V.
«Сага об Эгиле Скаллагримссоне»
|
|||||
XIV.
О Торольве Той
зимой Торольв снова отправился в [Финн]марк
и было с ним сто человек; поехал так же,
как и предыдущей зимой; торговал с
финнами и побывал во многих местах в [Финн]марке.
А когда он зашел далеко на восток, и там
стало известно о его путешествии, то
пришли к нему квены и сказали, что они
были посланы к нему, и что это, сделал (т.
е. послал их. — Т. Д.) Фаравид, конунг
Квенланда, [потому] что кирьялы напали на
его землю. И он послал [в придачу] к этому
слово, чтобы Торольв пришел туда и
оказал ему помощь. За этим следовало
сообщение, что Торольв получит равную
долю [добычи] с конунгом, а каждый из его
людей — как два человека конунга. А
таков был закон у квенов, что конунг
получал третью часть того, что [получали]
его воины, а кроме того, все добытые
бобровые и собольи шкуры и другие ценные
меха. Торольв рассказал об этом своим
дружинникам и предложил им на выбор,
ехать или нет, и большинство было за то,
чтобы попытать счастья, поскольку
добыча могла быть такой большой, и было
решено, что они поедут назад вместе с
послами. Финнмарк
— весьма обширный, с запада его омывает
море, от которого идут большие фьорды, то
же — на севере и повсюду на востоке. А к
югу [от Финнмарка находится] Норвегия, и
простирается [Финн]марк почти так же по [своей]
внутренней южной [границе], как
Халогаланд по внешней[1].
А к востоку от Наумудаля[2]
лежит Ямталанд, а затем Хельсингаланд, а
затем Квенланд, затем Финнланд, затем
Кирьялаланд, а Финнмарк лежит ниже[3]
всех этих земель. И (есть поселения среди
гор во многих местах в [Финн]марке,
некоторые в долинах, а некоторые у озер.
В Финнмарке —удивительно большие озера,
а там у озер — большие леса. И из конца в
конец через весь [Финн]марк тянутся
высокие горы, и называются они Килир. И
когда Торольв пришел на восток в
Квенланд и встретился с конунгом
Фаравидом, то собрались они в путь, и
было у них (т. е. квенов.—Т. Д.) три
сотни человек, а у норвежцев — четвертая
[сотня], и отправились сухим путем через
Финнмарк, и пришли туда, где были (т. е.,
вероятно, жили.—Г. Д.) на горе кирьялы,
те, что раньше напали на квенов. И когда
они (кирьялы.—Т. Д.) обнаружили, что
враг рядом, собрались они вместе и
двинулись навстречу, рассчитывая, как и
раньше на победу. Но когда началась
битва, решительно выступили вперед
норвежцы, [ибо] у них были более надежные
щиты, чем у квенов. Стало тогда нести
потери войско кирьял, многие были убиты,
а некоторые бежали; взяли они, конунг
Фаравид и Торольв, там огромное
богатство, вернулись назад, в Квенланд, а
затем отправился Торольв со своим
войском в [Финн]марк, расстались они с
конунгом Фаравидом дружески... XVII.
Той же зимой[4]
отправился Торольв вверх на гору с сотней
человек, отправился тогда сразу на
восток в Квенланд и встретился с
конунгом Фаравидом. Посовещались они
тогда и решили отправиться на ту гору,
как предыдущей зимой. И было у них четыре
сотни людей, и пришли вниз[5]
в Кирьялаланд, напали там на те
поселения, которые оказались им по силам
по причине многочисленности [их войска],
грабили там и добывали богатство,
отправились затем назад, когда зима
подошла к концу, в [Финн]марк. Отправился
Торольв весной к себе домой. Его люди
ловили тогда треску в Вагаре, а
некоторые — сельдь; и делал он разного
рода запасы в своем доме. У Торольва был
большой корабль, который был пригоден
для морских плаваний, корабль был
построен как нельзя лучше, сильно
раскрашен до ватерлинии, в придачу к
этому имел паруса в синюю и красную
полоску, [и] вся оснастка корабля была
тщательно подобрана. Торольв велел
снарядить тот корабль и подобрал своих
людей, чтобы отправиться на нем; велел
нагрузить его сушеной рыбой и кожами, и
шкурками горностая; туда велел он
добавить и много беличьих шкурок, и
других пушных товаров, тех, что он добыл
на горе, и было это огромное богатство...
Можно найти много свидетельств того
мошенничества, которым Торольв
занимался в [Финнмарке, потому что
торговый корабль, который больше всех
других в Халогаланде, был снаряжен
весной в Санднесе, а Торольв говорил, что
ему одному принадлежит весь груз,
который на нем. Я думаю, что почти весь он
нагружен мехами, и думаю я там должно
быть больше бобров и соболей, чем
Торольв привез тебе. (Egils
— saga.., 1809, S. 56—59, 68, 69, 71).
«Сага об Эгиле Скаллагримссоне» — одна из саг об исландцах, рассказывающая о четырех поколениях рода Эгиля и охватывающая события с конца IX по конец Х в. Она принадлежит к числу ранних саг об исландцах (или родовых саг), запись которых относят к 1200—1230 гг. Сейчас можно считать практически доказанным, что автором «Саги об Эгиле» был Снорри Стурлусон (Hallberg, 1962). Первые главы саги (своего рода пролог), из которых происходят приведенные тексты, повествуют о деятельности Торольва Квельдульвссона, дяди Эгиля, на службе у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого (около 858— 928 гг.) Торольв становится лендрманом в Халогаланде на севере страны, получает право на сбор дани с населения Финнмарка; он вступает в конфликт с конунгом и в конце концов гибнет. Имеется полный литературный перевод «Саги об Эгиле», выполненный М. И. Стеблиным-Каменским (Исландские саги, 1956, с. 63—251). По расшифровкам хронологии саги, походы Торольва Квельдульвссона в Финнмарк, Квенланд и Кирьялаланд датируются 880-ми годами; таким образом, разрыв между описываемыми событиями и временем записи саги составляет около трех с половиной столетий. Это обстоятельство, а также различаемые следы эпической стилизации в описании событий, уже давно склонили большинство исследователей к весьма критическому отношению к тексту и заставили усомниться в достоверности сообщений. Некоторые современные авторы полагают, что в основе первых глав «Саги об Эгиле», посвященных конфликту Торольва с Харальдом Прекрасноволосым, лежит известный по ряду саг спор из-за финской дани между конунгом Сигурдом Крестоносцем (1103— ИЗО гг.) и ярлом Сигурдом Ранессоном (Нäme, 1979, s. 75—77; Odner, 1983, s. 26, со ссылкой на работу А. Холмсена). Критицизм исследователей оправдан, если считать, что сага основана на устной традиции, однако очень вероятно предположение, что при описании событий в Норвегии Снорри Стурлусон использовал не только рассказы о деятельности Торольва, но и письменные источники (Jones, 1960, р. 2—3). В целом повествование о походах Торольва представляет собой сложный сплав, контаминацию реалистически переданных отношений норвежцев с населением Финнмарка в эпоху викингов и событий, более близких ко времени записи саги. То, что населявшие Финнмарк саамы (лопари) были уже в IX в., во времена Харальда Прекрасноволосого, обложены норвежской данью, и то, что уже в это время норвежцы вступали в контакты с квенами, подтверждается «Орозием короля Альфреда», где об Оттаре, информаторе Альфреда, сообщается, в частности, что «доход его состоит в основном из податей, которые платят ему финны» (Матузова, 1979, с. 25). Первые главы «Саги об Эгиле» достаточно достоверно передают обстановку в Норвегии в конце IX в., в период объединения страны (Лебедев, 1985, с. 59—61)., хотя реалистичность описания не означает, конечно, хроникальной точности: повествование построено в соответствии со стереотипными представлениями автора — исландца XIII в. К числу черт и отношений более позднего времени, оказавшихся в саге перенесенными на времена конунга Харальда Прекрасноволосого, исследователи относят описываемые столкновения норвежцев и квенов в Финнмарке с кирьялами и колбягами; последние фигурируют в рассказе под именем «кюльфингов» (Рыдзевская, 1934, с. 512—513, со ссылкой на работу X. Кута; Anthoni, 1948, s. 1—12; Gallen, 1984, s. 252—253; Пёлля, 1988, с. 81—85). По саге, Торольв встретил кюльфингов во время своего первого торгово-даннического похода в Финнмарк. Кюльфинги, пришедшие «с востока», занимались торговлей с местным населением, «а кое-где — грабежами». Торольв уничтожает этих встретившихся на его пути конкурентов (см.: Исландские саги, 1956, с. 78—79). Древнескандинавское kylfingar послужило основой древнерусского названия «колбяги» и среднегреческого (византийского) «кулпинги». В византийских и древнерусских («Русская Правда») источниках XI в. кулпинги/колбяги всегда упоминаются в паре с варягами. В скандинавских географических сочинениях XII—XIII вв. Кюльфингаланд (земля кюльфингов) отождествляется с Гардарики (Русью) (Мельникова, 1986, с. 209— 210, здесь же обзор основной литературы по вопросу о колбягах). Наиболее убедительным нам представляется определение кюльфингов/колбягов, предложенное Е. А. Рыдзевской (1934, с. 511— 513) и конкретизированное в последнее время Д. А. Мачинским. Последний исследователь видит в них этносоциальную группу, «сплавившуюся из пришлых скандинавов, из приладожских (и иных) финнов, из потомков полиэтничной волховско-сясьской «руси» и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках» (Мачинский, Мачинская, 1988, с. 52—54). Принимая такое определение колбягов, следует согласиться с авторами, отмечающими невероятность появления представителей этой этносоциальной группы в Финнмарке уже в IX в. По археологическим памятникам Северной Фенноскандии, восточноевропейское влияние в регионе становится ощутимым с первой половины XI в.; оно прослеживается, в частности, по появлению в находках зооморфных и иных украшений типов, распространенных в Юго-Восточном Приладожье (Serning, 1956, s. 1956, s. 156, b. 1—4; 1960, s. 168—170; Mäki, 1984, p. 163—165). Учитывая археологические данные, торгово-промысловые походы колбягов из Приладожья в Финнмарк нельзя отнести ко времени ранее конца Х—начала XI в. При этом, по нашему мнению, совершенно невероятно предположение М. Хяме, что колбяги пришли в Финнмарк вместе с корелой в XIII в. (Нате, 1979, s. 80—81). Как прослежено по памятникам Посвирья и Прионежья, торгово-промысловая активность населения Юго-Восточного Приладожья на Севере замирает с рубежа XI—XII вв. (Спиридонов, 1989), и таким образом, упоминание колбягов в «Саге об Эгиле» дает основание для датировки действия XI в. Хронология первоначальных этапов движения корелы в северные районы Фенноскандии также устанавливается по археологическим данным, хотя при этом возникают определенные трудности, связанные с тем, что до XII в. специфичность собственно карельских археологических материалов выражена слабо. Исследователи связывают с торгово-промысловыми экспедициями из Приладожья на территории современной Северной Финляндии монетные клады, найденные в Куусамо (зарыт около 1065 г.) и Куолаярви (около 1110 г.): состав монет последней находки очень близок приладожским кладам (Потин, 1968, с. 16; Nordman, 1921, р. 91—92; Talvio, 1980, p. 174). Женские украшения двух вещевых кладов из района Куусамо, зарытых в интервале между 1050 и 1150 гг., позволяют более определенно связывать эти сокровища с деятельностью именно древних карел (Bjorkman, 1957, s. 17—32). К находкам Куусамо и Куолаярви примыкает клад серебряных украшений северно-русских типов из бывшего Кемского уезда (точное место его обнаружения неизвестно), зарытый в начале XI в. (Спицын, 1915, с. 242). В целом археологические данные не позволяют отнести начало карельского проникновения на Север ко времени ранее рубежа Х—XI вв. Поскольку сообщения «Саги об Эгиле» о столкновениях норвежцев с кюльфингами и кирьялами, по-видимому, отражают единый хронологический пласт информации, почерпнутой из устной традиции или какого-то письменного источника, мы полагаем, что эти столкновения имели место в интервале от конца Х до рубежа XI—XII вв. Описание земель Северной Фенноскандии в XIV главе саги, вероятно, представляет собой интерполяцию, заимствованную из какого-то географического сочинения XII в. (Jones, 1960, р. 2—3). В основном оно повторяет этногеографические сведения «Истории Норвегии» (см. выше), включая их в более широкий контекст с северо-восточными областями Норвегии (Наумудаль, Халогаланд) и Швеции (Ямталанд, Хельсингьяланд). Отметим некоторое противоречие между этим интерполированным текстом и географическими привязками, имеющимися в рассказе саги. Во вставке Кирьялаланд и Квенланд локализуются южнее Финнмарка, а далее при описании первого совместного похода Торольва и Фаравида говорится, что из земли квенов они «отправились сухим путем через [Финн]марк (разрядка наша.—Авт.) и пришли туда, где на горе жили кирьялы». Трудно однозначно определить причину разночтений в саге. За ними может стоять информация о разных этапах последовательного движения корелы на север, и тогда текст интерполяции отражает, видимо, более архаичную ситуацию. При этом маршрут похода норвежцев и квенов из Квенланда в Кирьялаланд через Финнмарк можно объяснить разреженным характером расселения корелы на Севере. На начальных этапах древнекарельского проникновения на территорию современной Северной Финляндии вполне можно допустить чересполосное расселение корелы с финнами (саамами, лопарями). Интересен состав «богатства», добытого Торольвом на Севере в результате сбора дани, торговли и грабежей. «Пушные товары», которые он грузит на корабль, включают шкурки горностая и белок, бобров и соболей (гл. XVII). В XIV главе упоминаются «бобровые и собольи шкуры и другие ценные меха». Слово askraka, которое мы перевели как «другие ценные меха», наиболее близко соотносится с русским «скора» (Anthoni, 1948, s. 12, not. I). «Повесть временных лет» последовательно употребляет термин «скора» для обозначения ценного меха вообще; тождественным ему было слово «бель» (Повесть временных лет, ч. II, с. 399). Возможно, и в данном случае «другие ценные меха»— шкурки белок, которые упоминаются сагой ниже. |
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |