| Обучение
		Школьное обучение, а также учеба на различных курсах были действенными 
		средствами усиления финского влияния. В пер¬вые годы оккупации сложилось 
		мнение, что обучать следует только родственные наро¬ды. В штабе Военного 
		управления были разработаны временные рекомендации по ор¬ганизации 
		учебной работы в Восточной Карелии. Рекомендовалось воспитывать дух 
		финского гражданства. Другими словами, из национальных детей необходимо 
		было выкорчевать ростки коммунистического влияния. Осень 1941 года для 
		школьного от¬дела была периодом оживленной работы. Объявили конкурс на 
		учительские должно¬сти для Карелии. Желающих оказалось 630 человек, из 
		которых выбрали в начальные школы 49, в старшие классы 79 учителей. В то 
		же время взяли на учет учителей, остав¬шихся на оккупированной 
		территории. Их оказалось 136, из них национальных 130. Для будущих 
		учителей организовали подго¬товительные курсы в Хельсинкском 
		универ¬ситете. На курсах, наряду с различными ди¬сциплинами, изучали 
		историю Восточной Ка¬релии, географию, языковые диалекты и местный быт.
 В последнюю неделю ноября 1941 года на оккупированной территории открыли 
		46 на¬родных школ, в которых обучалось 4823 ученика. В дополнение к 
		этому по инициативе и на средства подполковника Р. Нордстрема направили 
		13 человек карельской мо¬лодежи на обучение в Ловизу и одного в 
		Нурмиярви.
 27 октября 1941 года в Сиикасалми, возле Липери в крестьянской школе 
		открылись курсы, на которые было принято 52 моло¬дых карела. В процессе 
		обучения политиче¬ские убеждения очень некстати всплывали на 
		поверхность, и стало ясно, что коммуни¬стическое воспитание оставило в 
		учениках сильное влияние. В отчете в мягкой форме все же сказано, что у 
		значительной части учеников настроения заметно склоняются к сближению с 
		Финляндией. А также отмече¬но, что знание языка у учеников 
		недостаточ¬ное, а представления о религии — нулевые.
 В конце 1941 года в Карелии были 53 фин¬ские школы, в которых были 151 
		учитель и 4540 учеников. По неизвестным причинам количество учеников 
		уменьшилось. Умение читать и писать на финском языке также оказалось 
		слабее ожидаемого. Видимо, преувеличенным было мнение о том, что финский 
		язык сохранился в коммунистиче¬ской Карелии. К концу того же года 
		совет¬ник министерства образования К. Мерикоски срочно подготовил и сдал 
		в печать в ка¬честве учебника «Книгу о Великой Финлян¬дии».
 К концу марта 1942 года в народных шко¬лах на финском языке обучалось 
		5470 учеников, или 63,3 процента от общего числа детей из национальных 
		семей. Весь 1942 год и почти весь следующий обучали только финноязычных 
		детей. Были, правда, на мес¬тах какие-то попытки наладить обучение и 
		русских детей, но они не принесли ощути¬мого результата.
 В отчете за 1943 год говорится об откры¬тии русских школ. Это 
		диктовалось создавшейся обстановкой. Одна русская школа была создана в 
		Петрозаводске для находя¬щихся на свободе детей и пять — для детей, 
		находящихся в лагерях.
 Обучение началось в лагерях и в Петроза¬водске в конце 1943 года. 
		Учителями работали 72 педагога, получивших образование в СССР, учеников 
		было 2395 человек.
 Таким образом, только часть русских де¬тей учились при оккупационном 
		режиме.
 Последний учебный год в организованных финнами школах закончился 20 мая 
		1944 го¬да, тогда же завершилась и работа школь¬ного отдела в Восточной 
		Карелии.
 Школ для детей русских по окончании учебного периода было 15. Семь из 
		них находились в лагерях. В них было 87 учителей и 3000 учеников.
 Осенью 1942 года в лагерях для тысячи не¬грамотных было организовано 26 
		классов под руководством русских учителей. Пред¬метами были чтение, 
		письмо, рисование, финский язык, пение и в качестве дополни¬тельного 
		языка — русский язык.
 Финский язык преподавался детям в лаге¬ре, естественно, с прицелом на 
		будущее. Но местные без особой охоты шли в фин¬ские школы.
 В сельскохозяйственной школе Сиикасал-ми возле Липери было проведено 
		шесть курсов, последние — в январе-апреле 1944 года. На этих курсах 
		прошли обучение 80 человек. В 1942 году из Восточной Карелии на семинары 
		в Финляндию было отправлено три человека, в торговую школу в Куопио 
		восемь человек и в музыкально-балетную школу в Хельсинки три человека. 
		На основа¬нии непонятно кем сделанного выбора 15 молодых людей было 
		отправлено в земле¬дельческую школу в Иломантси. Были орга¬низованы 
		также другие курсы как в Финлян¬дии, так и в Карелии. Но они не 
		оказывали заметного идеологического влияния.
 В народных школах стремились к панфиннизации, основной упор делали на 
		преподавание истории, географии, финского языка и религии. «Книгу о 
		Великой Финляндии» ис¬пользовали в качестве учебника истории и 
		географии.
 При преподавании истории старались по¬казать, что советская 
		государственная система крайне слаба и что рюсся был и остает¬ся 
		вековечным врагом родственных финнам народов, постоянно подчеркивали 
		единство финнов и карелов.
 Главная цель преподавания географии всецело укладывалась в два слова — «Вели¬кая 
		Финляндия», которые среди работников штаба военного управления 
		произносились беспрестанно. В самой Финляндии о Вели¬кой Финляндии уже 
		перестали говорить, де¬ятелям внешней политики это было просто 
		запрещено. Финны долгое время вели та¬кую игру. На оккупированной 
		территории произносилось взахлеб то, о чем нельзя бы¬ло говорить в 
		Хельсинки. И в то же самое время финское правительство распростра¬няло 
		по всему миру, что Восточная Карелия принадлежит Финляндии.
 Религии финны придавали большое значе¬ние, поскольку заявляли, что 
		Финляндия воевала за свой дом, веру и отечество. Бого¬служения и в армии 
		занимали центральное место. Одной из самых действенных мер 
		антикоммунистического воспитания счита¬лось религиозное. Финские 
		священники, очевидно, хотели отсечь карелов от языче¬ства.
 На основании полученных ими инструкций военные попы во время наступления 
		войск торопились окрестить карелов, как это де¬лалось при крестовых 
		походах. Комендант Военного управления в ноябре 1941 года ут¬вердил 
		новые правила крещения. Религиоз¬ные общины, как бы соревнуясь между 
		со¬бой, стремились заполучить как можно больше людей в свою веру. К 
		концу ноября 1941 года в лютеранскую веру окрестили 359 человек и в 
		православную — 454 чело¬века.
 В национальных школах финский язык пре¬подавался как родной. Вепсам он 
		давался с трудом, так как финский и вепсский языки сильно отличаются.
 Тема защиты страны была очень важной в обучении. Особое внимание 
		уделялось тому, что граница по Ладоге — Свири — Бело¬му морю является 
		природной. Защита стра¬ны являлась защитой Великой Финляндии.
 Точка зрения советских историков на ор¬ганизацию образования финнами на 
		оккупированной территории соответствует дейст¬вительности. Морозов 
		пишет, что в деле идеологического воспитания оккупирован¬ного населения, 
		а особенно карельского и вепсского народов, школам придавалось большое 
		значение. Преследуя свои полити¬ческие интересы, Военное управление с 
		1941 года организовало школы для вепсских и карельских детей, а с 1943 
		года для рус¬ских. По мнению Морозова, 70 процентов русских детей 
		остались вне школы.
 В марте 1942 года было организовано Уп¬равление по воспитанию молодежи, 
		кото¬рое в силу трудностей с продовольствием поначалу сосредоточило свое 
		внимание на создании сельскохозяйственных курсов и на воспитание финнов 
		и карелов. Сельскохо¬зяйственные кружки в какой-то мере помо¬гали 
		национальным семьям в улучшении их продовольственного положения. 
		Ненацио¬нальные опять были оставлены в стороне.
 Воспитание, обучение, финнизация глав¬ным образом были направлены на 
		национальное население. Русские на протяжении первых двух лет оккупации 
		остались от все¬го этого в стороне по вполне определенной причине: они 
		были не нужны финнам. По¬пытки проявить человечность и внимание к 
		русскому населению и тем самым улуч¬шить его отношение к оккупационным 
		вла¬стям остались в большей части нереализо¬ванными.
 |