Предисловие
к «Псалтыри»
«Там многим идолам поклонялись прежде. Им служили хямяляйнены как мужчины, так и женщины. Тапио из леса добычу в ловушки заводил, Ахти приносил рыбу из воды. Вяйнямёйнен сковал песни, Рахкой поделил луну на черное [и белое]. Лиеккиё владел травами, корнями и деревьями, а также многим тому подобным. Илмаринен сделал мир и воздух и путников вел вперед. Курикас давал победу в войне, Кратти[?] заботился о товарах. Тонт у владел домоводством?], как бес, многих доводил до бешенства. Капе тоже ел у них луну. Сыны Калева расчистили покосы и прочее. Только у карел были такие идолы, которым они молились. Ронготеус давал рожь, Пеллонпекко помогал расти ячменю. Виранканнос опекал овсы, иначе бы оставались без овса. Эгрес сотворил горох, бобы и репу, капусту [или брюкву?], лен и коноплю. Кёндёс подсеки и поля создал, как учит их языческая вера. И когда отсеются весной, распивают кубок Укко. Туда приносили чашу Укко и допьяна упивались девицы и бабы. Тогда учинялось там много постыдного, так что было и слышно и видно. Когда Рауни, жена Укко, фыркала, сердито рычал с севера Укко. И от этого устанавливались погода и урожай года. Кякри прибавлял скот. Хийси помогал одолевать леса [леших?]. Мать вод заводила рыбу в сети. Нюркес белок давал из леса, Хиттаванин приносил зайцев из кустов. Разве этот народ не потерял разум, что верит и молится всему этому. Это черт и грех привели их к тому, что они поклонялись и верили всему. На могилы умершим еду носили, там причитывали, кричали и плакали. Покойники тоже получали от них пожертвования, о которых заботились вдовы. Многому другому тоже поклонялись — камням, пням, звездам и луне. Так еще недавно, несмотря на ученье папы, поклонялись открыто и тайно». (Agrikola. М., 1931, s. 212—213).
Грамота
Новгородскаго архиепископа Макария в
Вотскую пятину, об искоренении
языческих требищ и обрядов и проч. 25
марта 1534 г.
«От пресвященнаго архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыки Макарья в Воцкую пятину, в Чудь, в Толдожской погост, и в Ижерской погост, и в Дудровской погост, и в Замошской погост, и в Егорьевской погост, и в Ополецкой погост, и в Кипенской погост, и в Спаской погост, в Зарецкой, и во все Чюцкие уезды и Ижерские, и в Вошки, да и во вся Копорскиа, и Ямские, и Иванегородские, и в Корельскиа, и в Ореховские уезды, в волости и в села, по манастырем и по погостом, к старым церквам и к выставкам, игуменом, и священником, и диаконом, ко всем без омены[1]. Здесь мне сказывали, что деи[2] в ваших местех многие христиане, с женами и с детми своими, заблудили[3] от истинныя христианскиа православныя веры: о церкве деи Божий и о церковном правиле не брегут, к церквам к божественному пению не ходят и к вам деи, к отцом своим духовным, ко игуменом и попом, на покаянье не приходят, а молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю[4], и среды деи и пятка и святых постов не чтят и не хранят, и в Петров деи пост многие ядят скором[5], и жертву деи и питья жрут и пиют мерзским бесом и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев[6] Чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селех по курганом и по коломищем[7] с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны[8] деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны[9] их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство своим нечестием; и их деи развращенным учением те христиане, заблудив, многая злочинья творили и до сего дни, и в том их нечестии и злочиньи велика поношенья бывают истинныя Христовы веры православному христианству; а вы их от таковых злочиний не унимаете и не наказываете учением, по церковному преданью, на истинную Христову веру православную, ино то вы, игумены и священники, негораздо[10] чините, что о своих духовных детей душах попеченья не имеете и о учении не брежете их. И яз ныне, слышав о таковых неистовственных делех, в тех христианех бывающих, с великим тщанием[11] подвигся пети молебны събором Господу Богу и пречистой Богородицы о избавлении прегрешенья их, да и воду святил с животворящих крестов и с чюдотворных икон и с святых мощей, да ту есмь святую воду послал к вам и к вашим детем духовным и к всему православному христианству, в ваши места, с своим Рожественским священником с Ильею; а с тем священником с Ильею послал есми своих детей боярских Васюка Палицина да Ивашка Ошманаева, а приказал есми им у всех христиан в ваших местех, те скверныя молбища велел разоряти и истребляти, огнем жещи, а христиан тех мест велел есми священнику Илии наказывати и поучати на истинную православную Христову веру. — И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и Ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи, а арбуем бы есте и их учеником, идолопоклонником, к тому нашему священнику Илии велели на поучение приходити и поучениа от него слушати во всем; и как где в которых погостех и уездех те скверныя молбища разорят и огнем выжгут, и яз[12] во всех тех погостех, по церквам, велел своему священнику Илии пети молебны Господу Богу и пречистой Богородици и великим чюдотворцом, с всеми вами, игумены и священники, да и воду святити — как воду освятите, и вы б тое святую воду, которую сами освятите, с тою святою водою, которая от нас к вам приидет, совокупляя въедино, ездили по всем своим приходом, по селом и по деревням, и кропили всех православных христиан от мала и до велика, и где места и жилища их; и заповедали бы есте арбуем и их учеником идолопоклонником, накрепко, чтоб оне своих предних скверних дел престали и вперед бы о православьи брегли, к церквам Божиим к пению ходили и к вам к отцом своим духовным на покаянье приходили, а вы их на покаянье приимали почасту и поучали бы есте их и исправливали по правильному извещению Святых Апостол и Святых Отец, елика ваша сила, занеже вам о всех тех и единородных душах своея паствы ответ воздади пред Богом в день судный. И вы о сем непросто, ниже мало сие дело мните, но наипаче и вышше всех о сем да подвизайтесь всех своих духовных детей исправливати и поучати; и брегли б есте их и наказывали всегды, чтоб они вперед жили все в чистоте и в посте и в молитвах, елика чья сила, и творили бы каноны и приношенья достойная истинному Господу Богу Спасу нашему Иисусу Христу и пречистой Богородицы, также и великим чюдотворцом в честь и в память их; а умерших бы в селех по курганом и по коломищам не клали, а возили б всех умерших похороняти к церквам на погосты, также бы и детей крестити приносили и свадьбы венчатись приходили к церквам на погосты, а среду и пяток и все святыя посты оне честно имели с благоговением и молитвами, и молились бы Господу Богу и пречистой Богородице о своем преступленьи и заблуженьи, еже творища в неведении своем и до сего дне, и от тех бы скверных дел в конец престали, по государя великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, заповеди и по нашему духовному наказанью. И которые арбуи и их ученици, идолопоклонници, от своих скверных дел престанут и учнут каятись вам, отцом своим духовным, что вперед им таким не быти, и вы б всех тех исправливали по правилом Святых Апостол и Святых Отец; а которые арбуи и их ученици, идолопоклонници, вас, отцов своих духовных, не учнут слушати и на поученье к вам приходити, и вы б о тех о всех непослушницех сказывали и возвещали тем детем боярским, которые христиане за которыми детми боярскими живут, чтоб оне тех законопреступников имали и к нам присылали в Великий Новгород; да и заповедь бы есте вперед о том учинили крепкую, чтоб те скверныя молбища нетокмо по вашим местом и уездом, в селех и в деревнях и в лесех, но и по окрестным местом нигде не именовались, и вашим бы бреженьем те молбища везде отнюдь в конец истреблени и попраны были. Да в ваших же деи местех, в Чюди, и в Ижере, и в Вошкех, многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и с девками, также деи и жены их живут от них с иными людми законопреступно, без венчания и без молитвы; и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими предними женами; а которые не жонаты, а живут с девками и с жонками по любви снявся[13], и те б отроки с девицами венчалися, а вдовци бы со вдовами молитвы имали у вас, у отцов своих духовных; да исправливали бы есте их и поучали по правилом же Святых Апостол и Святых Отец. А которые христиане государя великого князя заповедь и наше наказанье преступят, ваше отцов своих духовных поучение, леностию и нерадством[14], не учнут которые слушати и повиноватися вам о всяких недоумеемых делех духовне и телесне, и вы б о всех о тех непослушницех и о безчинстве их отписывали ко мне к архиепископу, подлинно, ныне, с нашим священником с Ильею, да и вперед бы о том к нам отписывали ж; а ныне есмь велел своим детем боярским, Васюку Палицину и Ивашку Ошманаеву, тех всех ослушников и законопреступников, которые не учнут вам о своих согрешениях каятись, давати на крепкие поруки, с записми, да срочити перед[15] себя, перед архиепископа, в Великий Новгород, и тем всем от государя великого князя быти в великой опале, а от нас в конечном изверженьи[16], без милости. А которые в вас самех, игумены и священники, о тех всех заблужших христианех не учнут попечениа имети, и поучати и наказывати их на истинную православную Христову веру, и тем игуменом и священником самем быти от меня в конечном изверженьи, без милости ж; а которые игумены и священники тех заблужших христиан учнут бречи[17] и наказывати о том, по государеве великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца, заповеди и по нашему духовному наказанью, о всем по тому, как в сей грамоте писано, и на тех буди милость Божиа и пречистыя Богородица, и благословение великих чюдотворцов, да и нашего смиренья благословение да будет с вашим священством во веки. А нашего бы есте священника Илью и детей боярских наших с ним, игумены, и священники, и диаконы, и весь причет церковный, чтили и корм им давали, по силе, что ся у кого лучило[18], по сей грамоте. А прочнтая грамоту отдавайте священнику нашему Ильи назад, а у собя б есте на всяком погосте велели диаком церковным с сей грамоты писати противни[19], слово в слово, не издерживая нигде ни часу. Писана грамота в Великом Новегороде, лета 7042 марта в 25 день.— А подписывал архиепископль диак Васьян Александров». (Дополнения к актам историческим (ДАЙ), т. 1, № 28, с. 27—30).
Послание
архиепископа Макария великому князю
Ивану Васильевичу. 1534г.
«В лето 7042-го посылал преосвященный архиепископ Великого Новаграда и Пскова владыка Макарии государю великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии самодержцу о том: слышав во своей архиепископьи, пастве христова стада, прелесть кумирскую[20] около окрестных градов Великаго Новаграда, в Вотской пятине, в Чюди и в Ыжере, и около Иваняграда, Ямы града, Корелы града, Копории града, Ладоги града. Орешка града, и по всему поморию Варяжского моря в Новъгородцкои земли, и по всем рекам поморским от немецкого рубежа Ливонской земли, от Норовы реки до Невы реки и от Невы реки до Сестрии реки, до рубежа свеиских Немец, и во всей Корельскои земли и до Коневых вод и за Нево езеро великое, и до каянских Немец рубежа, и около Пелеискаго озера и до Лексы реки до Лопи до дикие и около великого озера Нева в тех мест в длину больши 1000 верст, а в широту до Великого Новаграда за 60 верст, а инде за 50 и за 40, в тех местех прелыпаеми человецы от невидимаго врага диявола суще християн, а обычая держахуся от древних прародителей. Еще же и родителем тогда идолопоклонником быти, яко же и во всей Рускои земли было до крещения, еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение: во всей Рускои земли скверные молбища идольские разорены тогда, а в Чюди и в Жере, и в Кореле, и во многих руских местех в преждереченных онех скверные мольбища идолские удержашася и до царства великого князя Василия Ивановича и сына его великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержцов и до владычества богомолца их преосвященаго архиепископа Великого Новаграда и Пскова владыки Макария. Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата[21], источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы. Слышахом бо яко Немцы втаи[22] дети своя закалаху и образы святых икон огню предаваху, всячески дияволу угажающи, и кудесы многи творяху, яко с бесы беседовати им, и проста человека у себя держаху и почитаху, яко священника, его же нарикого врага и супостата, о устроении земском и о тишине всего православнаго христианства, чтоб Господь Бог избавил всех христиан от бесерменства[23] и от латынства[24], а с вами б ходили за кресты и молебны слушали тутошние дети боярские и приказные люди, которые близко города живут и все православные христиане, мужи и жены и всяк возраст от мала и до велика, о том бы естя православным христианом всем крепко говорили и в торгу велели кликати за день или за два, чтоб к тому дни готовились и в торгу не торговали, и с вами б за кресты ходили вси без выбора, и того б дни по своим домом не делали. А в иные времена о полезном прошеньи молити Господа Бога, и пречистую его Богородицу, и великих чюдотворцов: и вы б, игумены, и священники, и диаконы, сбирались тутоже в соборную церковь святаго Тридневнаго Воскресениа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да о том прошеньи собором молебны пели Господу Богу и пречистей Богородици и великим чюдотворцом, и воду святили, и народ православных христиан тою святою водою кропили; а на тех бы молебнех все же бы православные христиане с вами на соборе были. А яз вас детей своих, игуменов, и священников, и диаконов, и всех православных христиан, благославляю. А нечто которой игумен, и священник, и диакон, не учнет по сей нашей грамоте в собор к молебном ходити, и ты б соборной священник Григорей с товарыщи, о том ко мне к архиепископу отписывали, и тем от меня архиепископа в великом запрещении быти, и мне велети по тех пристава посылати из езду. И вы б, игумены и священники и диаконы, и все причты церковные, без всякого перевода[25] к тем молебном на собор ходили, по сей нашей грамоте. А дана грамота в Великом Новегороде, лета 7051 генваря в 15 день.— А подписал архиепископль диак Внук Бяконтов». (ДАЙ, т. 1, № 32, с. 33—34).
Грамота
Новгородскаго архиепископа Феодосия в
Корелу, об отправлении в установленное
время молебнов и крестных ходов. 15
января 1543 г.
«Благословение преосвященнаго Феодосиа, архиепископа Великого Новагорода и Пскова, в городок Корелу, игуменом, и священником, и диаконом, и всем православным Христианом. Здесь мя слухи доходят, что деи вы, игумены и священники и диаконы, около города и посада Корелского со кресты молебнов пети никогда ни ходите, якоже в иных православных градех чин[26] и устав бывает, со кресты игуменом и священником и диаконом, с всеми православными Христианы, около города и посада ходити и молебная совершати Господу Богу и пречистой Богородици и великим чюдотворцом: и будет то так, и вы чините негораздо. И вы б вперед, игумены, и священники, и диаконы, безо всякого перевода, около города и посада Корелского со кресты молебенов пети собором ходили, якоже и в прочих православных градех о том обычай держит и воду святили, до тою водою святою православных христиан кропили; а ходили бы есте со кресты около города и молебны пели, въпервые, после Велика дни в другое воскресение или в третье, а въдругие бы есте ходили со кресты около города и молебны пели в Петрово говейно[27] в первое воскресение, а третье бы есте ходили со кресты и молебны пели в Оспожино говейно; а на Крещение Господне, генваря в шестый, и на Происхоженье честнаго креста Господня, августа в первый, потомуж бы есте собором со кресты ходили, и воду на реци святили, и народ всех православных христиан кропили, да и на Семен день, сентября в 1 день, Летопровоженье бы есте провожали по правилом Святых Апостол и Святых Отец перед церковию; а те б молебны и соборы были у вас в соборной церкве у святаго Тридневнаго Въскресениа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в начале бы действовал у вас в соборех Въскресенской поп Григорей; а на тех бы есте соборных молебнех молили Господа Бога, и пречистую Богородицу, и великих чюдотворцов, о многолетнем здравьи и спасении государя нашего великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, чтоб ему Господь Бог умножил лет живота его и покорил под нозе его всяцаху арбуем; сей вся приношая совершения по своей прелести и детем имена нарицая. И государь князь великий Иван Васильевич, самодержцы Руския земли, слышавше сия и послали своему богомольцу со умилением к преосвященному архиепископу Макарию пастырю христова стада Великого Новаграда и Пскова, и повелеша ему прелесть ону искоренити и просветити божественным учением. Боголюбивыи же архиепископ Макария во святей Софеи молебны пел и воду святил со всем священным собором, и с тою священною водою и своею посыльною грамотою послал своего священника с сеней от Рождества Христова[28], инока Илию, кумирскую прелесть заронити. Он же по благословению архиепископа Макария ехав, обрете места и, воздав молитву всемилостивому спасу и пречистеи богородицы и всем угодником его, нача искореняти прелести кумирские и скверные мольбища, лесы сечи и огню предавати, камение же чье в воду метати, и которые не крещены святым крещением просвещати. А состаревшиися и посреднии мужи и жены в той прелести не смеяше ни един на разорение скверных мольбищ коснутися, поне же[29] молбища оны дияволом блюдомы были, аще кто их преже сего касашеся, и диявол их сокрушал и смерти предавал; тако бо в них враг деиетвоваше. И егда пришед священник и священною водою окропив и молитву сотворив, и они велми страшашеся разоряли молбища своя, и ничем же неврежени быша; и видевше чюдо оно, слово божие с радостию прияли и ту прелесть свою прокляша, а преже сего пакости деяху священнику. О чюдо, малые дети их четырех лет и трех лет и нижаиша[30], едва на ногах ходити могуще, самозванни притекаху и касахуся на разорение скверных онех мольбищ, и велми побораху по благочестии[31]; а инии младенцы пророчествоваху, за три дни и за две дни и за день глаголюще: гости к нам будут камение и лес жечи, едва глаголати могуще. Се же видевше и слышавше священник и родителие их удивишася. И проповеди ради слова божия дух святыи помогаше Илии священнику, и обращения ради их и покаяния многа показа бог знамения и чюдеса, яко слепии мнози прозреша, и всякими недуги одержими исцеления прияша, и бесы от человек отгоними бываху, священныя ради воды кропления, за молитв преосвященнаго архиепископа Макария; и от мольбищ онех скверных беси дни за три и за два и за день до священникова приезду кричаще и вопиюще бежали, глаголюще, яко отселе прогнани быхом, иде же надеяхомся ввеки царствовати. И того искореняя по волостем и по местом, шествуя семо и овамо[32], кто может исчести[33], преводя от темнаго дна адова на истинный свет и богоразумию». (Псковская первая, с. 141—142; Летописный отрывок из архивного 3-го списка).
Грамота
новгородского архиепископа Феодосия в
Воцкую пятину, в Чюдь, в Ижору, в
Корельский и др. уезды/ о разрушении
мольбищь и искоренении языческих
обрядов. 8 июня 1548 г.
От преосвященнаго Феодосиа архиепископа Великого Новагорода и Пскова в Воцкую пятину, в Чюдь, в Толдожской погост, и в Ыжеру, в Каргалской погост, и в Ижерской погост, и в Дудоровской погост, и в Замошской погост, и в Егорьевской погост, и в Ополецкой погост, и в Кипенской погост, ив Спаской погост в Зарецкой, и во все Чюцкие уезды и Ижерские, и в Вошки, да и во все Копорецкие, и Ямские и Иваногороцкие, и в Корелские, и в Ореховские уезды, по манастырем игуменом, а по погостом священником и диаконом старых церквей и выставочных, всем без омены, и в волости и в села князем и бояром, и детем боярским, и земцом. Преже сего, как был зде в Великом Новегороде господин и отец наш Макарей митрополит во архиепископех, и слыша у вас во многих местех прелесть кумирскую, что християне, заблудив от православные веры, молились по скверным молбищам и много злодеяния и безчинства творили своими нечестивыми умышлении, по действу дияволю, и тогда он, при своей пастве, повелением царя и государя великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца, посылал в те в ваши места, в Чюдь, и в Ижору, и в Вошки, и в Ореховские и в Корелские уезды, с святою водою и с своими посыпными грамотами своего священника Илью с сеней от Рожества Христова, а велел ему, да с ним вам, игуменом и священником и дияконом, тое кумирскую прелесть скверные молбища разорити, а арбуев и их учеников, идолопоклонников, просветити божественным учением на истинный путь православные християнские веры, чтобы они от таковых своих скверных дел престали. И зде нас слух дошол ото многих достоверных свидетелей, что деи и ныне в ваших местех многие християне, с женами и с детми своими, заблудили от истинные християнские православные веры и живут деи по предним своим из начала обычаем, о церкви деи Божий и о церковном правиле не брегут, к церквам к божественному пению не ходят, и к вам деи к отцем своим духовным, к игуменом и к священником, на покаяние не приходят, а молятца деи по скверным своим молбищам древесом и камению, по действу дияволю, и среды деи и пятка и святых постов не чтят и не хранят, и в Петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пьют мерзким бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеивых отступник арбуев Чюдцких, и мертвых деи своих они кладут в лесех по курганом и по коломищом, с теми же арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят сохраняти; также деи у них у которые жены дитя родитца, и они деи наперед к тем своим младенцем призывают тех же скверных арбуев; и те деи арбуи младенцем их имяна свойски нарицают, а вас деи, игуменов и священников, оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи над кануны их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство своим нечестием; и их деи развращеным учением, те християне заблудив многая злочиния творят и до сего времени, многие деи люди от жен своих живут законопреступно со инеми жонками и с девками, также деи и жены их роспустився с ними живут со инеми без венчанья и без молитвы, а иные деи християне емлют к себе девки и вдовицы да держат деи их у себя недель пять, или шесть и десять и до полугоду, и живут деи с ними безстудно в блудных делех, да буде им которая девка или вдова по любви, и они деи с теми и венчаютца и молитвы емлют, а будет не по любви, и они деи отсылают их от собя, да инде емлют девки и вдовицы и живут с ними теми же беззаконными делы, и в том их нечестии и злочинии велика поношения бывают истинные Христовы веры православному христианству; а вы, игумены и священницы, по заповеди государя великого князя и по архиепископлю Макарьеву духовному наказу, от таковых злочинии их не уимаете и не наказываете их учении по церковному преданию; и вы то чините негораздо. И яз ныне слышав о таковых неистовственых делех, в тех християнех бывающих, с великим тщанием подвигся пети молебны, собором. Господу Богу и пречистой Богородицы, о избавлении прегрешения их, да и воду святил с животворящих крестов и с чюдотворных икон и с святых мощей, да ту есми святую воду послал к вам, игуменом и священником и к вашим детем духовным, ко всему православному християнству, в ваши места, с Софийским соборным священником с Никифором, а с тем священником с Никифором послал есми своих детей боярских Федчю Прокофьева сына да Сенку Мартьянова; а приказал есми им, у всех християн в ваших местех, те скверные молбища велети разоряти и истребляти и огнем жещи, а християн тех мест велел есми священнику Никифору наказовати и поучати на благочестие истинные православные Христовы веры, и о целомудрии и правде, и о чистоте душевней и телесней, и о брачном и девственом пребывании.— И как священник Никифор с тою с святою водою от нас к вам приедет, и вы б, игумены, и священники, и дияконы, с нашим соборным священником с Никифором и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом, всем православным Христианом велели, собираяся купно всем им единодушно и тщательно, в тех Чюдцких и Ижерских местех, в селех и деревнях и в лесех, скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истреблята въконець и огнем жещи, а арбуем бы есте и их учеником, идолопоклонником, к тому нашему священнику Никифору велели на поучение приходити и поучения от него слушати во всем; и как где в которых погостов уездех те скверные молбища разорят и огнем выжгут, и яз во всех тех в погостех по церквам велел своему священнику Никифору пети молебны Господу Богу и пречистой Богородицы и великим чюдотворцем, со всеми вами игумены и священники, да и воду святити — и как воду святите, и вы бы тое святую воду, которую сами святите, с тою святою водою, которая от нас к вам придет, совокупляя воедино, да ездили по своим приходом, по селам и по деревням, и кропили всех православных, христиан от мала и до велика и все места и жилища их; — и заповедали б есте арбуем и их учеником, идолопоклонником, накрепко, чтоб они от тех своих предних скверных дел престали, и вперед бы пребывали в страсе Божий и о православии брегли, к церквам Божиим к пению ходили и к вам, ко отцем своим духовным, на покаяние приходили, а вы б их на покаяние приимали почасту и поучали б есте их и исправливали по правилному извещанию Святых Апостол и Святых Отец, елика ваша сила, занеже[34] вам о всех о тех и единородных душах своея паствы ответ воздати пред Богом в страшный день судный. И вы о сем непросто, ниже мало сие дело имейте, но наипаче и вышше всех о сем да подвизайтесь всех своих духовных детей исправливати и поучати, и брегли б есте их и наказывали всегды, чтобы они впередь жили все в чистоте и в посте и в молитвах, елико чья сила, и творили б кануны и приношения достойная истинному Господу Богу Спасу нашему Иисусу Христу, и пречистей Богородицы, и великим чюдотворцем, в честь и в память их, а среду бы и пяток и все святые посты оне честно имели, со благоговением и молитвами, и молилися бы Господу Богу и пречистой Богородицы и великим чюдотворцем о своем преступлении и заблужении, еже сотвориша в неведении своем до сего времени, а умерших бы в лесех по курганом и по коломищем не клали, а возили б всех умерших похороняти к церквам на погосты, да и детей бы крестити приносили и свадбы венчатися приходили также к церквам на погосты; и вперед бы есте о них брегли и поучали их накрепко, чтоб они жили законно с венчалными и с молитвенными женами своими и никакоже не распущалися, а без венчанья бы и без молитвы со инеми девицами и со вдовами не совокуплялися, а которые не женаты, а живут с девками и с жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчались, а вдовцы б со вдовами молитвы имали, до и исправливали бы есте их во всем по правилом же Святых Апостол и Святых Отец, чтобы они от тех прежних ото всех своих скверных дел и безаконий въконец престали, по заповеди царя и государя великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца, и по нашему духовному наказанию. И которые арбуи и их ученицы, идолопоклонницы, от своих скверных дел престанут и учнут каятись вам отцем своим духовным, что вперед им таким не быти, и вы б их исправляли по правилом Святых Апостол и Святых Отец, а которые арбуи и их ученицы, идолопоклонницы, вас отцов своих духовных не учнут слушати и на поучение к вам приходити, и вы бы о тех о всех непослушницех сказывали и возвещали детем боярским тем, которые християне за ними живут, чтоб они тех всех законопреступников имали и к нам присылали в Великий Новгород. А вы бы, сынове нашего смирения, князи и бояре, и дети боярские, и земцы, на нечестие поборствовали, таковых скверных злочинников и законопреступников в своих поместьях не таили, и соборному священнику и нашим посланником о них возвещали, и к нам их присылали; и заповедь бы есте, со игумены и с священники и дияконы о том посоветовав, учинили крепкую, чтобы те скверный молбища нетокмо по вашим поместьям, в селех и в деревнях и в лесех, но и по окрестным местом нигде не именовалися, и вашим бы брежением те молбища везде отнюдь въконец истреблены и попраны были. Да в ваших же деи местех, в Чюдцкой земле, замужни жены и вдовы головы бреют, старые и молодые, и покров деи на главах и одежю на раменах[35] носят подобно мертвечьим одежам, и в том их безчинии велико поругание женскому полу: и яз ныне велел своему соборному священнику Никифору сей злый безчинный обычей разорити, и поучати их по божественному Писанию, чтобы жены все, молодые и старые, влас глав своих никакоже не брили и не остригали, от девства и до скончания житья своего, а девицы бы ходили замуж власы главьп своея отрастив, и з амужем бы покрывали главы своя и одежю на собе носили якоже християном лепо[36]; да и вы бы игумены и священницы, от того же бесчиния их возвращали и брегли накрепко, чтоб у них вперед тот поруганный обычей отнюдь не именовался. А которые християне царя и государя великого князя заповедь и наше наказание преступят ваших отцов своих духовных поучений, леностию и нерадством, не учнут которые слушати и повиноватись вам о всяких недоумеваемых делех, духовне и телесне, или которы жены в Чюди учнут власы главы своея отсригати; и вы бы о тех о всех непослушницех и о их безчинствех отписывали ко мне ко архиепископу, подлинно, с нашим соборным священником с Никифором, да и вперед к нам о том отписывали же. А ныне повелел есми своим детем боярским, Федче Прокофьеву и Сенке Мартьянову, изо всякого погоста арбуев человека по два, а из Чюдцкой земле из погоста жонки также по две или по три, которые бриты, да и всех ослушников и законопреступников, которые вам священником не учнут о своих согрешениях каятися, давати на крепкие поруки с записми да срочити перед собя перед архиепископа в Великий Новгород, и тем всем от царя и государя великого князя быти в великой опале, а от нас в конечном извержении, без милости. А которыя в вас самех, игумены и священники, о тех заблудших християнех не учнут попечения имети, и поучати, и наказывати их на щетинную православную Христову веру, и тем игуменом и священником самем быти от меня в конечном извержении, без милости же; а которые игумены и священницы тех заблудьших християн учнут бречи и наказывати, по заповеди царя и государя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, и по нашему духовному наказанию, овеем потому, как в сей грамоте писано, и на тех буди милость Божиа и пречистые Богородицы и благословение великих чюдотворцев, да и нашего смирения благословение да будет с вашим священьством во веки. А соборному бы нашему священнику Никифору, и с ним нашим детем боярским, вы, игумены и священники и диаконы, и все причты церковные, корм давали по силе своей, что ся у кого лучит, по сей грамоте. А прочитая ею грамоту отдавайте нашему священнику Никифору назад, а у собя б есте на всяком погосте велели диаком церковным с сее грамоты писати противни, слово в слово, не издерживая нигде ни часу. А грамота писана в Великом Новегороде, лета 7056, июня 8 день». (ДАИ, т. 1, № 43, с. 57—60).
О долгом сохранении язычества среди народов, населявших северо-западные окраины Русского государства, свидетельствуют несколько дошедших до наших дней посланий русской церкви. Грамота новгородского архиепископа Макария 1534 г. адресована ижоре, води, чуди, кореле и служителям церковного культа, т. е. всем без омены, без исключения. В ней Макарий проявляет крайнюю озабоченность отходом населения от христианской православной веры и поклонением языческим идолам. Не к игуменам и священникам, возмущается архиепископ, обращаются они при крещении, похоронах и других важных событиях в жизни, а к своим «скверным» арбуям. Посланнику священнику Илье вменялось в обязанность навести порядок в умах и душах населения, обратив их помыслы к церкви, а языческие «молбища» уничтожить. В противном случае и священники, не проявившие усердия, и нераскаявшиеся язычники могли оказаться в большой немилости. Об этом же, но более кратко, архиепископ писал в грамоте, посланной в том же году великому князю Ивану Васильевичу. Однако существенного изменения в мировоззрении населения Корельского уезда не произошло, о чем мы узнаем уже из грамоты архиепископа Феодосия в Корелу в 1543 г. Феодосии в своем послании напоминает жителям г. Корелы, а также запамятовавшим игуменам и священникам, как и когда следует проводить молебны и крестные ходы. Через пять лет Феодосии вновь шлет грамоту, но уже более многочисленным адресатам, проживавшим в Водской пятине. Суть этой самой пространной грамоты заключается в критике языческих представлений и обрядов населения обширного региона, которое не соблюдает заповедей великого князя и духовного наказа архиепископа Макария, а также не проводит конкретных мероприятий, направленных на искоренение язычества. Но как уже говорилось в вводной главе, для карел была характерна консервативность дохристианского мировоззрения. «Разве этот народ не потерял разум» — восклицал М. Агрикола, представитель католической церкви, которого очень беспокоило то обстоятельство, что несмотря на учение папы римского, карелы продолжали следовать языческой вере. [1] Без омены — без исключения. [2] Деи — частица де. [3] Заблудили — впали в заблуждение. [4] Молбищом древесом и каменью, диаволю — молиться деревьям и камням под влиянием дьявола. [5] Скором — жирная, скоромная пища, которую нельзя употреблять в посты. [6] Арбуй — жрец. Древнерусское «арбу, арбовати» означает) отправлять языческое богослужение. Заимствовано из финского языка «arpoja» — прорицатель, предсказатель (Фасмер, 1987, т. 1, с. 84). [7] Коломище — кладбище. [8] Канун — молебен перед вечерней службой. [9] Канон — церковное установление, гимн. [10] Негораздо — нехорошо, неправильно. [11] Тщанье —старание. [12] Яз — я. [13]
Снявся —
сойтись. [14] Нерадство — неподчинение установленному порядку, недисциплинированность, своеволие. [15] Перед — соответствует предлогам к, у. [16] Извержение — изгнание, снятие сана, титула. [17] Бречи — охранять, оберегать. [18] Лучило — лучше. [19] Противень — копия. [20] Прелесть — поклонение языческим идолам, кумирам. [21] Блата — болота. [22] Втаи — тайком, втайне. [23] Бесерменство — бессермен — иноверец. [24] Латынство — католичество. [25] Перевода — промедления. [26] Чин — порядок, правило. [27] Говейно — пост (Петров). [28] Послал своего священника с сеней от Рождества Христова. В тексте имеются в виду владычные сени церкви Рождества Христова (главной домашней церкви владыки). Когда владыку избрали, то вводили на престол, т. е. сени. [29] Поне же — потому что. [30] Нижайше — моложе. [31] Побораху по — оказывать содействие благочестии. [32] Семо и овамо — туда и сюда. [33] Исчести — исчезать, удаляться, пропадать [34] Елика ваша сила, — насколько в ваших силах, потому что... занеже [35] Рамена — плечи. [36] Лепо — надлежащим образом, хорошо; красиво (непонятные слова и обороты речи объяснены с помощью Словаря русского языка XI—XVII вв.). |
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |