| Направленность на Великую Финляндию
		В планах политических кругов и военного управления было присоединение 
		Восточной Карелии к Финляндии и ее финнизация. На деле это означало 
		очищение оккупирован¬ной территории от людей иной национально¬сти, а 
		конкретнее — от русских, и подчине¬ние прочего населения финскому 
		распоряд¬ку.
 Верхушка финского руководства, а также некоторые организации считали 
		своей задачей доказать другим правительствам, что народ Восточной 
		Карелии хочет присоединиться к Финляндии. Хотели доказать, что Финляндия 
		пришла в Карелию не как захват¬чик, а как освободитель Восточной 
		Карелии. Всячески стремились опровергнуть утвер¬ждения, что Финляндия 
		является агрессо¬ром, хотя с самого начала все было пре¬дельно ясно.
 После захвата 111 армейским корпусом Вокнаволока, который находился на 
		востоке от границы по Тартускому мирному догово¬ру, Восточно-Карельское 
		военное управле¬ние, а также отделы разведки и информа¬ции Главного 
		штаба совместно с Академи¬ческим Карельским союзом (АКС) поспеш¬но 
		собрали народное собрание в Вокнаволоке. На этом собрании руководство 
		Дви¬жения за освобождение Карелии приняло решение от имени народов 
		Беломорской и Олонецкой Карелии присоединиться к Фин¬ляндии. Анализируя 
		поспешность действий, можно сделать вывод, что собрание и его решения 
		были подготовлены заранее.
 Активисты Карельского Академического союза и руководители родственных 
		батальонов еще до этого собрались в Каяни и вы¬ступили инициаторами 
		народного собрания в Вокнаволоке и, конечно же, приняли уча¬стие в самом 
		собрании. Расцвеченное фла¬гами, оно выглядело эффектно и празднич¬но.
 Избранное на собрании правление Осво¬бодительного движения направило 
		обраще¬ние к финскому правительству, в котором, в частности, говорилось:
 «От имени представляемых нами Бело¬морского и Олонецкого народов, просим 
		вас, финские братья и сестры, всеми спосо¬бами поддержать стремления 
		нашего наро¬да. Давайте общими усилиями сотрем силой навязанную нам и 
		разделяющую нас, прове¬денную посреди нашей общей земли грани¬цу, 
		воссоединим землю, которую сам Гос¬подь Бог ниспослал нам единой. Вместе 
		осу¬ществим предложение, высказанное нам финским поэтом: передвинем 
		границы и по¬сты сторожевые в глубь карельских просто¬ров к морям. Пусть 
		поможет нам Всевыш¬ний с помощью финляндско-карельского оружия 
		обеспечить на веки вечные безопасность нашего общего Финского дома».
 Микко Карвонен, известный под литера¬турным псевдонимом как Миихкали 
		Онттонен, сказал на собрании:
 «Сейчас под этим синим небом на берегу сияющего озера Куйтто собрался 
		почти весь карельский народ. Люди, построившие эту деревню и вспахавшие 
		в лесной глухомани эти поля, покоятся под колючим дерном. Но души их с 
		нами, здесь, среди нас, они шеп¬чут нам в ласковом летнем ветерке: это 
		свершилось — Карелия свободна».
 Народное собрание в Вокнаволоке и его обращение вызвало много толков как 
		в Финляндии, так и за рубежом. Всем было очевидно, что это фарс. 
		Организаторы соб¬рания, сторонники идеи Великой Финляндии, явно не 
		способны были понять политической ситуации, не задумывались над тем, как 
		к этому отнесутся сами карелы. Их к тому времени там было очень мало, а 
		армия Финляндии тогда дошла только до опреде¬ленной Тартуским мирным 
		договором гра¬ницы, но вся Восточная Карелия оставалась еще не 
		захваченной. Вдохновило же на столь поспешную организацию собрания 
		ус¬пешное в то время наступление немцев, как и наступление финнов в 
		Карелии.
 Политические руководители, не испыты¬вая никакой неловкости, дали 
		работникам средств пропаганды задание всеми средст¬вами поддерживать 
		организованное в Вок¬наволоке Движение за освобождение Каре¬лии, 
		которое, опираясь на поддержку Маннергейма, претендовало на роль 
		представи¬теля народа Беломорской и Олонецкой Ка¬релии в деле его 
		освобождения и присоеди¬нения к Финляндии. В качестве пособия еще ранее 
		была рекомендована книга, состав¬ленная АКС, — «Восточная Карелия» и 
		карта Восточной Карелии, а также книга Ээро Кууссаари «Пути финноязычных 
		народов».
 У собрания в Вокнаволоке не было ника¬кого права и полномочий 
		представлять на¬род Карелии и принимать от его имени об¬ращение о 
		присоединении к Финляндии. Во всем Ухтинском районе, в который входили 
		оккупированные деревни Войница, Вокнаволок, Костомукша и Контокки, к 
		концу 1941 года было лишь 534 жителя, и из них лишь небольшая часть в 
		июле 1941 года была в Вокнаволоке.
 Куприянов пишет, что в упомянутых де¬ревнях оставалось не более 150-200 
		мужчин и женщин и что едва ли было у них право го¬ворить от имени всех 
		карелов.
 Чиновники Военного управления были на¬столько сильно ориентированы на 
		присоеди¬нение Карелии к Финляндии и ее финнизацию, что планировали 
		эвакуацию русского населения на захваченные немцами терри¬тории и уже 
		вели на эту тему с ними перего¬воры. Планы эти не осуществились, но из 
		них видно — намерение полного подчинения Карелии Финляндии.
 Действия по усилению финского влияния не остались вне поля внимания 
		советских ис¬следователей (финские историки стараются не писать об 
		этом). Куприянов и Морозов отмечали, что оккупанты стремились упро¬чить 
		свои позиции среди местного населе¬ния подачками для карелов. К примеру, 
		вы¬даваемые карелам пайки были заметно больше тех, что выделялись 
		русским, у ка¬релов была большая свобода передвиже¬ния.
 Куприянов пишет, что финны заверяли женщин и стариков, будто пришли сюда 
		освобождать родственный им народ — каре¬лов и хотят дать им красивую 
		жизнь. И что именно поэтому, в целях присоединения Ка¬релии к Финляндии, 
		и начата эта война.
 С началом военных действий 10 июля 1941 года штаб Карельской Армии издал 
		приказ о развертывании просветительской работы. Предлагалось довести до 
		людей обращение Вокнаволокского собрания и обращение Главнокомандующего 
		к карельскому наро¬ду. Также рекомендовалось сообщать о слабости 
		Советских Вооруженных Сил и о том, что финны пришли как освободители.
 Пропагандистские мероприятия устраива¬лись довольно часто в форме 
		различных праздников, поводы для которых всегда на¬ходились. Во время 
		этих мероприятий раз¬ными способами подчеркивалась мысль о единстве 
		карельского и финского народов и об идее родственности. В беседах 
		предлага¬лось делать упор на различия финноязычных народов и русских. 
		Конечно же, карелы бы¬ли народ особенный, в то время как нацио¬нальными 
		чертами русских были отсутствие способностей, необузданность, коварство, 
		жестокость, нечистоплотность.
 Просветительская работа ориентирована была на родственные финнам народы, 
		которые хотели присоединения к Финляндии. Все касающееся Великой 
		Финляндии и освобо¬дительной роли финнов преподносилось на¬вязчиво и с 
		нажимом, чтобы сильнее воздействовать на население. Просветитель¬скую 
		работу среди ненациональных начали проводить только к концу войны, когда 
		по¬няли, что расистская политика не дала жела¬емых результатов и вызвала 
		негативную реакцию не только в Карелии и Советском Со¬юзе, но и среди 
		западных союзников.
 |