Корела и Русь |
|||||
С. И. Кочкуркина |
|||||
Публикация: С. И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986. |
|||||
ОДЕЖДА
Как
платка ты не носила, Ты
не знала и печали; Не
имела покрывала, Не
имела и заботы; И
печали и заботы Головной
платок приносит. (22:305-310) Набрала
получше платьев, Понарядней
из нарядов, Их
надела друг за дружкой, Головной
убор надела, Медные
взяла застежки, Золотой
прекрасный пояс. (10
: 237-242) Хорошо
наш сват оделся: Разодет
в кафтан суконный; На
руках кафтан в обтяжку И
сидит везде прекрасно. (25
: 569— 572) Хороша
рубашка свата: Чуть
выглядывает ворот, Словно
дочь Луны соткала, Всюду
оловом украсив. Хорошо
наш сват оделся: Шерстяной
на чреслах пояс, Что
сработала дочь Солнца, Дивно
кольцами расшила. (25:
577-584) В одежде, как и в погребальных обрядах, ярко отражаются национальные особенности. Материал, из которого сделана одежда, покрой костюма, его украшения придают этнический колорит тем или иным группам населения. Поэтому, несмотря на то что карелы и вепсы являются близкими родственниками, их костюмы отличались друг от друга. Металлические украшения в костюме — важный индикатор моды и, следовательно, относительно точный хронологический показатель. По ним можно судить и о степени развитости ювелирного ремесла и торговли, и о географии экономических связей. Но восстановить костюм по археологическим материалам — далеко не простое дело. В одних случаях не хватает данных, в других — они вообще отсутствуют, а в третьих (и такое бывает) — не поддаются объяснению. Все эти недостатки в полной мере присущи и древнекарельскому археологическому материалу. Еще
Т. Швиндт по материалам раскопанных им
погребений предложил два варианта
реконструкции мужской и женской одежды,
но зарисовок не оставил. Это большой
пробел, поскольку исследователь
раскапывал самые лучшие по сохранности
могильники. Один из вариантов
представляется наиболее согласованным
с археологическими сведениями.
Женская одежда типа длинной юбки
состояла из двух полотнищ плотной
шерстяной четырехниточной ткани.
Верхние концы заднего полотнища перекидывались
на передние, слегка касаясь друг друга,
а на предплечьях скреплялись овально-выпуклыми
фибулами. Края обрабатывались светлой
или ярко окрашенной шерстяной тканью
либо фасонной лентой. На передники шла
чаще всего также четырехниточная
шерстяная ткань, края которой
украшались спиральками из медных
сплавов и бахромой. Наплечная накидка
из четырехниточной ткани тоже
отделывалась по краям бахромой. Она
застегивалась под грудью брошью.
Платок из той же ткани, что и юбка,
свисал с головы и крепился застежкой. В дальнейшем реконструкция, предложенная Т. Швиндтом, не удовлетворила исследователей. В Национальном музее Финляндии (в Хельсинки) кропотливая работа этнографов и специалистов по древним тканям завершилась демонстрацией в 1956 г. манекена («хозяйка Кауколы»), облаченного в реконструированный древнекарельский костюм: белую рубаху и наплечную накидку, синие головной платок и передник, коричневую юбку. Из украшений присутствовали парные овально-выпуклые фибулы, Ф-образные пронизки, ажурные цепедержатели, от которых спускались бронзовые цепочки с висевшими на них копоушкой и шумящей подвеской (справа), ножом с бронзовой рукоятью в орнаментированных ножнах (слева). У ворота рубахи — круглая выпуклая застежка. Головной платок был прикреплен сюкерё и чуть ниже — пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, наплечная накидка — выпуклой подковообразной. На шее — лента с нашитыми серебряными четырехугольными пластинками, в ушах — серьги. На подоле передника, заканчивающегося бахромой, располагалась широкая полоса из спиралек в виде крестов с загнутыми под прямым углом концами. На ногах манекена — кожаная обувь с ремешками, стягивающими икры. И этот костюм был подвергнут критике финляндской исследовательницей П.-Л. Лехтосало-Хиландер[1]. Ею справедливо отмечены ошибки реставраторов: для карел были абсолютно нехарактерны серьги (во всем Северо-Западном Приладожье найдена одна серьга, да и та могла принадлежать мужчине) и бронзовые цепочки (в могилах собраны, за вычетом одного случая, железные); противоречит истине и неправильная техника орнаментации древне-карельских украшений: чеканка вместо гравировки. Со своей стороны отметим еще некоторые недочеты в реконструированном костюме: шумящие украшения не получили распространения в древнекарельскои среде; более того, копоушки и шумящие коньковые подвески вместе в погребениях не встречались. Лехтосало-Хиландер критикует реставраторов за то, что цветовые сочетания в костюме далеко не исчерпывают всего разнообразия красок, которыми пользовались в жизни. Представлены белый, синий и коричневый цвета, в то время как в различных погребениях встречены почти белая юбка, окаймленная красноузорчатой тесьмой; темно-коричневая или черная, украшенная сине-красно-желтой тесьмой; юбка с двухцветной каймой; светло-серая со жгутом. Передники — темно-серые или черные, синие с аппликацией из металлических крестиков. Головные платки — натурального темно-коричневого цвета, но попадались выкрашенные индиго (синие). В некоторых погребениях могильника Кекомяки сохранились остатки льняных нательных рубах. Перечисленное свидетельствует о том, что метод создания типичного костюма по данным нескольких погребений неправомочен. Воспроизведенный костюм нереален. Еще этнографами была отмечена индивидуальность нарядов у жительниц не только разных деревень, но и одной (это характерно как для карел, так и для других народов). Одежда, выявленная в результате раскопок одного могильника, отличалась от одежды из других, даже территориально близко расположенных. Более того, женский наряд, воссозданный по материалам могил с богатым сопровождающим инвентарем, не отражал, да и не мог отражать моду рядовых масс, о чем всегда надо помнить. А в скромных могилах, где вообще мало металлических украшений (они-то и сохраняют текстиль), почти невозможно проследить детали убранства. Как удалось выяснить в результате реконструкций нескольких женских костюмов XII —XIII вв. по материалам могильников Карельского перешейка, у представителей одного и того же этноса по разным причинам, в том числе и по возрастному признаку, наблюдаются различия и в наборе элементов одежды, и в цвете, и в составе металлических украшений. Приведем примеры. Почти белая юбка на одной из двух женщин из могилы Кекомяки-16 окаймлена красно-черной узорчатой тесьмой, скреплена овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом (типа С); к ним прикреплены Ф-образные пронизки с привесками, спиралевидные держатели цепей, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с правой стороны копоушкой, с левой — ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Тонкая льняная рубаха, отделанная тесьмой с серебряными нитями, застегивалась у ворота орнаментированной серебряной пластинчатой выпуклой фибулой. Темно-серый передник, украшенный широкой полосой из бронзовых спиралек, составляющих сложные композиции, представляет собой лучший образец не только среди изделий Северо-Западного Приладожья. Головной платок синего цвета прикреплялся к волосам серебряной сюкерё и подковообразной фибулой карельского типа. Пальцы рук были украшены перстнями. Имелась ли наплечная накидка у этой женщины, сказать трудно, так как сопровождающие вещи обеих умерших перемешались. Но одно светло-серое наплечное покрывало все-таки зафиксировано. Лехтосало-Хиландер предполагает, что оно принадлежало второй женщине, одетой в темно-коричневую, почти черную юбку и серый передник, довольно скромно украшенный по подолу спиральками. О головном платке не упоминается, но думаю, что он был, поскольку присутствовала головная застежка. Для костюма из могилы Кекомяки-5 характерна иная цветовая гамма: юбка, украшенная двухцветной каймой, наплечная накидка с бахромой и головной платок темно-коричневые. В детском же погребении отмечена длинная юбка, наплечная накидка, но не было головного платка и передника. Видимо, эти детали одежды не носились подростками. Прочтите еще раз приведенные в начале раздела строчки из «Калевалы», и станет ясно, что головной платок и покрывало принадлежали замужним женщинам. Из предметов украшения в могиле найдены серебряная круглая нагрудная и две овально-выпуклые фибулы с плетеным узором (тип F), бронзовая подковообразная выпуклая застежка карельского типа, спиралевидные цепедержатели, пять различных бусин, двухголовая коньковая шумящая подвеска, маленький нож со следами кожаных ножен и т. д. Костюм из Кекомяки-6 включал серую юбку, окаймленную жгутом, скрепленную овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом (тип C2), от которых спускались Ф-образные пронизки, ажурные держатели цепей. Цепочкой с висевшим на ней ножом в ножнах заканчивалась лишь правая сторона гарнитура. Серая наплечная накидка скреплялась подковообразной выпуклой фибулой карельского типа. Синий передник был отделан одинарной каймой из бронзовых спиралек. С правой стороны пояса свисали две орнаментированные круглые пластинчатые подвески. В качестве шейного украшения использовалась обшитая тканью берестяная лента, украшенная серебряными пластинками. У ворота — медальон с изображением Марии Оранты. Синий головной платок скреплялся сюкерё и пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа. На левой руке — серебряный перстень. Костюм из длинной юбки, головного платка, наплечной накидки и орнаментированного спиральками передника и с такими же, как в предыдущем погребении, украшениями обнаружен в Леппясенмяки-4. И все же, несмотря на стандартность одежды, погребенная выделялась ожерельем на шее, украшением из спиралек на лбу и поясом на талии. Между прочим, в рунах «Калевалы» последняя деталь женской одежды довольно часто упоминается. Женские костюмы из Ховинсаари еще более разнообразны, хотя общий стиль, свойственный древнекарельской одежде, в них соблюден. В погребениях обнаружены головные платки, наплечные накидки и юбки, в ряде случаев отсутствовал фартук, а из нагрудных украшений — Ф-образные пронизки. Лехтосало-Хиландер восстановлен женский костюм из могилы Тууккала-26, состоявший из темно-синей юбки, белой рубахи, светло-серых передника, украшенного спиральками, и покрывала с бахромой. Переднее полотнище юбки намеренно сделано с таким запасом, что его верхний край, отделанный тесьмой, перекинут на грудь, а края заднего и переднего скреплены фибулами с изображением клешней рака (тип Н) почти на линии плеча. Ф-образные пронизки, имеющие две пары петель с привесками и бронзовую бусину внизу, ажурные цепедержатели со свисающими сердцевидными украшениями составляли сложный гарнитур, обе части которого соединялись железной кольчужной цепочкой. С правой стороны гарнитура на бронзовой цепочке свисала шумящая коньковая привеска (для Юго-Восточной Финляндии — вещь редкая), с левой — нож в ножнах. У ворота рубашки — круглая выпуклая серебряная фибула, соединяющаяся цепочкой с правой частью гарнитура. Серебряная пластинчатая подковообразная фибула скрепляла покрывало на правом плече. Передник с бахромой был украшен рядом спиралек не только по подолу: спиральные узоры дугообразно располагались по самому переднику и в его верхней части (кажется, такой передник единственный на весь могильник). Реконструированная одежда из Тууккалы, конечно же, не исчерпывает всего разнообразия костюмов жителей Юго-Восточной Финляндии средневековой поры, поэтому сравнивать ее с древнекарельской затруднительно. Но можно утверждать, что в общих чертах та и другая схожи, хотя прослеживаются некоторые различия. Женщины из Тууккалы застегивали покрывало на правом плече пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, в то время как жительницы Карельского перешейка крепили его или на середине груди, или в области левого плеча выпуклой подковообразной фибулой карельского типа. Не отмечено на Карельском перешейке своеобразного оформления верхнего края юбки и передника, расположения овально-выпуклых фибул на плечах, а в Тууккале не носили сюкерё. Перечисленные частные отклонения следует рассматривать как региональную специфику, и, следовательно, женская одежда обоих районов практически аналогична, что является важным и веским аргументом в пользу их единой этнической принадлежности. В XIII—XIV вв. женский костюм, возможно, видоизменился, но соответствовал направлению моды XII—XIII вв. Этнографы установили древность существования длинной юбки (хурстут) у карел. И хотя ныне ее не носят, сохранение названия в языке говорит о принадлежности хурстут к древнему слою материальной культуры карел[2]. Вместе с тем прослежено, что конструкция костюма, если не принимать во внимание его детали, оказывается схожей для населения Западной и Восточной Финляндии, а также Северо-Западного Приладожья. Это не случайно, сходство сложилось под воздействием на население данной территории определенных исторических, географических и социально-экономических факторов. Значительное место в украшении женской одежды занимали спиральки. Тщательному анализу их мы обязаны финляндским исследователям. Они не только изучили изделия из конкретных памятников, но и создали целостную картину для большого региона Северной Европы. На Карельском перешейке для прикрепления спиралек к переднику использовался способ аппликации: короткие спиральки (длиной 1—1.5 см) нанизывались на нить (в новгородской Карелии чаще всего применяли ссученные вместе конскую и шерстяную нити), пришивались к полосе ткани, которая затем прикреплялась к подолу передника. Такой орнамент был виден только с лицевой стороны. Известны сложные композиции в виде крестообразных фигур, являющиеся, по признанию финляндских специалистов, вершиной мастерства. В Тууккале для прикрепления спиралек употреблялась конопляная или льняная нить, а в месте перекрестья нитей помещалась короткая спиралька. В западно-финских передниках орнамент создавался уже в процессе изготовления ткани: в нити основы вдевались более толстые спиральки, и тогда орнамент был виден с обеих сторон. Кроме того, на передниках имелись поясная кайма и орнамент в углах, а в месте перекрестья выпрямленные нити спиралек образовывали крест. Отличие от изделий первых двух регионов прослеживается и в оформлении наплечных накидок: в Западной Финляндии они украшались орнаментом из спиралек в виде звездочек, квадратов, четырехлистников и т. д.; в Северо-Западном Приладожье, как и в Миккели — Тууккале, края накидок отделывались тесьмой или каймой с бахромой, сотканной вместе с материей. Широкое применение спиралек явилось предпосылкой к выделению определенной отрасли ювелирного ремесла (напомним о находках волочил для протягивания проволоки в Паасо и Ховинсаари). В фольклоре сохранилась информация, выраженная в поэтической форме, об «одеяниях с медными краями», «медных платьях», «золотых накидках» и т. д. По
мнению Лехтосало-Хиландер, украшение
женской одежды спиральками
представляло собой общеевропейскую
моду, распространению которой не
препятствовали ни языковые, ни
племенные барьеры. Вместе с тем различные
народности по-своему применяли ее,
поскольку женский костюм развивался
на основе этнических традиций[3]. Для
реконструкции мужской одежды мы
располагаем небольшим набором находок.
Мужчины носили шерстяные или льняные
рубахи, похожие на женские,
скреплявшиеся у ворота маленькой
застежкой. Кафтан шился из валяной
шерсти и на груди украшался фибулой.
Пояс был кожаным с железными или
бронзовыми пряжками; к нему привешивались
нож в чехле, огниво, брусок. Некоторые
носили берестяные шейные ленты,
обернутые тонкой тканью, с нашитыми
золочеными серебряными пластинками и
крестообразной подвеской в центре. По
свидетельству этнографов, пояс с
прикрепленным к нему огнивом, кремнем,
трутом и ножом в ножнах имелся у
каждого карельского крестьянина еще в
недавнем прошлом. Об обуви, женской и мужской, по археологическим материалам вообще нельзя составить представление, слишком маленькие обрывки ее извлечены при раскопках. Словом, специалистам предстоит еще большая работа по выяснению общих и особенных черт одежды в различных районах Корельской земли, тем более что сама корела была далеко не однородной по составу. [1]
Lehtosalo Hilander Р
L 1) Puna
hame sinihuntu monien mahdolh suuksien mumaispuvut — Vakka nen,
1973 N 2, s 15-22, 2) Mui naispukuJemme korut — Kotise utu, 1979,
N 5, s 255 [2] Тароева Р Ф Материальная культура карел М Л , 1965, с 168-169 [3]
Lehtosalo Hilander Р
L
Common characteristic features of dress expressions of kinship or
cultural contacts — In Fenno ugri et slavi 1978 Helsinki, 1980, p
243-260 |
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |