Корела и Русь

С. И. Кочкуркина

Публикация:

С. И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986.

 

ТКАЧЕСТВО

 

Ткет одежду золотую,

Серебром всю украшает,

Золотой челнок проводит

По серебряному берду.

(8:7-10)

 

Был (лен. — С. К.) очищен и разобран,

Был обобран и ощипан,

Очень сильно был отрепан,

Очень быстро был очесан.

Вот снесли его для мочки;

Был он вымочен поспешно

И затем поспешно вынут,

Очень быстро был просушен.

Принесли его в жилище:

Тут толкли его усердно,

Со старанием помяли,

Растрепали все волокна.

Расчесали лен поспешно,

Расчесали ранним утром,

Разложили весь по связкам,

После лен на веретена

Намотали летней ночью.

(48:37-53)

 

Если ювелиры создавали соответствующие украшения для женской и мужской одежды, то ткачи — материал для нее. Остатки льняных и шерстяных тканей из погребаль­ных памятников свидетельствуют о высокоразвитом ткаче­стве у корелы. Льняная ткань шла на изготовление мужских и женских нательных рубах и шейных украше­ний. Ткани из овечьей шерсти, из которых шилась верх­няя одежда, разнообразнее по цветовой гамме и техниче­ским признакам.

Шерстяные ткани полотняного переплетения изго­товлялись различными способами. Использование тонкой и одинаковой в основе и утке пряжи придавало ткани гладкую поверхность. Если же в основе пряжа была грубее, чем в утке, поверхность получалась рельефной. Своеобраз­ный рисунок выходил при таком приеме тканья, когда нить утка пропускалась не через каждую нить основы, а сразу через две.

Ткани более сложного, саржевого переплетения, при котором чередование перекрытий нитей утка и основы идет по диагонали, употреблялись чаще других. Известны фраг­менты толстой полосатой материи, сотканной из двух-трех ссученных разных по цвету тонких нитей.

Плетение и тканье шерстяных и льняных лент, тесьмы, бахромы, шнуров, употреблявшихся для отделки женской одежды и шейных украшений, — все это хорошо было знакомо древним карелам[1]. Узорчатая и гладкая тесьма получалась при тканье на четырехугольных дощечках, снабженных по углам отверстиями. Если судить по языко­вым данным, то искусство тканья на дощечках было известно давным-давно, в период существования прибалтийско-финской языковой общности.

Найденные в древнекарельских могильниках фраг­менты льняной тесьмы имели узоры в виде елочки, ленточ­ного переплетения (как у некоторых фибул и орнаментиро­ванных рукоятей ножей). Привозными были брокатные ленты.

Кроме шерстяных гладкоокрашенных плетеных шну­ров использовались узорчатые диагонального переплете­ния и разноцветные. Например, на трех фрагментах в одной коллективной могиле (Кекомяки-1) узор был трехцветным (черный, коричневый, желтый), на четвер­том — богатый рисунок сложного технического исполнения.

Сырьем для шерстяных тканей служила овечья шерсть. О выращивании волокнистых культур для льняной одежды у нас нет прямых сведений. По данным этнографов, в Каре­лии, кроме северных районов, сеяли лен-долгунец (моченец). Процесс обработки льна подробно представлен в руне. Поспешность, с которой его обрабатывали — «лишь в теченье ночи летней (48:63)», — была вызвана срочной потребностью в изготовлении сети, чтобы поймать рыбу, проглотившую огонь. В жизни процесс обработки льна занимал больше времени. В меньшем количестве культивировали коноплю. Конопля — капризная культура. Для нее требовались более удобренные земли, да и период созревания был длиннее.

О занятии ткачеством свидетельствуют находки боль­шого количества пряслиц, железных игл-спиц, которыми прикреплялась льняная кудель к прялке. Поразительна их живучесть — они сохранились в карельских деревнях до XX в. А в Корельском городке обнаружены даже остатки ткацких станов. Пряслица, надевавшиеся на конец вере­тена для придания ему устойчивости, были костяными, шиферными, но чаще — глиняными. Как известно, пряс­лица из розового шифера изготовлялись в окрестностях г. Овруча на Волыни, откуда распространились по огром­ной территории, но вряд ли эти предметы появились у корелы в результате транзитной торговли прямо из Ов­руча. Скорее всего, они были приобретены при посредни­честве новгородского рынка.

Для шитья одежды пользовались железными и мед­ными иглами, по конструкции совершенно идентичными современным.



[1] Финляндскому специалисту по тканям В Мерисало удалось с помощью 12 дощечек сделать копию тканого изделия из могильника (Kaukonen Т I  Оm bnckvavningens traditioner i Fin land och ett par brickband fran korstagstldenFM, 1968, N 75, fig 8)

вернуться в начало главы вернуться в оглавление
 
Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум