Кончина

Пять лет пробыл о. Назарий в Саровской пустыне, и скончался 23 февраля 1809 году, семидесяти двух лет от рождения, в своей келии, на берегу речки Саровки по течению ее на правой стороне. 23 февраля 1809 года. Братия застала его у в живых, но он уже не мог сказать ни слова. Скончался он в 6-ом часу по полудни. Тело его погребено у алтаря теплой церкви; близ его духовника иеросхимонаха Варлаама.

Над ним был поставлен памятник со следующей надписью:

“Назарий прахом здесь душею в небесах:

И будет незабвен в чувствительных сердцах,

В которых он вместил священны те таланты,

Пред коими ничто мирские адаманты.

Покойся Отче зде без скорби и рыданья,

Доколь наступит день комуждо воздаянья”.

 

Почитание о.Назария

Путешественник Муравьев посетивший Саровскую пустынь так пишет об отце Назарии: «А старец Назарий, о котором конечно вы много слышали в столице, после долгого настоятельства в обители Валаамской, погребен у алтаря теплой церкви, и вы видите его памятник отсюда».

Свидетельством этому - предание, что вовремя морского сражения с Шведами, бывшего близ Петербурга, в царствование Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины II[1], когда в большой страх приведены были жители Петербурга и преосвященный митрополит Гавриил заключился в уединении, внезапно пришел старец Назарий и требовал, чтоб о нем доложили преосвященному. Келейный отвечал, что владыка никого не велел принимать к себе. «Это дело иное, отвечал Назарий, меня не нужно ему принимать, я просто подойду к нему, и хотя может быть, ему и не до меня, да мне теперь есть дело до него». Быв наконец допущен, о.Назарий решительно представлял Владыке, чтоб он утешился от скорби надеждою победы и безопасности, и даже указав ему на небо к стороне моря, показал на светлых облаках восходящие на небо души воинов, положивших живот свой за Церковь, Царицу и Отечество. Предание прибавляет, что митрополит Гавриил немедленно, лично или письменно, обратился к императрице с утешительным и обнадеживающим словом, и что в последствии, когда слово оправдалось событием, Она милостиво приняла вместе с митрополитом и старца Назария.

Отец Назарий однажды был по делам монастырским в Петербурге и шел с другим старцем по Выборгской стороне. В это время Великий Князь Павел Петрович (Впоследствии Император), выехал за Неву реку. Увидав старце в убогом рубище, он спросил: откуда вы и что за старцы? И узнав, что один из них был игумен Назарий, благодарил его за успешное восстановление Валаамского монастыря; так как он уже слышал много доброго о старце Назарии, славившимся духовной опытностью и попечительностью о благе обители.

Еще об одном случаи рассказывал келейник преосвященного Гавриила Мельхисидек, бывший впоследствии архимандритом Спасо-Ефимиева Суздальского монастыря и келейник о.Назария, иеромонах Иларион. В царствование Государя Императора Александра Павловича, однажды старца Назария в Петербурге пригласили в дом сановника К., в то время подпавшего немилости Государя Императора. Супруга сановника просит о.Назария: помолись о.Назарий, чтобы дело мужа моего получило добрый исход. «Хорошо, - отвечал Назарий, - надо помолиться Господу, чтобы наставил Государя, но надо попросить и приближенных Его». Супруга сановника думая о начальниках своего мужа, говорит: мы уже всех просили, да что-то надежды мало. «Да вы не тех и не так просите. Дай мне несколько денег». Та вынула несколько золотых монет. «Нет, эти мне не годятся; нет ли медных, или маленьких серебренных». Она велела подать тех и других. О.Назарий взял денег и ушел из дома. Целый день ходил по улицам и местам, где полагал найти бедных и нищих и раздавал милостыню. К вечеру явился в дом К., и с уверенностью говорит: «Слава Богу, обещали, все Царские приближенные за вас». Обрадованная жена идет сообщить больному от скорби мужу, и сам К., призывает к себе и благодарит о.Назария за ходатайство пред вельможами. Еже Назарий не отошел от постели К., как приходит известие о благополучном окончании дела. К. от радости почувствовал облегчение от болезни, и спросил о.Назария: кто из приближенных Государя был к нему более благосклонен? Тут он узнал, что это были нищие – приближенные Господа, по словам Назария. Глубоко тронутый благочестием Назария, он навсегда сохранил к нему благоговейную любовь.

К нему за духовным советом обращался будущий оптинский старец, архимандрит Моисей: «Поблагодарите за почтенные писании ко мне бывшего игумена Назария, отца моего Илариона, отца Владимира. Я постараюсь все, то исправить о чем писано отцем игуменом…»

Так игумен Антоний (Бочков),настоятель Малоярословецкого монастыря писал игумену  Саровской пустыни:

«…Просил у Вас о жизнеописании преподобного отца Назария, игумена Валаамского; о коем и ныне прошу Вас и молю утешить меня присылкою онаго, за что Вам смиренной мой поклон будет лицом до земли…». «Чувствительно благодарю Вас батюшка за присланные жизнеописания Великих старцев Назария и Серафима, которых я не видевши ни разу душевно чту, и поминаю.»

 



[1] В данном случае речь идет о Гоголандском морском сражении которое состоялось в ходе русско-шведской войны 1788-1790 гг. между русской и шведской эскадрами в районе о.Гогланд (Финский залив), 6 июля 1788 г.. Шведская эскадра вошла в Финский залив, чтобы блокировать Кронштадт и разбить русский флот, а затем атаковать Петербург. Русская эскадра  вышла из Кронштадта навстречу противнику и в 17 ч. 6 июля началась артиллерийская дуэль с ним. Однако уступить должна была шведская эскадра, скрывшиеся в Свеаборге. Потери сторон  были примерно равны (русские потери составили 349 чел. убитыми, 644 ранеными и 754 пленными). Победа сорвала планы шведов – высадить десант и атаковать столицу России.

Вернуться обратно Перейти в начало