Корела и Русь |
|||||
С. И. Кочкуркина |
|||||
Публикация: С. И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986. |
|||||
НРАВЫ, ОБЫЧАИ, РЕЛИГИЯ
Никогда, сыны земные, Никогда в теченье жизни Не обидьте невиновных, Зла не делайте невинным, Чтоб не видеть вам возмездья, В сумрачных жилищах Туони! Там одним виновным место, Там одним порочным ложе Под горячими камнями, Под пылающим утесом И под сотканным покровом Из червей и змей подземных (16
401-412) Погребальные памятники корелы располагаются на южных склонах песчаных пригорков, на участках, пригодных для земледелия, обычно у воды. Закономерности в расположении могил не обнаружено. Может быть, в древности они как-то отмечались, но сейчас уже нельзя восстановить их первоначальный внешний вид. Хоронили умерших по обряду трупоположения, в основном укладывали на спину, головой на север с отклонением к западу или востоку, хотя встречается и другая ориентировка. Могилы были глубокими (около 1 м). Умершего одевали в праздничную одежду и, как правило, помещали в деревянный сруб с дощатым настилом, покрытым шкурами животных. Сверху его накрывали либо берестой, либо дощатой крышкой. Для путешествия в потусторонний мир покойника снабжали теми вещами, которыми он пользовался при жизни. Если это была женщина, то помимо разнообразных украшений в могилу клали бытовой и сельскохозяйственный инвентарь (горшки, серпы, пряслица и т. д.), если мужчина, то при нем непременно находились предметы вооружения: в могилах побогаче — меч, наконечники копий и стрел, топор; победнее — топор. У древних карел существовал культ предков. Поминальные обряды совершались у могилы. В жертву приносились лошадь или собака, овца или корова (в зависимости от благосостояния умершего). Остатки таких пиршеств, кости от съеденных животных и птиц, складывались в посуду и ставились у могилы. По представлениям корелы, умерший, отправляясь в последний путь, менял только свое жилище. Ближайшие параллели древнекарельским могильникам обнаруживаются на северокарельских кладбищах. Еще в недавнее время это были срубы, внешним видом напоминающие постройки карел, с двускатной крышей и окошечком в головах, чтобы покойный мог наблюдать за делами живых. Часто под одним срубом находились могилы нескольких близких родственников. Как видим, между карельскими кладбищами, разделенными несколькими веками, сохранились некоторые общие черты. В массе своей карелы оставались язычниками, хотя влияние христианства в XIV в., особенно в районах, близких к культурным и административным центрам того времени, было значительным. Известную роль в консервации дохристианских верований сыграло то обстоятельство, что для корелы восприятие богослужения и чтение церковных книг затруднялись незнанием языка, к тому же, как хорошо было подмечено[1], язычество являлось известной гарантией независимости. Недовольство церковью в последующие века вызывалось феодальным гнетом монастырей, которым принадлежала большая часть земель. Религиозные
вопросы осложнялись политическими.
Швецию очень беспокоило усиление
новгородского влияния на Карельском
перешейке, а Новгород во что бы то ни
стало стремился нейтрализовать
шведский экспансионизм,
приостановить распространение
католицизма (известно, что в
средневековье любое насилие
подавалось под религиозными лозунгами).
В 1227 г. князь Ярослав Всеволодович
провел принудительное крещение корелы.
Вот как об этом сообщает летопись: «Послав
крести множество корел, мало не все
люди». Однако западных претендентов на
чужие земли это не остудило. В 50-е гг. XIII
в. папа Александр IV писал архиепископу
Упсалы о необходимости крестового
похода на корелу. В 1255 г. архиепископ
Риги получил разрешение от папы
направить епископа к язычникам — води,
ижоре и кореле, которые якобы только и
ждут принятия новой веры[2]. Инициатива внедрения христианства в широкие народные массы принадлежала господствующему классу. С одной стороны, введение христианства сыграло прогрессивную роль в бурном поступательном развитии феодализма, в приобщении корелы к высокоразвитой русской культуре, а с другой — способствовало формированию феодально-зависимого населения. Религиозные догмы жестко регламентировали все стороны жизни общества в целом и человека в отдельности, закрепляли в сознании людей извечность классового общества и эксплуатации, требовали беспрекословного подчинения, формировали рабскую психологию у рядового населения. Влияние православной веры испытали западные соседи корелы: в финском языке известны славянские, связанные с христианством слова: risti — «крест», skitta — «скит», pappi — «поп». Опорой Новгорода в укреплении христианской веры были возникшие в XIV в. Валаамский и Коневецкий монастыри. Естественно, что за короткий срок язычество искоренить невозможно и после похода Ярослава Всеволодовича рядовая часть населения оставалась языческой. Доказательства? Пожалуйста. В Новгороде в слое середины XIII в. найдена редкая берестяная грамота. Написана она небрежным и своеобразным почерком на карельском языке. Грамота на 600 лет старше всех известных карельских текстов. Использован при этом русский алфавит, что неудивительно: тесные контакты с русским населением привели к знакомству с его письменностью. А содержит грамота языческое заклинание: Божья стрела (молния) десять имен твоих. Стрела та она принадлежит богу. Бог судный направляет[3]. И
в XVI в. архиепископ Макарий был озабочен
живучестью язычества у чуди. А
финляндский епископ М. Агрикола
обличал корелу (главная причина
безудержной критики заключалась в
ориентации корелы на Новгород, а вовсе
не в язычестве, как может показаться на
первый взгляд), приписывая ей главные «языческие
мерзости»[4]. В борьбе христианства и язычества возникали совместные формы существования и приспособляемости. Особенно данная ситуация характерна для нашего Севера. В фольклорно-эпических произведениях под влиянием христианства появляются самостоятельные жанры с новыми, в какой-то степени атеистическими народными героями. Например, Вяйнямёйнен под влиянием христианско-языческого мировоззрения превращается из героя в свою противоположность. В конце концов к XIX в., по образному выражению финляндского исследователя, борьба попа и знахаря закончилась взаимным поражением[5]. [1]
Рыбаков Б А Языческое
миро воззрение русского
средневековья — Вопр ист , 1974, № 1, с 22 [2] Рыдзевская Е А Древняя Русь и Скандинавия IX—XIV вв М , 1978, с 113, Шасколъский И П Борьба Руси против крестоносной агрессии на побережье Балтики в XII-XIII вв Л, 1978, с 208-211 [3] Арциховский А В , Борковский В И Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1957 гг) М, 1963, с 120-122 Существуют и другие варианты перевода [4] Бубрих Д В Об этнической принадлежности рун «Калевалы» — ТЮНС, с 149 [5] Карху Э Г От рун к роману Петрозаводск, 1978, с 34—35 |
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |