. (Forsman К Kring en «kugghamn» i Östra Nyland//Historisk tidskrift för Finland. 1942. № 3. S. 103—104). Об изначальной связи с эстонским побережьем, по-видимому, говорит и название одного из двух селений: Ведерлакс (шведское название) по-фински назывался Virolahti (Эстонский залив, Эстонская бухта); по мнению П. Иохансена, это название указывает на эстонское происхождение поселения (Johan-sen P. Op. cit. S. 78). Предположение это допустимо, но не бесспорно. [32] Nordman C. A. Karelska järnäldersstudier. Helsinki, 1924. S. 190. [33] Krohn K. Der Hansakaufmann in der finnischen Volksdichtung// Finnisch-ugrische Forschungen. Bd. XVI. H. 2—3. Helsingfors, 1924 S. 125—126; Johansen P. Op. cit. S. 78—79. [34]
Finiands medeltidsurkunder. Bd. I. № 155. [35] Существует и другая трактовка этого имени. Доминиканский монах Иоанн мог получить прозвище «Karelus» за то, что занимался миссионерской деятельностью среди карел (Jaakkola J. Op. cit. S. 432; Suomen historian käsikirja. I. Helsinki, 1949. S. 156; Kirkinen H. Op. cit. S. 92; Juva E., Juva M. Op. cit. I. S. 145). Но и в этом случае данный факт свидетельствует, что среди карел к тому времени началось распространение католической религии. Не исключена возможность, что какие-то попытки распространения католического христианства в Карелии предпринимались в 50—70-е гг. XIII в. и с немецкой стороны. Бременский каноник Фридрих Газельдорф, назначенный накануне неудачного шведско-немецкого похода на Русь в 1256 г. «епископом Карельским», еще в 1268 г. продолжал официально носить этот титул (Liv-, Estund Kurländisches Urkunden-buch. Bd. I. Reval. 1853 (далее: LUB). № 408, 409). [36] Leinberg K. G. De finska klostrens historia. Jyväskylä, 1890. S. 57. [37] Там, где ныне находится так называемое старое русло р. Вуоксы; основная масса вод Вуоксы с середины XIX в. стала впадать в Ладожское озеро южнее Кексгольма, у озера Суванто (ныне Суходольское) и селения Тайпале. [38] Ruuth J. W. Wiborgs stads historia. I. Helsingfors, 1906. S. 1—2; Крохин В. История карел//Русская старина. 1907, № 9. С. 587; Voionmaa V. Op. cit. S. 28; Juvelius E. W. Suomen kansan aikakirjat. I. Helsinki, 1932. S. 266—267; Hornborg E. Gränsfästet Viborg. S. 13; Nissilä V. Viipuri paikannimien valossa//Kalevalaseuran vuosikirja. №37. Porvoo — Helsinki, 1957. S. 154—155. Путь этот зафиксирован в письменных источниках и на картах XVI—XVII вв. [39] Для торговли внутри карельской территории заморским купцам (особенно к концу XIII в., когда морские корабли на Балтике стали большими по размерам и более глубоко сидящими в воде) нужно было оставлять свои корабли, пересаживаться на речные суда или прибегать к сухопутным средствам передвижения, заимствуя их у местного населения; все это сильно осложняло торговую деятельность. [40] Lagus G. Ur Wiborgs historia. Wiborg, 1893. S. 12—16; Ruuth J. W. Op. cit. S. 4; см. также: Nissilä V. Op. cit. S. 158—160. [41] Lagus G. Op. cit. S. 12; Ruuth J. W. Op. cit. S. 6. [42] Nissilä V. 1) Op. cit. S. 162—163; 2) Viipurin nimestä//Viipurin kaupungin historia. I. S. 21. [43]
Кроме работ
Г. Лагуса,
И. Руута
и В.
Ниссиля см.
также: Rosen R. Kolmas ristiretki Suomeen//Historiallinen
aikakauskirja. 1945. S. 19—20. [44] Культурный слой сохранился довольно плохо, т. к. замок неоднократно перестраивался. [45] Tjulenev V. A. Entisajan Viipurin uusista arkeologisista tutkimuk-sista//Viipurin kaupungin historia. I. S. 27—33; см. также: Tjulenev V. A. Die Festung Vyborg im 13. bis 16. Jahrhundert aus der Sicht der neueren bautechnisch-archäologischen Forschungen//Burgen und Schlösser. Braubach, 1983. H. II. S. 79—80; Тюлснев В. A. 1) Предыстория древнего Выборга//Строительство и архитектура Ленинграда. 1981. № 1. С. 29—31; 2) К вопросу о до-шведском поселении на месте Выборга//Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984. С. 118—125. При этом автор сам еще не осознал важность открытия и в цитированных работах продолжает полагать вслед за Г. Лагусом и И. Руутом, что «Старый Выборг» находился в районе парка Монрепо, а на Замковом острове было еще одно дошведское поселение, но меньшего размера. [46] Tjulenev V. A. Entisajan Viipurin uusista arkeologisista tutkimuksista. S. 29, 33. [47] К сожалению, в популярную литературу проникло безответственное утверждение о том, что данное селение было русским (новгородским), что это был город, носивший русское название «Выбор» (Васильев М. 1) Осада и взятие Выборга русскими войсками и флотом в 1710 г. М., 1953. С. 4; 2) Выборг. Л., 1958. С. 9). В энциклопедических словарях говорится, будто бы Выборг был основан в XII в. новгородцами. Все эти утверждения совершенно безосновательны. [48] В указанных работах М. Васильева содержится утверждение, будто бы Выборг (подразумевается селение, предшествовавшее городу Выборгу) возник в XI в. Все это чистая фантазия автора. [49] Goetz L. K. Deutsch-russische Handelsverträge des Mittel-alters. S. 93. Составители немецко-готландского проекта договора 1269 г. прямо указывали, что Березовый остров находится «in regno regis Nogardensium» — «в государстве короля Новгородского». Уполномоченные немецких городов и Готланда, имевшие поручение составить данный проект, должны были быть ясно осведомлены о политической ситуации на пути с Запада в Новгород, точно знать, где этот путь впервые соприкасается с владениями Новгородского государства. [50] Крохин В. Указ. соч. С. 587—588; Borries H. K. Die Handels-und Schiffahrtsbeziehungen zwischen Liibeck und Finnland. Jena, 1923. S. 17; Гадзяцкий С. С., Указ. соч. С. 66. По весьма вероятному мнению Й. Руута, купцы, проплывавшие мимо Березового острова по торговому пути с Запада на Русь и нередко использовавшие пролив, отделяющий остров от материка, в качестве якорной стоянки, постепенно стали вступать в контакты с местным карельским населением Со временем здесь возникло постоянное торговое селение (Ruuth J. W. oр. cit. S. 4). Нельзя лишь согласиться с мнением Руута что через пролив у Березового острова проплывали все корабли, направляющиеся с Запада в Неву, (там же, с. 4). У нас нет твердых оснований считать, что главный морской путь из Балтики в Неву (или из устья Невы па Запад) проходил вдоль северного побережья Финского залива. Напротив, есть ряд весьма достоверных данных в пользу того, что основная морская артерия от устья Невы до Ревельской (Таллинской) бухты проходила вдоль южного побережья Финского залива, а путь от устья Невы на Запад вдоль северного побережья Финского залива имел в IX—XV вв. второстепенное значение (Шаскольский И. П. Маршрут торгового пути из Невы в Балтийское море в IX—XIII вв.//Географический сборник. Вып. III. М.; Л., 1954. С. 148—150, 153—159); видимо, вблизи Березового острова и через пролив; отделявший остров от материка, регулярно проходила лишь какая-то часть кораблей, шедших в Неву. Только суда, проходившие вдоль северного берега Финского залива, могли вызвать к жизни торговое селение на Березовом острове. Нельзя согласиться и с мнением И. Руута, что названное торговое поселение должно было обязательно возникнуть уже в период торговых поездок из Скандинавии на Русь, в «эпоху викингов» (Ruuth J. W. Op. cit. S. 4). Для столь ранней датировки нет никаких оснований. Березовый остров впервые появляется в источниках (как пункт на морском торговом пути в Неву) только в немецко-готландском проекте договора 1269 г., более ранних упоминаний у нас нет. [51] Позднее этот поселок был перенесен на противоположный (восточный, материковый) берег неширокого пролива и превратился в город Бьоркэ (по-фински Койвисто, ныне — г. Приморск). [52] Поэтому в проливе суда могли находиться на длительной стоянке. Так, в 1348 г. здесь в течение нескольких недель стоял флот шведского короля Магнуса в ожидании переговоров с представителями новгородских властей. [53] Atlas de Finiande. V. I. Helsingfors, 1910. Cartes № 50, 51; Hackman A. Trouvailles de 1'äge du fer. Atlas de Finiande. V. II, Texte. Helsingfors, 1910. Cartes № 49, 50, 51, p. 83; Jutikkala E. Suomen historian kartasto. Helsinki, 1949. № 2, Nordman C. A. Karelska järnäldersstudier. S. 191; Kirkinen H. Op. cit. S, 93; Кочкуркина С. И. Археологические памятники Корелы. Л., 1981. С. 5, 11, 31. [54] При этом можно сослаться на прямую аналогию с результатами археологических изысканий на территории соседней финской области — земли племени емь (тавастов), где также на побережье Финского залива было обнаружено ничтожно малое количество памятников, а все основные памятники — могильники и городища — были сосредоточены вдали от морского берега. [55] Основные археологические исследования на Карельском перешейке и в области Саволакс производились финляндскими археологами Т. Швиндтом и А. Хейкелем в 80-е гг. XIX в. Археологические изыскания советских ученых на Карельском перешейке начались только в 1970-е гг. (Кочкиркина С. И. 1) Археологические памятники Корелы; 2) Древняя Корела; Сакса А. И. Корельская земля. Л. 1984). [56] Карельские могильники этого времени были грунтовыми, без земляных насыпей (Schivindt Th. Tietoja Karjalan rautakaudesta. Suomen muinaismuistoyhdistyksen aikakauskirja. XIII. Helsinki, 1893. S. 204: Шаскольский И. П. К изучению первобытных верований карел. Погребальный культ//Ежегодник Музея истории религии и атеизма. I. М.; Л., 1957. С. 214). Поселения на Карельском перешейке носили в то время характер открытых неукрепленных селищ (городища имелись лишь в северном Приладожье). [57] Витое М. В. Историко-географические очерки Заонежья XVI— XVII веков. М., 1962. С. 174—175. [58] Hornborg E. Sverige och Ryssland genom tiderna. S. 26. [59] Hornborg E. 1) Sverige och Ryssland genom iidernp. S. 26; 2) Gränsfästet Viborg. S. 17—18; 3) Finlands hävder. I. S. 208—209; Suomen historian käsikirja. I. S. 159; Kirkinen H. Op. cit. S. 93—94. [60]
Finlands medeltidsurkunder. Bd. I. № 217. [61] Hornborg E. Finlands kristning. S. 222, not. 2; Kirkinen H Op. cit. S. 94. [62] Kirkinen H., Kuujo E. Baltiassa ja Suomessa asuneiden heimojen osallistuminen Itämeren alueen kysymysten ratkaisuun 1100- ja 1200-luvulla. S. 44—45. [63] См. c. 60. [64] Kirkinen H. Op. cit. S. 94; Koskivirta A.-V. Op. cit. S. 37. [65] Hornborg E. Gränsfästet Viborg. S. 18 [66] Cp.: Kirkinen H. Op. cit. S. 90—91. [67] Kirkinen H. Karjala taistelukenttänä. S. 14; Ruuth J. W. Op. cit. S. 3; Voionmaa V. 1) Suomalaisia keskiajan tutkimuksia. Helsingissä, 1912. S. 11, 14, 140, 142, 145; 2) Suomen karjalaisen heimon historia. S. 23, 38; Pipping R. Kommentar tili Erikskrönikan. Helsingfors, 1926. S. 401—417; Jaakkola J. Suomen varhaiskeskiaika. S. 343, 434; Forsman K. Op. cit. S. 99—102; Suomen historian käsikirja. I. S. 161; Juva E., Juva M. Op. cit. S. 39; Paloposki T: Viipurin pitäjän keskiajalla// Viipurin pitääjän historia. I. Joensuu, 1967. S. 38—44; Koskivirta A.-V. Op. cit. S. 39; etc.: см. также: Neovius A. Om spär af förhistorisk skandinavisk kolonisation i Karelen//Finskt museum. XIV. 1907. S. 41—45. [68] «a then ända»— «в том краю», или «в том конце [земли]». [69] «ather wända» — «заворачивается», «поворачивается». [70] Рыдзевская Е. А. Указ. соч. С. 112: [71] Pipping R. Op. cit. S. 401—402. [72] Как установлено Я. Яккола и поддержано другими финляндскими учеными, фактическая граница между шведскими и русскими владениями в 1250—1293 гг. проходила по р. Кюмийоки (Jaakkola J. Suomen muinaiset valtarajat vuoteen 1323. Helsinki, 1926. S. 270—273). [73] Hornborg E. Gränsfästet Viborg. S. 41. [74] Munster S. Cosmographia universalis... Basel, 1550. S. 846—847. [75] Ruuth J. W. Op. cit. S. 3; Pipping R. Op. cit. S. 412; etc. [76] Fontell A. G. Om svenska och finska rätten. Helsingfors, 1883. S. 44. 48. [77] Voionmaa V. Suomen karjalaisen heimon historia. S. 23, 38; см. также: Pipping R. Op. cit. S. 402. [78] Historiallinen Arkisto. V. Helsingissä. 1876. S. 51—54. [79] Pipping R. Op. cit. S. 403. [80] Там же. S. 404—412. [81] Там же. S. 413—417. [82] Nissilä V. .Viipurin paikannimien valossa. S. 154—180. [83] Сам В. Ниссиля также говорит об этом (op. cit. S. 164—165). См. также: Nissilä V. Viipurin nimestä. S. 19—23. [84] Kaukiainen V. Viipurin läänin ruotsalaisasutuksen syntv varhais-keskiajalla//Historiallinen Aikakauskirja. 1974. № 2. S. 105—125. [85] Nordman C. A. Op. cit. S. 186—187. Археологические изыскания, проводившиеся другими исследователями в более позднее время, дали аналогичные результаты. [86] Rosen R. Op. cit. S. l—22. Русён особенно старается доказать, что накануне 1293 г. Новгороду не была подвластна территория прихода Лапвеси, охватывавшая морское побережье от р. Кюмийоки на западе и до Выборгского залива на востоке. Но в источниках существование Лапвеси в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы зафиксировано лишь с начала XVI в. Русён указывает, что Лапвеси не упомянут в числе погостов, уступленных в 1323 г. Новгородом Швеции, и считает это свидетельством неподвластности Лапвеси новгородцам в предшествующий период. Основываясь на источниках XVI в. (более ранних источников нет), он утверждает, что ни в топонимике, ни в именах местных жителей не прослеживается никаких связей между Лапвеси и погостами Яскис или Саволакс, в местной административной и церковной традициях Лапвеси также не видно следов былого вхождения этой территории в состав Саволакса или Яскиса. Однако аргументы Русена основаны па источниках, появившихся на 200—300 лет позднее того времени, о котором говорит автор. Нет ни одного убедительного доказательства существования в XIII в. самостоятельного прихода (или погоста) Лапвеси. Более того, Русен противоречит сам себе: он доказывает, что территория от р. Кюмийоки до Бьоркэ в XIII в. была незаселенной, но без населения эта территория не могла оформиться в особый приход. [87] Русским («venäjä») в Финляндии называли вплоть до XVIII— XIX вв. не только людей, русских по национальности, но и тех, кто находился в русском подданстве и исповедовал русскую православную религию — карел, ижор и т. д. [88] Более ранним временем, чем XIII в., эту границу, по мнению Р. Русена, датировать нельзя: в приходе Лапвеси не найдено дохристианских (языческих) погребений, и, следовательно, территория Лапвеси была заселена уже крещенными финнами, христианизации которых произошла во второй половине XII в. [89] «Säjä dhe alle, som boo ther omkring, att den sarame fordom warit skilinaden emellan linnarne och ryssarne». «Skillnad» — «межа», «граница», «раздел». [90] Основанный, по мнению Русена, еще викингами; при этом он ссылается на упоминавшуюся выше руническую надпись (Rosen R. Op. cit. S. 21). [91] Единственный привлекаемый Русеном в защиту этого вывода дополнительный аргумент — текст записанной Э. Лённротом в XIX в. финской народной песни, в которой Выборг упоминается как «Suomenlinna» («Финский город», «Финская крепость». См.: Mikkola J. L Historiallinen Simmenlinna//Helsingin Sanomat. 19/7 1926). Хотя Русен признает, что в тексте данной песни подразумевается не селение «Старый Выборг», а возникший позднее город Выборг, он все же считает возможным полагать, что в наименовании «Suomenlinna» скрывается смутное воспоминание о времени, когда «Старый Выборг» был финским (Rosen R. Op. cit. S. 21, not. 4). Однако этот довод не выдерживает критики, ибо, как нам сообщил крупнейший советский исследователь карельского и финского фольклора В. Я. Евсеев, ни в одной подлинной фольклорной записи карельских и финских рун слова «Suomenlinna» нет, и только в обработанном и олитературенном Лённротом тексте руны в качестве синонима Выборга дается это название. [92] Rosen R. Op. cit. S. 22. [93] Единственное исключение можно сделать лишь для названия залива Суоменведенпохья, т. к. в форме «Сумовиси» (от «Suomen-vesi» — «Финские воды») это название уже упоминается в тексте Ореховецкого договора 1323 г. [94]
Finlands medeltidsurkunder. Bd. I. № 522. [95] Русену была известна эта грамота, но он выдвинул предположение, что в документе при его копировании (документ сохранился в копии) переписчиком были сделаны ошибки. Якобы вместо шведского имени нарицательного «karlar» — «мужи», «мужчины», «мужики», переписчиком было поставлено: «karelar», «karelomen» (Rosen R. 124 Op. cit. S. 18). Это предположение не может быть доказано: в тексте грамоты вполне определенно дважды говорится о карелах. [96] НПЛ. С. 327; Finlands medeltidsurkunder. Bd. I. № 214—215. [97] Suomen historian käsikirja. I. S. 158—161. [98] Paloposki T. Viipurin Karjalan asema kolmannen ristiretken ai-Koina//Historiallinen aikakauskirja. 1966. № 2. S. 95—111. [99] В указанной статье Палопоски опубликована (с. 106) карта с предлагаемой им реконструкцией этой границы. [100] Kaukiainen J. Op. cit. S. 109—110, 123. [101] Kirkinen H. 1) Finland in Russian Sources un to the year 1323. P. 268; 2) Karjala taistelukenttänä. S. 14—15.
|
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |