МОНАСТЫРИ И ПУСТЫНИ

Андреев Александр Петрович

Вернуться в библиотеку

Вернуться к путешественникам

Печатается по: 

Андреев Александр Петрович. Ладожское озеро. Ч.1-2. -СПб.: Тип. Мор. М-ва в Глав.Адмиралтействе, 1875.

Полуторно, небольшая деревня на самой границе Петербургской губеряіи съ Финляндіей. Самая деревня стоитъ при небольшомъ ручейке и находится въ 1 версте отъ берега; на прибрежье же, по обеимъ сторонамъ, расположены рыбацкіе станы.

Отъ деревни Полуторно къ реке Тайпала идетъ проселочная дорога; по которой, такъ сказать, разбросаны маленькія деревни, похожія одна на другую и окруженныя пашнями Самое же ирибрежье отъ Полуторно до мыса Сауна-неми безлюдно и глухо; берегъ довольно ровный, несколько возвышенный, покрытъ густымъ хвойнымъ лесомъ, и около берега каменья.

Въ бухте, близъ мыса Сауна-неми, въ южной ея части, есть селеніе рыбаковъ въ 2 двора. Отсюда они отправляются на промыселъ къ острову Коневцу, на Тайпаловскую мель и южнее ея, смотря по иадобности.

На мысе Сауна-неми находится Финляндскій таможенный постъ или станція для судовъ идущихъ по озеру. Здесь построенъ домъ для смотрителя, казарма и разныя службы для станціи необходимыя.

Сайросъ, большая деревня на прибрежье материка, за мысомъ Сауна-неми. При этой деревне весьма много пашней, покосовъ и вигоновъ; жители чухны, мало говорятъ по-русски, весьма усердно занимаются хозяйствомъ и энергичные рыбаки. У нихъ, на выдавшихся въ озеро маленькихъ островкахъ, выстроены сараи для склада разныхъ рыбо-промышленныхъ снарядовъ и места для вытаскиванія ихъ большихъ лодокъ, такъ какъ прибрежье около деревни крайне мелко.

Южнее устья реки Тайпала, тоже находится небольшое селеніе рыбаковъ, занимающихся рыбною ловлею при устье реки.

Тайпала, деревня, находится при самомъ устье реки на левомъ ея берегу. Жители чухны, зажиточны; имеютъ много домашняго скота и хорошихъ лошадей. Главный промыселъ жителей — рыбная ловля.

Лососка или Лошіокки, деревня, находится на 3 версты южнее мыса Иляне-неми, у небольшаго ручейка, называемаго Лососокъ или Лошіокки. Этотъ небольшой ручеекъ, весною и осенью, наполняется водою и бежитъ весьма быстро. Въ это время въ него входитъ значительное число лососей, которыхъ ловля производится безъ особеннаго труда.

Верницъ, полу-мыза, находится въ 2 верстахъ отъ берега. Въ ней главное занятіе — скотоводство, для спеціалънаго приготовленія сливочнаго масла, которое каждую неделю отправляется въ Петербургъ. Не вдалеке отъ полу-мызы находится довольно бедная деревня Верницъ, жители которой занимаются на мызе, а также хлебопашсствомъ и рыбною ловлею.

Мюккелинранда, два крестьянскіе двора, — находится на самомъ берегу озера, несколько севсрнее полу-мызы. Отсюда до Коневца кратчайшее разстояніе 4 версты, и жители перевозятъ богомольцевъ въ монастырь, также занимаются и рыбною ловлею.

Чортова-лахта (Сортансъ-лаксъ), селеніе при заливе того же имени. Здесь находится винокуренный и кирпичний заводы, но въ настоящее время безъ производства на нихъ работъ; таможенная станція или пристань; домъ ленсмана Пихаярвскаго кирхшпиля; почтовая станція или гастгеберство; лавки съ разными сельскими товарами и большой скотный дворъ для полу-мызы Верницъ.

0 названіи бухты Чортова лахта существуетъ следующее преданіе:

Во времена язычества, здешніе обитатели отправляли своихъ коней въ летнее время на подножный кормъ на островъ Коневецъ, а осенью, когда обратно переправляли стадо на материкъ, то на жертву того духа, который берегъ ихъ лошадей во время пастбища, оставляли одного коня у камня, находящагося въ северо-западной части острова. Весною следущаго года, когда опять привозили стадо для ІІастбища, то коня, оставленнаго осенью, уже не находили. Не явный ли знакъ, что духъ яринималъ жертву?!

Преподобный Арсеній, прибывъ на Коневецъ, выстроилъ келью, часовню и привезъ съ собою съ, Афонской горы образъ Божіей Матери. Знаменіемъ креста онъ освятилъ весь островъ, a духа (чорта) выжилъ на материкъ въ бухту, противъ острова находящуюся, которяя и получила названіе Чортовой лахты[1].

По удобству бухты, въ судоходномъ отношеніи, следовало бы ее назвать благодатная лахта; впрочемъ финны не называютъ бухту иначе, какъ просто лахта; но въ офиціальныхъ бумагахъ и на межевыхъ картахъ Финляндіи, она носитъ названіе Sortan's lak's, т. e. Чортова лахта. Надо заметить и то, что слова чортъ на финскомъ наречіи неть, a злымъ духамъ дано названіе perkele, satana (дъяволъ, сатана).

Риска или Рыжкина, деревня, находится въ 2 верстахъ отъ мыса Болванан-неми и расположена при ручье, въ 1 версте отъ прибрежья озера. Деревня не богатая; часть жителей по вероисповеданію православные, но нисколько не отличаются отъ другой части, т. е. отъ чухонъ. Занимаются и хлебопашествомъ и рыбнымъ промысломъ.

Сало-кюля, деревня, расположенная на высокой местности и находится въ 10 верстахъ отъ Чортовой-лахты. Жители чухны или финны, зажиточны, живутъ весьма опрятно, занимаются рыбнымъ промысломъ, также и хлебопашествомъ. Лошадей и скота y нихъ много; избы и деревенскія постройки исправны. Здесь гонятъ смолу и деготь.

Кудрина деревня находится далее на северъ по материку и лежитъ на высокости. Отъ нея до прибрежья озера 1 верста, и здесь также есть небольшая бухточка, которую жители оградили отъ волненія каменной насыпью, и устроили такимъ образомъ маленькую гавань, совершенно закрытую отъ всехъ ветровъ. Въ этой гавани, небольшія соймы жителей весьма хорошо сохраняются отъ ветра и волненія. Около гавани, для принадлежностей рыбной ловли, устроены сараи. Жители деревени Кудрина преимущественно рыбаки и изъ нихъ, небольшое число есть русскихъ и по вероисповеданію и по обычаямъ жизни.

Что касается характера одежды  жителей  западнаго прибрежья Ладожскаго озера, то объ этомъ можно сказать, что: отъ Шлиссельбурга до Морьи жители носятъ обыкновенную русскую крестъянскую одежду; начиная же съ деревнн Остермановской, где поселяне ижоры-чухны и корелы-финны, костюмъ резко изменяется. Въ одежде мущинъ деревень Остермановской и далее до Тайпалы,   является   длинный,   белый грубаго домашняго   сукна   балахонъ,   холщевыя панталоны, цилиндрическая, преземистая, съ большой пряжкою спереди, войлочная   шляпа   съ   довольно длинными полями. Иные къ этому   прпбавляютъ   длинніый   синій   жилетъ.   У  женщинъ, такой  же   белый балахонъ, узкій синій или красный сарафанъ   съ  весьма   которой   таліей  и волосы обстрижены въ кружокъ   какъ   y   мущинъ.   Замужнія женщины   носятъ на темени. небольшаго вида (дюйма 1 1/2 въ діаметра), кружокъ или   бляху   изъ   белой   матеріи и   все — вместо застежки y сарафана   на   шее,   выпуклый   медный,  довольно   большой кружокъ,   ииогда резной   работы. Въ деревняхъ Никуласы, вместо белаго кружка на темени, носятъ по пробору волосъ узкую белую полоску, которая иногда бываетъ вышита разноцветною   бумагою   или унизана бисеромъ. Пожилыя женщины имеютъ на голове белую повязку или накидку, a   на парадный уборъ надеваютъ своего рода кокошникъ въ роде высокой шапки, обшитой по низу золотымъ галуномъ.

Около Тайпалы мужчины носятъ короткіе кафтаны съ разрезанными по бокамъ полами и съ металическими гладкими пуговицами; длинный. синій жилетъ, необходимая принадлежность кафтана

Далее къ северу по прибрежью, головной уборъ y женщинъ видоизмеется и оне носятъ на голове какой-то высокий токъ изъ белой бумажной матеріи, который пазади спускается на нлечи двумя концами.

Отъ Кексгольма, съ разстоянія 2 верстъ отъ города по прибережью, вплоть до Сердоболя пойдутъ уже шхеры, густыя, высокія, холмистыя; въ береге все заливы и бухточки. Селенія въ этихъ местностяхъ все внутри шхеръ, и съ озера ни одного изъ нихъ не видно. Въ вершинахъ длинныхъ заливовъ вдавшихся глубоко въ материкъ, всегда находятся селенія и весьма значительныя. Въ Кроноборгскомъ заливе, въ eгo вершине расположено селеніе Кроноборгъ. Здесь кирка съ двумя пасторами, изъ коихъ одинъ пробстъ; прекраснейшая мыза со всевозможными хозяйственными пристройками. Живутъ здесь купцы, занимающіеся торговлю на месте, для чего имеются лавки. Въ Кроноборгъ приходятъ суда съ товаромъ и вывозятъ отсюда ивовую кору.

Якимвари, въ вершине залива того же имени. Здесь тоже значителъное селеніе; каменная, прекрасной архитектуры кирка, иочтовая станція и лавки съ разными сельскими продуктами. Подле находится деревня Лахенпохья. Якимварская кирка весьма далеко видна съ озера по направленію залива.

Оть   Сердоболя  къ   востоку   пойдетъ тотъ же характерь прибрежья — шхеры,   съ   многими  небольшими деревеньками внутри   ихъ,    на   островахъ   и   вь    бухточкахъ  материка. Главныя селенія по материку все при вершинахъ заливовъ. Киръявалаксъ большое   поселеніе,   разбитое   по    прибрежью этого   залива  на   малыя группы. Здесь почтовая станція и есть   полумыза.   Далее Ляскиля, деревня при реки того же имени; въ ней почтовая станція. Импилаксъ при заливе того же имени значителъное селеніе съ киркою, почтовою станціею, несколько деревнями и двумя мызами. Заливъ Импалаксъ своею дикою природою; производитъ тяжелое впечатленіе па посещающаго   его.   Дикія,   высокія   гранитныя   скалы, темнаго вида; небольшая ширина залива между ними; скудная растителъность   по   прибрежью,   навеваютъ   на   сердце  какое-то унылое настроеніе. Объ этомъ заливе есть местное преданіе такаго рода:

Парочка молодыхъ людей была страстно влюблена другъ въ друга. Сочувствіе y обоихъ было полное; привязанность необьяснимая!.. но браку влюбленныхъ мешала бедностъ жениха. Родители невесты — и слышать не хотели o свадъбе молодыхъ. Интригами удалили молодца куда-то вдаль, a девушку строго держали дома. Миловидное созданіе изнывало, таяло и — въ одну непогодливую ночь убежало изъ дому, бросилось съ высокой здешней гранитной скалы въ воду и превратилось въ импи, въ какое-то фантастическое существо, въ роде хорошенькой, очаровательной русалочки!... Каждыя сутки, въ полночь, это неуловимое созданіе выходило изъ глубины, плескалось, тешилось въ воде, играя какъ бы звало кого-то, и потомъ издавало раздирающіе звуки. Эхо здешнихъ местъ далеко разносило эти звуки и наводило ужасный страхъ на всю окрестность!.. Родители погибшей девушки сільно горевали, и тоскуя по ней — вскоре умерли. Женихъ пропалъ безъ вести.. Воды эти, после такою грустнаго событія, y местныхъ жителей получили названіе — заливъ Импи. На материке, при начале Импилакскаго залива, на весьма высокомъ месте, лежитъ деревпя Хунука, очень далеко видная съ озера, такь какь впереди эгого мыса шхеръ нетъ.

Далее по материку тянется весьма высокая полоса берега подъ пазваніемъ Питкерандо. Слово Питкерандо, на финскомъ языке, означаетъ долігй берегъ; названіе это, вероятно, дано вследствіе того, что извилистый материкъ съ множествомъ около него острововъ здесь прекращается, и къ юго-востоку идетъ уже безъ заливовъ, бухтъ и мысовъ. Въ настоящее время, собственно Питкерандо называется то место, где находится медно-плавильный и оловянный заводы, и где добывается для этихъ заводовъ руда, изъ рудниковъ, здесь же находящихся.

Берегъ этой местности имеетъ высоту до 150 футъ; формація его каменная. По прибрежью, на пространстве не более версты, начиная съ высоты берега 80 футъ и поды-маясь къ SO все выше и выше, находится 6 шахтъ для добыванія руды. Изъ первой NW шахты доставляется руда оловянная, и здесь устроена паровая машины для подъема изъ шахты руды и для выкачки воды; также, подле этой шахты есть зданіе, где множество мальчиковъ разбиваютъ на мелкіе куски вынутую изъ шахты руду и ее сортируютъ.

Вторая шахта не более какъ въ 150 саженяхъ отъ первой, въ ней добывается руда медная. При этой шахте устроено зданіе, тоже съ паровою машиной, для дробленія и промывки мелкій продуктъ, въ роде чернаго песку, въ которомъ чистаго олова находится 45 процентовь. Шлихтъ идетъ прямо въ вагранку для выплавки изь него олова.

Заводъ имеетъ свою исторію и исторію довольно грустную:

Пріиски медной и оловянной руди открыты еще въ 1770 году, но разработка ихъ началась съ 1820 года. Съ 1820 года питкерандскіе рудники переходятъ изъ рукъ въ руки, и только въ 1847 году компанія подъ названіемъ питкерандской, окончательно пріобрела ихъ[2]. Разработка руды шла все время весьма неудачно, хищнически — говоря техническимъ языкомъ, — что продолжается и въ настоящее время, хотя добывается руды больше и металла выплавляется значительнее противъ прежнихъ годовъ; но это не доказываетъ еще, что заводъ Питкерандскій находится въ цветущемъ состояніи.

Говорятъ, питкерандская медь очень хороша, но выплавляется дурно и по вытяжке въ листы хрупка. Олово тоже весьма хорошее: лъется оно въ прутики на англійскій манеръ, по все таки можетъ быть еще чище.

Нижеследующая таблица показываетъ, за шестъ летъ, количество работы въ рудникахъ и добычу на заводе металла[3].

 

 

 

1858 г.

 

1869 г.

 

1860 г.

 

1861 г.

 

1862г.

 

1863 г.

 

Добыто руды медной   куб.   саж.

924

 

1027

 

858

 

876

 

832

 

496

 

насортировано пуд.

236062

223279

 

427618

427618

386563

219507

Добыто руды оловянной куб. саж.

 

 

122

 

204

 

243

 

337

 

насортировано пуд.

 

 

39090

 

74341

 

133621

 

183486

 

Древеснаго угля сожжено кулей.

157330

 

84062

 

121551

 

135465

 

142433

 

94471

 

Торфянаго углі сожжено пудовъ.

 

 

_

 

12000

 

30000

 

4000

 

Пороху употреблено

409

 

340

 

360

 

392

 

423

 

297

 

Наплавлено меди пудовъ

6516

 

5560

 

10214

 

9383

 

9059

 

5600

 

Наплавіено олова пудовъ

 

 

576

 

1458

 

2004

 

4400

 

Всего добыто металла пудовъ.

6516

 

5560

 

10790

 

10841

 

11063

 

10000

 

 

Вышеприведенныя цифры доказываютъ только, что Питкерандскіе рудники довольно богаты, a наименьшая выломка руды вь местахъ более богатыхъ, сильная ея браковка и бойкая, временемъ, выплавка металла, ценности рудникамъ не прибавляетъ; a ежели ценность ихъ и повышается, то поднятіе это насильственное, искуственное. Все это доказываетъ, что, при желаніи добыть временно какъ можно более металла, лучшія жилы руды изсякнутъ скоро. Это доказывается и темъ, что не смотря на количество и ценность выработаннаго металла, многія шахты брошены.

Питкерандскій заводь кормилъ иногда до 2000 рабочихъ съ семействами; но колебаніе работъ на заводе зачастую уменьшало рабочихъ на десять разъ. Такъ въ 1866 году на заводе работы были прекращены вовсе, — и заводскія машины и строенія проданы были съ аукціона. Но въ настоящее время, въ питкерандскихъ рудникахъ — опять что-то вырабатываютъ.

Холмистыя, густыя шхеры кончаются y Питкерандо. Материкъ отъ него до острова Мадчинъ-сари идетъ уже более по прямому направленію. Въ немъ более замечательныя селенія Иля-уксу и Ала-уксу. Первое при речке того же имени и здесь находится церковъ; второе — на полуострове. Иля-уксу пилъный заводъ; сплавъ лесу для пилки изъ дальнихъ местъ съ севера; отправка же его — въ Петербургъ. Далее этихъ деревень, на высокомъ берегу материка лежатъ деревни Лиран-кюля и Уси-кюля, которыя заметны издали съ озера. Далее будетъ местность Сальмисъ или Салма, расположенная при речке Тулома.

Сальма весьма замечательное местечко. Оно находится въ самомъ северо-восточномъ углу озера, вблизи границы Олонецкой губерніи[4].

Не вдалеке отъ Сальмиса, при устье маленькой речки, находится весьма значительная деревня Минола. Деревня эта — селеніе рыбаковъ и потому по прибрежью множество небольшихъ лодокъ вытащенныхъ на берегъ. Далее при озере Каркунъ-лампъ, находится деревня Каркюля, где тоже главный промыселъ жителей рыбная ловля. Потомъ на высоте прибрежья Ладога, близъ самой границы Олонецкой губернии и почти подле деревни Пограничныя Кандуши, лежитъ деревня Маншила. Она стоитъ на большой дороге; жители занимаются хлебопашествомъ и отчасти рыбною ловлею.

На островахь вь северо - восточномъ углу Ладожскаго озера находятся следующія селенія: на Лунгула — имеются деревни Гива, Ворта-гожа, Перемо, Старая-мыза, Улаха, Умампе, Лангула и друг. Здесь же находится таможенная станція. На острове Манчинъ-сари, называемомъ въ простонародье Маницкомъ, расположены деревни — Тюмбеля, Таркикюля, Геремега, Хиляла, Рандакюля и Лельдоня. Все эти деревни Сальмискаго прихода и главное ихъ занятіе, постоянная рыбная ловля. На прочихъ островахъ въ северной части Ладоги находящихся, кроме Валаама и Коневца, постоянныхъ жителей нигде нетъ. На острове Хейнесима (Сенныхъ), паходится временной маякъ и таможенная станція. На острове Восчаномъ, принадлежащемъ Валаамскому монастырю, находится монастырскій караульный домъ.



[1] См. «ІІутеводителъ но Финляндіи» г. Г. Л., пзданный 1862 r. и брошюру «Коневскій Монастырь», изданія 1848 года.

[2] См. ст. г. Цебрикова: 0 ІІиткерандскихъ рудникахъ, Мор. Сб. 1863, № 5.

[3] Первые два года, показанныя въ таблице работы производились вт. управленіе заводомъ барона Унгернъ-Штернберга, а последніе годы — подъ управленіемъ г. Ширяева; съ 1863 года на заводе былъ управляющимъ г. Жофріо. 

[4] Объ Сальме говорено выше.

 

Вернуться в начало

Вернуться к путешественникам

Вернуться в библиотеку

Главная страница История Наша библиотека Карты Полезные ссылки Форум
 

"Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки. 

 

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru