| Религиозное воспитание
		С точки зрения финнизации населения представители религии стояли на той 
		же позиции, что и АКС. По результатам исследо¬вания вся лютеранская 
		часть церковного управления принадлежала АКС. Для церкви целью этой 
		войны была смерть большевиз¬ма. Военные попы были ярыми сторонника¬ми 
		захватнической войны. И эта мировая война была крестовым походом, войной 
		священной и праведной. Карелов предстоя¬ло обратить в христианскую веру 
		и, по воз¬можности, в лютеранскую.
 О деятельной работе попов говорит то, что к концу ноября 1941 года было 
		организовано шесть лютеранских и десять право¬славных школ, которые 
		посещали 715 де¬тей. В то же самое время было проведено 12 лютеранских 
		богослужений (в них участ¬вовало 2230 человек) и 47 православных 
		бо¬гослужений, в которых приняло участие 5936 человек.
 Лютеранские круги хотели обратить Ка¬релию в свою веру. Все 
		представители АКС и военный епископ были сторонниками лю¬теранства. 
		Военное управление понимало, что Карелия традиционно православная. И тем 
		не менее православные попы были в худшем положении по сравнению с 
		люте¬ранскими коллегами. К примеру, в 1943 го¬ду лютеранские священники 
		относились по категории оплаты к 28-29 разрядам, в то время как 
		православные — к 25 разряду.
 Для того чтобы прекратить это соревнова¬ние между священниками. 
		Главнокомандующий 24 апреля 1942 года издал приказ, со¬гласно которому 
		население Карелии имело право выбирать православную или лютеран¬скую 
		веру.
 К концу 1943 года из находящегося на сво¬боде населения к православной 
		вере относились 30 632 человека, к лютеранской — 2208 человек. В 
		религиозных общинах числилось примерно 47 процентов населения. О 
		принадлежности к той или иной общине среди заключенных сведений нет, но 
		на ос¬новании исследований полагаю, что почти все они были 
		православными. Цифры также говорят о том, что на протяжении двух лет 
		религиозное воспитание не в силах было пе¬ребороть веру в правоту 
		советского строя, как и не смогло подчинить Восточную Каре¬лию финскому 
		влиянию. Традиционная пра¬вославная вера осталась для карелов 
		опре¬деляющей и при советской власти.
 Обе ветви религии распространяли боль¬шое количество церковной 
		литературы.
 К 1944 году церковное управление сдела¬ло более или менее равное 
		распределение штатов. Таким образом, оказалось девять православных 
		попов, у которых было девять помощников.
 Православный поп в петрозаводских лаге¬рях с весны 1942 года исполнял 
		религиозные обряды и крестил детей. За 1943 год в лаге¬рях было 
		совершено 203 богослужения. В концентрационных, а впоследствии в 
		лаге¬рях для перемещенных лиц преобладала православная вера.
 Религиозное воспитание с самого начала оккупации преследовало цель 
		возрастания финского влияния. Но эта работа не дала за¬метных 
		результатов. Влияние лютеранской веры оказалось ничтожным. Стремление 
		финских религиозных кругов обратить каре¬лов к своей вере обернулось, 
		наоборот, их возвращением к православию.
 |