«Старая Финляндия» в описаниях русских путешественников и ученых конца XVIII- начала XX веков

Вернуться в оглавление

А. М. Пашков 

Доклад на научной конференции посвященной 150-летию Т. Швиндта. 2001 г.

Часть первая.

Русская Финляндия.

История Карельского перешейка и Северного Приладожья имела много трагических страниц. В 1617 году после Столбовского мирного договора эти земли отошли от России и попали под власть Швеции. Местные жители - православные карелы, в большинстве ушли в Россию, а на опустевшие земли стали переселяться финны и шведы. Старинный русский центр края Корела была переименована в Кексгольм (Kexholm, позднее Кякисалми, ныне Приозерск). Кроме того в 1643 году было основано шведское поселение Сордвалла (Sordwalla, позднее Сортавала), получившее в 1646 году статус города. Сордвалла стала шведским центром Северного Приладожья. Тогда же там появились и другие шведские поселения - Салмис (Salmis, ныне Салми) и Кроноборг (Kronoborg, ныне Куркийоки). В 1721 году, в результате новой войны между Россией и Швецией, Северное Приладожье и Карельский перешеек вернулись под власть России. Однако часть финского и шведского населения (шведов было мало и они жили в городах) осталась на месте и русский царь получил в их лице новых подданных.

Политика российского правительства на приобретенных землях была достаточно мягкой. Здесь сохранилось шведское законодательство, лютеранская религия и система местного самоуправления. В законодательстве было только одно изменение: если за какое-либо преступление местный житель приговаривался по шведским законам к повешению, то в действие вступали русские законы. Преступника били кнутом и ссылали в Сибирь.

В результате еще одной русско-шведской войны 1741-1743 годов к России отошли еще три города и их окрестности: Нюшлот, Фридрихсгам и Вильманстранд. Для управления всеми финскими землями в 1744 году была создана Выборгская губерния.

В данной статье будет предпринята попытка показать, каким был образ Выборгской губернии в восприятии российской общественности. При этой больше внимания будет уделяться восприятию Северного Приладожья, населенного финнами и карелами. Восприятие русскими людьми православного Валаамского монастыря является отдельной самостоятельной проблемой и в рамках данной статьи рассматриваться не будет.

В 1725 году в Петербурге возникла Академия наук, а с середины XVIII века в России началась эпоха Просвещения. Суть Просвещения заключалась в абсолютизации значения научных знаний и, как следствие этого, правительственная политика в России, примерно с середины XVIII века, поощряла развитие науки и просвещения. Во второй половине XVIII века под влиянием идей Просвещения Петербургская Академия наук стала активно заниматься изучением окраинных регионов России.

Первым русским ученым, побывавшим в Северном Приладожье был академик Петербургской Академии наук Н.Я.Озерецковский. Это произошло летом 1785 года. Целью поездки был сбор сведений о численности и занятиях населения, хозяйстве и производимой продукции, природных богатствах и т. д. побережья северных российских озер для более широкого вывоза оттуда всего необходимого в Петербург. Ученый посетил и описал «чухонскую деревушку Тайболу», Коневский и Валаамский монастыри, города Кексгольм и Сердоболь (современное название - Сортавала), каменоломни в Рускеале и на островах Ювень и Тулола, деревню Питкаранду (современный город Питкяранта), «превеликий камень Варашев», служивший в XVII веке «порубежным знаком» между Россией и Швецией, а также сообщает краткие сведения о многочисленных деревнях и погостах Северного Приладожья.

В 1792 году описание его путешествия было опубликовано на русском языке[1], а уже в 1796 году академик А. Шторх издал немецкий перевод отрывков из книги Н.Я.Озерецковского. в своем сочинении «Материалы к познанию Российского государства»[2]. Второе издание книги Н.Я.Озерецковского на русском языке вышло в 1812 году.

Работа Н.Я.Озерецковского, содержавшая комплексное природы, населения и хозяйства побережья Ладожского и Онежского озер, стало на долгие годы основным источником разнообразных сведений о Карелии для многих исследователей, не утратив этого значения до наших дней[3], а также эталоном научного описания этого региона.

Особенностью «эпохи Просвещения» стало появление местных ученых-любителей. В Приладожье крупнейшим представителем местного краеведения стал пастор из Сердоболя Самуэль Алопеус, потомок финского крестьянина Фомы Кеттунена, потомки которого получили фамилию Алопеус (по-гречески - лисица). С. Алопеус окончил академическую гимназию в Або (Турку) и в 1751-1755 годах был проповедником у финнов-лютеран в Петербурге. Затем его перевели в Сердоболь, где он был сделан старшим пастором (пробстом). В Сердоболе С. Алопеус жил до самой смерти в 1794 году[4].

С.Алопеус больше известен своими исследованиями в области геологии и горного дела. Ему приписывают открытие месторождения мрамора в Рускеала. Книга С.Алопеуса «Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии» (Спб.,1787), опубликованная на русском и немецком языках, получила широкую известность и до настоящего времени хорошо известна исследователям. За ее издание С.Алопеус и был избран в 1789 году членом Вольного экономического общества.

Одним из проявлений Просвещения в России стала активизация старых и появление новых научных учреждений. В 1765 году возникло Вольное экономическое общество (далее ВЭО), объединившее исследователей и специалистов в области сельского хозяйства и крестьянских промыслов. ВЭО имело обширную сеть сотрудников в различных местностях России и выпускало свое периодическое издание - «Труды ВЭО». Сразу после избрания в члены ВЭО С.Алопеус начал активное сотрудничество с этим обществом. В «Трудах ВЭО» было опубликовано несколько больших работ и небольших заметок С.Алопеуса[5], среди которых можно выделить сочинения «Описание местоположения Кексгольмской провинции, иначе Карелиею называемой»[6] и «Описание вод в Карелии»[7].

В сентябре 1804 года поездку в Северное Приладожье совершил академик В.М.Севергин. Он проехал по маршруту Петербург-Выборг-Якимвааара-Сердоболь-Рускеала-Вильманстранд-Фридрихсгам-Выборг-Петербург. По итогам его поездки также была опубликована книга «Обозрение Российской Финляндии»[8]. В первую очередь В.М.Севергина тоже интересовали месторождения полезных ископаемых. Он подробно писал о добыче мрамора, месторождениях железных руд и т.д. Вместе с тем он отмечает и другие природные особенности края, например, карельскую березу, «на многие изящные поделки употребляемую». В сочинении В.М.Севергина есть сведения и о населении Северного Приладожья. Он писал: »Главные обитатели <Российской -А.П.> Финляндии суть финны и карелы. Первые занимают наибольшую часть оной, а последние находятся в округах Кексгольмском и Сердобольском... Сверх того находятся здесь россияне, шведы и немцы». Посетив Якимваару он отметил: «Слобода сия лежит на западном берегу Ладожского озера... Жители суть карелы». В Сердоболе он записал, что «жители в сем края суть финны и карелы».

В.М.Севергин сделал попытку дать сравнительную характеристику приладожских финнов и карел. Он писал: «Финны говорят собственным своим финским языком, который в устах образованных людей слуху приятен; пишут они немецкими буквами. Карелы говорят языком, испорченным из финского и россйского. Первые росту среднего, лицом белые, видом сухощавы, волосы имеют длинные, жидкие, бело-желтые; нравом медленны, упрямы, нерешительны и любят спокойство... Вторые росту более высокого, похожи на великороссиян, лицом приятны, волосы имеют русые, нравом веселее, деятельнее. Оба народа, впрочем, сложения здорового, и юродивых между ними мне видеть не случалось». Несмотря на наивность этого описания, следует отметить, что В.М.Севергин верно отметил сильное влияние русского языка на карельский.

В сочинении В.М.Севергина приведено несколько топонимических легенд и сказаний о происхождении местных названий. Кроме того он привел краткий словарь финских слов, часто используемых в местных топонимах: «Читателю, думаю я, не неприятно будет приведение при сем случае значения некоторых финских слов для лучшего уразумения обыкновеннейших у финнов наименований. Таким образом слово Ervi значит озеро большое, Lambi - озеро малое, Zuo - болото, Jok - река, Salmi -пролив, Lax - залив, Nemi - мыс, Sari, Holm - остров, Loto - каменный остров, Wara, wori - каменная гора, Mak - обыкновенная гора, Kivi - камень, Savi - глина, Rauta -железо. Приметить должно, что номенклатура минералогическая немногим далее сих последних... слов простирается. Некоторые камни имеют названия свои по местам, где находятся. Так, например, Kidelakivi - Кидельский камень... Есть, между тем, старинные песни у финнов, в коих воспевают о разных родах железа, о стали, о их рождении и пр. Наконец, приметить должно, что ударения у финнов большею частью бывают на первом слоге». Возможно, В.М.Севергин слышал карело-финские руны, но не придал этому большого значения.

В своем сочинении В.М.Севергин приводит сведения о системе расселения в Северном Приладожье и сообщает сведения о важнейших населенных пунктах. Он отметил особенности хуторской системы расселения: «Деревни их нередко состоят из одного крестьянского двора или весьма немногих, одной семье принадлежащих». О крупнейшем городе Северного Приладожья Сортавале В.М.Севергин писал: «Город сей, называемый по-фински Сардовала, лежит на северном берегу Ладожского озера... Жителей до 500. Наибольшая часть их суть купцы, торгующие лавочным товаром» Не мог он не отметить о поселение Рускеала, рядом с которым находилось крупное месторождение мрамора: «Рускаль, или по-здешнему Рускиала (что на финском языке значит красная земля), состоит почти токмо из десяти деревянных домов, одной деревянной часовни и каменного порохового магазина».

Сочинение В.М.Севергина «Обозрение Российской Финляндии» отражало постоянный интерес правительственных и научных кругов России к полезным ископаемым Северного Приладожья и, хотя и было опубликовано в начале XIX века, но отражало подходы, характерные для «путешественных записок» второй половины XVIII века с их обостренным вниманием к полезным ископаемым, состоянию производительных сил, торговле и т. д. и с достаточно поверхностным вниманием с истории, этнографии, фольклору и культуре изучаемых регионов.

Итогом научных исследований российских ученых в XVIII веке стало издание 7-томного «Словаря географического Российского государства»[9], выходившего под редакцией профессора Московского университета Афанасия Щекатова.

В первой томе этого словаря помещены статьи «Валаамский штатный мужской монастырь» (стр.716-720), «Валаам, остров, лежащий в Ладожском озере» (стр.713-716), «Выборг, с 1784 года главной и весьма укрепленный город Выборгской губернии» (стр. 1217-1219), «Выборгская губерния, называемая также Российскою Финляндиею» (стр. 1219-1222), во втором томе - «Иматра, примечания достойное место в Финляндской губернии, в Карелии» (стр.747-748), «Имбилакский погост Финляндской губернии, в Северо-Кексгольмском уезде» (стр.749-752) и «Иоенская мраморная ломка, Финляндской губернии, в Северо-Кексгольмском уезде, на острове Амбарсаари в Ладожском озере» (стр.861-868), в пятом томе - «Сердоболь, вновь учрежденный город в Финляндской губернии» (стр.911-914), в шестом томе - «Финляндия, бывшая шведская» (стр.682-684), «Финляндская губерния» (стр.684-686), «Финны или Чухны» (стр.686-695), «Финские народы или Древние Руссы» (стр.693-696) и в седьмом томе - «Чухны или Финны, собственно так называемые» (стр. 182-184), «Шведы, народ, составляющий часть мещан в Финляндской губернии» (стр.225) и др. Из этого неполного перечня видно, что к началу XIX века Выборгская губерния была неплохо изучена российскими учеными. В статьях словаря отмечалось, что земля в Выборгской губернии «к хлебопашеству мало способна», а жители покупают хлеб и питаются хлебом, смешанным с сосновой корой. Из основных занятий населения выделялись заготовка леса, разведение скота, охота и рыболовство. Среди промышленных предприятий «Словарь» А.Щекатова называет каменоломлю в Рускеала, где добывался «лучший разных цветов камень» и рудники по добыче железной руды. Численность населения Выборгской губернии указывалась в 185.242 человека.

В статье «Финны» приведено любопытное описание финского жилища: «Не только деревни, но и самые дворы их бывают часто в превеликом между собой отдалении. Финские дворы, по большей части пространны. Жилье разделяется на три избы, из коих одна называется зимнею, другая летнею, а третья - стряпущею. На дворе же пристраивают закромы, сенные сушила, конюшни, хлевы, овины, кладовые и бани. Все строение свое возводят они так, как в России и Швеции, из бревен». Интересны также описания мужской и женской одежды, а также религиозных обрядов и народных праздников финнов.

Рассмотрим содержание «Словаря» А.Щекатова на примере статьи «Сердоболь, вновь учрежденный город в Финляндской губернии»[10]. Статья о Сортавале начинается с описания географического положения и местности, на которой расположен город: «Лежит... при Ладожском озере на косогоре, вдавшемся в губу, которая, как и все расстояние от Кексгольма до сего города, изобилует разной величины и вышины, каменистыми островами, из которых иные голы, а другие поросли ельником». Затем дана характеристика жителей и их занятий: «Населен он по большей части финнами, которых в мещанстве 606 человек считается. Из них очень немногие имеют при домах своих лавочки с мелочными товарами. Некоторые производят небольшое хлебопашество, а большая часть их перебивается различными способами. Зажиточные и почетные обыватели в разном от города расстоянии имеют свои земли (по-тамошнему гейматы), с которых получают они как хлеб, так и всякие съестные припасы для собственного только содержания, от коих на продажу не много остается. И потому безземельным людям, при должностях там находящимся, ежедневную для себя пищу доставать там очень трудно. Сердобольские жители, вообще, кормятся более покупным в Ладоге и Шлиссельбурге хлебом, нежели своим собственным, который хотя и хорошо там родится, но места каменистые довольно его сеять не позволяют».

Большое внимание в «Словаре» А.Щекатова уделено характеристике религиозной ситуации в Сортавале: «Поелику жители в сем городе и в окрестностях его, по большей части суть лютеранского исповедания, то в Сердоболе позад жительства, на горе, находится для них изрядная деревянная церковь. Российской же церкви в самом городе нет, а стоит она в двух верстах от города, по левую сторону губы, которою туда ездить надобно из города. При церкви той живут священник только и дьячек, и она уже очень ветха, хотя прихожан в ней и довольно много, а именно 660 человек мужеска, да 580 женска пола. Прихожане сии суть, по большей части, карелы, и по-русски не разумеют, почему священник и толкует им церковную службу на их языке, на котором печатных церковных наших книг еще не имеется».

Следующий раздел посвящен состоянию торговли: «Хотя в Сердоболе никаких рукоделий по сие время не заведено, кроме того, что начали делать там поярковые шляпы, однако в городе сем издавна ежегодно бывает ярмарка в генваре месяце и продолжается целую неделю. На ярмарку сию кроме россиян съезжаются российские и шведские финны и карелы. Важнейшие вещи, кои они привозят, суть шкурки куниц, выдр, норок, рысей и прочих. Цена рысьей шкурки простиралася от 6 до 7 рублей, обыкновенно то же стоит и выдра».

Завершается характеристика Сортавалы описанием городского герба: «Герб сего города есть старый: в голубом поле на золотых древках красные знамена, положенные крестообразно». Обозначение герба «старым» означает, что он возник еще в шведский период. Известно, что в середине XVII века Сортавала принадлежала шведскому кавалерийскому генералу Густаву Адаму Банеру. Элемент герба Банеров - скрещенные кавалерийские пики - был использован в изображении на городской печати, а затем и на гербе города[11].

Далее «Словарь» А.Щекатова дает характеристику всех восьми погостов Сердобольской округи с указанием численности податного населения в каждом из них «по последней ревизии» (вероятно, имеется в виду пятая ревизия, проходившая в 1795 году):

Сердобльский погост............................................ 4.188 чел.

Яккимварский погост............................................. 3803 чел.

Рускольский погост.................................................. 440 чел.

Имбилацкий погост............................................... 1682 чел.

Шуйстамский погост............................................. 1241 чел.

Рускольский и Пелгиярвский погосты................ 1374 чел.

Соярвский погост.................................................. 1377 чел.

Сальминский погост............................................... 1732 чел.

По всем погостам Сердобольской округи......... 15737 чел.

Составитель статьи о Сердоболе отметил, что часть погостов находится в частном владении русских помещиков, а именно: большая часть Рускольского и весь Пелгиярвский погост принадлежали графу Бутурлину, Шуйстамский - генерал-поручику Кашкину, Сальминский - графам Орловым. Крестьяне остальных погостов «находились в казенном ведомстве», то есть принадлежали государству.

Составитель описания Сердобольской округи особо отметил существовавшую там добычу мрамора: «Город Сердоболь особливого примечания достоин потому, что как при нем, так и в округе его при Рускольске ломают серый мрамор с белыми и желтыми прожилками».

В рассматриваемой статье приведены сведения об использовании приладожскими карелами в пищу ржаной соломы: «Сказывают, что как в Сердоболе, так и в разных деревнях карелы, в недостатке хлеба, делают себе в оном подспорье ржаною соломою, которую на такой конец мелко рубят сечками, изрубленную, высуша в печи, толкут пестами в ступах, таким образом приводят ее в некоторый род муки и пекут из нее хлебы, всегда, однако ж, примешивая к ней часть овсяной муки».

Завершается статья о Сердоболе описанием на конкретном примере состояния народной медицины у приладожских карел: «Набережные жители сказывают также про карелов, живущих близ шведской границы, где места наибольше лесные, низкие и болотистые, что многие из них имеют на шее зобы, для разбития которых с пользой употребляют корень травы раст называемой (Fumaria bulbosa). Из корня сего делают они с водою увар, которого пьют много, и тем от безобразных зобов своих избавляются».

Таким образом, материалы «Словаря географического Российского государства» А.Щекатова позволяют представить состояние населения, экономики и культуры Северного Приладожья и Карельского перешейка на рубеже XVIII-XIX веков.

После присоединения в 1812 году Выборгской губернии к Великому княжеству Финляндскому научные экспедиции российских ученых в Северное Приладожье почти прекратились.



[1] Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. СПб., 1792

[2] Storch H. Materialien zur Kenntniss des Russischen Reichs. Bd.l. Riga. 1796.

[3] Новейшее издание этой работа см.: Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989 (вступительная статья, подготовка текста и комментарии Б.И.Кошечкина)

[4] Биографические сведения о С.Алопеусе см.: Бояринская А.Ф. Удивительный пастор //Север. 1997. N 4. С.157-160

[5] Подробнее о контактах С.Алопеуса и Вольного экономического общества см.: Пашков А.М. Самуэл Алопеус и российское просвещение // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Москва, Петрозаводск, 1997. С.84-87

[6] Труды Вольного экономического общества. 1792. Т.45. С. 185-202

[7] Там же. 1793. Т. 47. С.268-286

[8] Севергин В.М. Обозрение Российской Финляндии. СПб., 1805

[9] Словарь географический Российского государства. Т. 1-7. М., 1801-1809

[10] Сердоболь,   вновь   учрежденный   город   в   Финляндской  губернии  //  Словарь   географический Российского государства. Т.5. М., 1807. С.911-914

[11] Подробнее о гербе Сортавалы см.: Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994. С.61-69 / Paskov A. Karjalan vaakunat ja Hut. Petroskoi, 1994. S.61-69

 

Вернуться в начало

Вернуться в оглавление

Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум
 

"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. 

 

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru