Корельская и Орешская (Копорская) епархия (1595 - 1617) |
|||||
Корельская, или Кексгольмская, епархия была учреждена в самом конце XVI столетия, когда северо-запад России то и дело становился ареной борьбы со шведами за выход к Балтийскому морю вообще и за обладание Корельской землей в частности. Потому и история этого церковно-административного образования оказалась весьма драматичной: почти сразу же епархия потеряла самостоятельность, став викариатством[1] Новгородской митрополии; в следующем веке, после периода Смутного времени, ее существование на 68 лет прервалось, да и впоследствии епископская кафедра в течение продолжительных временных промежутков пустовала; центр епархии - город Корела (Кексгольм) - не единожды становился средоточием завоевательных устремлений шведов и переходил из рук в руки. Не удивительно, что когда в 1763 г. Кексгольмскую епархию окончательно упразднили, то, хотя к тому времени с момента ее образования прошло 168 лет, ее фактический «возраст» составлял довольно незначительный, даже по обычным человеческим меркам, срок - всего 56 лет. (Эта цифра составилась из соединения тех временных отрезков, когда епископскую кафедру возглавлял тот или иной архиерей, ибо даже после Северной войны, в мирном XVIII веке, Кексгольмское викариатство в общей сложности 26 лет оставалось вакантным.) Дважды менялось наименование епископии. Возникнув как Корельская и Орешковская (или Орешская; по другим документам - Копорская) епархия, она в 1685 г. была возобновлена под названием «Корельская и Ладожская», а в 1759 г. первоначальное имя епархии утратило и указание на древнее название Кексгольма - Корелы (или Корельска - как его именовали иногда в дореволюционной исторической литературе[2]). Четыре последних архиерея, в том числе святитель Тихон Задонский, носили титул епископов Кексголъмских и Ладожских. Таким образом, в соответствии с этими переименованиями правомерно выделить три периода в историческом бытии епархии и рассмотреть их отдельно. Несмотря на то, что круг исторических источников, имеющих отношение к нашей теме, достаточно широк, упоминания в них о людях и событиях, непосредственно связанных с религиозной жизнью края в XVI - XVIII вв., довольно редки. В первую очередь мы опирались на новгородские и псковские летописи, международные договоры, переписные окладные книги, доступные нам послания иерархов и грамоты (жалованные, храмозданные, благословенные и ставленные), а также на скудно сохранившийся эпистолярий. В возможно более полном объеме учитывалась нами и интерпретация названных исторических актов в фундаментальных трудах по русской истории В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева. Предметом специального исследования наша тема пока не становилась, - вероятно, по той причине, что, на первый взгляд, она кажется весьма окказиональной и малоактуальной по своему содержанию. Однако ей посвящено несколько глав ценного сочинения профессора Петербургской Духовной академии И. А. Чистовича об истории С.-Петербургской епархии (1856), а также отдельные страницы в трудах исследователей церковной истории Новгородской митрополии - протоиерея П. И. Тихомирова (1891 -1897) и К. Я. Здравомыслова (1897). При составлении очерка мы обращались и к другим трудам отечественных и зарубежных историков. Автор выражает особую признательность финской исследовательнице истории и культуры Карельского края (также известной своими изысканиями в области английской филологии) магистру философии Пауле Кохо - за научные консультации по истории лютеранского прихода Кексгольма-Кякисалми. Предпосылки открытия епархии. Учреждение патриархии.Образованию епископата в Карелии предшествовали важные церковно-политические события. Как известно, в 1589 г. стараниями светских властей на Руси была учреждена патриархия. Феодор Иоаннович («Мягкосердый»), последний царь из династии Рюриковичей, позаботился о церковном устроении «Третьего Рима» - Русского православного царства[3], принявшего пальму первенства в христианском мире[4] после падения двух первых его «столиц» - папского Рима и захваченного турками Константинополя. 26 января 1589 г на Московский патриарший престол был возведен митрополит Иов - ставленник фактического правителя государства, царского шурина Бориса Годунова. К тому времени существовало две митрополии: Северо-Восточная, или Московская, объединявшая 16 епархий, и Юго-Западная (Литовская, или Киевская)[5]. Если сравнивать с восточными патриархиями: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, - то поражает малочисленность архиерейских кафедр на Руси. Однако именно географическая обширность епархий во многом определяла их государственную значимость, а также внутреннее самосознание. Эта чисто русская традиция с трудом, но преодолевалась. Согласно так называемой «Утвержденной грамоте об избрании первого московского патриарха» преобразовывалась высшая церковная иерархия. Было произведено возвышение титулов архиерейских кафедр: четыре из них, в том числе Новгородская, были признаны митрополиями, а шесть - наименованы архиепископиями. Кроме того, предполагалось открыть восемь новых епископий. Этот последний проект, можно сказать, остался на бумаге. В 1589 г. из названных в документе семи епархий учредили только Псковскую. Тогда же, по-видимому, должна была быть открыта и Корельская епархия (правда, в самой грамоте она не была названа, но последняя, восьмая епархия там никак не была поименована вообще[6]), однако фактически из-за внешнеполитических обстоятельств - ее образование отодвинулось на 6 лет - до 1595 г. (Позже, в 1602 г., учредили еще и Астраханскую епископию.) Предыстория открытия епархии в 1595 г.Судя по тому, что первым делом образованы были именно эти епископии - Псковская и Корельская, - совершенно очевидно, что таким образом русские стремились дополнительно (в духовно-правовом отношении) закрепиться на северо-западе России, и в частности - на Карельском перешейке. От своих прав на прибалтийские окраины древней Новгородской области Русское царство никогда не отказывалось, напоминая о своих притязаниях то дипломатическим путем - языком грамот, то посредством оружия. Шведы, конечно, не оставались в долгу. И особенно страдала при этом Корельская земля. Впрочем, уже в начале XVI в. в результате внутренних междоусобий и организации бесконечных завоевательных походов Швеция оказалась до такой степени разорена и истощена, что вступивший в 1523 г. на престол Густав I Вааса (или, в традиционной огласовке. Ваза) вынужден был прислушаться к доводам благоразумия. Его двухлетняя война с Россией закончилась в 1557 г. заключением с Иоанном Грозным удачного для Москвы мира на 40 лет. Но при наследниках короля Густава, его сыновьях Эрике XIV (1560 - 1568) и Юхане III (1568 - 1592), Швеция вновь была ввергнута в пучину войн. В напряженные 60-е годы, когда Россия вела Ливонскую войну с Литвой, Курляндией и Польшей, а Швеция - свою «Семилетнюю войну» (1563 - 1570) с Данией, русской, так же как и шведской, стороне было не до открытой борьбы и они воздерживались от боевых действий. Разрыв произошел в начале 70-х годов. Развязанная при Юхане III (женатом на сестре польского короля Катарине Ягеллонике) война продолжалась с небольшими перерывами 25 лет. В 1580 г., после нескольких вооруженных нападений, шведы захватили Корелу. Попытки русского военного командования освободить город ни к чему не привели, и по Плюсскому мирному соглашению 1583 г. - весь Корельский уезд остался за Швецией и, таким образом, вся Западная Карелия превратилась в шведскую провинцию. Впервые за свою историю Корела на целых 17 лет оказалась под инославной чужеземной властью. Уже с 1581 г. в городе Кореле (или, как он стал теперь называться, - в «Кексгольмской крепости») по распоряжению верховного шведского наместника губернатора Бойе был назначен особый «проповедник крепости». Построили в то время и деревянную кирху, которая вскоре каким-то образом была разрушена (вероятнее всего - сгорела). В 1583 г. было приказано возвести на том же месте новую кирху. Так со сменой населения исконно православного города в нем в одночасье сменилась и религия - и новые жители-лютеране начали изменять облик завоеванного города, застраивая его памятниками своей любви к Богу. Однако
официально временем основания
лютеранского прихода считается 1611 год[7]. Вообще же, описанный выше поход шведов под предводительством знаменитого полководца Понтуса Делагарди (правильнее: де ла Гарди) был настолько опустошительным, что в одном Корельском уезде из 4041 двора осталось всего лишь 440 дворов - остальные были разорены или уничтожены вовсе[8]. Только после успешной для России пятилетней войны со Швецией, завершившейся Тявзинским мирным договором 1595 г., Корельская земля была уступлена Московскому государству. С конца 1597 г. началось возрождение Корелы. Приняв город от шведов, известный своим благочестием царь Феодор Иоаннович, как подчеркивает Н. М. Карамзин, «вместе с воеводами послал в Кексгольм и святителя, чтобы очистить там православие от следов иноверия»[9]. Так была образована новая епархия на северо-западе страны, благодаря чему значительно упрочивалась русская власть в этом регионе: она приобретала и непосредственную (здесь, на месте) духовно-вероисповедную поддержку в лице епископа. Это было важно, на наш взгляд, еще и потому, что в Финляндской лютеранской церкви в 1554 г. было учреждено два епископства - Абоское и Выборгское (епископы Мартти Скютте и Паавале Юстен)[10], и Корела как форпост православия на Карельском перешейке без своего епископа на столь внушительном «иерархическом» фоне формально теряла значение такого религиозного центра. Кроме того, еще тогда, когда шведы были католиками - около 1354 г., - в Або была основана первая финляндская библиотека, а в 1355 г. - «малое училище». В начале XV в. в Выборге при соборной церкви открылись «низшая школа» и библиотека[11]. В 1548 г. бывшим ректором кафедральной школы в Або, впоследствии епископом Абоским Михаэлем Агриколой был опубликован в Стокгольме первый перевод Нового Завета на финском языке, а через три года епископ Выборгский Паавале Юстен перевел Псалмы Давидовы и Пятикнижие Моисеево[12]. Финский в то время даже не был письменным языком, поэтому эти переводы имели большое общекультурное значение и, как известно, заложили основу литературного финского языка. Не исключено, что и Корела благодаря своей епископской кафедре в будущем должна была стать и центром просвещения в регионе. Экскурс в историю: период расцвета православия в КарелииО том же, что число православных в русской Карелии XVI в. достигало внушительной цифры, можно судить хотя бы по количеству храмов в самой Кореле и уезде и - что еще существенней - по динамике роста их числа, а также увеличения церковных причтов за две первые трети XVI в. (с 1500 по 1568 год) - по данным имеющихся в нашем распоряжении писцовых книг. Перечислим эти церкви и назовем немногие дошедшие до нас имена клириков Корелы XVI в., не модернизируя их написания (но исправляя явные описки, встречающиеся в древних документах). Согласно «Переписной окладной книге по Новугороду Вотьской пятины Корельского городка с уездом 7008 года» (то есть 1500 г.) на посаде города значились 6 храмов: соборная церковь Воскресения Христова с полным причтом духовенства при ней (священник о. Марко, диакон о. Якуш Киров и причетники), приходская Спасская церковь (причт: настоятель о. Семен, церковный сторож Микитка Васков сын) и четыре монастырских - Никольская, Георгиевская (указан священник о. Трофим)[13], Воскресенская и Иоанно-Предтеченская[14]. Никаких особых подробностей в указанной Переписной окладной книге нет ни о городских церквах, ни о монастырях; упоминается еще диакон о. Олексей, но не сказано, в каком храме он служил. Отмечено и наличие в городе (точнее в приписанном к нему «Сванском Волочке») «двор Валаамского монастыря у часовни»[15] -ранний предшественник нынешнего Валаамского подворья в Приозерске. Спасская церковь (если верить новгородским писцам Дмитрию Китаеву и Никите Губе Моклокову, составившим вышеназванный документ) уже в конце XV в. не имела, в отличие от Воскресенского собора, значения погостенской - то есть в основном административно-территориальном образовании «погосте», на которые делился уезд и по которым раскладывались подати и повинности, не являлась главной церковью (весь погост, кстати, именовался Воскресенским Городенским и охватывал сам город Корелу и его окрестности). Это подтверждает и тот факт, что земельные владения Воскресенского собора в разных погостах несоизмеримы с теми наделами, что принадлежали Спасской церкви. Поэтому сомнение вызывает категоричное утверждение И. С. Шаскольского: «городской собор св. Спаса <...> был центром религиозного культа в городе и во всей Корельской земле»[16]. Впрочем, не исключено, что так оно и было, но только в другой (более ранний?) исторический период. К слову сказать, с древней Спасской церковью связано старинное сказание о корельском «муже необычной храбрости и силы» Валите, или Варенте, завоевавшем для Новгорода всю Лапландию; впоследствии окрещенный Василием, он был погребен в церкви Святого Спаса[17]. Теперь обратимся к «Писцовой книге Водской пятины 1568 г.» Инши Васильева Булгакова и Посника Шипилова. В ней содержится больше сведений по интересующей нас теме. Так вот, за без малого 70 лет в городе Кореле появились еще один монастырь (Троицкий) и церковь (Ильинская), а число клириков заметно возросло. К этому времени, следовательно, на посаде города и в непосредственной близости от него располагались 3 церкви и 5 монастырей: 1) собор Воскресения Христова с приделом (то есть особым добавочным алтарем) во имя Сергия Чудотворца - очевидно Валаамского; причт: три священника - о. Григорей Олексеев, о. Иван Григорьев и о. Насон, диакон о. Ондрей, дьячок Микитка Иевлев[18]; 2) церковь Святого Спаса; настоятель - о. Епифаний[19]; 3) церковь Святого Илии Пророка; причт: священник о. Ондрей Иванов сын, дьячок Иванко Бакланов, пономарь Гриша[20]; 4) «монастырь Николы Чудотворца на усть речки Федо-ровки»; церковный причт: священник о. Василей Григорьев, диакон о. Иван Степанов, дьячок Петруша Иванов Романов и безымянная проскурница (то есть просвирня)[21]; 5) «монастырь Девичь Великого Христова мученика Георгия» (или Егорьев, Юрьев); причт: священники о. Василей Семенов и о. Фома Никифоров, дьячок Самылко Гаврилов[22]; 6) «монастырь Живоначальныя Троицы, строенье старца Герасима»; из церковного причта в Писцовой книге указаны, видимо, только не монашествующие: дьячок Пятой Нечаев сын и проскурница Настасья[23]; 7) «монастырь на усть реки Узервы Ивана Предтечи»; игумен - о. Протасий[24]. Между прочим, названы имена еще четырех корелян -представителей духовного звания, но без уточнения, к причту какой церкви они принадлежали: это дьячок Бориско Васильев Демидова, проскурня Степанида и два старца - Сенька и Иванко[25] . Пользуясь сведениями, полученными благодаря археологическим раскопкам и извлеченными из писцовых книг - см. План-реконструкцию «Корела в XVI веке», приложенную к одной из статей М. И. Мильчика и учитывающую план города, составленный шведами в первой половине 1630-х гг.[26], - можно с большей или меньшей степенью уверенности указать, где именно в нынешнем Приозерске находятся те места, которые более 400 лет назад украшали церковные и монастырские сооружения. Воскресенский
собор располагался в самой Старой
крепости, там, где ныне Краеведческий
музей. Спасская церковь - на
одноименном острове, территория
которого теперь принадлежит военному
санаторию; находился храм неподалеку
от нынешних северных ворот. На
Ореховской стороне, в районе недавно
открывшегося магазина «Народные
промыслы», что напротив продуктового («Тройки»),
предположительно располагалась Ильинская
церковь. Никольский монастырь, судя по всему, являлся архитектурной доминантой восточной части Корелы: он находился на Иломанской улице - в том месте, где теперь стоит средняя школа № 4 - вероятно, в районе спортплощадки. Егорьевский женский монастырь был такой же доминантой северного пригорода и располагался, по нашему мнению, на берегу Вуоксы в самом конце нынешней Береговой улицы, - в XVI в. где-то здесь начиналась Велецкая-Егорьевская улица. Последний, Троицкий монастырь находился, как полагает А. Н. Кирпичников, на так называемом Зимнике[27] - в том районе, где теперь железнодорожный вокзал, а возможно, и немного севернее. За пределами посада, примерно в двух верстах от города у самого устья Узьервы-Вуоксы, располагалась Иоанно-Предтеченская обитель; кстати, на монастырской земле находилось немало амбаров корелян[28]. Кроме того, в приписанном в административном порядке к посаду Корелы небольшом торговом селении («рядке») «на Ладожском озере на Сванском Волочке» в 1568 г. были еще две новые церкви: во имя Живоначальной Троицы (причт: настоятель о. Фома Григорьев, дьячок Борисов и пономарь Фетча Вахромеев) и Николы Чудотворца[29]. А если продолжить сопоставление писцовых книг 1500 и 1568 гг., то легко обнаружить еще три (!) новые церкви в самом Воскресенском Городенском погосте. Видимо, главная из них - во имя Николая Мирликийского чудотворца (причт: священник о. Лука Кузьмин, дьячок Гордейко Федоров, пономарь Филипко Олферов, проскурня Овдотья)[30]. А в двух «волостках»: «в Коврале» (возможно, в районе нынешнего Кузнечного-Каарлахти) и «на Тюрье» (теперь, кажется, где-то неподалеку от Плодового-Пюхяярви) - были возведены соответственно Введенская церковь (причт: священник о. Карп Гаврилов, дьячок Родивонко, проскурня Домна)[31] и церковь во имя Преображения Христова (причт: священник о. Костянтин, дьячок Михалко, пономарь Иванко, проскурня Наталья)[32]. Теперь скажем несколько слов о церквах Корельского уезда. Согласно Переписной окладной книге 1500 г. в нем, помимо Воскресенского Городенского погоста с несколькими православными приходами, насчитывалось еще 6 приходов, соответствовавших административно-территориальному делению на погосты: 1) «Михайловской Сакульской» над Сванским озером (по названию карельского селения Саккола - ныне Громове, близ озера Суванто - теперь Суходольское; к югу от города Корелы), с церковью Архангела Михаила; причт: священник о. Сава, дьячок Олешко, церковный сторож Палка и проскурница Татьяна[33]; 2) «Васильевской Ровдужской» к югу от Суванто (по имени карельского селения Рауту - в настоящее время Сосново), с церковью Василия Великого; причт: священник о. Яков, дьячок Еська, церковный сторож Окулко[34]; 3) «Богородицкой Кирьяжской» на севере от Корелы (от названия селения в погосте Кирьяж - нынешнего поселка Куркийоки), с церковью Рождества Пресвятой Богородицы; причт: священник о. Кузьма, дьячок Гаврилка, сторож Лучка, проскурница Орина[35]; 4) «Никольской Сердовольской» (от дореволюционного названия Сортавалы - Сердоболь, нынешнего города на северном побережье Ладоги), с церковью Николая Мирликийского чудотворца; причт: священник о. Исак, дьячок Гридко, сторож Оверкейко[36]. 5) «Ильинской Иломаньской» севернее Сердоболя (по названию одного из небольших озер; этот погост был наиболее удаленным от Новгорода - на 550 верст), с церковью Святого Илии Пророка; причт: священник о. Иван, церковный сторож Гридка[37]; 6) «Воскресенской Соломянской» на северо-востоке от Ладожского озера (от названия карельского селения Салми), с церковью Святого Воскресения Христова; причт: священник о. Василей, дьячок Кирилко, сторож Селиверстик[38]. К сожалению, в Писцовую книгу 1568 г. не были включены описания Иломанского и Соломенского погостов, а сведения о Кирьяжском и Сердобольском погостах не вошли в опубликованный фрагмент документа[39]. Поэтому скажем немного только о церквах трех погостов: Сакульского, Ровдужского и Соломанского (все эти названия нами не унифицировались, и их написание скопировано из рассматриваемых писцовых книг). В Михайловском Сакульском погосте указан не один, а три храма. Про погостенскую Михайло-Архангельскую церковь дополнительно сказано, что в ней два придела: «Богоявленного Бога Спаса нашего Христа» и «Николы Чудотворца». Увеличился церковный причт: теперь в нем значатся целых три священника - о. Афанасий Исаков сын, его сын о. Иван и о. Андрей Иванов сын; диакон о. Денесей Фомин сын; два дьячка - Нечайко Григорьев и Третьячко Иванов; пономарь Гриша Кузьмин и проскурница Полагея. Интересно, что только при этой церкви (судя по Писцовой книге) были «дворци старцовы» - вероятно, кельи монашествующих: указаны старец Микулка Окулов и три «старицы» - Наталья, Матренка и Анница. Питались они «от церкви Божьи»[40]. Помимо этого, в том же погосте, «у озера Свята» (то есть Пюхяярви-Отрадное), находились церковь Покрова Пресвятой Богородицы и «теплая церковь» Николы Чудотворца. В состав причта входили священник о. Иван Осифов сын, диакон о. Терентей, дьячок Игнаш Семенов, пономарь Кирилко Ортемьев и проскурня Овдотьица[41]. В Васильевском Ровдужском погосте в церкви Святителя Василия Кесарийского указан придел Николая Чудотворца; кроме того, названа теплая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (в Писцовой книге: «Успение Пречистые»). В причте состояли два священника - о. Иван и о. Григорей Филиповы дети, диакон о. Конан, дьячок Федько, пономарь Якуш, проскурница Мавра[42]. Благодаря немногим сохранившимся фрагментам описания Воскресенского Соломанского погоста удается выяснить, что в главной церкви Святого Воскресения Христова был «придел Рождество Пречистые»; также указана теплая церковь Николы Чудотворца. Причт здесь был поменьше: священник о. Семен Семенов, дьячок Иевик Ермолин, пономарь Игнаш Яковлев и проскурник Тимоха[43]. К сказанному следует добавить, что огромное религиозно-просветительское и культурно-организующее значение в тот период имели для Корельской земли (да и всего северо-запада страны) такие крупные обители, как Валаамская и Коневская. Многие деревни считались монастырскими владениями. По подсчетам Р. Б. Мюллер, только в погостах Корельского уезда этим двум твердыням православия принадлежало соответственно 222,5 и 162,5 обеж (фискальная, окладная единица, приблизительно означающая участок земли, обрабатываемый одним человеком с помощью одной лошади)[44]. Были деревни и в собственности городских корельских монастырей - Никольского, Иоанно-Предтеченского и Егорьевского[45]. Некоторые селения назывались «церковными» (как правило, по одному на погост), и их население отдавало третью часть урожая хлеба причту погостенской (или приходской, не имеющей такого значения) церкви[46]. Последствия шведского разорения православной Карелии (1580 - 1597)Конечно, 17 лет шведского владычества над русской Карелией не прошли даром (к тому же военные действия, как уже говорилось, начались десятью годами раньше - с 1570 г.). Недавно только - в 1527 г. - принявшие лютеранство шведы в ходе официальной реформации изъяли имущество своих католических церквей и монастырей. Уж тем более не щадили они святыни Православной Церкви. Были поруганы, разграблены и сожжены многие древние храмы и монашеские обители, в том числе Коневская и Валаамская (известно, что царь Иоанн Грозный прислал в Староладожский Васильевский монастырь список имен более 80 убиенных валаамских иноков для поминовения[47]). Вероятно, тогда же был уничтожен Сенной (Сеннянский) монастырь, который, по всей видимости, располагался на острове между Валаамом и Коневцом и впоследствии так и не был восстановлен. В самой Кореле еще до захвата города, в 1573 г., такой печальной участи подвергся Иоанно-Предтеченский монастырь[48], находившийся, как было сказано, за пределами посада. Не менее трагично сложилась судьба и четырех городских монастырей, в том числе женского Егорьевского, разоренного шведами с особой жестокостью[49], а также четырех церквей - соборной и трех приходских. В Москве об этом, конечно, знали, поэтому и пытались в 1583 г. выкупить у шведов Иван-город, Яму, Копорье и Корелу. Не случайно тогда, во время переговоров в устье реки Плюссы близ Нарвы, московские послы - боярин князь Федор Шестунов и думный дворянин Игнатий Татищев - передали шведской стороне (сановникам Клаасу Тотту и Понтусу Делагарди) требование русского царя вернуть Корелу и другие города, ибо, говорили послы, «государь наш христианский хочет монастыри и церкви христианские воздвигнуть по-прежнему, чтоб Имя Божие славилось, потому что теперь все эти места разорены»[50]. Во время этих переговоров Делагарди утонул при переправе через реку Нарову, что было воспринято в России как проявление гнева Господня за его «безбожное окаянство». Об этом дали знать царю, и от его имени пришел ответ: «Писали вы нам, что Пунтус Делагарди утонул; сделалось это Божиим милосердием и великого Чудотворца Николы милостию»[51]. Само собой понятно, что когда, к примеру, город Корела, обезлюдевший после жестокой осады, пожаров и разграбления, начиная с 1580 г. стал обустраиваться пришлым шведским населением, то, восстанавливая городские укрепления и возводя себе жилища и молитвенные дома, захватчики меньше всего заботились о воссоздании православных храмов или часовен. Так что, возвратив в 1597 г. Корелу, русские первым делом стали возрождать свои святыни, а кроме того, строить епископские палаты - для постоянного местопребывания правящего архиерея. [1] Викариатство - церковно-административный округ, подчиненный митрополии (архиепископии); его глава - викарный епископ - является духовным наместником, заместителем главенствующего архиерея. В России викарии поначалу назывались коадъюторами. [2] См.: Православная Церковь в Финляндии: Напечатано по распоряжению г. Обер-прокурора Святейшего Синода. - СПб., 1893. - С. 21, 23 и др. [3] Интересна историческая параллель: последний царь следующей династии - Николай II, - как известно, явился инициатором восстановления патриаршества и даже сам еще в 1905 г. сообщил членам Св. Синода «о своей готовности отказаться от монаршего служения, с тем чтобы занять патриарший престол» (Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли: Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая Великого Страстотерпца. - Джорданвилль (Нью-Йорк): Св.-Троицкий монастырь, 1983.-С. 88). [4] Конечно, речь идет о реальном первенстве, а не о формальном, которое исторически удерживали четыре восточные патриархии, составлявшие свою особую иерархию согласно так называемым «преимуществам чести». Впрочем, в 1590 и 1593 гг. по требованию Москвы дважды созывался собор высших восточных патриархов, однако желаемого третьего места (ср.: «Третий Рим») вместо пятого московскому патриарху так и не дали (см.: Платонов С. Ф. Сочинения: В 2 т.- СПб.: ИНТФ«Стройлеспечать», 1994.-Т. 2.-С. 140-141). [5] См.: Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия: В 5т.-М.: Бол. Рос. энциклопедия, 1996.-Т. 2:Д-К.-С. 145. [6] См.: П<ономаре>в С. Иов, первый патриарх Московский и всея Руси // Русский биографический словарь. -СПб., 1897.-[Т. 8]: Ибак - Ключарев. -С. 305. -Далее применяется сокращение: РБС. [7] Православная Церковь в Финляндии. - Прил. - С. 38. [8] См.: Крохин В. П. История карел // Русская старина . - 1908. -Т. 134, июнь. - С. 58. [9] Карамзин Н. М. История государства Российского: В 3 кн. - 5-е изд. - СПб., 1843. (Репр. изд.: М.: Книга, 1989). - Кн. III. - Т. X, гл. III. - Спб. 98. [10] См.: Чистович И. А. История Православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санкт-Петербургской епархии.- СПб., 1856. - С. 63. [11] См.: Чистович И. А. Указ. соч. - С. 51. [12] См. там же. - С. 77. [13] См.: Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины Корельского городка с уездом 7008 года / Изд. И. Д. Беляевым II Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. -1852. - Кн. XII. - С. 5-6 (паг. 2-я). - Далее при ссылках на это издание используется сокращение: ПОКВП. [14] Как правило, в ПОКВП городские монастыри упоминаются только при перечислении их земельных владений в Корельском уезде. [15] ПОКВП.-С. 6. [16]
Громов В. И., Шаскольский И. П.
Приозерск. - 3-е изд.,испр. и доп. - Л.:
Лениздат, 1976. -С. 15. -(Сер. «Города
Ленинградской области»). -Здесь же, на
с. 13, упоминается некий Введенский
монастырь в Кореле, о котором молчат
источники XVI в. [17] См.-.Карамзин Н. М. Указ. соч. - Кн. III. -Т. XI, гл. 1 - Стб. 27. [18] См.: Писцовая книга Водской пятины 1568г. / Изд. И. А. Черняковой //История Карелии XVI-XVII вв. в документах/АН СССР. Карел, фил. Ин-тяз.. лит. и истории и др. - Петрозаводск; Йоенсуу, 1987. - С. 55, 56. - Далее: ПКВП [19] Там же. - С. 56 [20] Там же. - С. 70, 73. [21] Там же. - С. 57, 64. 65, 67, 74. [22] Там же. - С. 56, 58, 64, 74. [23] Там же. - С. 60, 71,74. [24] Там же. - С. 74. [25] Там же. - С. 58, 67, 71,72. [26] Мильчик М. И. Основные этапы градостроительной истории Приозерска (Корелы-Кексгольма) // Архитектурное наследие и реставрация: Реставрация памятников истории и культуры России / Рос. респ. специализир. науч.-реставрац. об-ние «Росреставрация». - М., 1990. - С. 82, рис. 1. [27] См.: Кирпичников А. Н. Опыт комплексного использования писцовых книг и исторической топографии для характеристики средневекового русского города (по материалам Корелы XV- XVII вв.) // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л.: Наука, 1979. - Вып. XI. - С. 78. [28] ПКВП.-С. 74. [29] Там же. - С. 75-76. [30] Там же. - С. 78. [31] Там же. - С. 82. [32] Там же. - С. 106. [33] ПОКВП.-С. 33. [34] Там же. - С. 76. [35] Там же. - С. 120. [36] Там же. - С. 143. [37] Там же. - С. 170. [38] Там же. - С. 179. [39] ПКВП. - С. 53 (Предисловие Г. М. Коваленко и И. А. Черняковой). [40] Там же. - С. 113-114 [41] Там же. - С. 131. [42] Там же. - С. 148. [43] Там же. - С. 171. [44] См.: Мюллер Р. Б. Очерки по истории Карелии XVI-XVII вв. / Ин-т истории, яз. и лит. Карело-Финской базы АН СССР. - Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1947. -С. 23-24, 80. [45] ПКВП.-С. 110,111,146-147,165-166,168-169. [46] См., например; ПОКВП. - С. 76, 117,143. [47] См.: Чистович И. А. Указ. соч. - С. 61. [48] См.: Громов В. И., Шаскольский И. П. Указ. соч. - С. 28. [49] Лялина М. А. Очерки истории Финляндии от древнейших времен до начала XX столетия. - СПб.: Изд. В. А. Березовского, 1908. - С. 274. [50] Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. - М.: Мысль, 1989. - Кн. IV: История России с древнейших времен. - Т. 7, гл. 3. - С. 223. [51] Там же. |
|||||
вернуться в начало главы | вернуться в оглавление | ||||
Главная страница | История | Наша библиотека | Карты | Полезные ссылки | Форум |