Забытый монастырь

 И. В. Петров, М. И. Петрова.

В 3-х километрах от п. Куркиеки, в заливе Лайккаланлахти расположен небольшой островок Каннансаари. Он отделен от материка небольшим проливом, поэтому получил название, которое в переводе с финского языка означает  «остров-полуостров» Когда уровень воды в Ладожском озере понижается, то можно видеть остатки каменной дамбы или моста, ведущей с материка на островок. На этом острове до 16 в. находился небольшой монастырь.

Остатки моста на монастырский остров КаннансаариО нем до нашего времени дошли лишь скудные сведения. Первое упоминание о нем мы находим в воспоминаниях соратника шведского полководца Германа Флеминга, который в 1573 г. огнем и мечом прошелся по землям Корельского уезда. В январе, под Рождество 1573 г. он сжег административный центр Кирьяжского погоста, где в наше время находится п. Куркиеки. Соратник Г. Флеминга пишет, что шведы сожгли две красивые церкви и монастырь на о. Каннансаари. Шведы замечали при этом: «Устроили русским кровавое Рождество».

Затем мы находим упоминание о монастыре в шведской налоговой книге 1590 г. В этой книге монастырские земли на о. Каннансаари упомянуты как опустевшие.

После этого в официальных документах монастырь на острове больше не упоминался.

Но народная память долго хранила предания о монастыре. В 1873 г. Теодор Швиндт, в будущем известный археолог, собирал народные легенды и предания в районе п. Куркиеки. Вот, что ему рассказали жители п. Риекала: «Во время большой войны со шведами монахи монастыря на о. Коннансаари вывезли свои ценности на шести лошадях, и утопили их у камня Сатулакиви на другом берегу пролива. Колокола с монастырской колокольни были утоплены в Ладоге у г. Ляявямяки».

Легенда о монастыре на о. Каннансаари заинтересовала Т. Швиндта, и в 1889 г. он, уже будучи опытным археологом, возвращается на остров. Вот что он пишет о нем: «Каннансаари  - небольшой остров в двух верстах от Куркиекской церкви. На нем сейчас остались только луга и поля. В северо-западной части в направлении Куркиекской церкви расположены две горы – Кууттимяки и Ляявямяки, между которыми скала Лайтурикаллио и долина Лайтурилакс. Здесь был монастырский причал. Чуть выше на острове внутри поля земля Кирккомаа, и скала Кирккомаакаллио. На каменистой горке остались две большие ямы. Здесь, видимо, и была церковь. На Кирккомаа были найдены кости и кирпичи. Вероятно, здесь было монастырское кладбище. На склоне горы Ляявятмяки обнаружил фрагменты керамики и бронзовый гребень».

На о. Каннансаари в 1888 г. побывал и другой известный археолог Аппельгрен. Около моста, соединявшего остров с материком, он нашел бронзовую чашу для святых даров.

Поклонный крест на о. КаннансаариВ 1873 г. на о. Каннансаари побывал и другой исследователь древности Салениус. Вот, что он пишет: «Если идти на лодке от Куркиекской церкви на юго-восток, через 3 версты придешь к двум мысам Куитиниеми и Ляявямяки. Между ними залив Лайтурилакс. На Ляявямяки раньше стояла церковь или колокольня. Во время нападения шведов колокола сбросили в Ладогу. На склоне Куитниеми растет липовая поросль. За Лайтурилахти тянется долина, проходящая в глубь острова с землями пригодными для земледелия. Когда крестьяне пахали там землю, из-под плуга выходили кресты, такие какие носят православные. Пастухи по весне нашли кресты, а также образ, которые я в прошлом году отдал в Общество древностей. Они были найдены в месте на поле, заросшей осокой, которое называется «Кирккомаа» - церковная земля  в юго-восточной части. Церковной землей зовется лужайка в центральной части острова между полями, ее всегда оставляют непаханой. На церковной земле плоские, продолговатые камни. Один – на восток, другой на запад. Есть там и протяженные ямы. В западной части Кирккомаа находится Киркокаллико (церковная скала). На вершине ее две ямы, стены которых сложены из камней. Здесь, вероятно стояла часовня, состоявшая из двух помещений ».

Память о своем прошлом есть долг каждого народа перед своими предками. Чтобы сохранить память об уничтоженном монастыре группа жителей из п. Куркиеки, совместно с главой администрации В. Б. Корнем установила в сентябре 2000 г. поклонный крест на скале Ляявямяки. 21 сентября 2000 г. в день Рождества Богородицы,  крест был освящен настоятелем Куркиекского и Лахденпохского православных приходов священником Георгием.

 

Вернуться обратно В начало статьи

"Кирьяж"

Краеведский центр п. Куркийоки.

Авторы:   Петров И. В., Петрова М. И.

E-mail: kirjazh@onego.ru