В ИНЫХ ПРЕДЕЛАХ |
||
Воспоминания Игумена Нестора (Киселенкова). | ||
Эта
рукопись на русском языке хранится в
архиве Нововалаамского монастыря в
Финляндии. Ее автор — игумен монастыря
Нестор. В миру он носил имя Яков Киселенков, родился 19 октября 1887 года в Калужской губернии. 26 июня 1905 года поступил в Валаамский монастырь и лишь в 1918 году был пострижен в монахи. В 1926 году стал иеромонахом, то есть получил право церковного служения. Вместе с братией в 1940 году перешел в Финляндию. В
Новом Валааме Нестор стал в 1949 году
экономом, а в 1952 году — главой монастыря.
На его глазах прошли почти все последние
события валаамской обители, трагические и
печальные. Повествование
«В иных пределах» рассказывает о жизни на
Старом Валааме во время
советско-финляндской войны, об эвакуации,
о деятельности монастыря в Финляндии до 1967
года. Через несколько месяцев после того,
как игумен Нестор поставил последнюю
точку в своем дневнике, его земная жизнь
завершилась — он скончался 14 сентября 1967
года в глубокой старости и немощи.
Похоронен на Нововалаамском кладбище в
километре от монастыря. Автор не
переставал благодарить Бога за то, что Он
даровал ему такую длинную, жизнь. За
предоставленную возможность познакомить
советского читателя с архивными
материалами Нововалаамского монастыря
выражаем благодарность его игумену о.
Пантелеймону и библиотекарю монастырской
библиотеки Пиа Коскинен-Лаунонен. Вступление и публикация Натальи КОРНИЛОВОЙ |
||
Ну вот, дожил и я до 52 лет во своей обители. Шестнадцати лет оставил мир с его прелестями, думал, что Господь приведет в ней и к желанной кончине. Но Бог рассудил иначе. Опять настали для Валаамской обители испытания, грозные тучи нависли. В 1939 году, в ноябре, была объявлена война СССР с Финляндией. (С 1920 года монастырь Валаамский уже находился под юрисдикцией Финляндии.) Никто не мог себе представить, какой она будет, и случившегося ужаса не ожидали. Мы, монахи, прожившие здесь по 40 лет, а иные и более, очень редко бывали в больших городах да и газеты мало кто читал, а если и читали, то вряд ли толком понимали происходящее, поэтому у нас создавалось весьма смутное понятие о самолетах, которые сбрасывают разрушительные бомбы. Кто-то из наших наивных старцев посоветовал нарезать длинные ленты из обыкновенной бумаги и заклеить ими крест-накрест окна; будто бы стекла не будут лопаться при взрывах. Но вот 5 декабря над островом появился первый самолет и сбросил бомбу на конюшню. К счастью, она была почти пуста, так как лошади находились на работе, но все же двух лошадок поранило, а одну совсем убило. Тут только наши старички уразумели, что стекла заклеивать бумажкой не стоит, все равно толку мало. 19 декабря валаамский полицейский Салака объявил: те, кто не имеют финляндского гражданства, завтра должны покинуть остров. Господи Боже мой, сколько слез тут было пролито, каких только проклятий ни посыпалось в адрес полицейского, а собираться все же нужно было. Из монашествующих, кто не имел этого гражданства, набралось 70 человек, да еще рабочих до 20 или немного более. Всех погрузили на большой пароход и повезли в Лахденпохья, а оттуда монашествующих отправили в Каннокоски (Вазовская область), где и распределили жить по школам, а рабочих — кого куда. Вскоре самолеты стали показываться над монастырем все чаще и чаще, да к тому же финляндские военные оборудовали на соборной колокольне наблюдательную вышку. Это еще больше стало раздражать советских летчиков, которые начали сбрасывать зажигательные бомбы. Мы, оставшаяся братия, не успевали тушить пожары. Отпраздновали Сретение Господне, которое пришлось на пятницу, а 4 января в два часа дня над монастырем появилось 15 самолетов, которые начали немилосердно громить главный собор и братские корпуса. Это было так неожиданно, что на некоторых повлияло психически. Более слабодушные разбежались, а пожары возникали то тут, то там. Многие здания были разрушены. Собор богохранимый остался цел и невредим — только одна бомба попала в купол, но большого вреда не принесла. Монастырского начальства в это время на месте не было — оно отправилось в город Сердоболь, а на обратном пути застряло в Сергиевском скиту, который находился в 18 километрах от монастыря. А когда вернулось в этот самый день в 10 вечера, то оставшаяся братия по распоряжению военного начальства уже должна была покинуть святую обитель. В 10 часов 40 минут нам подали несколько грузовиков. Было очень печально смотреть, как полубольные старики суетились со своими узелками. Некоторые не могли вскарабкаться и беспомощно ждали, кто бы им помог влезть в кузов. Но вот погрузка кончилась, не успели собраться только игумен, наместник и еще пять-шесть человек, которым обещали завтра рано утром подать два грузовика и легковой автомобиль. В 12 ночи при зареве пожаров мы тихо, с большой осторожностью начали спускаться к Ладожскому озеру, которое к нашему благополучию в эту зиму очень хорошо покрылось льдом. Не было ни торосов, ни больших трещин. Ехали без затруднений, но все же наши вожатые останавливались и несколько раз прислушивались, нет ли где засады. Не доезжая до берега километров 15, выжидали целый час, причину нам не объяснили. С Божию помощью до Лахденпохья добрались благополучно к 3 утра. Поместили нас в хорошей школе, приготовили кипяток, но от переживания и потрясения мало кто им воспользовался. Большая часть наших отцов ткнулась на пол во всем своем гардеробе и забылась кошмарным сном. В восемь утра нас разбудил неестественный крик. Все вскочили в ужасе, думая, что начался налет самолетов. Оказалось, переполох учинил больной иеромонах Пахомий. Наконец получили приказ, чтобы к четырем вечера все были готовы в дорогу, но в час дня пришел наш монастырский полицейский, а с ним еще молодой чиновник, начали обыск. Некоторые отцы загодя приготовились к этому бегству и поэтому необходимые вещи тщательно упаковали, более бережливые даже зашили в большие мешки, а тут пришлось все распарывать и вытряхивать. Конечно, по адресу Салаки опять было Много проклятий, но все же и тут пришлось подчиняться. К нашему счастью, молодой чиновник оказался малоопытным, так как он излишне серьезно рассматривал вещи, на которые другой на его месте совсем не обратил бы внимания. У одного старичка нашли какой-то чертеж невинной полочки, вероятно, старик впопыхах по ошибке не заметил, как положил. Этот чертеж они рассматривали тщательно, думая, наверно, найти ключ к какому-либо важному открытию. Потом разглядывали нотную тетрадку — нет ли там чего-либо? А время шло, было уже начало четвертого, старики стали роптать, что не успеют собраться ко времени, и наши мучители прекратили истязания. Кое-как бедные старички рассовали свои пожитки с новыми искренними пожеланиями всевозможных проклятий монастырскому злодею полицейскому Салаке, который, кстати, остался должен монастырю несколько тысяч финляндских марок. Грузовики уже были поданы, и нам велели поскорей загружаться. Не обошлось и без споров между собой. Наконец успокоились. Нас повезли к вагонам, которые стояли далеко от всякого жилья, и было велено тихо грузиться. На сей раз все обошлось благополучно. Была уже ночь. Теперь нельзя понять, как мы ехали. Суток двое или трое нас катали взад и вперед. Как-то днем мы проезжали мимо леса и прозвучал приказ выходить из вагона и бежать прятаться. Я решил остаться: будь что будет. Боялся, что второпях не смогу подняться обратно в вагон, а некоторые побежали, и в это время взорвалась бомба, но несчастья не произошло. Оказалось, что бомба была сброшена на ближайшую станцию. Прибыли мы в город Ювяскюля, было велено выходить с вещами. У кого были с собой взяты маленькие саночки, тем было полегче, а кто нес вещи на себе, те порядком измучились. Вожатый привел нас к открытым вагонам, в которых возили дрова, и приказал на эти площадки и вещи нагружать, и самим взгромоздиться. На беду дул сильный ветер или, может быть, мне это показалось от быстрой езды на открытом воздухе. Ехали долго, но вот нас подвезли к какой-то даче и велели с вещами спускаться по приставной лестнице. Старики так переутомились, что и ругаться перестали. На даче чьей-то заботливой рукой уже был приготовлен чай с белым хлебом и маслом. Комнаты оказались хорошо натоплены. Мы согрелись, отдохнули и, как говорится, пришли в себя. Часа через четыре нам подали большой грузовик для перевозки телят, приказали полюбовно разделиться на две равные группы — одной ехать сейчас, а другой завтра утром. Более уравновешенные из нас и кто потолковей — остались до завтра, а нетерпеливые пожелали ехать сразу же. Я тоже поторопился с первой партией. Набились до отказа. Сколько осталось, неизвестно. Внутри грузовика была гнилая солома, пахло протухлым мясом и еще чем-то. Езда была неприятная. В четыре утра приехали в большое село Каннокоски, где нас встретил иеродиакон Савва, который был вывезен сюда раньше. Он владел финским языком, ему легко было устроить старикам маленькую передышку. Тут же в школе, близ дороги, был приготовлен чай, но многие из нас в изнеможении так и повалились, кто где мог. Было приказано быть готовыми к восьми вечера. До места осталось всего километр. В девять часов вечера привезли нас в местечко Илмакоски. Утром старший распорядитель из числа вывезенных 19 декабря распределил нас в четырех больших школах. Игумен занимал отдельную комнату у крестьянина, а остальные соборные[1] — их шесть человек — там же, но только все вместе в одной комнате. Школа в Илмакоски была для всех нас как бы центром, отсюда исходили повеления и распоряжения, и обедать все сходились сюда. Тут же проходили некоторые совещания. Остальные три школы отстояли от этой на расстоянии 4, 6 и 8 километров. Всех монашествующих было 205 человек, а женщин прачек — 13. Женщин поместили в рыбацком доме на берегу реки, где размещались старики инвалиды, и потому дом этот назвали богадельней. Наша центральная школа имела два больших классных зала, в которых были сделаны сплошные нары, приблизительно человек на 60. Бедным монахам, каждый из которых много лет жил в отдельной комнате, пришлось лечь, вплотную прижавшись друг к другу, только чтоб не валяться на полу. Утешая друг друга, мы имели надежду в скором времени вернуться в свою родную обитель. Дожили до марта, и поползли слухи, что будто бы начались переговоры о мире, а 19 марта действительно был заключен мир, но сначала мы не знали, на чьей стороне остался дорогой нашему сердцу Валаам. Потом выяснилось определенно: города Выборг, Кексгольм и наш любимый Сердоболь, а с ним святая наша обитель отошли к Советскому Союзу. Мы по национальности русские люди, и нам было очень прискорбно, что все так получилось. Теперь вопрос был поставлен ребром: куда мы, бедные, денемся? Монастырских денег мало, а численность братии все же была порядочной. Наши начальники серьезно призадумались, начали наводить справки, нет ли где местечка, подходящего к укладу монашеской жизни. Было много предложений, но все оказались неприемлемы — то близко город, то предлагали участок леса, который сперва надо вырубить, чтобы очистить место для постройки, а это было для нас очень затруднительно. Школьное начальство стало нам намекать, что пора позаботиться о дальнейшем своем существовании. Школы, в которых мы помещались, уже требовали ремонта. Пришлось ускорить поиски места. Но Господь больше печется о нас, чем мы сами о себе: добрые люди указали поместье, которое желали продать. Наши начальники быстро собрались и поехали смотреть. С ними беженец архитектор, который прежде жил в нашей обители. Поместье это находилось в Сан-Михальской губернии. Место дачное, поблизости обывателей не было, кругом лес да вода, тишина абсолютная. Но это еще не все. Когда осматривали помещение, в одной из комнат увидели образ наших преподобных Сергия и Германа. Это было чудесное указание самих преподобных, что именно это место нам уготовано. Хозяева поместья, конечно, были лютеране, которые икон не почитают, но как у них очутилась икона преподобных Сергия и Германа, для нас осталось загадкой. Хозяйственной утвари было много, некоторые постройки требовали приведения в порядок, оказались запущены и поля. Лесу имелось 300 гектаров, а пахотной — 50. На полях обилие камней. Старики наши разделились на три группы и с рвением набросились на них: кто динамитом рвал, кто, вырыв глубокую яму, хоронил их, а маленькие просто корзинами собирали. Купили имение за 2825000 финляндских марок. После законного утверждения купчей приступили к перестройке зданий жилого помещения. Из большой старой конюшни выкроили 36 келий и поместили в них по три-пять человек. Из жилых домов тоже умудрились «сочинить» как можно больше комнат, даже чердак приспособили под жилье. Теперь старцы поместились с великой скорбью в клетушках по два-четыре человека. Трапезную соорудили из барской гардеробной и из гаража для автомобиля. Эти оба помещения соединили, достроив промежуток между ними, и получилось сравнительно сносное здание. В силу необходимости и во избежание несчастных случаев пришлось провести электрическое освещение, за которое уплатили фирме за проводку линии, за трансформатор и прочее 2170255 марок. По указанию духовника иеросхимонаха Ефрема сделали приличный иконостас — некоторые иконы, а также и часть мелких колоколов при помощи военных были нами вывезены со Старого Валаама. Создалось что-то похожее на бедную обитель. Постепенно жизнь стала налаживаться, хотя такой дисциплины, как на Старом Валааме, уже не было — в церковь ходили кто в чем, да и спрашивать строго за это было нельзя, ведь вывозили нас спешно, некоторые монахи брали с собой что попало под руку, а более нужное оставили. Место, купленное нами, называлось Папинниеми. Кругом озера, а рыбы в них совсем мало; так что по необходимости пришлось мириться с положением и есть мясную пищу, о которой прежде даже и помышлять не могли. Когда покупали имение, то вместе с ним приобрели несколько коров и свиней. На Старом Валааме военные взяли у нас около пятидесяти лошадей, а по окончании войны обратно вернули только четырнадцать, и то почти все из них стали калеки, потому обитель для хозяйственных нужд приобрела шесть лошадей. А молотилка и две косилки уже имелись. Богослужение совершалось так: вечерня в пять часов (зимою в четыре), полунощница с утреней в четыре часа и сразу же литургия. В субботу малая вечерня в четыре часа, всенощная в шесть вечера, а литургия в шесть утра. В 1943 году к нам переселились 6 монахов Печенгского монастыря. За них Церковное управление по условию платило Валаамскому монастырю ежемесячно за каждого по 2500 марок. Монахи новые были очень трудолюбивые, примерные. В 1956 году, в августе, в нашу обитель переселили и коневских монахов — девять человек, почти все они были престарелые. Церковное управление обязалось платить за каждого из них по 3000 марок. В 1956 году нас всех, монашествующих, осталось 68 человек, почти все престарелые. По милости Бога и по молитвам преподобных Сергия и Германа обитель пока существовала, хотя в смысле хорошего ведения хозяйства становилось все трудней — молодых сил нет, а старикам уже многое не по силам. Из карел никто по призванию не желает поступать в монастырь. Платных работников держать очень дорого, но все же летом приходится нанимать. В 1917 году, в октябре, в Валаамском монастыре состоялся съезд духовенства и мирян, на котором обсуждался вопрос о введении нового календарного стиля. После споров подавляющим числом голосов решили перейти на новый стиль. Преосвященный Серафим, правящий финляндской епархией, доложил об этом Синоду. Святейший Синод представил преосвященному право разрешить такой переход там, где это окажется неизбежным. Некоторые приходы сразу же это сделали. Думали, что тем все и кончится, а получилось наоборот: ситуация стала обостряться. Серафим сперва был как будто и не прочь перейти на григорианский стиль, а потом пошел на попятную. С того времени взгляды Церковного управления и архиепископа Серафима разошлись. Пошла такая неразбериха, что Боже упаси: в одном и том же храме двунадесятые праздники отмечали по два раза — согласно разным календарям. Русскую Церковь взбаламутили «живоцерковники». Бог весть какая была у русских попов-самозванцев цель, но некоторые финляндские православные попы, воспользовавшись смутой, задумали совсем отделиться от Русской Церкви и перейти к Константинопольскому патриарху и на новый стиль. На Сердобольском церковном соборе решили избрать викарного епископа, большинством голосов таковым был избран вдовый священник Герман Аав из Эстонии. Архиепископ Серафим в это смутное время посетил Валаамскую обитель, которая уже отпраздновала свои престольные праздники по новому стилю. Большинство братии, недовольное новым стилем, обратилось к владыке с усердной просьбой о переходе опять на старый стиль. Владыка согласился и приказал монастырскому начальству подать ему об этом прошение. На прошении владыка наложил следующую резолюцию: «1922 г. июля 12-го. Согласно единодушной просьбе всего братства Валаамского монастыря, благословляю при действии нового стиля пользоваться в церковно-богослужебной практике и старым стилем. Архиепископ Серафим». Престольные праздники были отпразднованы второй раз, по старому стилю. Финляндская Православная Церковь совсем перешла в Константинопольский Патриархат, а также и на новый стиль без всякого благословения русского патриарха Тихона, который сообщил, что на принятие нового стиля для Финляндской Церкви дать благословения не может. Валаамская обитель опять с великой скорбью праздновала свои праздники, кроме святой Пасхи, по новому стилю. Но некоторые из братии решительно отказались от нового стиля и обособились совершать богослужения по часовням, а зимою по мастерским. В 1922 году правительство предложило преосвященному Серафиму оставить свою кафедру якобы из-за незнания финского языка, но на самом деле — как русофила. Ему назначили местожительство в Коневском монастыре. Протоиерей Герман Аав был уже хиронисован в епископа Карельского. Финляндская Церковь уже праздновала по новому стилю и святую Пасху. 2 сентября 1922 года епископ Герман дал по телефону указ игумену Павлину, что Валаамскую обитель посетит греческий митрополит Германос и мы вместе будем служить всенощную и литургию: «Прошу назначить шестерых иеромонахов, архидиакона, двух иеродиаконов, иподиаконов и прислужников». Старшая братия (соборные) категорически отказалась от богослужения. Игумен Павлин был в затруднении. Эконом Харитон хотя и согласился вести службу, но игумен опасался, как бы тот в последнюю минуту не увильнул. Так чуть было и не случилось: Харитон уже намерен был ехать торговать яблоками, но игумен показал свою решительность и вернул его. Почти все священнослужители по разным причинам отказались от служения с митрополитом Германосом и с епископом Германом. Но все же, хотя и с большим трудом, нашлось требуемое число священнослужителей, и служение состоялось. Иподиаконы, однако, не подходили причащаться оттого якобы, что много дел. Но архидиакон без всякой церемонии взял одного из них за шиворот и привел к епископу Герману: «Вот, владыка, ваш ставленник, а не желает с вами причащаться». Владыка Герман даже изменился в лице, но ничего не ответил. 24 сентября митрополит уехал из монастыря. По его отъезде в следующее воскресенье иеромонахи, назначенные служить, отказались от богослужения с теми, кто служил с митрополитом и с епископом Германом, а также и с настоятелем. Мало кто стал ходить молиться в собор. Сделалось немножко жутко. Были назначены временно исполняющие должностные лица: наместник, казначей, ризничий, духовник и благочинный, которых утвердили законным порядком. Церковное управление не замедлило проявить и репрессивные меры: в первую очередь предали суду и разослали по скитам соборных, а затем наказали и тех, кто не захотел подчиниться игумену, — всего таких было 133 человека. Очень получилось прискорбно: святая обитель разделилась на два лагеря. Когда был допрос, то выяснилось, что с настоятелем желают быть в молитвенном общении 170 человек. Но все же священнослужителей не стало хватать. Пришлось несколько человек рукоположить в сан, хотя этих церковнослужителей сторонники старого стиля не признавали и благословения от них не брали. Волнение разгоралось все больше и больше. Начались тайные заграничные переписки. Братство совсем разделилось. А финляндское Церковное управление все продолжало нажимать. Бог весть с какой целью они принуждали к новому стилю монахов, живущих совсем отдельно от мирских жизнью, да еще на острове, который отстоял от берега на сорок километров. Гражданские праздники они не нарушали, а какое дело лютеранскому государству, если монахи поют стихиры преподобному Спиридону или другому святому. Но все же бедным старикам пришлось из-за стиля покинуть святую обитель. Грустно, проживши здесь 40-50 лет, расставаться с дорогим Валаамом, где положено столько трудов и пролито слез, и ехать умирать в Сербию или еще куда. Но некоторые отцы — их было немного — с присущей им дипломатией умудрились остаться в монастыре. Хотя они и не сочувствовали новому стилю и в церковь не ходили, но с игуменом были в хороших отношениях и оставались на своих послушаниях. И вот в 1940 году Господь Бог опять послал свое испытание нам, немощным инокам, — переселение. Обедать мы сходились вместе, а Богу молились врозь, двумя группами, — те, кто за старый стиль, и кто за новый. Продолжали так молиться вплоть до 1945 года. По окончании войны прошел слух, что в Хельсинки по церковным делам приезжает митрополит Ленинградский Григорий, финляндская автономная Православная Церковь не имела молитвенного канонического общения с Русской Церковью, находясь к тому времени в ведении Константинопольского патриарха около тридцати лет. Целью приезда митрополита в Финляндию была попытка вернуть финляндскую Православную Церковь в лоно Русской Церкви. Дело это как будто уже налаживалось. Архиепископ Герман дал свое согласие, хотя и неофициально, но имеющие власть опять посадили его в свои сани. Наш настоятель игумен Харитон поспешил в Хельсинки встретить авторитетного гостя и уговорил его посетить нашу новую обитель, чтобы объединить братство и, если будет возможно, то и совсем перейти в Русскую Церковь, но риск был большой. Наш монастырь все же находится в Финляндии. Возможно, нас тогда могли бы попросить покинуть страну, а мы уже успели пустить здесь корни. Но тут природный ум нашего игумена Харитона нашел лазейку, он предложил митрополиту Григорию принять нас в Русскую Церковь только канонически, а в юридическом и административном порядке во всем подчиняться архиепископу Финляндской Церкви. Так и сделали. Митрополит Григорий, как человек решительный и смелый, по прибытии в нашу обитель не стал медлить, а велел собраться всем монахам, придерживающимся как старого, так и нового стиля, и объяснил, что обе партии заблуждаются и нарушают законный порядок. «Новостильники» — в качестве нарушителей церковной дисциплины, а «старостильники» — как сочувствующие Карловацкому незаконному собору. С митрополитом был его секретарь, некто А. Шишкин, доцент Ленинградской академии. Видя, что владыка слишком переутомился от путешествия, он упросил его дать разрешение поговорить с монахами. Владыка разрешил. И Шишкин стал доказывать, что обе стороны должны принести покаяние перед Русской Церковью. Говорил он много и убедительно, а в заключение крикнул: «Поняли?» Из толпы монахов ответили голоса: «Поняли, поняли». Я стоял близко от стариков монахов и слышал, как один спрашивал у другого: «А что он говорил-то?» В заключение спели: «Тебе Бога хвалим». На следующий день велено было собраться всем в церковь, дать подписи о согласии. На шесть вечера было назначено всенощное бдение. Служили с митрополитом и «новостильники», и «старостильники», которые после двадцатилетнего нехождения в церковь позабыли порядок службы и немилосердно все путали. На следующий день в одиннадцать была общая трапеза, после чего митрополит опять обратился к братии, призывая к миру и братской любви. Объяснил, что все должны перейти на старый стиль ради мира и за богослужением поминать русского патриарха Алексия. В административном отношении следовало во всем подчиняться архиепископу Герману и также поминать его имя за богослужением после патриарха. «Старостильникам» пришлось покориться. Слава Богу, братство наше опять объединилось, и мы начали вместе молиться и славить Господа едиными устами и единым сердцем. И в таком согласии мы прожили до 1957 года. При отъезде митрополит пожелал нам продолжить нашу иноческую жизнь в смирении и надеяться e будущем вернуться в свою родную обитель на Старый Валаам. Игумен Харитон скончался по новому стилю 27 октября 1947 года. После него настоятелем стал игумен Иероним (фельдшер). Из Церковного управления раздавались некоторые угрозы и придирки, но по молитвам преподобных Сергия и Германа репрессии как-то сами собой сглаживались. Игумен Иероним скончался в 1952 году. Тогда же я был выбран настоятелем. В октябре меня вызвали в Ленинград для возведения в сан игумена. Нас в поездке было двое — выбранный благочинным монах Симфориан был рукоположен во иеродиакона, а на другой день во иеромонаха. Рукополагал сам митрополит Григорий. В 1954 году нашу обитель посетил русский митрополит Крутицкий Николай. Служил литургию, посетил некоторые кельи, беседовал с братиею. Обласкал стариков и обнадежил, что если случится какая-либо неприятность со стороны Церковного управления, то, мол, не смущайтесь, мы возьмем вас на родину. Старики были рады, ждали случая и повода, за что бы уцепиться. В 1955 году состоялся очередной собор, который в Финляндской Церкви бывает каждые пять лет. Старики ждали, что на них за нелегальный переход под Московскую Патриархию посыплются гром и молния, но по милости Божией и тут нашлись защитники. Все прошло благополучно, кроме некоторых тонких намеков настоятелю. Два года мы прожили мирно и спокойно. И вот пошли слухи, будто бы Русская Церковь раскрывает свои любвеобильные объятия и хочет примириться с Финляндской Православной Церковью. Слухи подтвердились. Русский Священный Синод поручил митрополиту Крутицкому Николаю довести до сведения архиепископа Германа решение Московской Патриархии. 3 мая 1957 года монастырь получил сведения, что в Хельсинки приехал митрополит Николай и посетит нашу обитель. За два дня до своего приезда к нам митрополит прислал протоиерея М. С. Славнитского, которому было поручено подготовить наше братство к переходу в полное ведение Финляндской Православной Церкви. Наше братство было очень опечалено, и некоторые затаили в себе желание — когда приедет митрополит, заявить ему об этом, покинуть обитель и переехать куда-либо в другое место. 8 мая митрополит Николай пожаловал к нам. Его высокопреосвященство велел собраться в час дня и объявил, что Валаамский монастырь должен подчиниться во всем автономной Финляндской Православной Церкви. Не только в административном, как было до этого, но и в молитвенном каноническом отношении. А если некоторые монахи выразят желание продолжать иноческую жизнь в Советском Союзе, то они будут приняты в монастыри Русской Православной Церкви. Старцы подняли шум и один за другим начали изъявлять желание переселиться на родину. Всего таких набралось 24 человека, а в то время наше братство состояло из 60 человек. Но Божий промысл судил иначе. Когда высокопреосвященство владыка уехал, некоторые из отцов постепенно стали приходить в память и втихомолку начали отказываться от своего решения. Только семь человек фанатично настаивали на том, чтобы их поскорее отправили. Дело пошло через советское посольство (в Хельсинки). Отправкой заведовал секретарь посольства И. А. Шишкин. Он очень желал, чтобы как можно больше старцев уехало в СССР. Дело это тянулось с мая до октября. Но вот наконец было от обеих сторон, из Советской России и от Финляндского правительства, получено разрешение на переселение. Церковное управление позволило брать с собою как личные лишь те вещи, которые были в келье, но отнюдь не казенные, монастырские. Итак, наши отцы-пилигримы покинули свою родную обитель и пустились в неизвестную страну. По слухам, их отправили в Молдавию, но они спустя пять дней сбежали оттуда. Хотя там был как будто и устроенный монастырь. Однако богослужение совершалось на молдавском языке, бани не имелось и чаю не давали. Святейший патриарх Алексий, уважая наш Старый Валаам, разрешил им переехать в Печорскую обитель (Псковской области), которая была у новых властей оставлена как музей. Построена она была, как говорят, в 1519 году, из коренных монашествующих, принявших там постриг, в 1957 году осталось здесь только несколько человек, остальные были собраны из разных закрытых монастырей и уже тоже престарелые. Наши отцы-беглецы и водворились там: 80-летний иеросхимонах Михаил, 84-летний иеросхимо-нах Иоанн, 78-летний иеромонах Лука, 69-летний иеромонах Геннадий, 59-летний иеромонах Сергий, 79-летний монах Гурий и 82-летний монах Борис. Через два года четверо из них — иеросхимонахи Михаил и Иоанн, иеромонахи Сергий и Геннадий — один за другим скончались. Нас же в Финляндии теперь осталось всего 53 человека. Бог весть какая судьба ожидает нас. Доживем ли мы в этой тихой обители или опять постигнут нас превратности судьбы? ДОПОЛНЕНИЯ В ДОКУМЕНТАХ И ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЯХОтзыв
правительственного советника А. Инкинена
от 3 августа 1953 года. В начале своего отзыва Инкинен довольно подробно объясняет причины и обстоятельства, по которым Финляндская Православная Церковь отделилась от Русской Церкви. В сем отзыве сказано между прочим следующее: «...что касается особенно монастырей, то их внутреннюю жизнь определяет особая инструкция от 31 мая 1932 года. Все эти постановления и инструкции предполагают, без всяких сомнений, что монастыри должны подчиняться только своей местной церковной власти и правительству страны. Кроме сего, следует принять во внимание тот параграф закона о свободе вероисповедания, который выражает точку зрения законов Финляндии относительно финляндских монастырей. Так, запрещая основание новых монастырей, закон нашей страны не признает никаких других монастырей, кроме ныне существующих, если они искренне и без лукавства покоряются требованиям законов страны. Переход Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Вселенского патриарха произошел потому, что Московский патриарх весной 1922 года был насильно смещен и Финляндская Православная Церковь не согласилась признать пришедшую к власти в Москве «Живую» Церковь наследницей законных прав Московского патриарха». Далее Инкинен описывает переход валаамцев в юрисдикцию Московского патриарха и обвиняет митрополита Григория и монахов в больших преступлениях против церковных законов Финляндии. «Прежде всего нельзя в этом случае забывать того, что установление канонических границ и отношений не во власти монахов, а дело церковного собора, которому монастыри подчинены. Монахи не имеют никакого права голоса от имени Финляндской Церкви и не могут иметь заграничную переписку церковного характера. По-видимому, монахи совершенно позабыли свои иноческие обеты и обязанности в смысле послушания своему епископу. В этом отношении уместно напомнить о некоторых канонических постановлениях, касающихся монастырской жизни и обязанностей монахов. Иноки должны быть послушны своему епископу, жить в молчании, усердствовать в посте и молитве, не отлучаясь из места своего пребывания и не вмешиваясь в дела церковные и мирские. Нарушителей этих постановлений надо отлучать от церкви, чтобы Имя Божие не было посрамлено». Далее Инкинен говорит о том, что церковный суд Финляндской Православной Церкви имеет право снять монашество и священный сан с наших монахов за их самовольные поступки и предать нас к отлучению, чтоб монахи имели время в разум прийти и раскаяться в своем необдуманном, незаконном переходе в Московскую патриархию. Но если же монахи в скором времени не покаются, то никакая сила не может сохранить эти монастыри и воспрепятствовать их закрытию. Вселенский патриарх Афиногор в своем послании архиепископу Герману от 19 мая 1954 года пишет, что в 1945 году Русская Православная Церковь обратилась во Вселенский патриархат и просила от Вселенского патриархата благословения на то, чтоб Финляндская Православная Церковь снова подчинилась Московской патриархии. Но Вселенский патриарх и Синод при нем не нашли возможным удовлетворить просьбу Московской патриархии вследствие того, что Финляндская Православная Церковь постоянно находится вне границ Русской Православной Церкви, в политически самостоятельном Финляндском государстве, ввиду сего те причины, по которым она перешла в юрисдикцию Вселенского патриархата, все еще существуют. Финляндское Православное Церковное управление Куопио 26 ноября 1952 года, № 3257.«Правлению Валаамского монастыря. Принимая во внимание тот факт, что Церковное управление в любой момент может оказаться обязанным дать отзывы по поводу так называемого монастырского кризиса, а значит, и в том факте, что Валаамский и Коневский монастыри подчиняются Московской патриархии, хотя законы Финляндии и постановление нашей церкви не признают другого рода монастырей, как только подчиненных Финляндской Православной Церкви. Церковное управление, согласно сегодняшней резолюции, предлагает монастырскому управлению дать на финском языке объяснение о том, как случилось присоединение Вашего монастыря к Московской патриархии и на каком основании. Церковное управление напоминает, что оно не имеет никаких документов о том, что от высокопреосвященного архиепископа Германа было прошено разрешение для этого перехода. Церковное управление дружески советует вашему монастырю организовать свои дела так, чтобы монастырь не нарушал законов нашей страны, постановлений и инструкций нашей церкви, ибо иначе юридическое право существования монастырей будет подвергнуто сомнению. За церковное управление — председатель, архиепископ Герман, и. о. секретаря — Паул Тулехмо». «Церковному управлению. (Ответ — от автора.) Ссылаясь на Ваше отношение № 3257 от 26 ноября 1952 года, правление Валаамского монастыря сообщает Вам нижеследующее. 1) 3 ноября 1945 года, за № 2253, Церковное управление просило игумена Харитона послать Церковному управлению официальное объяснение о переходе братства в юрисдикцию Московского патриарха. 7 ноября 1945 года, за № 296, игумен Харитон послал высокопреосвященнейшему архиепископу Герману просимое объяснение на русском языке. 13 ноября 1945 года секретарь Церковного управления А. Перола просил по телефону игумена Харитона послать Церковному управлению таковое объяснение на финском языке, которое и было послано 16 ноября за № 303. 23 ноября 1945 года, за № 2338, Церковное управление просило игумена Харитона прислать Церковному управлению копии писем игумена Харитона патриарху Алексию от 29 марта и 5 июня 1945 года. Эта просьба была исполнена 29 ноября 1945 года за № 320. 2) Мы уверены в том, что в архиве Церковного управления хранилась упоминаемая нами переписка, из которой явствует, например, то, что тогдашний секретарь Церковного управления А. Перола на запрос игумена Харитона: «Как нам быть?» ответил определенно, что нам нужно перейти в каноническое подчинение Московской патриархии. Тем более что глава нашей церкви архиепископ Герман и он, Перола, дали свою подпись о согласии на переход в юрисдикцию Московской патриархии. Покорнейше просим Церковное управление принять во внимание вышеупомянутую переписку и особенно ответ игумена Харитона на финском языке за № 303 16.11.45, к которому мы ничего добавить не можем, ибо у нас тоже не имеется никаких документов в том, просил ли покойный игумен Харитон от владыки Германа разрешения на переход в юрисдикцию Московского патриархата или нет. Нас несколько удивляет то, почему Церковное управление не обратило внимания на это дело при жизни игумена Харитона, которого следует считать фактически совершителем всего акта нашего присоединения к Москве. Всем хорошо известно, что в монастыре воля отца игумена — закон для каждого насельника. Насколько мы знаем, покойный отец игумен Харитон всегда во всех важных делах обители обращался за благословением к владыке Герману, и поэтому мы думаем, что он получил от него устное благословение. Еще просим Вас принять во внимание тот факт, что теперешние члены правления Валаамского монастыря, исключая эконома, во время канонического присоединения к Московской патриархии находились в числе рядовых членов братства и, конечно, как и все иноки, считали волю игумена Харитона своим законом. Кроме того, всему нашему братству были хорошо известны одобряющие присоединение к Русской Церкви отзывы владыки Германа и А. Перола. 3) «Церковное управление дружески предлагает монастырю устраивать свои дела так, чтобы они не нарушали законов страны» и т. д. Мы согласны с тем, что настоящее положение нашего монастыря с точки зрения Церковного управления не совсем нормальное, но что мы можем сделать для его улучшения? Семь лет у нас в монастыре используется один старый стиль после 20-летнего печального разделения. Вся братия молится вместе, и все священнослужители на богослужениях поминают высокопреосвященнейшего архиепископа Германа, как главу нашей Финляндской Православной Церкви. Административно мы во всем подчиняемся финляндскому Церковному управлению. У нас теперь мир и полное церковное единомыслие между братии. Но какой бы у нас получился новый раскол, если бы нас заставили порвать каноническую связь с Русскою Церковью или же перейти на новый стиль. Такие принудительные мероприятия, от каковых да сохранит нас Господь, были бы неизбежным смертоносным ударом всей Валаамской обители Поэтому и братство монастыря ждет и просит снисхождения Финляндского Церковного управления. Мы, валаамцы, почти все в преклонном возрасте, отживаем свой век и через каких-нибудь 10 лет нас не будет. И когда мы унесем в могилу с собой дух и традиции русского православного монашества, тогда новые ревнители иноческого жития могут беспрепятственно устраивать дела наших монастырей так, что они во всем будут соответствовать нормальному положению здешних монастырей За монастырское правление — игумен Нестор». ...В Коневской обители сперва устраивали общие духовные процессии, крестные ходы, некоторые богослужения, общее купание, бега в купальных костюмах, и в качестве приза поп-распорядитель вручал по нескольку конфет. (Игумен всегда брал первый приз.) А потом у них исчезла серебряная рака преподобного Арсения. Хотя потом и нашли несколько кусков, но не все. Хозяйство передали какому-то управляющему. Люди Божии помогли женить отца игумена, потом и совсем закрыли Коневскую обитель, а остальных стариков монахов переселили в Валаамскую обитель за некую плату. А в настоящее время Церковное управление усмотрело, что и у валаамских отцов силы слабеют, приложило усердие к нам, старикам. Года два назад начали и нас посещать, тайно осматривать хозяйство, исследовать почву, сделали смету, сколько можно извлечь пользы, если усовершенствовать хозяйство, но таких денег у нас уже не было. В марте 1964 года прислали бумагу и приглашали нас на совещание, решение которого явно было предопределено, нас же для формы позвали. Я по болезни не мог явиться на собрание, а мои сподвижники: казначей, ризничий и эконом тоже отказались. На 20 апреля опять приглашали, а у нас началась страстная седмица, мы тоже отказались. После праздника Пасхи я совсем расхворался, и мне по болезни ног пришлось лечь в больницу. Только приехал домой, меня уже ждал сюрприз — письмо из Церковного управления, в котором было приказано к такому-то числу в указанные часы явиться к иеродиакону Мефодию и архиепископу Павлу. Там архиепископа снабдили инструкциями и сотворили между Церковным управлением и монастырем посредника в денежных делах и для совершения разнообразных покупок. А через два дня приехал отец благочинный А. Касанко с соответствующими полномочиями от Церковного управления и начал зачитывать какие-то постановления. Я, как не владеющий финским языком, имел мало понятия о параграфах «Узаконения» о монастырях. Церковное управление нашло лазейку, как нас своими юридическими параграфами поставить в тупик. У него заранее были приготовлены разные угрозы. Одним словом, приставили нож к горлу. Прислали заготовленную бумагу, чтобы я отказался от подписей денежных и хозяйственных. Я спросил своих отцов, как же нам поступить? Они сказали, что же поделаешь, если создалось такое положение, лучше подчиниться и идти мирным путем. Тогда я с болью сердца подписал заготовленную бумагу... Мне оставили только право церковного богослужения. Если бы я не подписал их бумагу, то могло бы случиться, что они разогнали бы всех стариков по богадельням. Мне жаль было старцев, которые были совсем слабыми и желали кончить свое земное существование во святой обители. А теперь кончились все монастырские традиции. Прибыл от Церковного управления эконом с трубкой в зубах и начал наводить свои порядки: устроил кухню — по-современному, с шиком, поставили кухарку, а нашего старика повара уволили... В августе прибыл управляющий по полевым работам на место нашего эконома, который вел это хозяйство 36 лет. Купили трактор и из имевшегося у нас капитала в 14 миллионов у них осталось монастырских денег совсем ничего, поэтому уже без нашего согласия начали продавать лес. Наших же рабочих вместе с трактором посылали в женский Линтульский монастырь и нашего послушника без нашего разрешения вместо рабочего тоже переселили туда же. А обитель теперь имеет значение, во всех отношениях очень близкое к богадельне. С богомольцев, если они живут несколько дней и берут себе с кухни пищу, назначена плата. Валаамский монастырь, по преданию, существует более тысячи лет, и в его истории такого никогда не было: платили кто сколько мог. А еще освобождают один братский корпус и устраивают в нем туристические номера, конечно, тоже за плату. Публикуют в газетах объявления, не пожелает ли кто потрудиться бесплатно по ремонту или пожертвовать одеяла для этих номеров. Одним словом, хотят устроить у нас курорт. Так новые наши хозяева или опекуны-строители прохозяйничали около двух лет. Весь монастырский капитал разорили, лес и скот продали, но ничего путного не добились. 1965 год. 23 сентября нашу обитель посетил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим. Его сопровождали два протоиерея: благочинный Гельсингфорсских общин Евгений Амбарцумов, протоиерей Ливерий Воронов и митрополичий диакон Павел. А от Финляндской Церкви — архиепископ Павел, священник Николай Кариомаа, протодиакон Лев Часанко, два иподиакона и секретарь Хаутсенен... 14 февраля 1967 года. Нашу обитель посетили советские гости, два епископа: Ювеналий Зарайский и Михаил Тихвинский, их сопровождал протоиерей отец Евгений Амбарцумов (настоятель бывшей Александро-Невской лавры). 2 февраля по старому стилю в Сретение Господне служили всенощное бдение, а утром литургию. Им помогали наш иеромонах отец Симфориан и отец протоиерей Евгений, два диакона и иеромонах Савва. По необходимости мне надо было остаться обедать, хотя я и очень изнемог. В начале обеда кое-как еще уселся, а после никак не мог подняться, не во что было упереться руками, а ноги совсем ослабли. И вот два архиерея поднимали меня под руки и все же не могли поднять. Кто-то из молодых подошел и помог мне подняться. Преосвященный Ювеналий в шутку говорит: «Какие стали архиереи слабые, одного игумена поднять не смогли». Очень было приятно, какие русские люди ласковые. А затем был приглашен фотограф и всей группой снимались. После всего этого я извинился в своей немощи, распрощался и ушел в свой затвор.
|
||
Вернуться обратно | Перейти в начало | |