Годы 1143-1299 |
|||||
1143/44
г.
«В
лето 6651... В то же лето ходиша Корела на
Емь, и отбежаша 2 лоиву бити». (Новгородская
первая летопись (НПЛ) старшего извода, с.
27). «В
то же лето ходиша Корела на Емь, и
отбежаша; 2 лоиву избиле». (НПЛ
младшего извода, с. 213). Сообщение о неудачном походе корелы на финское племя емь, в результате которого потеряны два парусных судна (лойва) — первое упоминание о древних карелах на страницах русских летописей.
1149/50
г.
«В
лето 6657... Toe же зимы Изяслав поиде на дядю
своего на Юрия на Долгорукого, а брата
Володимера остави в Киеве, а сына
Мьстислава в Переяславли, а сам поиде ко
брату Ростиславу; а полком повеле по
себе ити, а всем повеле снятися в
Смоленьсце у Ростислава. Пришедшу же
Изяславу ко брату своему Ростиславу, и
видевшеся похвалиша Бога, и пребыша в
веселии велице и с мужи своими, и
многиими дары даришася межи себе. И
поиде оттуду Изяслав к Новугороду в мале
дружине, хотя повести их на Юрья же, а
брату Ростиславу приказа и свои полкы и
повеле ему пойти вниз по Волзе; а срок си
учиниша на усть Медведицы. Слышавше же
Новгородци, оже идеть к ним Изяслав, ради
быша зело и выидоша противу его за 3 дни
из города, а инии сретоша и за день; и
вниде во град в день неделный, и ту срете
и сын его Ярослав с бояры с
Новгородскими, и идоша ко святей Софии
на обедню. Изяслав же с сыном Ярославом
посласта подвойские и биричи по улицам
кликати, зовуще ко князю на обед всякого
от мала и до велика; и поидоша вси ко
князю на обед на Городище, и тако
обедавше ту и веселившеся разидошася
кождо восвояси. Во утрии же день посла
Изяслав на Ярославль двор, и повеле
звонити вече, и снидошася вси Новгородци
на вече и Псковичи, и рече к ним Изяслав:
«се, братие, присылал ко мне сын мой да и
вы, что обидит вас стрый мой Юрьи, и яз
пришел есмь семо ваших деля обид, оставя
Русскую землю; то гадайте, как на нь
пойти, любо же с ним мир возмем, или ратью
кончаем». Они же реша: «ради есмя вси с
тобою, своих деля обид, от мала и до
велика». И поидоша по нем вси Новгородци,
и Псковичи, и Корела, и прииде на Волгу на
усть Медведици, и жда ту брата своего
Ростислава 4 дни». (Воскресенская
летопись, с. 45). В Ипатьевской летописи (с. 370) известие помещено под 1148 годом. «В
лето 6657... Тоя же зимы Изяслав поиде на
дядю своего Юрьа за обиду Новгородскую,
а с ним брат его Ростислав со Смолняны, и
с Новогородци, и Пьсковичи, и с Корелы». (Ермолинская
летопись, с. 35). Речь
идет о княжеской междоусобице. Корела в
составе новгородского войска вместе с
жителями Пскова и Смоленска выступила
против суздальского князя Юрия
Владимировича Долгорукого за «обиду
новгородскую». Походом руководили его
племянники: киевский князь Изяслав, сын
которого, Ярослав, княжил в то время в
Новгороде, и смоленский князь Ростислав.
Поход был предпринят зимой 6656 г., но
захватил и март 6657, т. е. проходил (по
Бережкову) на рубеже 1149/50 г. Изяслав из
Киева прибыл к брату в Смоленск, где они
весело провели время в пирах, одаривая
друг друга дарами. Однако братья, надо
отдать им должное, пытались закончить
дело мирными переговорами, но Юрий
задержал их посла и ответа не дал. Тогда
Ростиславу старшим братом было дано
распоряжение идти с полками по Волге и
дожидаться при устье р. Медведицы.
Изяслав же с небольшой дружиной
отправился в Новгород, где был принят с
большой честью. Перед собранным вече
Изяслав держал речь, в которой упоминал
жалобы и своего сына Ярослава, и веча на
Юрия и спрашивал: как быть? Народ
высказался за военный поход. К
назначенному месту, к устью Медведицы,
Изяслав пришел раньше и ждал брата
четыре дня. Затем объединенный отряд пошел
вниз по Волге к городу Константинову (Кснятин)
на Нерли и стал жечь города и села Юрия
по обеим сторонам Волги. Так и не
встретив сопротивления со стороны Юрия,
князья разошлись по домам с богатой
добычей (Соловьев, 1959; кн 1, т. 2, с.
456—458). По сообщению Б. А. Рыбакова, в былинах «Чурило Пленкович» и «Дюк Степанович» (1140- и 1150-е гг.) упоминается «Корела сердитая». Это связано только с тем, что князь киевский Изяслав Мстиславич приглашал для борьбы с Юрием Долгоруким и Новгород и Корелу. Это — единственное упоминание Корелы в древних южных былинах XII в.
1191/92
г.
«В
лето 6699. Ходиша новгородьци с Корелою на
Емь, и воеваша землю их и пожьгоша и скот
исекоша». (НПЛ
старшего извода, с. 39; НПЛ младшего извода,
с. 230). Военный поход новгородцев вместе с корелой на земли еми, с сожжениями и истреблением скота — вполне заурядное явление во взаимоотношениях Новгорода и корелы, с одной стороны, и еми, с другой, в период средневековья. Об этом же свидетельствует и следующее летописное сообщение. Центральная Финляндия, заселенная емью, являлась сферой новгородских государственных интересов, и Новгород упорно отстаивал их в борьбе с претендующими на эту территорию шведами (Шаскольский, 1978, с. 20—29). Победоносный поход на емь был осуществлен князем Ярославом с новгородцами (корела не упоминается в летописном сообщении) в 1227/28 г.
1227/28
г.
«В
лето 6735. Того же лета князь Ярослав
Всеволодичь, послав крести множество
Корел, мало не все люди». (Лаврентьевская
летопись, с. 449). Принудительное крещение карел объяснялось политическими мотивами: преградить путь шведской экспансии и распространению католицизма на приграничные новгородские земли.
1228г.
«В лето 6736 ... Того же лета придоша Емь воеват в Ладозьское озеро в лодках; и приде на Спасов день весть в Новгород. Новгородци же, въседавъше в насады, въгребоша в Ладогу с князьмь Ярославомь. Володислав, посадник ладозьскыи, с ладожаны, не ждя новгородьць, гонися в лодиях по них в след, кде они воюють, и постиже я и бися с ними; и бысть нощь, и отступиша в островълець, а Емь на брезе с полоном; воевали бо бяху около озера на исадех и Олоньсь. Той же нощи просивъше мира, и не да им посадник с ладожаны, а они исекше полон всь, а сами побегоша на лес, лодкы пометавъше, пеши много их ту паде, а лодкы их ижгоша. Новгородьци же стоявъше в Неве неколико днии, створиша вече и хотеша убити Судимира, и съкры и князь в насаде у себе; оттоле въспятишася в Новъгород, ни ладожан ждавъше. Последь же оставъшеся Ижеряне устретоша их бегающе, и ту их избиша много, а прок их разбежеся, куды кто видя; нъ тех Корела, кде обидуче, в лесе ли, выводяче, избиша: бе бо их пришло творяху 2000 или боле, бог весть, а то все мертво». (НПЛ
старшего извода, с. 65; НПЛ младшего
извода, с. 270—271; Патриаршая или
Никоновская летопись, т. X, с. 95;
Новгородская четвертая летопись, с. 204). Несмотря на оптимистический тон сообщения 1227 г. о доблестном походе князя Ярослава на землю еми, когда он привел бесчисленный полон, через год 2000 воинов еми появились в Ладожском озере. Ладожский посадник Владислав, не дожидаясь новгородцев (те простояли в Неве несколько дней, собрали вече, хотели убить новгородского боярина Судимира и, не дожидаясь ладожан, возвратились в Новгород), вступил в бой. Часть еми отступила к Олонцу и Исадам. Неприятель запросил мира, но ладожане предложение не приняли и преследовали врага. Оставшихся добили корела и ижора.
1241/42
г.
«В
лето 6749 ... Того же лета поиде князь
Олександр на Немци на, город Копорью, с
новгородци и с ладожаны и с Корелою и с
Ижеряны, и взя город, а Немци приведе в
Новъгород, а инех пусти по своей воли; а
Вожан и Чюдцю переветникы извеша». (НПЛ
старшего извода, с. 78; НПЛ младшего
извода, с. 295; Извлечения из
Воронцовского списка, с. 450; Львовская
летопись, с. 160 (под 6750); Симеоновская
летопись, с. 64 (под 6750); Патриаршая или
Никоновская летопись, т. X, с. 125 (под 6750). В Софийской летописи это сообщение подано более эмоционально. «В
лето 6749. Приеха князь великый Александр
Ярославич в Новъгород, и изиде вскоре с
Новогородци, и с Ладожаны, и с Корелою, и
с Ижеряны на град Копорию, и изверже град
из основания, а самих Немец избиша, а ови
с собою приведе в Новъгород, а иных
пожаловал отпустил, бе бо милостив паче
меры; а Вожан и Чюдцю переветников
извеша, и отъеха в Русь». (Софийская
первая летопись, с. 179—180; Воскресенская,
с. 45). Александр Ярославич (Невский) собрал отряд из новгородцев, ладожан, корелы, ижоры и освободил Копорье. Врагов и изменников (водь и чудь) уничтожили, некоторых привели в Новгород, а иных князь отпустил, потому что «был милостив сверх меры».
«Слово
о погибели Русской земли»
«О,
светло светлая и украсно украшена, земля
Руськая! И многыми красотами удивлена
еси: озеры многыми удивлена еси, реками
и кладязьми месточестьными, горами,
крутыми холми, высокими дубравоми
чистыми польми, дивными зверьми, различными
птицами, бещислеными городы великыми,
селы дивными, винограды обителными, домы
церковьными, и князьми грозными, бояры
честными, вельможами многами. Всего еси
испольнена земля Руская, о прававерьная
вера хрестияньская! Отселе
до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до
ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от
немець до корелы, от корелы до Устьюга...». «О,
светло светлая и прекрасно украшенная,
земля Русская! Многими красотами
прославлена ты: озерами многими
славишься, реками и источниками
местночтимыми, горами, крутыми холмами,
высокими дубравами, чистыми полями,
дивными зверями, разнообразными птицами,
бесчисленными городами великими, селениями
славными, садами монастырскими, храмами
божьими и князьями грозными, боярами
честными, вельможами многими. Всем ты
преисполнена, земля Русская, о
правоверная вера христианская! Отсюда
до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до
ятвягов, от ятвягов до литовцев, до
немцев, от немцев до карелов, от карелов
до Устюга...». (Памятники
литературы Древней Руси: XIII век, с. 130—131). «Слово о гибели Русской земли» — это отрывок недошедшего до нас произведения, написанного в период с 1238 по 1246 г. и посвященного монголо-татарскому нашествию. Из этого документа ясно местоположение древнекарельской территории и то, что в первой половине XIII в. она в границы Руси не включалась.
1253/54
г.
«В
лето 6761 ... Того же лета придоша Немци под
Пльсков и пожгоша посад, но самех много
их пльсковичи биша. И поидоша новгородци
полкомь к ним из Новагорода, и они
побегоша проче. И пришедше новгородци в
Новъгород, и покрутившеся идоша за
Нарову, и створиша волость их пусту; и
Корела такоже много зла створиша
волости их». (НПЛ
старшего извода, с. 80; НПЛ младшего
извода, с. 307; Извлечения из
Воронцовского списка, с. 454). В 1253/54 г. немцы напали на Псков, сожгли посад, убили многих псковичей, но, прослышав о приближении новгородцев, осаду города сняли. По не известным нам причинам новгородцы вернулись домой и только потом пошли за Нарову и нанесли орденским владениям большой урон. Летописец отмечает активное участие корелы в этой акции.
1256/57
г.
«В
лето 6764 .... В то же лето, на зиму, приеха
князь Олександр, и митрополит с нимь; и
поиде князь на путь, и митрополит с нимь;
и новгородци не ведяху, кде князь идеть;
друзии творяху, яко на Чюдь идеть. Идоша
до Копорьи, и поиде Александр на Емь, а
митрополит поиде в Новъгород, а инии
мнози новгородци въспятишася от Копорьи.
И поиде с своими полкы князь и с новгородци;
и бысть зол путь, акыже не видали ни дни,
ни ночи; и многим шестником бысть пагуба,
а новгородцев бог сблюде. И приде на
землю Емьскую, овых избиша, а другых
изъимаша; и придоша новгородци с княземь
Олександромь вси здорови». (НПЛ
старшего извода, с. 81; НПЛ младшего
извода, с. 309; Софийская первая, с. 189; Ермолинская,
с. 84; Воскресенская, с. 161; Львовская, с. 164;
Симеоновская летопись, с. 71; Патриаршая
или Никоновская, т. X, с. 141;
Лаврентьевская, с. 474; Новгородская
четвертая, с. 232). Поход Александра Невского тесно связан с предшествующими событиями многолетней русско-шведской борьбы. Из летописной статьи 6764 известно о попытке шведов вместе с емью, сумью и немецким феодалом «Дидманом» построить город на Нарове. Но, прослышав о сборах новгородцев, предпочли за благо бросить стройку и удалиться. Зимой князь Александр приехал в Новгород и с собранным войском отправился в поход, причем о цели похода участники узнали только в Копорье. Митрополит и многие новгородцы отказались идти на емь и вернулись в Новгород. Видимо, после Копорья к Александру присоединилась корела (во всяком случае, папская булла 1257 г. считает карел главным действующим лицом похода). Труден был их путь, воины не видели ни дня, ни ночи, но причинили врагу серьезный ущерб и вернулись домой с победой. Этой внешнеполитической акцией был нанесен серьезный удар по еще не окрепшим шведским владениям в Южной Финляндии. Удар был настолько ощутимым, что шведы длительное время не предпринимали военных действий против Руси (подробнее об этом см.: Шаскольский, 1978, с. 206—226).
Отрывок
из договорной грамоты Новгорода с
Готским берегом, Любеком и немецкими
городами о мире и торговле. 1262—1263 гг.
«Се
аз князь Олександр и сын мои Дмитрии, с
посадникомь Михаилъмь, и с тысяцькымь
Жирославомь, и с всеми новгородци
докончахом мир с послом немьцкымь
Шивордомь, и с любьцкымь посломь
Тидрикомь, и с гъцкымь посломь Олъстенъм
и с всем латиньскымь языкомь. Что ся
учинило тяже межи новгороци и межю немци,
и гты, и со всем латинскымь языкъмь, то
все отложихом, а мир докончахъм на сей
правде... Оже кто гостить в Корелу, или
немци или гтяне, а что ся учинит, а то
Новугороду тяжя не надобе». (Грамоты
Великого Новгорода
и Пскова (ГВНиП), № 29). В рамках международной торговли, как становится ясным из договорной грамоты, территории корелы отводилась особая роль. Новгород не нес ответственности за сохранность немецких и готландских купцов при их продвижении по Корельской земле. Это обстоятельство, по мнению советских исследователей (Шаскольский, 1978, с. 29—30; Кочкуркина, 1982, с. 167—168), свидетельстствует о некоторой свободе корелы в торговых делах. Об этом же говорит и следующий документ.
Отрывок
из Проекта договорной грамоты Новгорода
с Любеком и Готским берегом о торговле и
суде. Ранее 1 апреля 1269 г.
«Я,
князь Ярослав Ярославич, сгадав с
посадником Павшей, с тысяцким
господином Ратибором, и со старостами, и
со всем Новгородом, и с немецким послом
Генриком Вулленпунде из Любека, с
Лудольфом Добриссике и Яковом Куринге,
готами, подтвердил мир и написал нашу
правду согласно вашим грамотам, для вас,
немецких сынов, и готов, и всего
латинского языка, старый мир о пути по
Неве за Котлингом от Готского берега и
обратно, от Новгорода до Котлинга... А
отправится немец или гот гостить в
Корелу и учинится ему что, Новгороду
дела до того нет». (ГВНиП, № 31).
1269/70
г.
«В
лето 6777 ... Князь же хоте ити на Корелу, и
умолиша новгородци и не ити на Корелу;
князь же отела полкы назад». (НПЛ
старшего извода, с. 88; НПЛ младшего
извода, с. 319; Воскресенская, с. 169; Софийская
первая, с. 195—196). В 1269/70 г. князь Ярослав решил идти на Корелу, но новгородцы «умолили» его не делать этого. Видимо, во второй половине XIII в. произошла какая-то перемена в отношениях корелы и Новгорода. Различия в интересах новгородской правящей верхушки и князя, антикняжеская борьба, выражающаяся в стремлении лишить князя власти над новгородским войском и инициативы в военных делах, были причинами несостоявшегося похода.
1270/71
г.
«В
лето 6778 ... И совкупися в Новъгород вся
волость Новгородьская, пльсковичи,
ладожане, Корела, Ижера, Вожане; и идоша в
Голино от мала и до велика, и стояша
неделю на броде, а Ярославль полк об ону
сторону». (НПЛ
старшего извода, с. 89; НПЛ младшего
извода, с. 321; Воскресенская, с. 170; Софийская
первая, с. 197; Новгородская четвертая, с.
240). В результате антикняжеской борьбы и недовольства политикой Ярослава Ярославича его изгоняют из Новгорода. Он обращается за помощью к монголо-татарам. В роли миротворца выступил родной брат Ярослава костромской князь Василий Ярославич. Он сам поехал в Орду, разъяснил хану ситуацию и неверную позицию Ярослава и тем самым вернул уже посланные на Русь ордынские рати. Теперь уже Ярослав был согласен с любыми требованиями новгородцев, но те заявили: «А тебе не хощем». И поднялась против него вся волость новгородская: псковичи, ладожане, корела, ижора, водь. Простояли полки целую неделю. Митрополит не допустил кровопролития, взял на себя ответственность за Ярослава, и новгородцы приняли князя.
1272г.
«В
лето 6780 ... . Тако же и великий князь
Александр и Дмитреи сын его с своими
бояры и с новгородци и с зятем своим с
Домонтом и с его мужи с плесковичи
побежаа страны поганыа Немець, Литву,
Чюдь, Корелу». (Псковская
третья летопись, с. 87;
Псковская первая летопись, с. 4). В летописном сообщении под этим годом помещен отрывок из жития псковского князя Довмонта (Тимофея), умершего в 1299 г., о его борьбе с язычниками: немцами, литвой, чюдью и корелой, его храбрости и мужестве, кротости и смиренности, любви к ближнему. Побеждал врагов и был непобедим, так же, как и великий князь Александр, и его сын Дмитрий. Возникает вопрос: почему говорится о победе над языческой корелой, хотя известно, что она официально была крещена еще в 1227 г. Возможно, речь идет об одной из групп корелы, враждебно настроенной к Новгороду.
1277/78
г.
«В
лето 6786. Князь Дмитрии с новгородци и со
всею Низовьскою землею казни Корелу и
вся землю их на щит». (НПЛ
младшего извода, с. 323; Софийская первая,
с. 199; Летопись Авраамки, с. 55; Извлечения
из Воронцовского списка, с. 456; Воскресенская,
с. 173; Ермолинская, с. 90 (под 1277 г.);
Симеоновская, с. 75 (под 6785); Патриаршая
или Никоновская, т. X, с. 155; Новгородская
четвертая, с. 243). Сообщение
«относится к концу (зиме) 6785 (1277/78) мартовского
года. Симеоновская датирует этот поход
Дмитрия «с суздальци и с новгородци»
зимою 6785 мартовского года; также датировала
поход Троицкая летопись. Таким образом,
события 6785 мартовского года
распределены в Новгородской первой летописи
младшего извода между двумя статьями —
под 6785 (весна) и 6786 (зима)» (Бережков, 1963,
с. 288). Дмитрий Александрович сразу же после вокняжения в Новгороде в 1277/78 г. пошел с войском на корелу, наказал ее («казни») и разграбил. В Никоновской летописи говорится о его возвращении с большим полоном. Причины карательной экспедиции могли быть различными. Возможно, корела приняла участие в рядах противников Дмитрия при его борьбе за княжеский стол в Новгороде, а он этого не забыл. Вполне допустимо, что карельская племенная знать, формируясь в класс феодалов, захотела большей самостоятельности, а может быть, даже независимости от Новгорода во внешнеполитических и торговых делах с западными соседями (ведь роль карел во внешней торговле была значительной). К тому же шведы уже долгое время не нарушали мирную жизнь населения и потребность в военной помощи Новгорода несколько снизилась. С этими событиями связывали сообщение из Архангелогородского летописца «В лето 6786 ... На другое лето Тетяков в Кореле взял князь Дмитреи Алексендровичь» (с. 71). В остальных летописных сводах (Новгородская четвертая, с. 243; Софийская первая, с. 199; Воскресенская, с. 174; Патриаршая или Никоновская, т. X, с 156; Ермолинская, с. 90) взятие Тетякова не связывается с Корелой. В результате исследований Е. Г. Пчелиной (1963), В. А. Кучкина (1966), Е. И. Крупнова (1968) город «Дедяков», «Тетяков», «Тютяков» и т. д. локализован на Северном Кавказе или, точнее, на территории Чечено-Ингушетии (Марковин, Ошаев, 1978). Следовательно, сообщение Архангелогородского летописца ошибочно — Тетяков к г. Кореле не имел никакого отношения.
1283г.
«В
лето 6792... Того же лета воевода
немечьскои Трунда с Немци в лоивах и в
шнеках внидоша Невою в Ладоское озеро
ратью, хотяще на Кореле дань взяти;
новгородци же с посадником Сменом и с
ладожаны и ехавше, сташа на усть Невы, и
дождавше избиша их, а прок их убежаша,
месяца сентября в 9 на память святых
праведник Акима и Анны». (НПЛ
младшего извода, с. 325; Новгородская
четвертая, с. 246). Статья 6792 (ультрамартовское обозначение) сообщает о событиях 6791 (1283/84) мартовского года (Бережков, 1963, с. 289). Шведы под руководством воеводы Трунда на судах — лоивах и шнеках — вошли Невою в Ладожское озеро с намерением взять дань с корелы. Новгородцы и ладожане с посадником Сменом (Семеном Михайловичем), встав в устье Невы, 9 сентября 1283 г. разгромили неприятеля. Годом раньше произошло событие, которое непосредственно территории корелы не касалось, но происходило в угрожающей близости, что не могло не сказаться на осложнении обстановки в регионе. В 1282 г. шведы Невой вошли в Ладожское озеро, разгромили новгородцев, обонежских купцов (или купцов, ведущих торговлю с Обонежьем). В Неве между ладожанами и шведами состоялось сражение, но результаты его неизвестны.
1292/93
г.
«В
лето 6800 ... Того же лета ходиша молодци
новгородстеи с воеводами с княжими
воеват на Емьскую землю; воевавше,
приидоша вси здрави. В то же лето
приходиша Свея воеват, 800 их: 400 иде на
Корелу, а 400 на Ижеру; избиша их Ижера, а
Корела изби своих, а иных руками изимаша». (НПЛ младшего извода, с. 327; Софийская первая, с. 201; Новгородская четвертая, с. 247— 248).
1293/94
г.—1294/95 г.
«В
лето 6801. Пришедши Свея, поставиша город
на Корелькои земле». (НПЛ
младшего извода, с. 327; Новгородская
четвертая, с. 248; Патриаршая или Никоновская,
т. X, с. 170). Статья 6801 соединяет сообщения о событиях 6801 (1293/94) мартовского года и начала 6802 (1294/95) мартовского года». Краткая запись о постройке «свеями» города относится к 6801, а посылка Андреем небольшой рати «к городу свейскому» и бой у города — к 6802 (1294/95) мартовскому году (Бережков, 1963, с. 290). В 1292/93 г. новгородцы совершили военный поход на емскую землю и вернулись «вси здрави». Ответная акция шведов была направлена против корелы и ижоры. Отряд в 800 человек (400 пошли на корелу и столько же на ижору) был уничтожен. Однако мощь и натиск шведов не ослабевали. Им удалось увенчать свою деятельность сооружением в 1293/94 г. города на Корельской земле — Выборга. Лаконичное сообщение русской летописи контрастирует с сообщением шведской рифмованной Хроники Эрика, безмерно восторгающейся этим событием. «Пошли они (т. е. шведы.— С. К..) в языческую землю и положили конец злу и великой беде; язычники слишком близко подходили к ним. Это было там главным их делом; и построили они крепость в том краю, где кончается христианская земля и начинается земля языческая. Теперь там добрый мир, больше тишины и покоя и больше людей, верующих в бога ... У русских стало, таким образом, меньше подвластной им земли» (Рыдзевская, 1978, с. 112). 30 марта 1294 г. новгородцы пытались уничтожить вновь созданную крепость, но в обстановке, осложненной межкняжеской распрей, подогреваемой монголо-татарами, не хватило ни сил, ни согласованности.
1295/96
г.
«В
лето 6803. Поставиша Свея с воеводою своим
Сигом город в Кореле; новгородци же,
шедши, город розгребоша, а Сига убиша, не
пустиша ни мужа». (НПЛ
младшего извода, с. 328; Софийская первая,
с. 202; Летопись Авраамки, с. 56; Новгородская
четвертая, с. 249). В 1295/96 г. новгородцы разрушили укрепленную шведами во главе с воеводой Сигом крепость Корелу. Уже упомянутая Хроника Эрика признала поражение. «Все христиане (т. е. шведы.— С. К.) погибли там ради господа и святой веры. После того островом там владели русские и сильно укрепили его, и посадили там мудрых и храбрых мужей, чтобы христиане не приближались к этому месту» (Рыдзевская, 1978, с. 112). В честь знаменательного события (см. следующее сообщение) по распоряжению архиепископа Климента в Новгороде возведена каменная церковь Воскресения на городских каменных воротах.
1296/97
г.
«В
лето 6804. Постави архиепископ
Новгородский Климент (церковь) каменну
Воскресение Христово, на градных
каменных воротех, по сему завету, что Бог
пособил Немец Новгородцам побить и
город Корелу разграбить». (Новгородская
третья, с. 221; НПЛ младшего извода, с. 328).
|
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |