Корела и Русь

С. И. Кочкуркина

Публикация:

С. И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ КОРЕЛЫ

Старый, верный Вяйнямёйнен

Проводил покойно время

В чащах Вяйнёлы зеленых,

На полянах Калевалы,

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой

(3:1-6)

 

Пел дела времен минувших,

Пел вещей происхожденье,

Что теперь ни малым детям,

Ни героям непонятно.

  (3:9-12)

 

Главным вопросом при изучении истории того или иного народа является выяснение его родословной. Как летописец Нестор начинал свой труд с раздела «Откуда есть пошла Русская земля», так и нас интересует проис­хождение карел, их этногенез. Но это далеко не простой вопрос. Особенно туманны для нас события I тысячелетия н. э., ранняя стадия формирования и развития корелы, поскольку от того времени осталось очень мало памятников. На протяжении длительного исторического периода корела, как и всякая другая народность, прошла сложный путь развития, вступая в контакты с весью, лопарями, емью, эстами, славянами, что нашло отражение в ее мате­риальной и духовной культуре. В начале нашего века, пытаясь выяснить происхождение карел, представители гуманитарных наук высказывали порой фантастические или малообоснованные гипотезы.

Современные исследователи, неудовлетворенные та­кими выводами, главное внимание стали уделять археоло­гическим материалам. Со временем пришло понимание, что археологические свидетельства, несмотря на их важ­ность и незаменимость, не могут быть единственными при выяснении происхождения этноса. Стала понятной необходимость привлечения достижений других наук. Между тем и сегодня мы не в состоянии дать единственно правильный ответ на вопрос о происхождении карел. Это — дело будущего, когда археологические памятники в равной степени представят все этапы истории древнекарельского населения и когда удастся проследить непре­рывную линию развития и преемственность материальной культуры каменного, бронзового, железного веков и I тысячелетия н. э. в Северо-Западном Приладожье. А пока приходится довольствоваться предположениями.

Формирование общности — сложный и длительный процесс. О племенах, объединенных этническим именем «корела» и проживавших в Северо-Западном Приладожье, можно говорить лишь применительно к I тысячелетию н. э., когда стало складываться Новгородское государство. Именно тогда сформировался карельский эпос, который является самым древним в мировом фольклоре. До этого времени речь может идти только о безымянных, хотя и издревле обитавших на данной территории, прибалтийско-финских племенах. Но, без сомнения, история карел связана именно с Северо-Западным Приладожьем. Видимо, в формировании древних карел приняли участие и запад­но-финские, чудские племена, древние вепсы. Недаром в Северо-Западном Приладожье довольно часты этнонимы «карьяла», «саво», «суомен», «хяме», «вепся», «чудь», «виру», «эсти», «инкери». Наиболее древние из них воз­никли в те далекие времена, когда добыча пушнины влекла людей различной этнической принадлежности в отда­ленные лесные северные районы. Топонимы, начинаю­щиеся с «суомен» и «виро», встречаются в основном в южной части Северо-Западного Приладожья, а топони­мы — с «лапин» редки на Карельском перешейке, но се­вернее они попадаются часто.

Уже в XII в. корела выступает как самостоятельная этническая общность в истории Северной Руси. У нее оригинальная, ярко выраженная материальная культура, свой эпос, самостоятельный язык, сложившийся физи­ческий облик[1].



[1] Кочкуркина С И Древняя корела Л , 1982, с 5—13

 

вернуться в начало главы вернуться в оглавление
 
Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум
 
 
Ответы где в питере купить mitsubishi canter www.fuso-irk.ru.