Валиты и арбуи

Вернуться обратно

Грамота № 590Очень мало знаем мы об общественном устройстве древних карелов. Пожалуй наиболее ранние сведения содержатся в "Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна". В ней говорится о правителях Кирьялаботнар с которыми воевали викинги. Названы: Грим, Свид и Валь. О последнем сказано: "Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он получил так много золота, что его невозможно было сосчитать". Сведения о Кирьялаботнар в сагах похожи на сказки, но главное что викинги знали  Кирьялаботнар, воевали с их правителями и эта страна была богата. Интересно имя одного из правителей - Валь. Вспомним о нем позднее.

Новгородцы знали карелов значительно лучше, чем викинги, но тоже мало пишут об их правителях. Вероятно это связано с тем, что новгородцы вообще старались не вмешиваться во внутренние дела дружественных народов. Им достаточно было военного и торгового союза.

Пожалуй, наиболее раннее упоминание о карельских правителях содержится в летописном своде «История о славянском народе и зачале Новограда», который исследовал приозерский историк Людмила Пашкина. В нем рассказывается о соратнике Рюрика - Грамота № 248Валите, карельском воеводе, который обложил данью Мурманский берег.

Еще об одном Валите упоминает Карамзин в "Истории государства Российского". Он описывает предание о Валите, записанное московскими послами около 1592 г., при проведении границы с Данией (Норвегией). Послы ссылаются на это предание в качестве доказательства, что Лапландия издревле принадлежала России: "Жил некогда в Кореле, или Кексгольме, знаменитый Владетель именем Валит, или Варент, данник великого Новагорода, муж необычной храбрости и силы: воевал, побеждал и хотел господствовать над Лопью, или Мурманскою землею. Лопари требовали защиты соседственных Норвежских Немцев; но Валит разбил и Немцев, там, где ныне летний погост Варенгский, и где он, в память векам, положил своими руками огромный камень в вышину более сажени; сделал вокруг его твердую ограду в двенадцать стен и назвал ее Вавилоном, сей камень и теперь именуется Валитовым. Грамота № 292Такая же ограда существовала на месте Кольского острога. Известны еще в земле Мурманской Губа Валитова и Городище Валитово среди острова или высокой скалы, где безопасно отдыхал витязь Корельский. Наконец побежденные Немцы заключили с ним мир, отдав ему всю Лопь до реки Ивгея. Долго славный и счастливый, Валит, именем Христианским Василий, умер и схоронен в Кексгольме в церкви Спаса; Лопари же с того времени платили дань Новугороду и Царям Московским". Интересно, что в Норвегии до сих пор в Варанген фиорде показывают туристам Валитов камень.

Следующий Валит Корелянин появляется в русской летописи в 1337 г.:  «В лето 6845. Приидоша Немци к Корельскому городу с многою силою; бяше в городе тогда воевода Валит Корелянин, и доспе Валит перевет с Немци и предал город Немцам; Немци же начаша городом владети. Новгородьци же уведавши, с всею силою своею сташа под городом июля в 3 день, в осмый же день приступиша к городу; и Валит доспе перевет к Новогородьцем, и отвори город, Новогородци же взяша свой город июля в 8, в полъдни, а Немец избиша, а иных извешаша». То есть Валит в 1337 г. был правителем Корелы.

Грамота № 130Почему же карельские правители в русских летописях всегда носят имя Валит. Вероятно оно происходит от слова vaali - выборы. То есть карельские правители того времени выбирались. Вполне может быть, что впоследствии потомки этих выборных правителей получили фамилию Валит. Так известен живший в Новгороде в 14 в. новгородский боярин Иван Федорович Валит. Причем В. Н. Бернадский убедительно показал, что карельские Валиты принадлежали к сословию новгородских великих бояр, избираясь на высшие магистратские должности в Новгороде.

Интересно, что карельские валиты не только жили в Новгороде, но и вели с Карелией обширную переписку. Об этом можно судить по находкам берестяных грамот. В них упоминаются карельские слова, названия мест и имена карел. 11 из них названы карельскими. Большинство из них найдено на «неревском конце» Новгорода на территории одной усадьбы на пересечении улиц Великой и Кузьмодемьянской.

Каменный стол со стульями на ЛиннасаариС берестяными грамотами тоже связано множество загадок. Самая старая из них № 590 относится к 1065-1085 гг.  Она содержит надпись: «Литва  встала на Корелу» (Гайдуков 1992, 81). На ней изображен интересный знак "тамга", который тогда использовался вместо печати и подтверждал официальный статус грамоты.

Необычайно интересна грамота № 292. В ней содержится текст на карельском языке записанный при помощи кириллицы: "Юмалануоли •I• нимижи ноулисеха нолиомобоу юмаласоудьнииохови". Это запись заговора против удара молнии: "Божья стрела, 10 имен твоих. Стрела та, она принадлежит Богу. Бог судный направляет". (Елисеев, 1959, с. 71). Это самый древний образец карельской письменности. А вот грамота № 130: "У Вигаря 20 локото хери безо локти. У Валита в Кюлолакши 14 локти хери. У Ваиваса у Ваякшина 12 локти водмолу и полотретиянацате локти хери. У Мелита в Куроле 4 локти хери". (Арциховский, Борковский, 1958, с. 66). Эта грамота интересна тем, что здесь упоминается Кюлолакша - деревня на берегу Ладожского озера в современном Лахденпохском районе, а в этой деревне снова Валит, вероятно местный правитель. А вот грамота № 248: "Беють челом корила Погоская, Кюлолаская и Кюриеская Господину Новугороду. Приобижены есмь с нимецкой половине. Оцтина наша и дидена ... а у нас оу Вымолчовъ господъ, а имали крецетея ... мопь и вьрьжи пограбиле, а сами есмь ... ина ... алуи 10, а оу ... (Арциховский, Борковский, 1963, с. 72—73). Здесь снова упоминаются приладожские деревни Кюлолахти и Кюрьерск (современные Тиурула и Куркиеки).

Петроглиф на камне в ВятиккеНам мало известно о социальной системе древних карелов. Но вот, что интересно. В Писцовой книге Водской пятины 1500 г. задняя Корела делится на уезды, а те в свою очередь на перевары. Вероятно это название происходит от слов perhe - семья и vaara - гора. Это остатки древней родовой системы управления карелов. У каждого рода была своя гора кяряямяки (гора совета). Род собирался на этой горе и вершил суд, выбирал своих правителей - валитов и решал важные дела. До нашего времени сохранилось множество гор с этим названием, а на некоторых из них - даже загадочные каменные сооружения - каменный стол в окружении каменных стульев.

Еще один загадочные камень находится вблизи п. Вятиккя. Петроглиф выбитый на нем может быть может быть клеймом карельского рода, которое обозначало границу его владений, а может быть доской, на которой карелы разыгрывали свои игры.

Так же мало, как и о социальном устройстве древних карелов, мы знаем об их верованиях. Пожалуй единственными источниками о них для нас служат Калевала и предисловие к псалтыри Микаэля Агриколы:

"Чашечник" из Вятиккя«Там многим идолам

поклонялись прежде.

Им служили хямяляйнены

как мужчины, так и женщины.

Тапио из леса добычу в ловушки заводил,

Ахти приносил рыбу из воды.

Вяйнямёйнен сковал песни,

Рахкой поделил луну на черное [и белое].

Лиеккиё владел травами, корнями и деревьями,

а также многим тому подобным.

Илмаринен сделал мир и воздух

 и путников вел вперед.

 Курикас давал победу в войне,

Кратти[?] заботился о товарах.

Тонту владел домоводством?],

как бес, многих доводил до бешенства.

Капе тоже ел у них луну.

Сыны Калева расчистили покосы и прочее.

Только у карел были такие идолы, которым они молились.

Ронготеус давал рожь,

Пеллонпекко помогал расти ячменю.

Виранканнос опекал овсы,

иначе бы оставались без овса.

Эгрес сотворил горох, бобы и репу,

капусту [или брюкву?], лен и коноплю.

Жертвенная чашечкаКёндёс подсеки и поля создал,

как учит их языческая вера.

И когда отсеются весной,

распивают кубок Укко.

Туда приносили чашу Укко

и допьяна упивались девицы и бабы.

Тогда учинялось там много постыдного,

так что было и слышно и видно.

Когда Рауни, жена Укко, фыркала,

сердито рычал с севера Укко.

И от этого устанавливались погода и урожай года.

Кякри прибавлял скот.

Хийси помогал одолевать леса [леших?].

Мать вод заводила рыбу в сети.

Нюркес белок давал из леса,

Хиттаванин приносил зайцев из кустов.

Разве этот народ не потерял разум,

что верит и молится всему этому.

Это черт и грех привели их к тому,

что они поклонялись и верили всему.

На могилы умершим еду носили,

там причитывали, кричали и плакали.

Покойники тоже получали от них пожертвования,

о которых заботились вдовы.

Многому другому тоже поклонялись —

камням, пням, звездам и луне.

Так еще недавно, несмотря на ученье папы,

поклонялись открыто и тайно».

Если Калевала богато представляет жизнь древнекарельских богов и героев, то о людях хранивших эти традиции, мы знаем очень мало. Пожалуй, первое упоминание о них мы встречаем во время борьбы с язычеством в 16 в. Так в "Грамоте Новгородскаго архиепископа Макария в Вотскую пятину, об искоренении языческих требищ и обрядов и проч. 25 марта 1534 г." сказано следующее:

"...и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев Чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селех по курганом и по коломищем с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны их арбуют скверным бесом...".

Более подробно об этих обрядах сказано в "Послание архиепископа Макария великому князю Ивану Васильевичу. 1534г.": "...Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы. Слышахом бо яко проста человека у себя держаху и почитаху, яко священника, его же нарикого арбуем; сей вся приношая совершения по своей прелести и детем имена нарицая...".

Карельские арбуи славились далеко за пределами Карелии. Даже древнерусское слово - арбовати (колдовать) связано с их именем.  "Арбуй — жрец. Древнерусское «арбу, арбовати» означает) отправлять языческое богослужение. Заимствовано из финского языка «arpoja» — прорицатель,  предсказатель (Фасмер, 1987, т. 1, с. 84)".

Да что русские, даже арабский географ XII века Идриси называл Карелию «страной магов на побережье».

Не зря писал архиепископ Макарий о карельских арбуях царю Ивану Васильевичу. Существует легенда, что и своим рождением царь Грозный обязан карельским арбуям. В 1573 году противник Ивана Грозного князь Андрей Курбский создал свой труд «История о великом князе Московском». Здесь он записал слухи о том, как появился на свет будущий русский царь. У его отца, Василия III, в течение 24 лет не было детей. Что только ни делали, каким только зельем и наговорной водой ни пользовались, — ничего не помогало. Василий III, по свидетельству Курбского, «искал чаровников презлых отовсюду, чтобы помогли они ему». Ко двору привозили разных колдунов, но их чары оказывались бессильными. И вот тогда послали за колдунами из Корелы. И привезли в Москву «презлых советников сатанинских». С их помощью от «прескверных семян» уродились у Василия два сына. Один из них — прелютый кровопийца. А другой — «без ума и без памяти и бессловесен». Речь идёт о будущем царе Иване Грозном и о его слабоумном брате Георгии, скончавшемся на 31-м году жизни…Это предание произвело большое впечатление на знаменитого драматурга Александра Островского. В его исторической хронике «Тушино» (1867) один из героев вспоминает о том, что Ивана IV породили на свет колдуны из Корелы…

Слава о карельских арбуях на много веков пережила их самих. А. С. Пушкин поселил злобную колдунью Наину среди финляндских скал. Другого героя поэмы «Руслан и Людмила», старца Финна, он также сделал колдуном, правда, не злым.

А на Ладожском побережье воспоминания о древних обрядах сохранились даже до 19 в. В "Народных преданиях северо-западного Приладожья собранных летом 1879 г." Теодор Загадочный камень с о. ГолыйШвинд писал: "В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя.

В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето". Интересно, что людей совершающих старинные обряды Швиндт называет "людьми русской веры". Так финны называли потомков древних карелов.

Некоторые из этих жертвенных камней можно увидеть и сегодня. На жертвенных камнях часто выбивали чашечки, чтобы помещать в них жертвы: зерно, молоко, пиво. Поэтому они получили название "чашечники". Один "чашечник" расположен в окрестностях  п. Вятиккя.

Много загадок хранит древнее карельское знание. На маленьком острове Голом, что находится вблизи о. Валаам, финский фотограф и путешественник Юха Таскинен обнаружил загадочный камень. Надпись выбитая на камне сделана на неизвестном языке при помощи загадочных символов. Может быть это весть о древней мудрости карелов.

 
 
 
 
Вернуться обратно
 

"Кирьяж" Краеведческий центр п. Куркиеки. 

 

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru