КАРЕЛЫ И КАРЕЛИЯ В XIII—XIV ВВ. |
|||||
XII—XIV вв. — важный этап в истории Карелии и карельского народа. Именно тогда зародилась и окрепла историческая дружба карел с великим русским народом. Карелы вместе с русскими людьми борются за общие интересы, за независимость родных земель. Войдя не позже XI — XII вв. в состав Новгородской феодальной республики, карельский народ с тех пор навсегда связал свою судьбу с судьбой Руси и ее народа. В дореволюционное время науки по истории Карелии и карельского народа не существовало, ее создание является заслугой советских ученых. Используя материалы письменных источников, данные археологии и языкознания, а также положительные результаты работ финских исследователей, советские историки (преимущественно за последние 40—50 лет) разработали основные проблемы ранней истории Карелии и ее населения[1]. Благодаря многолетним исследованиям крупнейшего советского финно-угроведа Д. В. Бубриха, его учеников, ряда археологов и историков, удалось в основных чертах проследить сложный путь этнической истории карельского народа[2]. Стало ясно, что современный карельский народ сложился сравнительно поздно, в XVII — XVIII вв., в результате слияния этнических компонентов, восходящих r двум родственным, но разным прибалтийско-финским племенам — кореле и веси. Соответственно с этим принятый в современной научной литературе термин «Карелия» для XI — XVII вв. распространяется на всю территорию, населенную тогда и карелами, и весью с ее северными ветвями — людиками и ливвиками: это и территория современной Карельской АССР, и Карельский перешеек, и земли, ныне входящие в состав восточной Финляндии. В рассматриваемый период территория, населенная весью, носила название «Обонежье». Она охватывала земли между Онежским и Ладожским озерами и к северу до Белого моря. Подвластная Новгороду, но лежавшая вдали от него, эта территория почти не затрагивалась борьбой Новгородской Руси с ее внешними врагами. Поэтому в настоящей книге развитие событий в Обонежье почти не будет рассматриваться. В центре внимания автора — народность корела и основная территория ее проживания — Корельская земля, охватывающая Карельский перешеек, северное Приладожье и пространства к северу и к западу до реки Кюмийоки (расположенной в 130 километрах от современного Выборга, в восточной Финляндии). По имеющимся данным, именно здесь скорее всего сформировалось в предшествующие столетия племя корела со своей ярко выраженной материальной и духовной культурой[3]. В XIII в. здесь жила основная часть карельского племени. Именно отсюда карелы заселили огромные пространства Севера — от западного побережья Белого моря до северной части Ботнического залива. Северная Карелия в XIII — начале XIV в. была вне политической борьбы Руси и Швеции и поэтому тоже не будет рассматриваться в данной книге. В XIII — начале XIV в., по имеющимся (весьма небогатым) сведениям источников, у карел происходил процесс распада родоплеменного строя и формирование классового — феодального — общества. Переход к феодализму проходил под воздействием более развитой в экономическом и социальном отношениях Новгородской земли (где феодальный строй существовал уже с X — XI вв.). Но новые общественные отношения не были навязаны Новгородом: на Корельскую землю не распространилось русское феодальное (боярское) землевладение, феодальный строй объективно вызревал в недрах самого карельского общества[4]. Процесс перехода к новой общественной формации обычно происходит длительно, точная дата окончания одной формации и начала следующей не может быть определена. Вместе с тем ряд данных начала XIV в. говорит о наличии на Корельской земле крупного частного землевладения, которое могло быть только феодальным[5]. О происходящем переходе к классовому обществу свидетельствует и появление в Карелии к концу XIII — началу XIV в. первого города — Корелы (возникновение городов — явление обычно сопутствующее установлению классового общества). Вопрос о политическом положении Корельской земли, о характере ее отношений с Новгородом в XII — XIII вв. вызвал длительную дискуссию в исторической науке. С позиции дореволюционных русских, а позднее — советских ученых, карелы издавна находились под властью Древней Руси, а с XII в. — под властью Новгородского государства, являвшегося составной частью федерации русских княжеств периода феодальной раздробленности и охватывавшего огромные пространства севера Восточной Европы. Финляндские буржуазные историки, начиная с основателя финляндской буржуазно-националистической историографии Ирье Коскинена, выдвинули другую теорию, по которой Карелия в XII—XIII вв. не находилась в зависимости от Новгородской феодальной республики, и карелы в этот период являлись лишь союзниками новгородцев[6]. В пользу своей концепции финляндские ученые приводили следующие доводы: 1) В перечне новгородских «волостей», содержащемся в договорах Новгорода с князьями[7], не упоминается Корела (Карелия). 2) В договоре Новгорода с Ганзой и Готландом 1262 — 1263 гг.[8] содержится указание, что новгородцы не берут на себя ответственности, если с немецкими купцами что-либо случится на территории Карелии[9]. Аргументация финляндских историков была подвергнута критике советскими учеными С. С. Гадзяцким и автором настоящей работы, а также финскими исследователями X. Киркиненом и Э. Кууйо[10]. Несостоятельность первого довода установил С. С. Гадзяцкий, который в своих исследованиях показал, что в перечне новгородских «волостей» (т. е. новгородских владений) не упоминается не только Корела, но и такие бесспорно подвластные Новгороду племена, как водь и ижора. Изучив все письменные известия о води, ижоре и кореле XI — XIII вв., Гадзяцкий пришел к выводу, что Водская и Ижорская земли и Карелия не были «волостями», а входили в состав собственной территории Новгородского государства (подробнее об этом будет сказано ниже). Необоснованным оказался и второй довод финляндских ученых, которые не учли особенности новгородской политики в землях подчиненных племен. Взаимоотношения Новгорода с многочисленными племенами, входившими в состав Новгородского государства, носили особый, специфический характер[11] и принципиально отличались от колониальной политики Швеции, Дании и рыцарских орденов в Прибалтике. Новгородцы на подвластных землях не ломали исконный уклад жизни, не учреждали сразу своей администрации, не строили замков и крепостей, не вводили свои войска и т. д. Для Новгорода было достаточно, чтобы племя признало себя зависимым и согласилось на уплату дани; никаких иных форм подчинения новгородцы не требовали. Племя сохраняло свое родоплеменное управление, которое самостоятельно разрешало все внутриплеменные дела. Если учесть эти особенности новгородской политики, свидетельство договора 1262 —1263 гг., на первый взгляд подтверждающее «независимость» Карелии от Новгородского государства, также может быть без труда разъяснено. Новгородцы отказались брать на себя ответственность за безопасность купцов в Карелии, так как здесь не было новгородской администрации и новгородских войск и Новгород не мог обеспечить охрану купцов в случае нападения на них местных жителей[12]. Взаимоотношения с немецкими купцами были внутренним делом карел, в которые новгородские власти не вмешивались. Таким образом, подвластность Корельской земли Новгороду не мешала карелам сохранять в основном свой исконный уклад жизни. Отсутствие на основных карельских землях русских гарнизонов и поселений показывает, что власть Новгородского государства над Карелией опиралась на какие-то силы внутри местного населения. Поскольку у карел в XII — XIII вв. продолжал существовать родоплеменной строй, находившийся в стадии разложения, и вызревания классовых отношений, господство внутри племени сохранялось в руках племенной знати. Новгороду было выгодно поддерживать племенную знать, ибо через нее можно было держать в своих руках власть над карельскими землями. С другой стороны, карельской племенной знати в XII — XIII вв. также необходима была могущественная поддержка новгородского правительства: в результате распада первобытно-родовых отношений племенная знать постепенно превращалась в класс феодалов и стремилась сосредоточить в своих руках всю власть внутри племени, чему сильно способствовало покровительство Новгорода. Отношения между Корельской землей и Новгородским феодальным государством, конечно, нельзя идеализировать; это были отношения господства и подчинения. Свою власть Новгород в случае необходимости поддерживал насильственными мерами. Когда племенная знать в конце XIII в. сделала попытку выйти из повиновения (подробнее см. ниже), Новгородское государство немедленно применило меры вооруженного принуждения[13]. Правда, такой факт до конца XIII в. случился только однажды; для XII—XIII вв. характерны дружественные отношения между феодализирующейся верхушкой карельского племени и правящим классом Новгорода. Укреплению связи карельской племенной знати с Новгородским государством в значительной мере способствовала интенсивно развивающаяся торговля. Основным богатством карельских земель была пушнина. Именно в погоне за пушниной карелы освоили в XII — XIII вв. огромные пространства Севера — от Ботнического залива до Белого моря и даже до берегов Ледовитого океана. Добываемая здесь пушнина сбывалась в Новгород — основной центр пушной торговли средневековой Европы и отсюда отправлялась новгородскими купцами на Запад. Торговля карел с Новгородским государством осуществлялась, вероятно, через посредство карельской племенной знати, для которой эта торговля должна была быть одним из основных источников обогащения. Заинтересованность племенной знати в развитии торговли с Новгородом была основным экономическим фактором, скреплявшим политическую связь Корельской земли с Новгородским государством. Для правильного понимания взаимоотношений карел и Новгорода нужно еще учитывать, что по своей экономике северо-западное Приладожье было прямым продолжением земледельческих территорий южного Приладожья и Поволховья; здесь жили такие же крестьяне-земледельцы, как и на берегах Волхова. В торговом отношении северо-западное Приладожье было также тесно связано с этими территориями. Одним словом, в экономическом отношении бассейн Волхова, юго-восточное и северо-западное Приладожье представляли собой более или менее единое целое. Все указанные выше обстоятельства объясняют еще одну особенность политического положения Карелии в составе Новгородской феодальной республики. Как уже говорилось, С. С. Гадзяцкий весьма убедительно показал, что Корельская земля не упоминалась в договорах с князьями, так как не была «волостью» (колонией), а являлась территорией самого Новгородского государства[14]. Эта точка зрения обосновывается рядом факторов. Когда в Карелии возник город Корела (XIII в.), он стал считаться новгородским пригородом, наравне с Псковом и Ладогой. С образованием пятин, включивших в себя собственно новгородскую территорию и не включивших колонии, Корельская земля вошла в состав Водской пятины и имела деление на погосты, как и русские области Новгородской земли. Это административное деление оказалось настолько прочным, что сохранилось в Западной Карелии и после ее перехода под власть шведов[15]. В то же время следует отметить, что в состав собственной территории Новгородского государства входили не все земли, принадлежавшие племени корела. Деление на погосты охватывало лишь Корельскую землю — северо-западное и северное Приладожье и ближайшие лесные районы, не затрагивая огромные пространства Северной Карелии от Ботнического залива до Белого моря. Таким образом, в состав собственной территории Новгородского государства входили только наиболее населенные и освоенные земледельческие погосты северо-западного и северного Приладожья (Ровдужский, Сакульский, Городенский, Кирьяжский, Сердобольский и Соломенский) и соседние окраинные погосты (Иломанский, Саволакс, Яскис и Эврепя). По-видимому, эти земли составляли некогда первоначальную племенную территорию карел и были наиболее освоены. Напротив, пространства Северной Карелии были освоены позднее, заселены слабо и потому в собственную территорию Новгородского государства не включались. Наиболее раннее упоминание погостов на основной карельской племенной территории содержится в тексте Ореховецкого договора 1323 г., где названы три западных погоста, уступленные шведам, — Яскис, Эврепя и Саволакс. Эти погосты как территориальные единицы существовали затем в течение нескольких столетий. Их границы частично сохранялись в форме границ восточных провинций Финляндии вплоть до XX в. Отсюда следует, что данное территориальное деление возникло задолго до 1323 г. и к моменту перехода карельских земель под власть шведов опиралось уже на весьма давнюю местную традицию. В противном случае оно не смогло бы удержаться после установления новых, шведских порядков. Столь же устойчивым было деление на погосты в восточной части Карельского перешейка и в северном Приладожье, зафиксированное в письменных памятниках с конца XIV в. Большинство этих административно-территориальных единиц существовало в основном в одних и тех же границах, сначала под именем погостов, затем — приходов, а в XIX — начале XX в. — уездов. Устойчивость административного деления Карелии в новгородское время и в течение последующих столетий показывает, что оно не было введено по произвольному распоряжению новгородских властей, а явилось результатом внутреннего развития общественных отношений у карел. Новгородским термином «погост» стала именоваться территория, населенная отдельной группой карельского племени и представлявшая собой в экономическом и географическом отношении известное единство. Погост состоял из нескольких десятков племенных селений, расположенных обычно вдоль реки или на берегах крупных озер. Река или озеро экономически объединяли эти селения[16]. Для Новгорода же погост был территориальной единицей, в пределах которой производился сбор дани. Следовательно, основная территория карельского племени — Корельская земля — представляла собой группу; погостов, объединенных общностью этнического состава и имевших тесную хозяйственную связь. Поскольку Корельская земля была частью собственной территории Новгородского государства, феодализирующаяся карельская племенная знать постепенно сливалась с новгородским правящим классом. Некоторые представители карельской знати со временем даже переселились в Новгород и стали новгородскими боярами (Иван Федорович Валит в XIV в.). Все изложенные обстоятельства помогают правильно понять и оценить ту значительную роль, которую карелы сыграли во внешнеполитической истории Новгородского государства, в борьбе Новгорода против шведской агрессии на берегах Балтики[17]. Шведское наступление на восточное побережье Балтийского моря началось в середине XII в. Первоначальной целью экспансии шведских феодалов являлось покорение Юго-Западной Финляндии, территории проживания финского племени сумь (suomi). Новгород выступил на борьбу против агрессии, опасной для его торговых и политических интересов. Карелы приняли участие в этой борьбе на стороне Новгородского государства. Совместно с русскими военными силами, а также и самостоятельно сражались они против шведской агрессии. Уже тогда карелы провели две большие морские операции — поход 1178 г. против шведской колонии в Юго-Западной Финляндии и поход 1187 г., приведший к взятию и разрушению крупнейшего шведского города Сигтуны. После закрепления шведов в Юго-Западной Финляндии в первой половине XIII в. началась их экспансия в центральной части Южной Финляндии — на землях финского племени емь (hame), проживавшего в непосредственном соседстве с Корельской землей и находившегося под властью Новгородского государства. И на этом этапе карелы вместе с новгородцами боролись против агрессии шведских рыцарей. В 1240 г. Швеция попыталась захватить берега Невы и отрезать Корельскую землю от прямой связи с Новгородом, но потерпела поражение в знаменитой Невской битве. В 1249 г. шведским рыцарям удалось завоевать землю еми. В ответ на это в 1256 г. был совершен поход Александра Невского с русским и карельским войском против шведских владений в Финляндии. Во всех этих событиях карелы участвовали не как данники, а как население составной части и собственной территории Новгородского государства. Карелы считали интересы Новгорода своими собственными интересами. С. С. Гадзяцким было высказано мнение[18], что в изменившейся внешнеполитической обстановке второй половины XIII в. новгородцам, видимо, пришлось усилить свою административную власть в Карелии. С 70-х гг. XIII в. в источниках появляется официальный термин «Корельская земля», которым стала обозначаться территория десяти вышеназванных карельских погостов. Вероятно, земли племени корела, не имевшие ранее единого управления, единой политической организации, теперь такую организацию получают. По-видимому, новгородское правительство поставило во главе карельских погостов какую-то общую административную власть, управляющую внутренними делами всей Карелии и подчиненную Новгороду. Административным центром Корельской земли к концу XIII в. становится город Корела, впервые упоминаемый в письменных источниках конца XIII — начала XIV в. (упоминаемый именно как административный центр Карелии). С начала XIV в. во главе управления Корельской землей новгородцы ставят служилого князя, которого приглашали из представителей мелких удельных князей и которому давали город Корелу и Корельскую землю «в кормление». Эти административные преобразования были проведены новгородским правительством с целью укрепления своей власти над карелами ввиду надвигающейся угрозы агрессии со стороны Шведского государства. С конца XIII — начала XIV в. на Корельской земле старое племенное устройство постепенно заменяется административной организацией феодального типа, все меньше становится различий в политической жизни Карелии и собственно русских земель Новгородского государства. Этот процесс отражал глубокий социальный сдвиг, происшедший к этому времени в Карелии — переход от родоплеменного строя к феодальным отношениям.
[1] Обзор развития советской науки по истории Карелии дан автором в книге: Saskolski I. Р. Neuvostotieteen saavutuksia Pohjois-Euroo-pan maiden ja Neuvostoliiton luoteisosan historian alalla. Helsinki 1974. S. 35—58. [2] См.: Жербин А. С., Шаскольский И. П. Советская наука о происхождении карел//Происхождение Карелии. Иоэнсуу, 1976. С. 19— 40; Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983. С. 9—62. [3]
Шаскольский И. П. Проблемы
этногенеза прибалтийско-финских
племен юго-восточной Прибалтики в
свете данных современной науки//Финно-угры
и славяне. Л., 1979. С. 44; Кочкуркина С. И. 1)
Древняя Корела. Л., 1982. С. 10—12; 2) Корела
и Русь. Л., 1986. С. 16—25 и др. [4] Жербин А. С., Шаскольский И. П. Особенности развития феодализма в Карелии//История СССР. 1982. № 4. С. 133—134. [5] Там же. [6]
Yrjö-Koskinen O, Z. Finnische
Geschichte. Leipzig, 1874. S. 10, 15—16; Voionmaa V. Suomen karjalaisen heimon
historia. Helsingissä, 1915. S. 24; Tallgren A. M. Suomen
karjalan rautakausi/VKarjalan kirja. Porvoo-Helsinki, 1932. S. 180; Karttunen
J. Suomen karjalan his-toria//Karjalan kirja. S. 205: Jaakkola
J. Suomen varhaiskeskiaika. 1938 S. 296—297, 333; Aminoff T.
G. Mellan svärdet och kroksabeln. Malmö, 1943. S.
78—81; Juva E., Juva M. Suomen kansan historia. I. Helsinki
1964. S. 143; etc. [7] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. M.; Л., 1949 (далее - ГВНП) (№ 1—3, 6, 7, 9, 10, 14, 15, 19, 22, 26). [8] Там же. № 29. Аналогичный пункт содержится в проекте договорной грамоты 1269 г. Новгорода с Любеком и Готским берегом (там же № 31). [9] Voionmaa V. Op. cit. S. 24. [10] Гадзяцкий С. С. Указ. соч. С. 38—39; Шаскольский И. П. Политические отношения Новгорода и карел в XII—XIV вв.//Новгородский исторический сборник. Вып. 10. Новгород, 1962. С. 119—121; Kirkinen H. 1) Karjala idän kulttuuripiirissä. S. 86; 2) Finland in Russian Sources up to the Year 1323. P. 266—267; Kirkinen H., Kuujo E. Baltiassa ja Suomessa asuneiden heimojen osallistuminen Itämeren alueen kysymysten ratkaisuun 1100- ja 1200-luvulla//Historiallinen arkisto. 69. 1975. S. 43—44. [11] Особенность новгородской политики охарактеризована нами в работах «Борьба шведских крестоносцев против Финляндии» (Исторический журнал. 1940. № 4—5.С. 103), «Емь и Новгород в XI— XIII вв.» (Уч. записки ЛГУ, серия ист. наук. Вып. 10. 1941. С. 104— 105) и др. [12] Предлагаемая здесь и ниже трактовка положения Корельской земли в составе новгородских владений подробнее изложена в работах, упомянутых в прим. 10. [13] Шаскольский И. П. Политические отношения Новгорода и карел в XII—XIV вв. С. 122—123. [14] Гадзяцкий С. С. Указ. соч. С. 38—39. [15] В аналогичном положении находилось и Обонежье, которое также не упоминалось в договорах Новгорода с князьями в числе новгородских колоний. С образованием пятин Обонежье составило особую Обонежскую пятину, поделенную на погосты. Это деление сохранилось до конца XVIII в. Кроме того, вхождению Обонежья в состав собственной территории Новгородского государства способствовало и наличие здесь немногочисленного, но постепенно увеличивавшегося русского крестьянства, пришедшего с берегов Волхова. [16] Так, Кирьяжский, Сердобольский и Соломенский погосты представляли собой группы селений, лежащих вдоль берега Ладожского озера; Городенский погост — селения, расположенные по нижнему течению р. Вуоксы; Саволакский погост — селения вблизи оз. Сайма и т. д. [17] Об этих событиях см.: Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII — XIII вв. [18] Гадзяцкий С. С. Указ. соч. С. 75—77.
|
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |