| «Старая Финляндия» в описаниях русских путешественников и ученых конца XVIII- начала XX веков | |||||
| А. М. Пашков | |||||
| Доклад на научной конференции посвященной 150-летию Т. Швиндта. 2001 г. | |||||
| Часть первая. | |||||
| Русская Финляндия. | |||||
| История
      Карельского перешейка и Северного
      Приладожья имела много трагических
      страниц. В 1617 году после Столбовского
      мирного договора эти земли отошли от
      России и попали под власть Швеции.
      Местные жители - православные карелы, в
      большинстве ушли в Россию, а на
      опустевшие земли стали переселяться
      финны и шведы. Старинный русский центр
      края Корела была переименована в
      Кексгольм (Kexholm,
      позднее
      Кякисалми, ныне Приозерск). Кроме того в
      1643 году было основано шведское
      поселение Сордвалла (Sordwalla, позднее Сортавала),
      получившее в 1646 году статус города.
      Сордвалла стала шведским центром
      Северного Приладожья. Тогда же там
      появились и другие шведские поселения -
      Салмис (Salmis,
      ныне
      Салми) и Кроноборг (Kronoborg, ныне Куркийоки). В 1721 году, в
      результате новой войны между Россией и
      Швецией, Северное Приладожье и
      Карельский перешеек вернулись под
      власть России. Однако часть финского и
      шведского населения (шведов было мало и
      они жили в городах) осталась на месте и
      русский царь получил в их лице новых
      подданных. Политика
      российского правительства на
      приобретенных землях была достаточно
      мягкой. Здесь сохранилось шведское
      законодательство, лютеранская религия и
      система местного самоуправления. В
      законодательстве было только одно
      изменение: если за какое-либо
      преступление местный житель
      приговаривался по шведским законам к
      повешению, то в действие вступали
      русские законы. Преступника били кнутом
      и ссылали в Сибирь. В
      результате еще одной русско-шведской
      войны 1741-1743 годов к России отошли еще три
      города и их окрестности: Нюшлот,
      Фридрихсгам и Вильманстранд. Для
      управления всеми финскими землями в 1744
      году была создана Выборгская губерния. В
      данной статье будет предпринята попытка
      показать, каким был образ Выборгской
      губернии в восприятии российской
      общественности. При этой больше
      внимания будет уделяться восприятию
      Северного Приладожья, населенного
      финнами и карелами. Восприятие русскими
      людьми православного Валаамского
      монастыря является отдельной
      самостоятельной проблемой и в рамках
      данной статьи рассматриваться не будет. В
      1725 году в Петербурге возникла Академия
      наук, а с середины XVIII века
      в России началась эпоха Просвещения.
      Суть Просвещения заключалась в
      абсолютизации значения научных знаний и,
      как следствие этого, правительственная
      политика в России, примерно с середины XVIII века, поощряла развитие науки и
      просвещения. Во второй половине XVIII века
      под влиянием идей Просвещения
      Петербургская Академия наук стала
      активно заниматься изучением окраинных
      регионов России. Первым
      русским ученым, побывавшим в Северном
      Приладожье был академик Петербургской
      Академии наук Н.Я.Озерецковский. Это
      произошло летом 1785 года. Целью поездки
      был сбор сведений о численности и
      занятиях населения, хозяйстве и
      производимой продукции, природных
      богатствах и т. д. побережья северных
      российских озер для более широкого
      вывоза оттуда всего необходимого в
      Петербург. Ученый посетил и описал «чухонскую
      деревушку Тайболу», Коневский и
      Валаамский монастыри, города Кексгольм
      и Сердоболь (современное название -
      Сортавала), каменоломни в Рускеале и на
      островах Ювень и Тулола, деревню
      Питкаранду (современный город
      Питкяранта), «превеликий камень Варашев»,
      служивший в XVII
      веке «порубежным знаком» между Россией
      и Швецией, а также сообщает краткие
      сведения о многочисленных деревнях и
      погостах Северного Приладожья. В
      1792 году описание его путешествия было
      опубликовано на русском языке[1],
      а уже в 1796 году академик А. Шторх издал
      немецкий перевод отрывков из книги Н.Я.Озерецковского.
      в своем сочинении «Материалы к познанию
      Российского государства»[2].
      Второе издание книги Н.Я.Озерецковского
      на русском языке вышло в 1812 году. Работа
      Н.Я.Озерецковского, содержавшая
      комплексное природы, населения и
      хозяйства побережья Ладожского и
      Онежского озер, стало на долгие годы
      основным источником разнообразных
      сведений о Карелии для многих
      исследователей, не утратив этого
      значения до наших дней[3],
      а также эталоном научного описания
      этого региона. Особенностью
      «эпохи Просвещения» стало появление
      местных ученых-любителей. В Приладожье
      крупнейшим представителем местного
      краеведения стал пастор из Сердоболя
      Самуэль Алопеус, потомок финского
      крестьянина Фомы Кеттунена, потомки
      которого получили фамилию Алопеус (по-гречески
      - лисица). С. Алопеус окончил
      академическую гимназию в Або (Турку) и в
      1751-1755 годах был проповедником у финнов-лютеран
      в Петербурге. Затем его перевели в
      Сердоболь, где он был сделан старшим
      пастором (пробстом). В Сердоболе С.
      Алопеус жил до самой смерти в 1794 году[4]. С.Алопеус
      больше известен своими исследованиями в
      области геологии и горного дела. Ему
      приписывают открытие месторождения
      мрамора в Рускеала. Книга С.Алопеуса «Краткое
      описание мраморных и других каменных
      ломок, гор и каменных пород, находящихся
      в Российской Карелии» (Спб.,1787),
      опубликованная на русском и немецком
      языках, получила широкую известность и
      до настоящего времени хорошо известна
      исследователям. За ее издание С.Алопеус
      и был избран в 1789 году членом Вольного
      экономического общества. Одним
      из проявлений Просвещения в России
      стала активизация старых и появление
      новых научных учреждений. В 1765 году
      возникло Вольное экономическое
      общество (далее ВЭО), объединившее
      исследователей и специалистов в области
      сельского хозяйства и крестьянских
      промыслов. ВЭО имело обширную сеть
      сотрудников в различных местностях
      России и выпускало свое периодическое
      издание - «Труды ВЭО». Сразу после
      избрания в члены ВЭО С.Алопеус начал
      активное сотрудничество с этим
      обществом. В «Трудах ВЭО» было
      опубликовано несколько больших работ и
      небольших заметок С.Алопеуса[5],
      среди которых можно выделить сочинения
      «Описание местоположения Кексгольмской
      провинции, иначе Карелиею называемой»[6]
      и «Описание вод в Карелии»[7]. В
      сентябре 1804 года поездку в Северное
      Приладожье совершил академик В.М.Севергин.
      Он проехал по маршруту Петербург-Выборг-Якимвааара-Сердоболь-Рускеала-Вильманстранд-Фридрихсгам-Выборг-Петербург.
      По итогам его поездки также была
      опубликована книга «Обозрение
      Российской Финляндии»[8].
      В первую очередь В.М.Севергина тоже
      интересовали месторождения полезных
      ископаемых. Он подробно писал о добыче
      мрамора, месторождениях железных руд и т.д.
      Вместе с тем он отмечает и другие
      природные особенности края, например,
      карельскую березу, «на многие изящные
      поделки употребляемую». В сочинении В.М.Севергина
      есть сведения и о населении Северного
      Приладожья. Он писал: »Главные обитатели
      <Российской -А.П.> Финляндии суть
      финны и карелы. Первые занимают
      наибольшую часть оной, а последние
      находятся в округах Кексгольмском и
      Сердобольском... Сверх того находятся
      здесь россияне, шведы и немцы». Посетив
      Якимваару он отметил: «Слобода сия лежит
      на западном берегу Ладожского озера...
      Жители суть карелы». В Сердоболе он
      записал, что «жители в сем края суть
      финны и карелы». В.М.Севергин
      сделал попытку дать сравнительную
      характеристику приладожских финнов и
      карел. Он писал: «Финны говорят
      собственным своим финским языком,
      который в устах образованных людей
      слуху приятен; пишут они немецкими
      буквами. Карелы говорят языком,
      испорченным из финского и россйского.
      Первые росту среднего, лицом белые,
      видом сухощавы, волосы имеют длинные,
      жидкие, бело-желтые; нравом медленны,
      упрямы, нерешительны и любят спокойство...
      Вторые росту более высокого, похожи на
      великороссиян, лицом приятны, волосы
      имеют русые, нравом веселее, деятельнее.
      Оба народа, впрочем, сложения здорового,
      и юродивых между ними мне видеть не
      случалось». Несмотря на наивность этого
      описания, следует отметить, что В.М.Севергин
      верно отметил сильное влияние русского
      языка на карельский. В
      сочинении В.М.Севергина приведено
      несколько топонимических легенд и
      сказаний о происхождении местных
      названий. Кроме того он привел краткий
      словарь финских слов, часто
      используемых в местных топонимах: «Читателю,
      думаю я, не неприятно будет приведение
      при сем случае значения некоторых
      финских слов для лучшего уразумения
      обыкновеннейших у финнов наименований.
      Таким образом слово Ervi
      значит
      озеро большое, Lambi -
      озеро малое, Zuo - болото, Jok -
      река, Salmi -пролив,
      Lax - залив, Nemi - мыс, Sari, Holm -
      остров, Loto -
      каменный остров, Wara, wori - каменная гора, Mak
      -
      обыкновенная гора, Kivi -
      камень, Savi - глина, Rauta -железо. Приметить должно,
      что номенклатура минералогическая
      немногим далее сих последних... слов
      простирается. Некоторые камни имеют
      названия свои по местам, где находятся.
      Так, например, Kidelakivi -
      Кидельский камень... Есть, между тем,
      старинные песни у финнов, в коих
      воспевают о разных родах железа, о стали,
      о их рождении и пр. Наконец, приметить
      должно, что ударения у финнов большею
      частью бывают на первом слоге». Возможно,
      В.М.Севергин слышал карело-финские руны,
      но не придал этому большого значения. В
      своем сочинении В.М.Севергин приводит
      сведения о системе расселения в
      Северном Приладожье и сообщает сведения
      о важнейших населенных пунктах. Он
      отметил особенности хуторской системы
      расселения: «Деревни их нередко состоят
      из одного крестьянского двора или
      весьма немногих, одной семье
      принадлежащих». О крупнейшем городе
      Северного Приладожья Сортавале В.М.Севергин
      писал: «Город сей, называемый по-фински
      Сардовала, лежит на северном берегу
      Ладожского озера... Жителей до 500.
      Наибольшая часть их суть купцы,
      торгующие лавочным товаром» Не мог он не
      отметить о поселение Рускеала, рядом с
      которым находилось крупное
      месторождение мрамора: «Рускаль, или по-здешнему
      Рускиала (что на финском языке значит
      красная земля), состоит почти токмо из
      десяти деревянных домов, одной
      деревянной часовни и каменного
      порохового магазина». Сочинение
      В.М.Севергина «Обозрение Российской
      Финляндии» отражало постоянный интерес
      правительственных и научных кругов
      России к полезным ископаемым Северного
      Приладожья и, хотя и было опубликовано в
      начале XIX
      века, но отражало подходы, характерные
      для «путешественных записок» второй
      половины XVIII
      века
      с их обостренным вниманием к полезным
      ископаемым, состоянию производительных
      сил, торговле и т. д. и с достаточно
      поверхностным вниманием с истории,
      этнографии, фольклору и культуре
      изучаемых регионов. Итогом
      научных исследований российских ученых
      в XVIII веке стало издание 7-томного
      «Словаря географического Российского
      государства»[9],
      выходившего под редакцией профессора
      Московского университета Афанасия
      Щекатова. В
      первой томе этого словаря помещены
      статьи «Валаамский штатный мужской
      монастырь» (стр.716-720), «Валаам, остров,
      лежащий в Ладожском озере» (стр.713-716), «Выборг,
      с 1784 года главной и весьма укрепленный
      город Выборгской губернии» (стр. 1217-1219), «Выборгская
      губерния, называемая также Российскою
      Финляндиею» (стр. 1219-1222), во втором томе -
      «Иматра, примечания достойное место в
      Финляндской губернии, в Карелии» (стр.747-748),
      «Имбилакский погост Финляндской
      губернии, в Северо-Кексгольмском уезде»
      (стр.749-752) и «Иоенская мраморная ломка,
      Финляндской губернии, в Северо-Кексгольмском
      уезде, на острове Амбарсаари в Ладожском
      озере» (стр.861-868), в пятом томе - «Сердоболь,
      вновь учрежденный город в Финляндской
      губернии» (стр.911-914), в шестом томе - «Финляндия,
      бывшая шведская» (стр.682-684), «Финляндская
      губерния» (стр.684-686), «Финны или Чухны» (стр.686-695),
      «Финские народы или Древние Руссы» (стр.693-696)
      и в седьмом томе - «Чухны или Финны,
      собственно так называемые» (стр. 182-184), «Шведы,
      народ, составляющий часть мещан в
      Финляндской губернии» (стр.225) и др. Из
      этого неполного перечня видно, что к
      началу XIX
      века Выборгская губерния была неплохо
      изучена российскими учеными. В статьях
      словаря отмечалось, что земля в
      Выборгской губернии «к хлебопашеству
      мало способна», а жители покупают хлеб и
      питаются хлебом, смешанным с сосновой
      корой. Из основных занятий населения
      выделялись заготовка леса, разведение
      скота, охота и рыболовство. Среди
      промышленных предприятий «Словарь» А.Щекатова
      называет каменоломлю в Рускеала, где
      добывался «лучший разных цветов камень»
      и рудники по добыче железной руды.
      Численность населения Выборгской
      губернии указывалась в 185.242 человека. В
      статье «Финны» приведено любопытное
      описание финского жилища: «Не только
      деревни, но и самые дворы их бывают часто
      в превеликом между собой отдалении.
      Финские дворы, по большей части
      пространны. Жилье разделяется на три
      избы, из коих одна называется зимнею,
      другая летнею, а третья - стряпущею. На
      дворе же пристраивают закромы, сенные
      сушила, конюшни, хлевы, овины, кладовые и
      бани. Все строение свое возводят они так,
      как в России и Швеции, из бревен».
      Интересны также описания мужской и
      женской одежды, а также религиозных
      обрядов и народных праздников финнов. Рассмотрим
      содержание «Словаря» А.Щекатова на
      примере статьи «Сердоболь, вновь
      учрежденный город в Финляндской
      губернии»[10].
      Статья о Сортавале начинается с
      описания географического положения и
      местности, на которой расположен город:
      «Лежит... при Ладожском озере на косогоре,
      вдавшемся в губу, которая, как и все
      расстояние от Кексгольма до сего города,
      изобилует разной величины и вышины,
      каменистыми островами, из которых иные
      голы, а другие поросли ельником». Затем
      дана характеристика жителей и их
      занятий: «Населен он по большей части
      финнами, которых в мещанстве 606 человек
      считается. Из них очень немногие имеют
      при домах своих лавочки с мелочными
      товарами. Некоторые производят
      небольшое хлебопашество, а большая
      часть их перебивается различными
      способами. Зажиточные и почетные
      обыватели в разном от города расстоянии
      имеют свои земли (по-тамошнему гейматы),
      с которых получают они как хлеб, так и
      всякие съестные припасы для
      собственного только содержания, от коих
      на продажу не много остается. И потому
      безземельным людям, при должностях там
      находящимся, ежедневную для себя пищу
      доставать там очень трудно.
      Сердобольские жители, вообще, кормятся
      более покупным в Ладоге и Шлиссельбурге
      хлебом, нежели своим собственным,
      который хотя и хорошо там родится, но
      места каменистые довольно его сеять не
      позволяют». Большое
      внимание в «Словаре» А.Щекатова уделено
      характеристике религиозной ситуации в
      Сортавале: «Поелику жители в сем городе
      и в окрестностях его, по большей части
      суть лютеранского исповедания, то в
      Сердоболе позад жительства, на горе,
      находится для них изрядная деревянная
      церковь. Российской же церкви в самом
      городе нет, а стоит она в двух верстах от
      города, по левую сторону губы, которою
      туда ездить надобно из города. При
      церкви той живут священник только и
      дьячек, и она уже очень ветха, хотя
      прихожан в ней и довольно много, а именно
      660 человек мужеска, да 580 женска пола.
      Прихожане сии суть, по большей части,
      карелы, и по-русски не разумеют, почему
      священник и толкует им церковную службу
      на их языке, на котором печатных
      церковных наших книг еще не имеется». Следующий
      раздел посвящен состоянию торговли: «Хотя
      в Сердоболе никаких рукоделий по сие
      время не заведено, кроме того, что начали
      делать там поярковые шляпы, однако в
      городе сем издавна ежегодно бывает
      ярмарка в генваре месяце и продолжается
      целую неделю. На ярмарку сию кроме
      россиян съезжаются российские и
      шведские финны и карелы. Важнейшие вещи,
      кои они привозят, суть шкурки куниц, выдр,
      норок, рысей и прочих. Цена рысьей шкурки
      простиралася от 6 до 7 рублей,
      обыкновенно то же стоит и выдра». Завершается
      характеристика Сортавалы описанием
      городского герба: «Герб сего города есть
      старый: в голубом поле на золотых
      древках красные знамена, положенные
      крестообразно». Обозначение герба «старым»
      означает, что он возник еще в шведский
      период. Известно, что в середине XVII века Сортавала принадлежала
      шведскому кавалерийскому генералу
      Густаву Адаму Банеру. Элемент герба
      Банеров - скрещенные кавалерийские пики
      - был использован в изображении на
      городской печати, а затем и на гербе
      города[11]. Далее
      «Словарь» А.Щекатова дает
      характеристику всех восьми погостов
      Сердобольской округи с указанием
      численности податного населения в
      каждом из них «по последней ревизии» (вероятно,
      имеется в виду пятая ревизия,
      проходившая в 1795 году): Сердобльский
      погост............................................ 4.188 чел. Яккимварский
      погост............................................. 3803 чел. Рускольский
      погост.................................................. 440 чел. Имбилацкий
      погост............................................... 1682 чел. Шуйстамский
      погост............................................. 1241 чел. Рускольский
      и Пелгиярвский погосты................ 1374 чел. Соярвский
      погост.................................................. 1377 чел. Сальминский
      погост............................................... 1732 чел. По
      всем погостам Сердобольской округи.........
      15737 чел. Составитель
      статьи о Сердоболе отметил, что часть
      погостов находится в частном владении
      русских помещиков, а именно: большая
      часть Рускольского и весь Пелгиярвский
      погост принадлежали графу Бутурлину,
      Шуйстамский - генерал-поручику Кашкину,
      Сальминский - графам Орловым. Крестьяне
      остальных погостов «находились в
      казенном ведомстве», то есть
      принадлежали государству. Составитель
      описания Сердобольской округи особо
      отметил существовавшую там добычу
      мрамора: «Город Сердоболь особливого
      примечания достоин потому, что как при
      нем, так и в округе его при Рускольске
      ломают серый мрамор с белыми и желтыми
      прожилками». В
      рассматриваемой статье приведены
      сведения об использовании
      приладожскими карелами в пищу ржаной
      соломы: «Сказывают, что как в Сердоболе,
      так и в разных деревнях карелы, в
      недостатке хлеба, делают себе в оном
      подспорье ржаною соломою, которую на
      такой конец мелко рубят сечками,
      изрубленную, высуша в печи, толкут
      пестами в ступах, таким образом приводят
      ее в некоторый род муки и пекут из нее
      хлебы, всегда, однако ж, примешивая к ней
      часть овсяной муки». Завершается
      статья о Сердоболе описанием на
      конкретном примере состояния народной
      медицины у приладожских карел: «Набережные
      жители сказывают также про карелов,
      живущих близ шведской границы, где места
      наибольше лесные, низкие и болотистые,
      что многие из них имеют на шее зобы, для
      разбития которых с пользой употребляют
      корень травы раст называемой (Fumaria bulbosa). Из
      корня сего делают они с водою увар,
      которого пьют много, и тем от
      безобразных зобов своих избавляются». Таким
      образом, материалы «Словаря
      географического Российского
      государства» А.Щекатова позволяют
      представить состояние населения,
      экономики и культуры Северного
      Приладожья и Карельского перешейка на
      рубеже XVIII-XIX веков. После присоединения в 1812 году Выборгской губернии к Великому княжеству Финляндскому научные экспедиции российских ученых в Северное Приладожье почти прекратились. 
 [1] Озерецковский
          Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому
          и Онежскому. СПб., 1792 [2]
          Storch H. Materialien zur Kenntniss des Russischen Reichs. Bd.l. Riga. 1796. [3] Новейшее издание этой работа см.: Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989 (вступительная статья, подготовка текста и комментарии Б.И.Кошечкина) [4] Биографические сведения о С.Алопеусе см.: Бояринская А.Ф. Удивительный пастор //Север. 1997. N 4. С.157-160 [5] Подробнее о контактах С.Алопеуса и Вольного экономического общества см.: Пашков А.М. Самуэл Алопеус и российское просвещение // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Москва, Петрозаводск, 1997. С.84-87 [6] Труды Вольного экономического общества. 1792. Т.45. С. 185-202 [7] Там же. 1793. Т. 47. С.268-286 [8] Севергин В.М. Обозрение Российской Финляндии. СПб., 1805 [9] Словарь географический Российского государства. Т. 1-7. М., 1801-1809 [10] Сердоболь, вновь учрежденный город в Финляндской губернии // Словарь географический Российского государства. Т.5. М., 1807. С.911-914 [11] Подробнее о гербе Сортавалы см.: Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994. С.61-69 / Paskov A. Karjalan vaakunat ja Hut. Petroskoi, 1994. S.61-69 
 | |||||
| Вернуться в начало | |||||
| Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум | 
| "Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. | Авторы: Петров И. В., Петрова М. И. E-mail: kirjazh@onego.ru | ||||