«Старая Финляндия» в описаниях русских путешественников и ученых конца XVIII- начала XX веков |
|||||
А. М. Пашков |
|||||
Доклад на научной конференции посвященной 150-летию Т. Швиндта. 2001 г. | |||||
Часть первая. |
|||||
Русская Финляндия. |
|||||
История
Карельского перешейка и Северного
Приладожья имела много трагических
страниц. В 1617 году после Столбовского
мирного договора эти земли отошли от
России и попали под власть Швеции.
Местные жители - православные карелы, в
большинстве ушли в Россию, а на
опустевшие земли стали переселяться
финны и шведы. Старинный русский центр
края Корела была переименована в
Кексгольм (Kexholm,
позднее
Кякисалми, ныне Приозерск). Кроме того в
1643 году было основано шведское
поселение Сордвалла (Sordwalla, позднее Сортавала),
получившее в 1646 году статус города.
Сордвалла стала шведским центром
Северного Приладожья. Тогда же там
появились и другие шведские поселения -
Салмис (Salmis,
ныне
Салми) и Кроноборг (Kronoborg, ныне Куркийоки). В 1721 году, в
результате новой войны между Россией и
Швецией, Северное Приладожье и
Карельский перешеек вернулись под
власть России. Однако часть финского и
шведского населения (шведов было мало и
они жили в городах) осталась на месте и
русский царь получил в их лице новых
подданных. Политика
российского правительства на
приобретенных землях была достаточно
мягкой. Здесь сохранилось шведское
законодательство, лютеранская религия и
система местного самоуправления. В
законодательстве было только одно
изменение: если за какое-либо
преступление местный житель
приговаривался по шведским законам к
повешению, то в действие вступали
русские законы. Преступника били кнутом
и ссылали в Сибирь. В
результате еще одной русско-шведской
войны 1741-1743 годов к России отошли еще три
города и их окрестности: Нюшлот,
Фридрихсгам и Вильманстранд. Для
управления всеми финскими землями в 1744
году была создана Выборгская губерния. В
данной статье будет предпринята попытка
показать, каким был образ Выборгской
губернии в восприятии российской
общественности. При этой больше
внимания будет уделяться восприятию
Северного Приладожья, населенного
финнами и карелами. Восприятие русскими
людьми православного Валаамского
монастыря является отдельной
самостоятельной проблемой и в рамках
данной статьи рассматриваться не будет. В
1725 году в Петербурге возникла Академия
наук, а с середины XVIII века
в России началась эпоха Просвещения.
Суть Просвещения заключалась в
абсолютизации значения научных знаний и,
как следствие этого, правительственная
политика в России, примерно с середины XVIII века, поощряла развитие науки и
просвещения. Во второй половине XVIII века
под влиянием идей Просвещения
Петербургская Академия наук стала
активно заниматься изучением окраинных
регионов России. Первым
русским ученым, побывавшим в Северном
Приладожье был академик Петербургской
Академии наук Н.Я.Озерецковский. Это
произошло летом 1785 года. Целью поездки
был сбор сведений о численности и
занятиях населения, хозяйстве и
производимой продукции, природных
богатствах и т. д. побережья северных
российских озер для более широкого
вывоза оттуда всего необходимого в
Петербург. Ученый посетил и описал «чухонскую
деревушку Тайболу», Коневский и
Валаамский монастыри, города Кексгольм
и Сердоболь (современное название -
Сортавала), каменоломни в Рускеале и на
островах Ювень и Тулола, деревню
Питкаранду (современный город
Питкяранта), «превеликий камень Варашев»,
служивший в XVII
веке «порубежным знаком» между Россией
и Швецией, а также сообщает краткие
сведения о многочисленных деревнях и
погостах Северного Приладожья. В
1792 году описание его путешествия было
опубликовано на русском языке[1],
а уже в 1796 году академик А. Шторх издал
немецкий перевод отрывков из книги Н.Я.Озерецковского.
в своем сочинении «Материалы к познанию
Российского государства»[2].
Второе издание книги Н.Я.Озерецковского
на русском языке вышло в 1812 году. Работа
Н.Я.Озерецковского, содержавшая
комплексное природы, населения и
хозяйства побережья Ладожского и
Онежского озер, стало на долгие годы
основным источником разнообразных
сведений о Карелии для многих
исследователей, не утратив этого
значения до наших дней[3],
а также эталоном научного описания
этого региона. Особенностью
«эпохи Просвещения» стало появление
местных ученых-любителей. В Приладожье
крупнейшим представителем местного
краеведения стал пастор из Сердоболя
Самуэль Алопеус, потомок финского
крестьянина Фомы Кеттунена, потомки
которого получили фамилию Алопеус (по-гречески
- лисица). С. Алопеус окончил
академическую гимназию в Або (Турку) и в
1751-1755 годах был проповедником у финнов-лютеран
в Петербурге. Затем его перевели в
Сердоболь, где он был сделан старшим
пастором (пробстом). В Сердоболе С.
Алопеус жил до самой смерти в 1794 году[4]. С.Алопеус
больше известен своими исследованиями в
области геологии и горного дела. Ему
приписывают открытие месторождения
мрамора в Рускеала. Книга С.Алопеуса «Краткое
описание мраморных и других каменных
ломок, гор и каменных пород, находящихся
в Российской Карелии» (Спб.,1787),
опубликованная на русском и немецком
языках, получила широкую известность и
до настоящего времени хорошо известна
исследователям. За ее издание С.Алопеус
и был избран в 1789 году членом Вольного
экономического общества. Одним
из проявлений Просвещения в России
стала активизация старых и появление
новых научных учреждений. В 1765 году
возникло Вольное экономическое
общество (далее ВЭО), объединившее
исследователей и специалистов в области
сельского хозяйства и крестьянских
промыслов. ВЭО имело обширную сеть
сотрудников в различных местностях
России и выпускало свое периодическое
издание - «Труды ВЭО». Сразу после
избрания в члены ВЭО С.Алопеус начал
активное сотрудничество с этим
обществом. В «Трудах ВЭО» было
опубликовано несколько больших работ и
небольших заметок С.Алопеуса[5],
среди которых можно выделить сочинения
«Описание местоположения Кексгольмской
провинции, иначе Карелиею называемой»[6]
и «Описание вод в Карелии»[7]. В
сентябре 1804 года поездку в Северное
Приладожье совершил академик В.М.Севергин.
Он проехал по маршруту Петербург-Выборг-Якимвааара-Сердоболь-Рускеала-Вильманстранд-Фридрихсгам-Выборг-Петербург.
По итогам его поездки также была
опубликована книга «Обозрение
Российской Финляндии»[8].
В первую очередь В.М.Севергина тоже
интересовали месторождения полезных
ископаемых. Он подробно писал о добыче
мрамора, месторождениях железных руд и т.д.
Вместе с тем он отмечает и другие
природные особенности края, например,
карельскую березу, «на многие изящные
поделки употребляемую». В сочинении В.М.Севергина
есть сведения и о населении Северного
Приладожья. Он писал: »Главные обитатели
<Российской -А.П.> Финляндии суть
финны и карелы. Первые занимают
наибольшую часть оной, а последние
находятся в округах Кексгольмском и
Сердобольском... Сверх того находятся
здесь россияне, шведы и немцы». Посетив
Якимваару он отметил: «Слобода сия лежит
на западном берегу Ладожского озера...
Жители суть карелы». В Сердоболе он
записал, что «жители в сем края суть
финны и карелы». В.М.Севергин
сделал попытку дать сравнительную
характеристику приладожских финнов и
карел. Он писал: «Финны говорят
собственным своим финским языком,
который в устах образованных людей
слуху приятен; пишут они немецкими
буквами. Карелы говорят языком,
испорченным из финского и россйского.
Первые росту среднего, лицом белые,
видом сухощавы, волосы имеют длинные,
жидкие, бело-желтые; нравом медленны,
упрямы, нерешительны и любят спокойство...
Вторые росту более высокого, похожи на
великороссиян, лицом приятны, волосы
имеют русые, нравом веселее, деятельнее.
Оба народа, впрочем, сложения здорового,
и юродивых между ними мне видеть не
случалось». Несмотря на наивность этого
описания, следует отметить, что В.М.Севергин
верно отметил сильное влияние русского
языка на карельский. В
сочинении В.М.Севергина приведено
несколько топонимических легенд и
сказаний о происхождении местных
названий. Кроме того он привел краткий
словарь финских слов, часто
используемых в местных топонимах: «Читателю,
думаю я, не неприятно будет приведение
при сем случае значения некоторых
финских слов для лучшего уразумения
обыкновеннейших у финнов наименований.
Таким образом слово Ervi
значит
озеро большое, Lambi -
озеро малое, Zuo - болото, Jok -
река, Salmi -пролив,
Lax - залив, Nemi - мыс, Sari, Holm -
остров, Loto -
каменный остров, Wara, wori - каменная гора, Mak
-
обыкновенная гора, Kivi -
камень, Savi - глина, Rauta -железо. Приметить должно,
что номенклатура минералогическая
немногим далее сих последних... слов
простирается. Некоторые камни имеют
названия свои по местам, где находятся.
Так, например, Kidelakivi -
Кидельский камень... Есть, между тем,
старинные песни у финнов, в коих
воспевают о разных родах железа, о стали,
о их рождении и пр. Наконец, приметить
должно, что ударения у финнов большею
частью бывают на первом слоге». Возможно,
В.М.Севергин слышал карело-финские руны,
но не придал этому большого значения. В
своем сочинении В.М.Севергин приводит
сведения о системе расселения в
Северном Приладожье и сообщает сведения
о важнейших населенных пунктах. Он
отметил особенности хуторской системы
расселения: «Деревни их нередко состоят
из одного крестьянского двора или
весьма немногих, одной семье
принадлежащих». О крупнейшем городе
Северного Приладожья Сортавале В.М.Севергин
писал: «Город сей, называемый по-фински
Сардовала, лежит на северном берегу
Ладожского озера... Жителей до 500.
Наибольшая часть их суть купцы,
торгующие лавочным товаром» Не мог он не
отметить о поселение Рускеала, рядом с
которым находилось крупное
месторождение мрамора: «Рускаль, или по-здешнему
Рускиала (что на финском языке значит
красная земля), состоит почти токмо из
десяти деревянных домов, одной
деревянной часовни и каменного
порохового магазина». Сочинение
В.М.Севергина «Обозрение Российской
Финляндии» отражало постоянный интерес
правительственных и научных кругов
России к полезным ископаемым Северного
Приладожья и, хотя и было опубликовано в
начале XIX
века, но отражало подходы, характерные
для «путешественных записок» второй
половины XVIII
века
с их обостренным вниманием к полезным
ископаемым, состоянию производительных
сил, торговле и т. д. и с достаточно
поверхностным вниманием с истории,
этнографии, фольклору и культуре
изучаемых регионов. Итогом
научных исследований российских ученых
в XVIII веке стало издание 7-томного
«Словаря географического Российского
государства»[9],
выходившего под редакцией профессора
Московского университета Афанасия
Щекатова. В
первой томе этого словаря помещены
статьи «Валаамский штатный мужской
монастырь» (стр.716-720), «Валаам, остров,
лежащий в Ладожском озере» (стр.713-716), «Выборг,
с 1784 года главной и весьма укрепленный
город Выборгской губернии» (стр. 1217-1219), «Выборгская
губерния, называемая также Российскою
Финляндиею» (стр. 1219-1222), во втором томе -
«Иматра, примечания достойное место в
Финляндской губернии, в Карелии» (стр.747-748),
«Имбилакский погост Финляндской
губернии, в Северо-Кексгольмском уезде»
(стр.749-752) и «Иоенская мраморная ломка,
Финляндской губернии, в Северо-Кексгольмском
уезде, на острове Амбарсаари в Ладожском
озере» (стр.861-868), в пятом томе - «Сердоболь,
вновь учрежденный город в Финляндской
губернии» (стр.911-914), в шестом томе - «Финляндия,
бывшая шведская» (стр.682-684), «Финляндская
губерния» (стр.684-686), «Финны или Чухны» (стр.686-695),
«Финские народы или Древние Руссы» (стр.693-696)
и в седьмом томе - «Чухны или Финны,
собственно так называемые» (стр. 182-184), «Шведы,
народ, составляющий часть мещан в
Финляндской губернии» (стр.225) и др. Из
этого неполного перечня видно, что к
началу XIX
века Выборгская губерния была неплохо
изучена российскими учеными. В статьях
словаря отмечалось, что земля в
Выборгской губернии «к хлебопашеству
мало способна», а жители покупают хлеб и
питаются хлебом, смешанным с сосновой
корой. Из основных занятий населения
выделялись заготовка леса, разведение
скота, охота и рыболовство. Среди
промышленных предприятий «Словарь» А.Щекатова
называет каменоломлю в Рускеала, где
добывался «лучший разных цветов камень»
и рудники по добыче железной руды.
Численность населения Выборгской
губернии указывалась в 185.242 человека. В
статье «Финны» приведено любопытное
описание финского жилища: «Не только
деревни, но и самые дворы их бывают часто
в превеликом между собой отдалении.
Финские дворы, по большей части
пространны. Жилье разделяется на три
избы, из коих одна называется зимнею,
другая летнею, а третья - стряпущею. На
дворе же пристраивают закромы, сенные
сушила, конюшни, хлевы, овины, кладовые и
бани. Все строение свое возводят они так,
как в России и Швеции, из бревен».
Интересны также описания мужской и
женской одежды, а также религиозных
обрядов и народных праздников финнов. Рассмотрим
содержание «Словаря» А.Щекатова на
примере статьи «Сердоболь, вновь
учрежденный город в Финляндской
губернии»[10].
Статья о Сортавале начинается с
описания географического положения и
местности, на которой расположен город:
«Лежит... при Ладожском озере на косогоре,
вдавшемся в губу, которая, как и все
расстояние от Кексгольма до сего города,
изобилует разной величины и вышины,
каменистыми островами, из которых иные
голы, а другие поросли ельником». Затем
дана характеристика жителей и их
занятий: «Населен он по большей части
финнами, которых в мещанстве 606 человек
считается. Из них очень немногие имеют
при домах своих лавочки с мелочными
товарами. Некоторые производят
небольшое хлебопашество, а большая
часть их перебивается различными
способами. Зажиточные и почетные
обыватели в разном от города расстоянии
имеют свои земли (по-тамошнему гейматы),
с которых получают они как хлеб, так и
всякие съестные припасы для
собственного только содержания, от коих
на продажу не много остается. И потому
безземельным людям, при должностях там
находящимся, ежедневную для себя пищу
доставать там очень трудно.
Сердобольские жители, вообще, кормятся
более покупным в Ладоге и Шлиссельбурге
хлебом, нежели своим собственным,
который хотя и хорошо там родится, но
места каменистые довольно его сеять не
позволяют». Большое
внимание в «Словаре» А.Щекатова уделено
характеристике религиозной ситуации в
Сортавале: «Поелику жители в сем городе
и в окрестностях его, по большей части
суть лютеранского исповедания, то в
Сердоболе позад жительства, на горе,
находится для них изрядная деревянная
церковь. Российской же церкви в самом
городе нет, а стоит она в двух верстах от
города, по левую сторону губы, которою
туда ездить надобно из города. При
церкви той живут священник только и
дьячек, и она уже очень ветха, хотя
прихожан в ней и довольно много, а именно
660 человек мужеска, да 580 женска пола.
Прихожане сии суть, по большей части,
карелы, и по-русски не разумеют, почему
священник и толкует им церковную службу
на их языке, на котором печатных
церковных наших книг еще не имеется». Следующий
раздел посвящен состоянию торговли: «Хотя
в Сердоболе никаких рукоделий по сие
время не заведено, кроме того, что начали
делать там поярковые шляпы, однако в
городе сем издавна ежегодно бывает
ярмарка в генваре месяце и продолжается
целую неделю. На ярмарку сию кроме
россиян съезжаются российские и
шведские финны и карелы. Важнейшие вещи,
кои они привозят, суть шкурки куниц, выдр,
норок, рысей и прочих. Цена рысьей шкурки
простиралася от 6 до 7 рублей,
обыкновенно то же стоит и выдра». Завершается
характеристика Сортавалы описанием
городского герба: «Герб сего города есть
старый: в голубом поле на золотых
древках красные знамена, положенные
крестообразно». Обозначение герба «старым»
означает, что он возник еще в шведский
период. Известно, что в середине XVII века Сортавала принадлежала
шведскому кавалерийскому генералу
Густаву Адаму Банеру. Элемент герба
Банеров - скрещенные кавалерийские пики
- был использован в изображении на
городской печати, а затем и на гербе
города[11]. Далее
«Словарь» А.Щекатова дает
характеристику всех восьми погостов
Сердобольской округи с указанием
численности податного населения в
каждом из них «по последней ревизии» (вероятно,
имеется в виду пятая ревизия,
проходившая в 1795 году): Сердобльский
погост............................................ 4.188 чел. Яккимварский
погост............................................. 3803 чел. Рускольский
погост.................................................. 440 чел. Имбилацкий
погост............................................... 1682 чел. Шуйстамский
погост............................................. 1241 чел. Рускольский
и Пелгиярвский погосты................ 1374 чел. Соярвский
погост.................................................. 1377 чел. Сальминский
погост............................................... 1732 чел. По
всем погостам Сердобольской округи.........
15737 чел. Составитель
статьи о Сердоболе отметил, что часть
погостов находится в частном владении
русских помещиков, а именно: большая
часть Рускольского и весь Пелгиярвский
погост принадлежали графу Бутурлину,
Шуйстамский - генерал-поручику Кашкину,
Сальминский - графам Орловым. Крестьяне
остальных погостов «находились в
казенном ведомстве», то есть
принадлежали государству. Составитель
описания Сердобольской округи особо
отметил существовавшую там добычу
мрамора: «Город Сердоболь особливого
примечания достоин потому, что как при
нем, так и в округе его при Рускольске
ломают серый мрамор с белыми и желтыми
прожилками». В
рассматриваемой статье приведены
сведения об использовании
приладожскими карелами в пищу ржаной
соломы: «Сказывают, что как в Сердоболе,
так и в разных деревнях карелы, в
недостатке хлеба, делают себе в оном
подспорье ржаною соломою, которую на
такой конец мелко рубят сечками,
изрубленную, высуша в печи, толкут
пестами в ступах, таким образом приводят
ее в некоторый род муки и пекут из нее
хлебы, всегда, однако ж, примешивая к ней
часть овсяной муки». Завершается
статья о Сердоболе описанием на
конкретном примере состояния народной
медицины у приладожских карел: «Набережные
жители сказывают также про карелов,
живущих близ шведской границы, где места
наибольше лесные, низкие и болотистые,
что многие из них имеют на шее зобы, для
разбития которых с пользой употребляют
корень травы раст называемой (Fumaria bulbosa). Из
корня сего делают они с водою увар,
которого пьют много, и тем от
безобразных зобов своих избавляются». Таким
образом, материалы «Словаря
географического Российского
государства» А.Щекатова позволяют
представить состояние населения,
экономики и культуры Северного
Приладожья и Карельского перешейка на
рубеже XVIII-XIX веков. После присоединения в 1812 году Выборгской губернии к Великому княжеству Финляндскому научные экспедиции российских ученых в Северное Приладожье почти прекратились.
[1] Озерецковский
Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому
и Онежскому. СПб., 1792 [2]
Storch H. Materialien zur Kenntniss des Russischen Reichs. Bd.l. Riga. 1796. [3] Новейшее издание этой работа см.: Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989 (вступительная статья, подготовка текста и комментарии Б.И.Кошечкина) [4] Биографические сведения о С.Алопеусе см.: Бояринская А.Ф. Удивительный пастор //Север. 1997. N 4. С.157-160 [5] Подробнее о контактах С.Алопеуса и Вольного экономического общества см.: Пашков А.М. Самуэл Алопеус и российское просвещение // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Москва, Петрозаводск, 1997. С.84-87 [6] Труды Вольного экономического общества. 1792. Т.45. С. 185-202 [7] Там же. 1793. Т. 47. С.268-286 [8] Севергин В.М. Обозрение Российской Финляндии. СПб., 1805 [9] Словарь географический Российского государства. Т. 1-7. М., 1801-1809 [10] Сердоболь, вновь учрежденный город в Финляндской губернии // Словарь географический Российского государства. Т.5. М., 1807. С.911-914 [11] Подробнее о гербе Сортавалы см.: Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994. С.61-69 / Paskov A. Karjalan vaakunat ja Hut. Petroskoi, 1994. S.61-69
|
|||||
Вернуться в начало | |||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |
"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. |
Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru |
||||