Корела и Русь |
|||||
С. И. Кочкуркина |
|||||
Публикация: С. И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986. |
|||||
ТКАЧЕСТВО
Ткет
одежду золотую, Серебром
всю украшает, Золотой
челнок проводит По
серебряному берду. (8:7-10) Был
(лен. — С. К.) очищен и разобран, Был
обобран и ощипан, Очень
сильно был отрепан, Очень
быстро был очесан. Вот
снесли его для мочки; Был
он вымочен поспешно И
затем поспешно вынут, Очень
быстро был просушен. Принесли
его в жилище: Тут
толкли его усердно, Со
старанием помяли, Растрепали
все волокна. Расчесали
лен поспешно, Расчесали
ранним утром, Разложили
весь по связкам, После
лен на веретена Намотали
летней ночью. (48:37-53) Если ювелиры создавали соответствующие украшения для женской и мужской одежды, то ткачи — материал для нее. Остатки льняных и шерстяных тканей из погребальных памятников свидетельствуют о высокоразвитом ткачестве у корелы. Льняная ткань шла на изготовление мужских и женских нательных рубах и шейных украшений. Ткани из овечьей шерсти, из которых шилась верхняя одежда, разнообразнее по цветовой гамме и техническим признакам. Шерстяные ткани полотняного переплетения изготовлялись различными способами. Использование тонкой и одинаковой в основе и утке пряжи придавало ткани гладкую поверхность. Если же в основе пряжа была грубее, чем в утке, поверхность получалась рельефной. Своеобразный рисунок выходил при таком приеме тканья, когда нить утка пропускалась не через каждую нить основы, а сразу через две. Ткани
более сложного, саржевого переплетения,
при котором чередование перекрытий
нитей утка и основы идет по диагонали,
употреблялись чаще других. Известны
фрагменты толстой полосатой материи,
сотканной из двух-трех ссученных
разных по цвету тонких нитей. Плетение и тканье шерстяных и льняных лент, тесьмы, бахромы, шнуров, употреблявшихся для отделки женской одежды и шейных украшений, — все это хорошо было знакомо древним карелам[1]. Узорчатая и гладкая тесьма получалась при тканье на четырехугольных дощечках, снабженных по углам отверстиями. Если судить по языковым данным, то искусство тканья на дощечках было известно давным-давно, в период существования прибалтийско-финской языковой общности. Найденные в древнекарельских могильниках фрагменты льняной тесьмы имели узоры в виде елочки, ленточного переплетения (как у некоторых фибул и орнаментированных рукоятей ножей). Привозными были брокатные ленты. Кроме шерстяных гладкоокрашенных плетеных шнуров использовались узорчатые диагонального переплетения и разноцветные. Например, на трех фрагментах в одной коллективной могиле (Кекомяки-1) узор был трехцветным (черный, коричневый, желтый), на четвертом — богатый рисунок сложного технического исполнения. Сырьем для шерстяных тканей служила овечья шерсть. О выращивании волокнистых культур для льняной одежды у нас нет прямых сведений. По данным этнографов, в Карелии, кроме северных районов, сеяли лен-долгунец (моченец). Процесс обработки льна подробно представлен в руне. Поспешность, с которой его обрабатывали — «лишь в теченье ночи летней (48:63)», — была вызвана срочной потребностью в изготовлении сети, чтобы поймать рыбу, проглотившую огонь. В жизни процесс обработки льна занимал больше времени. В меньшем количестве культивировали коноплю. Конопля — капризная культура. Для нее требовались более удобренные земли, да и период созревания был длиннее. О занятии ткачеством свидетельствуют находки большого количества пряслиц, железных игл-спиц, которыми прикреплялась льняная кудель к прялке. Поразительна их живучесть — они сохранились в карельских деревнях до XX в. А в Корельском городке обнаружены даже остатки ткацких станов. Пряслица, надевавшиеся на конец веретена для придания ему устойчивости, были костяными, шиферными, но чаще — глиняными. Как известно, пряслица из розового шифера изготовлялись в окрестностях г. Овруча на Волыни, откуда распространились по огромной территории, но вряд ли эти предметы появились у корелы в результате транзитной торговли прямо из Овруча. Скорее всего, они были приобретены при посредничестве новгородского рынка. Для шитья одежды пользовались железными и медными иглами, по конструкции совершенно идентичными современным. [1] Финляндскому специалисту по тканям В Мерисало удалось с помощью 12 дощечек сделать копию тканого изделия из могильника (Kaukonen Т I Оm bnckvavningens traditioner i Fin land och ett par brickband fran korstagstlden — FM, 1968, N 75, fig 8) |
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |